суббота, 3 октября 2015 г.

С.Есенин: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»

К 120-летию С.Есенина


          Поэзия Есенина – это «грустная нежность души» и «глаз осенняя усталость, это «озорная непокорная отвага» и «чувства, теснящие сердце». Красота его стиха неповторима, она завораживает. Его поэзия не читается, а поётся: «золото холодное луны», «дней моих розовый купол», «руки милой – пара лебедей, в золото волос моих ныряют». Каким надо обладать талантом и гаммой чувств, чтобы создать эти строки. Он и обладал талантом, широким, вольным, какой и была его лира-душа хулигана, любимца женщин и мечтателя.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Жизнь среди раздольных полей и степей зародила в нём любовь к русской природе.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз.
А душа моя – поле безбрежное
Дышит запахом мёда и звёзд.

Уже в школе Есенин стал проявлять поэтические наклонности. «Я сочинять стал рано, лет с девяти», – вспоминал поэт. Некоторые из ранних стихов вошли в первый сборник поэта «Радуница», вышедшем в 1916 году. После окончания церковно-учительской школы в 1912 году Есенин приезжает в Москву, где становится слушателем историко-философского цикла академического отделения Московского городского университета им. А.Л.Шанявского. А также экспедитором в книготорговом товариществе «Культура», подчитчиком, а потом и корректором в типографии Сытина. Уже здесь, в столице, он становится известным поэтом, его стихи печатают тонкие московские журналы. В 1916 году Есенин был призван на военную службу. Важной вехой в его творчестве стало дальнейшее проживание в Петербурге и общение с А.Блоком, З.Гиппиус, Н.Клюевым. В его поэзии появляются религиозные мотивы, проявившиеся в цикле стихов «Сорокоуст». Здесь сквозит «грусть за уходящее, милое, родное». После возвращения в Москву создаёт цикл  «Москва кабацкая», где отражается холодная и голодная жизнь времён НЭПа.
Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово,
В чёрной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.

Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

Самая сильная сторона его творчества – лирика. Тема любви ярко отражена в цикле «Персидские мотивы», рождённом во время путешествия по Грузии и Азербаджану.
Руки милой – пара лебедей-
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.

В поэзии проявились и личные переживания поэта, отношения с любимыми женщинами. Первый официальный брак состоялся с Зинаидой Райх. Через пять лет произошло его знакомство с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Этот брак принёс ему разочарование. За границей он был прикован к жизни Дункан и был известен лишь как муж знаменитой актрисы. Несчастливым был и третий брак с внучкой Л.Толстого Софьей Толстой.
Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далёких лет.
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.

Для меня было всё тогда новым,
Много в сердце теснилось чувств,
А теперь даже нежное слово
Горьким плодом срывается с уст.



Душевный разлад, временами беспробудное пьянство, страх преследования стали результатом исповеди-поэмы «Чёрный человек».
Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою,
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…

В ночь на 28 декабря 1925 года Есенин ушёл из жизни в номере ленинградской гостиницы «Англетер». На протяжении многих лет рассматривались версии об убийстве поэта, но они так и не нашли подтверждения.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Много лет прошло с тех пор, но Есенина помнят и знают. Очень ярки воспоминания из нашей юности, когда мы мечтали о больших чувствах и красивой любви, и наши мечты вплетались в кружево есенинских строк.
Я спросил сегодня у менялы
Что даёт за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы,
легче ветра, тише венских струй,
как назвать мне для прекрасной Лалы
слово ласковое «поцелуй»?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза как яхонты горят.
Тронули сердце многих людей и романсы, положенные на стихи поэта.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым,

Ты теперь не так уж будет биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст,
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств

День рождения поэта осенью. И много своих стихов он посвящает этому времени года. Мы суетимся в своей жизни, чему-то незначительному огорчаемся и зачастую не замечаем дивной красоты природы, питающей нас энергией и наполняющей душевной гармонией. Не всегда и понимаем, что осень – это вовсе не увядание и в своём уходе на зимний покой природа прекрасна.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше не о чём.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Есенин – один из самых любимых поэтов советского времени. Любим он и сейчас за свою особую есенинскую грусть, за музыку души и чувств. Поэзия Сергея Есенина – это целый мир, который живёт, движется, и переливается всеми цветами радуги.

Читайте о поэте:
Андреев А. Есенин. – 2006
Русские поэты. – 2001
Карусель В. Суд над отроком. – Вокруг света, 2007. – №12
Аннинский Л. Конгениальная пара. – Родина, 2007. – №10
Захаров А. Художественно-философский мир Есенина. – Литература в школе, 2004. – №2
Хлысталов Э. Тайна гостиницы «Англетер». – Москва, 1989. – №7


Нина Кондрашина, заведующая библиотекой №10 «Радуга»
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »