среда, 7 июня 2017 г.

37 стихотворений о русском языке


6 июня – День русского языка (появился в 2010 году, когда департамент ООН по связям с общественностью предложил учредить праздники, посвященные шести официальным языкам организации)
 

Песня русскому языку

…Глагол времен.

Г. Р. Державин

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

А. С. Пушкин

 

Глагол времен, мой гений, мой язык,

Скрещение судеб и мужества народа,

Через тебя явила миру лик

Ответственности строгая свобода.

 

Ты — ручейком из глубины веков,

Ты — светом путеводным из тумана,

От сердца к сердцу — музыкой. Таков

Твой трудный путь к величью океана.

 

Люблю тебя всей жизнью, всей судьбой,

Всем, что прошло, и всем, что дóлжно статься.

Ты воздух мысли и мечты. С тобой

Мне до скончанья мира не расстаться.

 

Ты для меня раскидывал мосты

И озарял окутанное тенью.

И, вопреки всему на свете, ты

Учил меня родству и уваженью.

 

Горжусь тобой! Прекрасен твой союз

Объединенья наций и наречий.

Ты на вершину поднял грозный груз

Единственной надежды человечьей.

 

Костры твоей поэзии горят,

Земного братства приближая сроки,

Через тебя друг с другом говорят

Гармонии поэты и пророки.

 

Ты — тверд и гибок, нежен и силен,

Ты — соловей на ветке бересклета,

Ты — сталь и пепел, колокол и лен,

Загадка тьмы и откровенье света.

 

Из тьмы времен ты выбился на свет,

Сквозь стены отчужденья прорастая,

И обрела в твоей судьбе привет

И почву жизни Истина простая.

 

Безмерен мир, и бесконечен путь.

И нет границ для разума и воли.

И в равноправье равных зреет суть

И ясный смысл твоей завидной роли.

 

Продли в себе моей тревоги дни

И эту песню выведи к распутью.

И суть моей души соедини

С твоей великой и бессмертной сутью.

М. Дудин

 

Русский язык

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

 

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная — живуч.

 

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

 

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

 

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

А. Яшин

 

* * *

В родной поэзии совсем не старовер,

Я издавна люблю старинные иконы,

Их красок радостных возвышенный пример

И русской красоты полет запечатленный.

 

Мне ведома веков заветная псалтырь,

Я жажду утолять привык родною речью,

Где ямбов пушкинских стремительная ширь

Вмещает бег коня и мудрость человечью.

 

В соседстве дальних слов я нахожу родство,

Мне нравится сближать их смысл и расстоянья,

Всего пленительней для нёба моего

Раскаты твердых «р» и гласных придыханья.

 

Звени, греми и пой, волшебная струя!

Такого языка на свете не бывало,

В нем тихий шелест ржи, и рокот соловья,

И налетевших гроз блескучее начало.

 

Язык Державина и лермонтовских струн,

Ты — половодье рек, разлившихся широко,

Просторный гул лесов и птицы Гамаюн

Глухое пение в виолончели Блока.

 

Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему все ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублева.

 

В неповторимые, большие времена

Народной доблести, труда и вдохновенья

Дай бог нам русский стих поднять на рамена,

Чтоб длилась жизнь его, и сила, и движенье!

В. Рождественский

 

Русский язык

Русский язык! Звонких житниц запас

Собран Владимиром Далем для нас.

Только к его Словарю прикоснусь,

В душу повеет могучая Русь.

 

Буквы заглавные — что терема.

Говор живой — что держава сама.

Словно в зарницы, в страницы вглядись —

Даль развернется, откроется высь.

 

В гнездах, что пчелы, взроятся слова.

Соты медовы, в них мудрость жива.

В пашнях страниц всколыхнется страда.

Каждому слову — своя борозда.

 

Слово за словом — и слышится речь:

Родину надо крепить и беречь!

Голос за голосом — слышен народ:

Русь не согнется, вовек не умрет! ...

 

В смутах ли страшных, в нужде ли какой

Эту великую книгу открой...

А. Романов

 

Родной язык

Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! родной язык!

Мои стихи — как дым алтарный!

Как вызов яростный — мой крик!

 

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

 

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев — нежданных,

Овладевавших мной стихов!

 

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей — отзвук твой!

 

Ты ждешь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И всё ж бороться не устану

Я, как Израиль с божеством!

 

Нет грани моему упорству,

Ты — в вечности, я — в кратких днях,

Но всё ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

 

Твои богатства, по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, — ты ответствуй,

Иду, — ты будь готов к борьбе!

 

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты — Мститель мой, ты — мой Спаситель,

Твой мир — навек моя обитель,

Твой голос — небо надо мной!

В. Брюсов

 

Русский язык

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

 

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

 

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце.

 

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — бег зарницы.

 

Костер бродяг за лесом, на горе,

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

 

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

 

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

 

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

 

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем — там, в синем — о родном пороге.

 

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

 

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

 

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

 

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

 

Ты клад найдешь, которого искал,

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

 

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

 

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

К. Бальмонт

 

Русский язык

У бедной твоей колыбели,

еще еле слышно сперва,

рязанские женщины пели,

роняя, как жемчуг, слова.

 

Под лампой кабацкой неяркой

на стол деревянный поник

у полной нетронутой чарки,

как раненый сокол, ямщик.

 

Ты шел на разбитых копытах,

в кострах староверов горел,

стирался в бадьях и корытах,

сверчком на печи свиристел.

 

Ты, сидя на позднем крылечке,

закату подставя лицо,

забрал у Кольцова колечко,

у Курбского занял кольцо.

 

Вы, прадеды наши, в неволе,

мукою запудривши лик,

на мельнице русской смололи

заезжий татарский язык.

 

Вы взяли немецкого малость,

хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась

ученая важность земли.

 

Ты, пахнущий прелой овчиной

и дедовским острым кваском,

писался и черной лучиной

и белым лебяжьим пером.

 

Ты — выше цены и расценки —

в году сорок первом, потом

писался в немецком застенке

на слабой известке гвоздем.

 

Владыки и те исчезали

мгновенно и наверняка,

когда невзначай посягали

на русскую суть языка.

Я. Смеляков

 

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

 

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

А. Ахматова

 

Язык мой русский

Лингвистика — ты мысль и чувство,

одна из нравственных основ.

Как нет искусства для искусства,

так нет на свете слов для слов.

 

Лингвисты, вы средь злобных кликов,

и овраждения идей,

усыновители языков,

и побратители людей.

 

Русь подтвердила свое право

жить, не склоняя головы,

словарным вкладом Святослава,

сказавшего: «Иду на вы!»

 

И парижаночкам с присвистом

казаки, ус крутя хитро,

кричали со стремян: «Эй, быстро!» —

вот как произошло «бистро».

 

Негоже хвастаться спесиво,

но атеистам на Руси

и тем пришлось бурчать: «Спасибо»,

забыв, что это: «Бог спаси»...

 

Звуча у Пушкина так дивно,

язык наш корчится в тоске,

когда пошлят богопротивно

на нем, на русском языке.

 

Язык, наш вечный воскреситель,

не даст он правды избегать.

На языке таком красивом

так некрасиво людям лгать.

 

Как бы неправда ни крестилась,

на ней не вижу я креста.

Есть пропасть между слов — «красивость»

и «подлинная красота».

 

В сугробах гибли доходяги,

а вот Исаевич не зря

слова, забытые в ГУЛАГе,

выписывал из словаря.

 

Без словарей нам нет дороги,

не победить ни смерть, ни страх.

Со словарем нет безнадеги —

надежды скрыты в словарях.

 

Язык мой русский, снежно хрусткий,

в тебе колокола, сверчки

и поскрип квашеной капустки,

где алых клюковок зрачки.

 

Ты, и не думая зазнаться,

гостеприимный наш язык,

в себя воспринял дух всех наций,

и тем по-пушкински велик.

 

Как страшно верить в гибель мира

и вместе с ней в кошмар конца

Гомера, Данта и Шекспира,

Флобера, Твена, Маркеса.

 

Европе Азия — опора.

Страх обоюдный — позади.

Нельзя без Ганди и Тагора,

Акутагавы, Бо Цзю И.

 

Судьбой балканской озаботив,

моей Россией не забыт,

мне руку подал Христо Ботев,

там, где когда-то был убит.

 

Я с Гёте, с Бёллем не расстался,

взяв у них столькое взаймы,

но я горжусь, что на рейхстаге

по-русски расписались мы.

Е. Евтушенко

 

* * *

Язык обид — язык не русский,

А русский — не язык обид.

И никакой перезагрузкой

Не будет русский с толку сбит.

 

Загрузкой пере или недо

Такой язык свихнуть нельзя.

Он не сдаёт страну и недра,

Ни перед кем не лебезя.

 

Он не сдаёт и не сдаётся —

Звезда такая у него

Во мгле небесного колодца,

Где русской речи Рождество.

 

И этот праздник русской речи

Высокой глубью сотворён —

Как путь, где трепетные свечи

Ведут над пропастью времён.

 

Не мы — обиды инвалиды.

Мы на вселенском сквозняке

От Арктики до Антарктиды

На русском дышим языке.

Юнна Мориц

 

Родной язык

1

Дымом Севера овит,

не знаток я чуждых грамот.

То ли дело — в уши грянет

наш певучий алфавит.

В нем шептать лесным соблазнам,

терпким рекам рокотать.

Я свечусь, как благодать,

каждой буковкой обласкан

на родном языке.

 

У меня — такой уклон:

я на юге — россиянин,

а под северным сияньем

сразу делаюсь хохлом.

Но в отлучке или дома,

слышь, поют издалека

для меня, для дурака,

трубы, звезды и солома

на родном языке?

 

Чуть заре зарозоветь,

я, смеясь, с окошка свешусь

и вдохну земную свежесть —

расцветающий рассвет.

Люди, здравствуйте! И птицы!

И машины! И леса!

И заводов корпуса!

И заветные страницы

на родном языке!

2

Слаще снящихся музык,

гулче воздуха над лугом,

с детской зыбки был мне другом —

жизнь моя — родной язык.

Где мы с ним ни ночевали,

где ни перли напрямик!

Он к ушам моим приник

на горячем сеновале.

 

То смолист, а то медов,

то буян, то нежным самым

растекался по лесам он,

пел на тысячу ладов.

 

Звонкий дух земли родимой,

богатырь и балагур!

А солдатский перекур!

А уральская рябина!..

 

Не сычи и не картавь,

перекрикивай лавины,

о ветрами полевыми

опаленная гортань!..

 

Сторонюсь людей ученых,

мне простые по душе.

В нашем нижнем этаже —

общежитие девчонок.

 

Ох и бойкий же народ,

эти чертовы простушки!

Заведут свои частушки —

кожу дрожью продерет.

 

Я с душою захромавшей

рад до счастья подстеречь

их непуганую речь —

шепот солнышка с ромашкой.

 

Милый, дерзкий, как и встарь,

мой смеющийся, открытый,

розовеющий от прыти,

расцелованный словарь...

 

Походил я по России,

понаслышался чудес.

Это — с детства, это — здесь

песни душу мне пронзили.

 

Полный смеха и любви,

поработав до устатку,

ставлю вольную палатку,

спорю с добрыми людьми.

 

Так живу, веселый путник,

простодушный ветеран,

и со мной по вечерам

говорят Толстой и Пушкин

на родном языке.

Б. Чичибабин

 

Родная речь

Из вечной бронзы выкован

извечный русский выговор,

чеканное, глубокое

то аканье, то оканье.

 

Слова в иной пословице

поются, а не молвятся.

Слова звенят звоночками,

то — ёчками, то — очками.

 

Вот палочка. И палица:

Ударит — слон повалится.

Вот скрипка. Или скрипица:

играет — слёзы сыплются.

 

А речек звоны светлые!

Люблю за ними следовать:

то сетовать над Сетунью,

то с Беседью беседовать.

 

Певучими — над ёлками —

соловьими прищёлками,

родная речь, позванивай

из каждого названия!

 

Тобой, как речкой Речицей,

любая боль излечится,

твои слова, пророчица,

журчат — и слушать хочется.

В. Гордейчев

 

Русский язык

«И вся Россия — один человек». Н. В. Гоголь

 

И вновь сквозь пространства и годы,

Сомненья, боренья, бои,

Как будто подземные воды,

Я слышу движенья твои.

 

Еще слышу свист соловьиный

В твоих вековечных борах,

А то вдруг — щемящий и дивный

Раскат, так поют на хорах.

 

На празднествах русской природы,

В степях, где цветет сердолик.

И полнятся вешние воды,

И ширится русский язык.

 

И что ему, коль для отваги,

Кто ковшиком берестяным,

Кто шапкой черпнет его влаги,

Прозрачной, чуть горькой, как дым.

 

Он щедростью не обмелеет,

Впадая в верховья зари.

И лишь инозем обомлеет,

Чуть вникнув в его буквари.

 

Дивясь, содрогнется, уставясь

В какой-нибудь омут словес.

Померкнет персидская завязь,

Восточный орнамент небес.

 

Поблекнет в сравнении с вещим,

Мятежным, чумным, колдовским…

А он захохочет вдруг лешим,

Коломенским, курским, псковским.

 

А то, обретя ясноликость,

Степенно войдет в берега,

Вовек оставаясь великим,

Князь песельный, а не слуга.

 

И солнце взойдет над холмами,

Замрут голубые грома.

И власть обретет вновь над нами

Верховная трезвость ума.

А. Поперечный

 

Русский язык

От неба над страной

И до тетрадки школьной

Он весь берестяной

И великоглагольный.

 

Смысл без него немой

И безымянны вещи…

Он с детства — твой и мой

И всенародно вещий.

Е. Исаев

 

Родная речь

Поборол отеческий язык

лук татарский и немецкий штык.

Предки полегли за ратью рать,

чтобы материнской речью стать.

 

Кланяюсь родному букварю.

Русский алфавит боготворю.

В промежутке

между А и Я

уместилась вся судьба моя.

В. Шенталинский

 

Русское слово

То нежно звучит, то сурово

Высокое русское слово.

Оно, как державная слава,

Сияло в устах Ярослава.

 

Его возносил, как молитву,

Суворов, стремившийся в битву,

И Пушкин, в волнении строгом,

Держал, как свечу перед Богом.

 

Храните и в счастье, и в горе,

На суше его, и на море.

Не будет наследства другого

Главнее, чем русское слово!

В. Рачков

 

Язык наш прекрасный

Язык наш прекрасный —

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

 

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

 

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

М. Матусовский

 

* * *

Усердно русский я учил,

Дружил с ним неразлучно

Он окрылял и чаровал

Простою речью звучной,

 

Читая Пушкина стихи,

Вдыхая строчек свежесть,

С волнением в сердце я познал

Как он прекрасно нежен!

М. Ефимов

 

Русский язык

Мне последнего слова не надо.

И когда хлынет кровь под кадык.

Из меня, как чеку из гранаты,

Время выдернет русский язык.

 

И сорвёт оглушительной силой

Свет со звёзд, словно пламя со свеч.

Над воронкой, размером с Россию,

В космос вздыбится русская речь.

 

Немота перейдёт все границы.

И полмира забудет слова.

И минута молчанья продлится

Может, год, может, век, может, два.

 

Но когда кошельками моллюсков

Мир себя до отвала набьет,

Он очнется и вспомнит про русских,

Про бессребреник — русский народ,

 

Раздаривший Аляску и правду,

И поднявшийся к Богу впритык.

Мне последнего слова не надо.

Говорить будет русский язык.

 

Он из наших — последний великий

Прикрывает надежно отход.

Не иконы, а книги, как лики,

Остаются на полках высот.

 

Что хотите вы мне говорите…

Как в пространстве царит высота,

Так числом русских букв в алфавите

Измеряется возраст Христа.

 

Древним словом мы с будущим слиты.

Человечество — наш ученик.

Наш круг чтенья — земная орбита.

Наша Родина — русский язык.

 

Предвижу, какой тут поднимется крик,

И сколько великих обидятся...

Но гений один, это — русский язык.

А прочих пока не предвидится.

Л. Корнилов

 

Родной язык

Родной язык — божественное чудо.

Он нас не предавал и не предаст.

И в бедах он к нам бесконечно чуток,

И в радостях не покидает нас.

 

И так надежно искреннее слово,

Когда в душе не остается сил.

Родной язык — как оголенный провод,

Что всех славян навек объединил.

 

И свет добра, что согревает сердце,

Не мыслим без мелодий языка.

Пока мы вместе — этот мир бессмертен

И дружба наша тоже на века.

А. Дементьев

 

Стихи о русском языке

Много языков на свете разных —

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть «изюминка» своя.

 

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!

 

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!

 

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое он всё вбирал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!

 

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Михаил Крюков

 

Язык России

О, как французским усмиряли

Вольнолюбивый мой язык!

Сперва к салонам примеряли,

Но он к салонам не привык.

 

Пропахший порохом и потом,

Был на конюшню сослан он.

Протестовал там, но работал

Его кузнечный добрый звон.

 

И как от грубого наречья,

Бежали франты от него,

Лишь в песнях девичьих под вечер

Он был у дела своего.

 

Плевать на царственные залы —

Там не по-русски даже смех,

А с ним роднятся там в скандалы,

Лишь для того, чтоб молвить грех.

 

Он у кормилицы у сельской

Приют отыщет у груди

И с большей силою и блеском

Ещё предстанет, погоди!

 

Его монголы укрощали,

Плетьми стегали на бегу,

А он без жалоб и печали

Богаче стал на зло врагу!

 

Язык мой немцы сокращали,

В учителя пробравшись к нам,

От слов мужицких очищали:

Зачем России лишний хлам?!

 

Но так заботилась о русском

Не потому ль учёных рать,

Что слишком тяжкая нагрузка —

Язык как следует узнать?

 

Да мало ль кто удобной ванной

Хотел бы сделать океан?

А он безмерный разливанный,

Народу во владенье дан.

 

Ты никогда не станешь тусклым,

Не охладеешь ни на миг.

Я кланяюсь тебе по-русски,

Язык прапрадедов моих!

Алексей Марков

 

Русская речь

Я — русский. Дышу и живу

Широкой свободною речью.

Утратить её наяву

Подобно чуме иль увечью.

 

Бессмертной её нареки!

Её колыбель не забыта;

В истоках славянской реки

Сверкают алмазы санскрита.

 

Чиста, как серебряный меч

И свет в глубине небосвода,

Великая русская речь —

Надежда и счастье народа.

 

Мне снилось: пытали огнём

И тьмою тюремного крова,

Чтоб замерли в сердце моём

Истоки могучего слова.

 

Но вновь я познал наяву

Ровесницу звездного свода, —

Я снова дышу и живу

Надеждой и счастьем народа!

С. Марков

 

Русский язык

С кириллицы начав родное слово,

И изучив его от А до Я,

Нет лучшего, чем языка родного,

Пока звучит родимая земля.

 

Она звучит Есенина стихами,

Здесь Маяковский, словом режет звук,

Любимый Пушкин ежедневно с нами,

И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!

 

А сколько в прозе русского звучанья,

Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,

Ведут нас, словом к радости сознанья,

Что русские они все, как и я!

 

Благодарю Мефодия, Кирилла

За буквы, звуки, благозвучность слов,

Что к языку нам русскому привили

Огромную, бескрайнюю любовь!

О. Яковенко

 

Русское слово

«Бог-то бог, да и сам не будь плох!» —

Так вот сыспокон русский народ говорит.

Кто из родичей наших к словам тем оглох?

Кто к ним слеп? Кто на Слово сердит?

 

Сколько мы бы ни жили, а Слово всегда

Слово русское нашими молвит устами, —

Будь то Волга иль реченька та Ингода,

Что течёт в Забайкалье, — везде оно с нами.

 

Русским Словом мы с вами богаты

С прародительской, что ль, колыбели?

С ним мы с вами и сваты и браты, —

Только Словом родным мы всю жизнь богатели.

 

И роднились мы им, и спаялись мы Словом.

Неразлучна навеки с ним Родина-мать ...

Так вернёмся же к Слову, как к первоосновам, —

Станем лучше и Жизнь и себя понимать!

М. Скуратов

 

* * *

Родной язык не погубить.

Уже давно, еще сначала

Мать колыбель мою качала,

А я училась говорить.

 

И открывались, словно свет,

Мне первозданная природа

И слова «да», и слова «нет»,

И благородство, и порода,

 

Что стали домом и страной,

И колдовство прекрасных звуков —

Как ритмы музыки живой

И колыбельная для внуков.

 

Язык ничем не погубить.

Его не вырубить, не спрятать.

Язык — как смысл для слова «быть»,

Он дан и бедным, и богатым.

 

Как велико желанье жить.

И открывать глаза и душу.

И говорить, и петь, и слушать.

И восхищаться. И любить.

А. Очирова

 

Русская речь

... И опять не засну,

Снова ты до рассвета со мной.

Все тебе я верну,

Самый радостный,

самый земной.

 

Пусть разверзнется грудь

От великого счастья любви,

Ты тогда —

не забудь-

Лучшим словом меня позови.

 

Я приду —

хоть на миг —

Из безмолвья пустынных краев,

Чтобы,

встретясь с людьми,

Поглядеть на бессмертье твое.

 

Только страстно желать,

Только —

трудную веру беречь ...

Жизнь,

тебе исполать!

 

Исполать тебе,

русская речь!

А. Галин

 

В день солнечный июльский

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

 

Иду тропинкой узкой —

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

 

И в радости и в грусти —

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

А. Шибаев

 

Русская речь

Как в жаркий день

В прохладной тихой речке,

Люблю купаться

В милой русской речи.

 

И так легко, свободно

В ней плывётся,

Что рассказать о многом удаётся

Простыми, немудрёными словами,

Что от рожденья

Всюду рядом с нами.

А. Шевченко


Родной язык

Мы любим свой язык,

Храним его природу.

Не для вязанья лык

Он русскому народу.

 

Нам повторять не лень

Пословицы, частушки.

Они как в жаркий день

Прохладный квас из кружки.

 

И чист, и крепок слог,

Ядрёны поговорки,

Как удалой чеснок

Из-под зубастой тёрки.

 

Как плачет, как поёт,

Как он цветёт, играет!

Пока язык живёт,

Душа не умирает.

 

От шуток далека

Разумная природа:

Не будет языка,

Не станет и народа…

Н. Рачков

 

Русский язык

Русский язык мой, тебе посылаю

свой благодарный гражданский поклон,

с буквы заглавной тебя величаю,

гордо стоишь ты на страже времён.

 

Мама и бабушка пели когда-то,

сон навевая в мою колыбель,

часто мне сказки рассказывал папа —

звуки баюкали, словно капель.

 

Сердцем навек полюбила я книжки,

много читала в ночной тишине,

очень сердилась, когда вдруг мальчишки

слово плохое бросали при мне.

 

Русский язык — это наше богатство

и между прошлым и будущим нить,

объединил он славянское братство,

чтобы нам веру Христову крепить.

 

Соткана речь из напевных мелодий

и не предам я её ни на миг.

В памяти вечны Кирилл и Мефодий,

обогатившие русский язык!

Т. Потапова

 

Русский язык

Наш язык, средой ужаленный,

огрубел и возопил.

Слог торжественный, державинский

место — сленгу уступил.

 

Наш язык, певучий, вкрадчивый,

с азиатской буквой «Ы» —

то сверкнёт мечтой утраченной,

то расслабится, увы.

 

Наш язык, могучий некогда,

как бы лишнего хватил.

…Но — очнулся. Дальше некуда.

И, как прежде — грел, светил!

Г. Горбовский

 

Русский язык

Пускай вековая усталость

Сгибает мне плечи, но все ж

От предков с тобой нам досталось

Не только паденье и ложь,

 

Не только невзгоды и беды,

Но мудрость Божественных книг.

А с ней передали нам деды

Великое слово — язык.

 

Мы приняли это наследство,

Разящее остро, как меч,

Духовное мощное средство —

Родимую русскую речь.

 

И в сердце горит и трепещет

Той речи горящая плоть,

Звенит, словно колокол вещий:

Мария, Россия, Господь.

 

И вечное Божие слово

Нам благосвествует о том,

Что церковь есть Тело Христово,

Что Русь — Богородицы Дом.

 

Живут в нашем русском народе

Бессмертные эти слова,

Как живы Кирилл и Мефодий,

Как вера и слава жива.

Т. Егорова

 

Русский Язык

Загадочный, вещий, сакральный,

Земного с Божественным стык,

Для многих миров изначальный —

Наш Русский и Звёздный Язык!

 

И Землю ещё не родили,

И Солнце ещё не зажгли,

А русскую речь разносили

По звёздным домам корабли.

 

В нём каждая Буква — со смыслом,

В словах скрыт космический код.

Основы Божественной мысли

На нём постигает народ.

 

За это его и душили,

Вливали латинскую кровь,

А звуки, рождённые ширью,

Меняли на узкую новь.

 

Но голосом неизречённым

Он сквозь времена проступал, —

На пряслах, на древних иконах,

В металле этрусских зеркал,

 

На стенах и в росписях критских,

На храмах, ушедших на дно,

В развалинах иерусалимских —

Всегда утверждая одно:

 

Что Русь — Все Судьба и Предтеча,

Что образ её и язык

Ведут из материи в Вечность

Сквозь стон и ликующий крик.

 

Не надо учёных регалий

Тому, кто на нём говорит, —

Он слёту на камне читает,

А важный историк молчит.

 

Вам русское слово-свидетель

Ещё доказательств найдёт.

Так было! На всём белом свете

Жил русый славянский народ!

 

... И даже когда нам не слышен

Зов Бога и звёзд вдалеке, —

Мы так же речём или пишем

На звёздном родном языке.

 

И что бы мы ни написали,

Мы им посылаем письмо, —

В заветные светлые дали,

Куда нам вернуться дано.

 

А тот, кто питает надежду, —

Хоть Русь ненавидеть привык, —

Пройти вслед за нами, — пусть прежде

Он выучит Русский Язык!

Н. Зимнева

 

Великий и могучий

Он и могучий,

Он и набатный,

Сладкопевучий,

И громораскатный!

 

Он величавый,

Он и стозвонный,

Гибкокурчавый

Но непреклонный!

Он поразительный!

 

И поражающий!

Так изумительно

Многовмещающий!

 

Все, кто на нем изъясняться привык,

Любят чудесный наш русский язык!

Н. Скакунова

 

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

 

Он твой наставник — великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

 

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи русский язык!

 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи русский язык!

 

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Сабир Абдулла


Русский язык (Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. Тургенев


И бонусом один шуточный:

 

Великий могучий русский язык

Великий могучий русский

Язык показал я французу,

А он показал – французский,

А я дал месье по пузу.

Мы в бой с ним вступили близкий,

Катались, вопили, рычали…

Но тут показал нам английский

Нахальный один англичанин.

Тогда мы с французом встали

И два языка показали.

Он сразу полез с нами в драку,

И в боксе он был неслабым:

Мы с ним показали поляку,

Китайцу и двум арабам.

С трудом нас подняли прохожие…

И поняли мы, дураки:

Какие у нас похожие

Великие языки!

А. Усачёв

 

Русский язык

Родной язык! Какая красота

В его звучанье, нежном и певучем!

Так Пушкина стихи мы в детстве учим,

Запоминая, раз и навсегда.

 

Родной язык! И Лермонтов, и Блок,

Народных песен вечное раздолье,

И множество дарящих радость строк,

И строки, продиктованные болью.

 

Язык наш русский! Как ты дорог нам!

С тобой невзгоды мы преодолели.

Живи, язык, в любые времена!

Тебя сберечь — нет благородней цели!

Л. Охотницкая

Всего просмотров этой публикации:

37 комментариев

  1. Спасибо огромное за великолепную подборку! Очень пригодилась в работе. Удачи и благополучия Вам. С уважением Ольга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Очень рады, что подборка стихов о русском языке Вам пригодилась в работе! Спасибо за пожелания, заходите к нам в блог почаще, у нас много поэтических подборок и по другим темам! :)

      Удалить
  2. Подскажите, Яковенко О.Я. поэт или поэтесса??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яковенко Ольга Александровна http://vcegdaprazdnik.ru/stihi/poems-about-school/62387-stixi-o-russkom-yazyke.html

      Удалить
  3. Очень пригодилось в работе. Огромная благодарность за подборку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, коллеги! Очень приятно узнать, что стихи пригодились! Успехов в работе))

      Удалить
    2. Спасибо большое. Вы нам так помогли. У внука выпускной в Русской школе Шарлота США. Столько прекрасных стихов о русском языке! Готовимся к празднику. Нашей школе 20 лет!

      Удалить
    3. Спасибо, мы рады! С юбилеем школы Вас и Вашего внука! И пусть у Вашего внука в жизни все сложится хорошо)

      Удалить
  4. Добрый день! Не подскажите имя отчество автора стиха "язык наш перкрасный..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Автор стихотворения - Елена Витальевна Федосюк - учитель начальных классов из Астрахани. Она составитель одного из учебников по русскому языку. https://otvet.mail.ru/question/203019465

      Удалить
  5. Ещё одно стихотворение в подборку:
    Родной язык
    Родной язык – божественное чудо.
    Он нас не предавал и не предаст.
    И в бедах он к нам бесконечно чуток,
    И в радостях не покидает нас.

    И так надежно искреннее слово,
    Когда в душе не остается сил.
    Родной язык – как оголенный провод,
    Что всех славян навек объединил.

    И свет добра, что согревает сердце,
    Не мыслим без мелодий языка.
    Пока мы вместе – этот мир бессмертен
    И дружба наша тоже на века.
    А. Дементьев

    ОтветитьУдалить
  6. Большое спасибо за подборку стихов.Стихи прекрасные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за оценку подборки стихов о русском языке! Мы рады, что она так востребована среди читателей :)

      Удалить
    2. Спасибо 🥰🥰

      Удалить
  7. рассчитываю на оценку 5
    спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо огромное, уже выучил, думаю будет 5!

    ОтветитьУдалить
  9. Настала очередь 2021 года : за подборку спасибо, составляю "наполненность" акции в защиту и чистоту языка в день борьбы с ненормативной лексикой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас в блоге ко Дню борьбы с ненормативной лексикой есть 2 поста: пост со стихами о речи - День борьбы с ненормативной лексикой и пост о губительной силе брани - 3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
      Может, пригодится?

      Удалить
  10. Марина В.У., работник сельского клуба. Я не лингвист и не филолог, помню из детства: "...русский язык богат и могуч, Из уважения к предкам - не позволяйте каверкать язык Эллочкам-Людоедкам" (Маяковский В.?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина!
      Вы процитировали строки из стихотворения поэта Владимира Лифшица
      Эллочка

      В «Двенадцати стульях»
      Ильф и Петров
      Взяли ее на заметку —
      Владевшую
      Жалким десятком слов
      Эллочку-людоедку.

      Теперь она
      Говорит не так,
      И мы содрогаемся, слыша
      Полублатное словечко «чувак»,
      Заменившее слово «парниша».

      Ирма — подружка —
      К ней забежит.
      Прическа понравится Ирмина.
      И Эллочка
      В буйном восторге
      Визжит:
      «Ты причесалась фирменно!..»

      И тут же —
      Только бы ей не отстать! —
      Похвастается, наверное,
      Что вот, мол,
      Туфли сумела достать:
      «Каблучки-то, гляди... модерные!..»

      Когда кавалер ее плоско сострит,
      Он пасти закрыть не успеет,
      Как Эллочка бодро ему говорит:
      «Гениально! Двадцать копэек!..»

      Тряся телес розоватых желе,
      Которому жарко и тесно,
      Эллочка в танце шепчет:
      «Преле!..»
      (Что означает «прелестно»).

      На улицу выйдет она из кино
      И вам сообщит доверительно,
      Что в фильме
      Не все ей понравилось,
      Но...
      Все-таки было «волнительно...»

      Поведайте ей,
      Что подобных слов
      Нет ни в стихах, ни в прозе,
      Ответ у Эллочки сразу готов:
      «Вы это на полном серьезе?..»

      Русский язык
      Могуч и велик!
      Из уваженья к предкам
      Не позволяйте
      Коверкать язык
      Эллочкам-людоедкам!
      (Журнал «Юность» - 1958. - №11)

      Удалить
    2. кОверкать

      Удалить
  11. Ответы
    1. Спасибо за отклик! Рады, что подборка Вам понравилась :)

      Удалить
  12. Александр Иванович Душкин9 ноября 2022 г. в 14:22

    Болью содрогается Донбасс...

    Я полезу на нож за правду,
    за отечество, за русское слово, язык!
    В.И. Даль


    Болью содрогается Донбасс.
    В огненном кровавом бардаке.
    Здесь за то лишь убивают нас -
    Говорим на русском языке.

    Русским ты останешься Донбасс.
    В мире не найдётся такой силы,
    С кровью оторвать нас от России
    И Россия с нами в трудный час.

    Русские по крови, духу люди,
    Нас никто не сломит налегке.
    Говорили, говорим и будем -
    На родном нам русском языке.

    Александр Душкин

    ОтветитьУдалить
  13. Что такие сложные ааааа

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще-то считается, что русский язык - один из самых сложных языков мира...
      А стихотворения здесь разные, например
      Я люблю свой родной язык!
      Он понятен для всех,
      Он певуч,
      Он, как русский народ, многолик,
      Как держава наша, могуч.

      Хочешь — песни, гимны пиши,
      Хочешь — выскажи боль души.
      Будто хлеб ржаной, он пахуч,
      Будто плоть земная — живуч... А. Яшин

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »