понедельник, 2 ноября 2020 г.

Поэт-песенник Михаил Пляцковский

 

2 ноября 2020 года свой 85-летний юбилей отметил бы известный советский поэт и драматург Михаил Пляцковский. С творчеством М.Пляцковского я был знаком с раннего детства, когда услышал по радио песни: «Ищи меня по карте», «Девчонки, которые ждут», «Чукотка», «Возьми гитару». Я знал исполнителей, но не знал, кто автор стихов к этим песням. Позже, листая песенники и слушая пластинки, а также эстрадные концерты по радио и телевидению, я обратил внимание на имя автора – Михаил Пляцковский.


  


Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года в городе Рыково (ныне Енакиево) Донецкой области. Он рано стал писать стихи. После окончания средней школы работал в многотиражке «За металл» при Енакиевском металлургическом заводе. Тогда же начал публиковать стихи в местной прессе, вёл литературную страничку в газете «Енакиевский рабочий». Одно время учился в Луганском пединституте, пробовал издавать свои сборники стихов, но в Луганске их не печатали .Друзья посоветовали Михаилу попытать счастья в Москве, и в 1960 году он туда переезжает и переводится в Литературный институт им. М.Горького ,а в 1961 году заканчивает его. Тогда же Михаил начал писать песни. Первая песня , написанная профессионально, – «Марш космонавтов» совместно с композитором С.Заславским, а известность ему принесла песня, написанная на музыку В.Шаинского «Лада», ставшая шлягером. Её исполнил Вадим Мулерман. 



 

Несколько песен Пляцковский написал для Клавдии Шульженко: «Возьми гитару»(муз.А.Лепина), «О чём шептал мне старый сад»(муз.С.Туликова). 



 

В 60-70-е годы М.Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Это была эпоха таких поэтов, как Л.Дербенёв, М.Рябинин, И.Шаферан, М.Танич, А.Поперечный, Р.Рождественский, Б.Дубровин и др. Он работает в творческом союзе с композиторами: М.Фрадкиным, С.Туликовым, В.Добрыниным, Ю.Антоновым и др.


Пляцковский много путешествовал. Поездка на Крайний Север вдохновила его .Так родились песни: «Увезу тебя я в тундру», «Морзянка», «Чукотка», «Ищи меня по карте».

 


 

Михаил Спартакович был очень позитивным человеком. Его дочь Наталья (тоже поэт) говорила об отце, что известное стихотворение «Улыбка» было самым любимым в творчестве Пляцковского. Он запомнился, как оптимистичный, никогда не унывающий человек. На всех фотографиях Михаила Спартаковича всегда присутствовала улыбка. Улыбка была не только на лице, но и в душе поэта. Такой позитив в сочетании с талантом помогли Пляцковскому добиться успехов в творчестве. 



М.Пляцковский обладал даром превращать повседневность в волшебство. Поэтом написаны такие песни для детей, как «Песня о волшебном цветке», «Если добрый ты», «Чему учат в школе», «Дважды два – четыре», «Детства последний звонок». Причём детские песни на стихи Пляцковского всегда были востребованы. На школьных линейках для первоклашек всегда исполняются песни «Дважды два – четыре» и «Чему учат в школе», а для выпускников в ритме медленного танца – «Не повторяется такое никогда». За песни для детей Михаил Спартакович был удостоен премии Ленинского Комсомола. 




 

Михаил Пляцковский оставил свой след и в драматургии. Раннее произведение – детская музыкальная комедия, написанная совместно с композитором С.Заславским «Не бей девчонок». С большим успехом во многих театрах страны прошла оперетта Е.Птичкина «Бабий бунт» по мотивам «Донских рассказов» М.Шолохова, где Пляцковский был автором либретто. А самым популярным среди детей и взрослых был мюзикл, написанный совместно с Ю. Антоновым «Приключения кузнечика Кузи». Популярные песни «Крыша дома твоего» и «Не рвите цветы» именно из этой детской сказки.



 

На стихи Пляцковского написаны многие лирические песни: «Видно так устроен свет», «Девчонки, которые ждут», «Любимые женщины», «Ягода-малина», «Если есть любовь», «Не отдам тебя другому» и многие другие.


 


 

Личная жизнь поэта сложилась удачно. Он с 1961 года и до последних дней (умер 26 января 1991 года) был женат на единственной любимой женщине Лидии Ивановне. От этого брака у них родилась дочь Наталья – журналист и поэт-песенник (псевдоним Просторова), автор известных песен «Розовые розы», «Не забывайте друзей», «Кубики», «Холода, холода». Сейчас живёт в США.

Песни на стихи Михаила Пляцковского до сих пор популярны и востребованы. Они звучат в эстрадных концертах по телевидению и на музыкальных радиостанциях («Русское радио», «Шансон», радио «Дача» и др.). 



 


Почитайте вместе с нами стихотворения Михаила Пляцковского:

 

Мой дед

Если вдруг придется туго,

Друг спасет от разных бед.

Очень я похож на друга,

Потому что он мой дед.

С дедом мы по воскресеньям

Держим путь на стадион,

Я люблю пломбир с вареньем,

А мультфильмы любит он.

Краны, спутники и пушки

Разбросал я по углам.

Дед приносит мне игрушки,

А играет в них он сам.

Батальоном оловянным

Дед командует: «Вперед!» —

И ведет к далеким странам

Мой бумажный пароход.

Лыжи мы купили с дедом,

На снегу они скрипят.

Я плетусь за дедом следом

На виду у всех ребят.

Не могу понять я все же,

Удивленья не тая,

Кто из нас двоих моложе —

То ли дед мой, то ли я?

Наши мамы самые красивые

Песня улетает в небо синее

Из большого школьного окна.

Наши мамы, самые красивые,

Песню подарила им весна.

Больше не дымит зима порошею,

Солнце к нам заглядывает в класс.

Наши мамы самые хорошие –

Кто об этом знает лучше нас!

Белые, как перья лебединые,

Вдаль плывут пушинки облаков.

Наши мамы самые любимые

В мире, полном звёзд и васильков!

Радуги играют переливами,

Светят над просторами земли…

Наши мамы самые счастливые –

Это мы в глазах у них прочли!

 

АнтиТы и АнтиЯ (шутка)

Дорогая! Недоступна мне загадка бытия.

Неужели в антимире есть и вправду антиЯ?

 

Неужели в антимире есть и вправду антиТы.

Вот такая же блондинка сумасшедшей красоты?

 

Может, носит туфли тоже там, в далеком далеке,

Тридцать пятого размера на высоком каблуке?

 

А быть может, нос ровнее и характер золотой

У волшебной, недоступной, неизвестной антиТой?

 

Или также брови хмурит, рассуждая о вине,

И ревнивый взгляд бросает бедолаге антиМне?

 

Хорошо бы, дорогая, землю грешную любя,

На какой-нибудь планете встретить вдруг антиСебя.

 

Хоть не знаю результата, но спросил бы я зато:

АнтиЯ, кто твой соперник? Интересно, антиКто?

 

И тогда назвал бы имя мне двойник моя, антиЯ….

Очень жаль, что недоступна мне загадка бытия!

 

Это, вероятно, от усталости

Это, вероятно, от усталости

На твоем лице тоски печать?

Мы с тобой еще успеем в старости

Друг на друга тихо поворчать.

Время для ворчания останется,

Обещай веселой быть и впредь.

Мы с тобой еще успеем в старости

Жизнь по телевизору смотреть.

И не рви мои ты письма в ярости,

Долго не держи на сердце зла.

Мы с тобой еще успеем в старости

Срочные откладывать дела.

Случая другого не представится -

Не вернемся в молодость опять…

Мы с тобой еще успеем в старости

 

ЭПИГРАММЫ

 

ОДНОМУ СТИХОТВОРЦУ

Ну что поделать можно тут?

Других тебе предпочитают.

Ты песни пишешь — не поют,

Стихи слагаешь — не читают.

Не потому ли, страшно зол,

Ты вдруг в сатирики пошел?

Но и твоя сатира вдвое

Бездарней, чем все остальное.

 

ОДНОМУ ПЕРЕВОДЧИКУ

Твоих трудов не тронут годы,

Бессильна времени печать.

О, как ты любишь переводы…

На ближней почте получать!

 

ОДНОМУ КРИТИКУ

Книгу с автором заодно

Не щадишь, предвкушая победу,

Помня правило только одно:

Дорога ложка дегтя к обеду.

 

ОДНОМУ МОЛОДОМУ ЛИТЕРАТОРУ

Увы, в какой-то день и в час какой-то

Узнаешь ты, собрат одной из муз,

Как развито святое чувство…. когтя

У лиц, входящих в творческий Союз.

 

ОДНОМУ ПОДЛЕЦУ

Тебя назвать бы надобно скотиной -

И я назвал бы без обиняков,

Но сдерживаем той простой причиной,

Что жаль коров обидеть и быков.

 

Девушка моей мечты

Назывался фильм трофейный «Девушка моей мечты».

Шпингалетов не пускали. Ну а я был шпингалет.

Так отчаянно хотелось и любви, и красоты

Мне, мальчишке тех суровых, тех послевоенных лет.

А кассирша заявила: «Ты сначала подрасти…» -

И в окошечке сверкнула желтой фиксой золотой.

От обиды оставалось только чубом потрясти,

Что в ту пору был кудрявый, от природы завитой.

Не хватало разреветься! Но себя я в руки взял

И, решительным движеньем подтянув свои штаны,

Безбилетным зайцем все же прошмыгнул с толпою в зал -

Да простит меня за это вся милиция страны!

На экране улыбалась — мне и всем — Марика Рокк.

Та любовь была такая, что смотрел я не дыша.

Я от глаз ее огромных оторвать своих не мог,

Просто в пятки уходила юная моя душа.

…Я шагал домой счастливый под покровом темноты,

И от запаха сирени чуть кружилась голова…..

А потом всю ночь мне снилась девушка моей мечты,

Очень схожая с Наташкой из шестого класса А!

 

 

А у вас есть любимые песни или стихи Михаила Пляцковского?

 

Никита Малахов 

библиотека № 26 им. Л. Татьяничевой

Всего просмотров этой публикации:

15 комментариев

  1. С его книжкой "Солнышко на память" я в прямом смысле слова СПАЛА, подложив её под голову-)))))...Замечательный поэт и человек, фактически мой идеал. По многим его стихам видно, что он комплексовал из-за своего небольшого роста...Эх, знал бы он, что есть такие, как я, кто такой рост просто обожает! А ещё нравится его порядочность и верность, был хорошим семьянином и отцом - мне таким богатством, увы, не похвалиться-((((....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам огромное за память, за такие теплые слова о замечательном поэте и что дополнили наш пост такими живыми черточками Михаила Пляцковского)

      Удалить
    2. Спасибо Вам за отклик!
      Конечно же, добавлю!
      Особенно хочу Михаила Спартаковича поблагодарить за сотрудничество с самым моим любимым коллективом-ВИА - это "Самоцветы"-1, ни же впоследствии "Пламя". Это Люди Моей Судьбы, лучше ансамбля для меня никогда не было, нет и не будет! Михаил Спартакович был того же мнения, и лучшие из своих шедевров он создал именно для них ("Увезу тебя я в тундру", "Не повторяется такое никогда", "Ещё раз про любовь", "СИНИЦА", "Скажи, скажи", "Ледовитый океан", "Ленинградская баллада", "Чего не знаю - того не знаю", "Ты спроси у ручья", "Дорога железная", "Земля отцов" и прочие).
      В доказательство тому - личный рейтинг композиторов, составленный самим Михаилом Спартаковичем НА ЕГО ВЗГЛЯД, который мне где-то попался на глаза. Без разрешения публикую:
      1. Первое место - Владимир Шаинский.
      2. Второе место - Никита Богословский.
      3. Третье место - ....ЮРИЙ ПЕТЕРСОН!
      И даже не Марк Фрадкин, и не Серафим Туликов....
      Вот так вот!
      Ну, я-то Юрию Леонидовичу и первое бы отдала-)))))))).

      Удалить
    3. Интересный рейтинг!
      Значит, М. Пляцковский, В. Шаинский – «Улыбка», «Чему учат в школе», «Дважды два четыре», «Лада», «Через две зимы», «Дорога железная» и др.
      М. Пляцковский, Н. Богословский «Кукушка», «Молодость песней станет», «Без тебя», «Школьные товарищи», «Есть у каждого звездный час», «У нас на заставе», «Пехота есть пехота» и др.
      М.Пляцковский, Ю. Петерсон «Синица», «Скажи, скажи, чего ты ждешь…»
      Спасибо!

      Удалить
  2. Госпожа Аршба15 марта 2023 г. в 06:09

    Спасибо, это снова я - теперь уже не аноним-))).
    А ещё сюда же песня Никиты Богословского "В шахтёрском общежитии", где солирует как раз Юрий Петерсон - прошу заметить, ученик Марка Бернеса!

    А у Михаила Спартаковича в свою очередь есть великолепные стихи памяти Марка Наумовича. Их многие знают. Вот они:

    Живёт на свете голос, записанный на диски,
    На узкие дорожки магнитофонных лент.
    И слушая тот голос, грустят телефонистки,
    Становятся добрее пожарник и студент.
    Живёт на свете голос. Его кладут на полку.
    По праздникам из шкафа пластинки достают.
    И, делая волшебной обычную иголку,
    Вдруг песня озаряет размеренный уют.
    Живёт на свете голос чуть хриплый и знакомый
    Улыбчивого Кости из фильма давних лет.
    Живёт на свете голос - и в горле слёзы комом,
    Что он живёт, тот голос, а человека нет.
    Живёт на свете голос, волнуясь, беспокоясь,
    Он любит, ненавидит, в динамики дыша.
    Живёт на свете голос, такой привычный голос, -
    И в голосе артиста живёт его душа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что напомнили о стихотворении памяти Марка Бернеса. Этим стихотворением М. Пляцковского мы завершали пост Марк Бернес – великий труженик эстрады и кино, посвященный великому артисту.

      Удалить
  3. Госпожа Аршба15 марта 2023 г. в 06:20

    Но всего дороже мне, конечно же, стихи юмористические - они отражают психологию нас, жизнерадостных оптимистов. К сожалению, маловато нас по жизни осталось. Но Михаил Спартакович был как раз таким. И я тоже такая.

    Так что дарю на память (как то самое солнышко) вот это.

    Истории с постскриптумом

    История первая

    Однажды маркиза из замка Бривон
    Супруга с презрением выгнала вон,
    Поскольку маркиз, потеряв свою волю,
    Большое пристрастье имел к алкоголю.
    P.S. Вот так и страдает от женских капризов
    Немало мужчин. И не только маркизов.

    История вторая

    Однажды на площади Древнего Рима
    Толпа лицедеев играла без грима,
    Поскольку торговец в положенный срок
    Доставить помаду и пудру не смог.
    P.S. Представьте, с тех пор кое-где и поныне
    Косметику трудно найти в магазине.

    История третья

    Однажды в далеком кавказском ауле
    Невесту при свете луны умыкнули.
    Конь скрылся в ущелье, уздечкой звеня,
    И вторило эхо подковам коня.
    P.S. Подумайте только: невест воровали!
    Джигитов таких нынче встретишь едва ли.

    История четвертая

    Однажды пирату по кличке Милага
    В конверте пришла деловая бумага.
    Его приглашали явиться в тюрьму,
    Но буквы неведомы были ему.
    P.S. Беда бы могла с тем пиратом случиться,
    Коль стал бы он грамоте с детства учиться.

    Постскриптум от Аршбы.
    ...Как же я забыла - есть ещё одна забавная история, связанная с М.С.!
    В 1985 году меня как круглую отличницу и примерную ученицу должны были принимать в пионеры - и не где-нибудь, а на самой главной площади города Новгорода Великого (тогда - просто Новгорода; а я оттуда), у Вечного огня.
    Но этого не случилось. Приём в пионеры состоялся без меня. А я его...благополучно проспала! Поскольку чуть не всю ночь слушала только что подаренную мне пластинку "Приключения кузнечика Кузи"! Помню, не оторваться было, несмотря на все уговоры идти ложиться спать-))))))......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, что открыли читателям нашего блога еще одну грань творчества позитивного поэта Михаила Пляцковского. И не теряйте жизнерадостность и оптимизм! Всего Вам самого доброго!

      Удалить
  4. Госпожа Аршба23 марта 2023 г. в 16:09

    А вот эти стихи - просто как лозунги, которые надо бы на каждой стене выбить золотыми буквами. Лучше просто никто не сможет сказать!
    Справедливость
    В Индии, где кремирован Ганди, лежит плоский камень. Одна фраза на нём: «Есть справедливость».

    На чёрном камне гордые слова
    Рукой умелой высечены твёрдо.
    Простая надпись временем не стёрта.
    Есть справедливость. В нас она жива.
    Её найдут, из пламени спасут,
    Есть справедливость - это наше право,
    Всегда и всюду торжествует правда,
    Высокий, самый, самый честный суд.
    Есть справедливость, мир стоит на ней,
    В её ладонях - колыбель земная
    И проще жить, определённо зная,
    О том, что злу - час от часу трудней.
    Как свет звезды, как ветер и вода,
    Как ночь и утро, как зима и лето
    Есть справедливость, нужно верить в это.
    Настойчиво. Отчаянно. Всегда.
    Есть справедливость, Всё же есть она,
    За выслугою лет не упразднилась.
    Кто ищет, тот находит справедливость,
    И будет так - в любые времена!

    Это стихотворение положил на музыку и исполнил известный бард Александр Харчиков.

    Имя «Меня сделал Гицелин» (надпись на мече XII века)

    Досужих языков
    Не стоит опасаться.
    Под тем, что совершил,
    Не бойся подписаться.
    Не каждому дано
    Стать мастером известным.
    Но имя у тебя
    Должно остаться честным.
    Кому-то на земле
    Нужна твоя работа.
    Быт может, за неё
    Тебя похвалит кто-то.
    Всё делай для других,
    Как для себя, надёжно.
    Лишь так и можно жить,
    Иначе - невозможно.

    И Вам тоже всего самого доброго и спасибо за такой тёплый приём!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Эти и многие другие стихи Пляцковского встречаются в подборках Азбуки нравственности в стихах и во многих постах блога. надо только указать в строке Поиск Пляцковский

      Удалить
    2. Вадзинская Е.В.13 апреля 2023 г. в 18:20

      Это Аршба, то есть снова я. Под настоящей фамилией-))).

      Только и набираю, но, увы, находится его крайне мало.
      А ведь у него ещё и поэмы есть - "Казачонок", "Зелёные глаза деревьев", "Глоток неба". У меня-то есть, а в Сети нет совсем!
      И тиснула бы их здесь для вас, но...наверно, места маловато на сайте. Да и надоела я Вам, наверно. Но что поделаешь - люблю ведь....

      Удалить
    3. Екатерина Викторовна, рады вновь видеть Вас в нашем блоге!
      Да, в комментариях места маловато... А если Вы напишите гостевой пост на наш блог о Пляцковском - как раз и поэмы можно будет разместить)

      Удалить
  5. Госпожа Аршба11 июня 2023 г. в 06:29

    К сожалению, у меня нет и никогда сможет быть электронной почты, потому что я научена горьким опытом в прямом смысле этого выражения...и спам, и взлом пришлось познать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Викторовна, а если рассмотреть такой вариант? Вы приносите написанный пост в любую библиотеку Вашего города и просите отправить на наш электронный адрес. И Ваш адрес не требуется, и Вы побольше рассказываете нашим читателям о своем любимом поэте)

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »