суббота, 3 октября 2020 г.

Песенная поэзия С. Есенина «Тебе, о Родина, сложил я песню ту»

Виртуальный вечер к 125 лет со дня рождения


В этом году 3 октября исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Сергея Александровича Есенина. 
Я хочу остановиться на музыкальном аспекте его поэзии. 
В творчестве Есенина ярко выражена любовь к деревенской России, её природе, быту и народному творчеству. В песнях на стихи поэта прослеживается фольклорное начало. 
Стихотворения С.Есенина очень лиричны, мелодичны, легко ложатся на музыку и часто исполняются за праздничным столом.



Как песенный поэт, Есенин стал известен после ухода из жизни. При жизни его был написан романс «Письмо к матери», сочиненный командиром взвода Красной Армии Василием Липатовым (1897 – 1965).Он познакомился с Есениным в Петрограде в 1924 году после одного из публичных выступлений поэта. Сам Липатов закончил позже Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано, преподавал в музыкальных школах и был аккомпаниатором в различных музыкальных учреждениях. Также Липатовым были написаны романсы на стихи Есенина «Клён ты мой опавший», «Цветы мне говорят – прощай!», «Есть одна хорошая песня у соловушки» и др. Его называли «есенинским композитором».


Творчество Сергея Есенина – это песня о Родине. Сам поэт говорил, что «нет поэта без родины». Он был тесно связан с родной землёй, народом, народным творчеством, что и определило характер поэзии Есенина. Он был сыном России. Творчество Есенина отражало все стороны русской жизни и обрело художественную неповторимость и своеобразие. Есенин и родился в песенном краю, в селе Константиново Рязанской губернии. Природа русской земли – главный мотив творчества Есенина.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(«Край любимый»)

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
(«Гой ты, Русь моя родная»)

Причем, любовь поэта к Родине не отвлечённая и пафосная, а тесно связана с родной природой.



Связь поэта с фольклором прошла через всю его жизнь. Мать его считалась лучшей песенницей в селе. Также хорошо пели и знали множество песен отец и дед Есенина. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, Н. Языкова, И. Никитина. И уже в своей ранней поэзии он использует традиции творчества этих поэтов. Есенин и сам играл на гармони. Он очень любил народные песни и проводил за ними целые дни. Поэтому многие стихи поэта написаны в песенном жанре и легко ложатся на музыку.
Выткался на озере алый цвет зари,
На бору со звонами плачут глухари,
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется – на душе светло.
(«Выткался на озере алый цвет зари»)



Но не только фольклорные традиции свойственны поэзии Есенина. Многие песни написаны как романс, причём они не только воспевают русскую природу, но и адресованы любимому человеку, а также говорят о смысле жизни. У народного артиста СССР Юрия Гуляева Есенин был одним из любимых поэтов. И на ряд стихов («Дорогая, сядем рядом», «Над окошком месяц») маэстро сам написал музыку и исполнял их в концертах.



Также музыку к стихам Есенина писал Григорий Пономаренко. В данной публикации уже есть две песни: «Отговорила роща золотая» и «Эх вы сани, сани». А у меня самой любимой стала песня «Не жалею, не зову, не плачу», которую я услышал по радио, учась в 4 классе. Меня так захватила эта песня, что я взял сборник стихов Есенина и несколько раз перечитал эти стихи.



Муслим Магомаев в конце жизни тоже обратился к творчеству Есенина. Его последней песней стала «Прощай, Баку». В ней он как бы прощается с родным городом, бакинцами и со всеми нами.



До 1989 года было мало известно стихотворение «Забава», написанное в 1923 году. На него обратил внимание Александр Малинин. И на концерте «Песня года – 1989» этот романс получил второе рождение. Сейчас ни один концерт Малинина не обходится без исполнения этой песни.



Многие песни на стихи Есенина написаны в стиле шансона. Их исполняют Андрей Бандера, Александр Новиков, Стас Михайлов, Анастасия. Романс «Вы помните» был написан Анастасией Минцковской в начале 90-х годов. Прозвучав в конкурсе песен радиостанции «Маяк», он неоднократно завоёвывал призовые места.



В наши дни к творчеству Есенина обращаются рок-музыканты. Целый альбом записала группа «Кукрыниксы», а группа «Монгол Шуудан» записала на «Русском радио» песню о Москве.
Как мы видим, к творчеству Сергея Есенина обращаются композиторы и исполнители разных жанров: от народной песни и романса до шансона и рока.
А завершить Виртуальный вечер мне хочется песней Е.Мартынова на стихи А.Дементьева «У Есенина день рождения». Андрей Дмитриевич Дементьев в своём творчестве всегда обращался к Пушкину, Есенину и другим русским поэтам.


Никита Малахов
Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Спасибо за чудесный виртуальный песенный вечер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никита Малахов3 октября 2020 г. в 18:50

      Наталия Викторовна! Я очень рад , что Вам понравилась моя авторская программа.Большое Вам спасибо! Действительно, стихи Есенина очень музыкальны. Я и сам песни и романсы на стихи поэта с удовольствием слушаю.

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »