четверг, 4 марта 2021 г.

Азбука нравственности в стихах. Удивление

 

Удивление — состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, странного, непонятного; изумление.

 

Удивление

Как благодарно удивление! Как оно безумно!

Как оно благотворно! Как прекрасен

Удивляющийся человек, хотя несколько и нелеп!

Удивление патетично.

Это большое и сложное искусство.

Не каждому оно дано.

 

Способность удивляться — это дар.

Не каждый достоин его. Оно — героично.

Что может быть на свете лучше,

чем быть удивлённым?

Сколько пользы можно добыть

Из её великой бесцельности!

 

Оно в то же время и могуче:

Оно потрясает, как электрический разряд.

Оно обильно, как тропический ливень.

Прихотливо, как ручей.

Сколько нужно наивности для того,

Чтоб извлечь из удивления

Всю его бесконечную мудрость?

 

Оно в каком-то смысле и трагично, — оно беззащитно,

Есть недруги удивления.

У них в глазах мёртвая роговица.

Они подстерегают удивление,

Чтобы настигнуть и тут же на месте убить его.

Бойтесь их!..

Есть иерархия удивлений!

Кто знает, может, мы живём

Для некоего Великого Удивления?

 

Я удивляюсь — значит, я жив.

Слава богу, нет, слава богу, я ещё способен удивляться!

Я не раз удивлялся в жизни. Как я удивлялся!

Я помню каждое своё удивление.

Ни одно из них не похоже на другое.

 

О мои удивления! Вы бескорыстны.

Я копил вас, как скряга.

Я собирал вас, я дрожал над вами.

Я ведь чувствовал, что когда-нибудь,

Раздавив ваши тяжёлые и обильные грозди,

Я добуду из них немного поэзии.

Е. Винокуров

 

Жить, удивляясь

Блистают звезды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают,

Мне очень жалко тех людей, которых

На свете ничего не удивляет.

 

Рождаются великие творенья

Не потому ли, что порою где-то

Обычным удивляются явленьям

Ученые, художники, поэты.

 

Я удивляюсь и цветам и птицам,

Хоть мне их не понять, как ни пытаюсь.

Я удивляюсь и словам и лицам,

Чужим стихам и песням удивляюсь.

 

Текут ручьи, звенят их голоса,

Я слышу моря гул и птичье пенье.

Земля нам дарит щедро чудеса

И ждет взамен труда и удивленья.

К. Кулиев

 

Миг

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

 

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

 

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так — и все не так

Через одно мгновенье.

В. Шефнер

 

Удивление

Без удивленья холодно уму.

Оно его живит и утепляет,

Пусть даже удивишься ты тому,

Что ничего тебя не удивляет.

В. Берестов

 

Другу

Не удивляйся,

Что умрешь.

Дивись тому,

Что ты живешь.

 

Дивись тому,

Что к сердцу близко

Однажды ночью голубой

Горячая упала искра

И стала на земле тобой.

 

Не скифом

И не печенегом,

Минуя сотни скорбных вех,

Ты сразу гордым человеком

Явился

В наш двадцатый век.

 

— Мы — люди.

Нас легко обидеть.

Но ты подумал ли хоть раз,

Что я бы мог и не увидеть,

Мой друг,

Твоих печальных глаз?

 

Нас, гордых,

Жизнь не стала нежить,

Нам горький выдался посол.

Мы люди,

Нас легко утешить

Напоминаньем больших зол.

 

В любви,

В крови,

В огне боренья,

Со славой тех, кто первым пал,

Сменялись,

Гибли поколенья

За это все, что ты застал.

 

Все чудо:

Солнце, весны, зимы.

И звезды, и трава, и лес.

Все чудо!

И глаза любимой —

Две тайны

Двух земных чудес.

 

Да будь я камнем от рожденья,

Я б в жажде все одолевать

Прошел все муки превращенья,

Чтоб только

Человеком стать.

 

Не удивляйся,

Что умрешь.

Дивись тому,

Что ты живешь.

В. Фёдоров

 

* * *

В море тихо.

Осень.

Ветра нет.

Вдруг рванулись крылья ветряка!

Вертолет

винтом

как вертанет —

вверх — по-стрекозиному — с цветка.

 

Удивляюсь

чуду

наверху,

солнцу, что на западе горит,

небу

и мохнатому зверьку,

что перед подсолнухом парит.

 

Удивляюсь,

знаете,

до слез!

Но и солнцу время увядать.

Сколько

мне увидеть удалось,

сколько

не придется увидать!

С. Кирсанов

 

* * *

Над головой созвездия мигают.

И руки сами тянутся к огню…

 

Как страшно мне, что люди привыкают,

открыв глаза,

не удивляться дню.

Существовать.

Не убегать за сказкой.

И уходить, как в монастырь, в стихи.

Ловить Жар-птицу

для жаркого с кашей.

А Золотую рыбку — для ухи.

Р. Рождественский

 

* * *

Никогда не перестану удивляться

Девушкам и цветам!

Эта утренняя прохладца

По белым и розовым кустам…

 

Эти слезы листвы упоенной,

Где сквозится лазурная муть,

Лепестки, что раскрыты удивленно,

Испуганно даже чуть-чуть…

 

Эта снящаяся их нежность,

От которой, как шмель, закружись!

И неясная боль надежды

На какую-то возвышенную жизнь…

И. Сельвинский

 

Удивление

          И. Сельвинскому

 

Так мастер говорил мне:

«Удиви

рифмовкой хлёсткой,

новизною стиля,

гони Пегаса вскачь,

бока сдави,

чтоб даже крылья

были в жарком мыле,

всади,

как пулю в пулю,

образ меткий,

цветок сорвать

в галопе изловчись!..»

 

А в то же время,

на ольховой ветке,

перебирая клювиком лучи,

задорную мелодию свою

скворец творил —

из воздуха и света,

бесцеремонно

между слов поэта

рассыпав озорное:

«фитью-фью...»

 

Мелодия светло вливалась в мир,

как свежесть родниковая —

в ладони...

Так незамысловато:

«фитью-фирр» —

о молодой любви своей,

о доме...

 

Не колдовством,

не трелью завитой —

тем, видно, брал,

что пел самозабвенно

о самом дорогом и сокровенном

с неслыханной доселе простотой.

 

Что это было?

Вечность или миг

я прожил,

озарённый светом горним?

Ах, как он пел,

как пел он,

чёрт возьми!

Ну как всё это

уместилось в горле?!

 

...А позже,

у невзрачной той ольхи,

забыв про сверхвысокой давление,

мне старый человек читал стихи,

в них окрыляя мудрость удивления,

так,

словно с кем-то спорил горячо.

 

И, помолчав,

добавил:

«Может статься,

на самом деле

главное вот в чём —

не удивлять собой...

а удивляться!»

Ю. Оболенцев

 

Почему не удивляемся

Почему-то без удивления

Смотрим на небо, на поля

И — восторженно,

С умилением

Пересказываем сновидения,

Хоть и в снах —

Все та же земля.

 

А деревья-то зеленые!

А в озерах

Вода в цвету!

А в воде, что стрелы каленые,

Листья длинные,

Заостренные,

Оголенные,

Опушенные...

И все тянутся в высоту.

 

В небе крылья птиц распростертые,

Тучи, радугами подпертые,

Камни скал в кореньях витых.

Видно, скалы тоже не мертвые,

Раз деревья растут на них.

 

Над рекою кручи размытые.

Я на срез отвесный гляжу,

Будто в недра земли открытые

По ступенькам цветным вхожу.

 

Налюбуюсь ли на нарядную,

Ненаглядную землю-мать,

Неоглядную,

Непарадную?..

Так всему в этом мире радуюсь,

Будто завтра его покидать.

 

И тоскливо мне одному,

Будто завтра конец всему.

А. Яшин


* * *

Удивлять и удивляться!

Восхищать и восхищаться.

Сердца теплоту дарить

И любить, любить, любить!

 

Научиться видеть звуки,

Научиться слышать краски!

Научиться просто быть

И любить, любить, любить!

 

Память, что поля и нивы,

Вдохновение — простор.

Жизни каждый миг хранить

И любить, любить, любить!

 

И не в этом ли наука?

Господи, да будет так!

В том останется порукой

Мой стихографичный знак!

Т. Травник

 

Юному жителю планеты

Попробуй, и не пожалеешь,

Коснуться неба, ты — сумеешь —

Далёких звезд коснуться, лун,

Коснуться ветра тонких струн.

Попробуй к солнцу прикоснуться

Улыбкой. Просто улыбнуться

Ему в рассветный тихий час,

Как в первый раз… Как в первый раз

 

Взгляни на мир, на дом, на руки…

Послушай звук, как звука звуки,

То в одиночку, то гурьбой

Сквозь стены, сквозь тебя проходят

Неправ здесь тот, кто не находит

Чудес. Они везде, смотри!

Они снаружи и внутри!

И синь, и гладь, и высота,

И ширь, и даль, и чистота —

Всё чудо — волшебство чудес,

Всё — щедрость пламенных Небес!

 

Попробуй, ты не пожалеешь —

Коснуться жизни. Ты — сумеешь!

Возьми карандаши, альбом:

Рисуешь солнце, небо, дом,

У дома пруд, за домом лес

И дальше — тысячи чудес!

Т. Травник


Удивление

Душу распахнув, как пальтецо,

Человечеству смотрю в лицо

И стою один пред белым светом.

Удивляться — это быть поэтом!

 

Океаны горя предо мной,

Реки счастья поят шар земной,

Век спешит, в сраженьях закаленный,

Удивительный и удивленный.

 

Голубая падает звезда,

Или самолета борозда

Расчертила поднебесья лоно, —

Я смотрю по-детски удивленно.

 

В камень бьет клюкой пенсионер.

Кто он — воин иль слепой Гомер?..

Май целует девичьи колени…

Жизнь моя— ничто без удивленья!

М. Шехтер

 

* * *

Не прекращайте жизни удивляться!

Красотам звездопадов и лесов,

Той грации, с которой кружит в танце

Последний лист под музыку ветров.

 

И шелесту травы в ночной прохладе,

Журчанью полусонного ручья,

Весне, летящей в пряном аромате,

И даже просто смыслу бытия.

 

Почти любому чудному мгновенью,

Которое не сможете забыть.

Черпайте в нем горстями вдохновенье,

Чтоб так же удивительно любить!

З. Литвинова

 

Удивление

Я об этом думаю с волнением,

я стараюсь в этом разобраться:

самое большое удивление

в том,

что мы отвыкли удивляться.

 

В самом деле, присмотритесь пристально —

о таком мечтали лишь когда-то мы:

ледокол ушёл от невской пристани

с первым в мире двигателем атомным.

 

И салюты в честь него не грохали,

были будни в час его отплытия,

и нигде не ахали, ни охали,

всё приняв, как должное событие.

 

Ещё живы те, что в конке ездили,

тихим скоростям тогдашним радуясь.

А теперь о кораблях в созвездиях

мы спокойно слушаем по радио.

 

Нас и тем не удивишь, наверное,

если завтра, в сквере под каштанами,

юноша свою подругу верную

встретит с марсианскими тюльпанами!

В. Катарсин

 

Солнечные часы

Музыка: В. Мигуля

Исп. Яак Йоала

 

Солнце, ты посмотри, какое солнце в вышине,

Солнце, оно тепло своё несёт тебе и мне,

Солнце над непогодой и невзгодами взошло,

Птичьи стаи лугам вернуло, спелость вишням дало.

 

А если удивляться, удивляться чудесам,

Распахнутого сердца не жалея,

А если жить, а если жить по солнечным часам,

То станет на земле ещё светлее.

 

Солнце в ребячьем смехе колокольчиком звенит,

Солнце в глазах любимых жарким пламенем горит,

Солнце в письме солдату из далёкой стороны,

Золотые колосья хлеба до краёв им полны.

 

А если удивляться, удивляться чудесам,

Распахнутого сердца не жалея,

А если жить, а если жить по солнечным часам,

То станет на земле ещё светлее.

 

Солнце, я знаю, солнце есть у каждого из нас,

Солнце, я так хочу, чтобы огонь его не гас,

Солнце, дарите солнце, как весенние цветы,

И увидите, к вам вернётся свет его доброты.

 

Давайте удивляться, удивляться чудесам,

Распахнутого сердца не жалея,

Давайте жить, давайте жить по солнечным часам,

И станет на земле ещё теплее.

И. Резник

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »