среда, 21 сентября 2022 г.

20 осенних стихотворений Геннадия Шеховцова

Хотелось бы познакомить читателей блога с творчеством уникального поэта Геннадия Ивановича Шеховцова. Он родился 29 декабря 1957 г. в селе Нижнее Шеховцово Курской области. Стихи начал писать ещё в детстве. Окончил Тамбовский институт химического машиностроения, трудился инженером в отделе культуры администрации Знаменского района. Работал, пока его не настигла страшная болезнь — рассеянный склероз, приведшая к полной неподвижности. Но это не помешало ему писать стихи, издавать сборники с помощью хороших добрых людей. Они о жизни, Родине, природе, временах года. Красивые, грустные, мелодичные, не зря на многие из них написаны песни. Шесть книг стихов за четырнадцать лет — это подвиг. Человеческое мужество, патриотизм, любовь к Родине, высокая духовность и успехи в литературном творчестве были высоко оценены не только его читателями. В 2012 г. поэт стал лауреатом премии Тамбовской области имени Е. А. Боратынского. В октябре 2015 г. на собрании Тамбовского отделения Союза писателей России Геннадий Шеховцов был единогласно принят в писательскую организацию. 27 февраля 2020 г. Геннадий Иванович ушёл из жизни.

 

Осенняя грусть

Вот и август закончился, вскоре

Дням горячим наступит конец,

Снова станут холодными зори,

В дальний путь соберётся скворец.

 

Золотые кленовые слитки,

И с берёзок — резная листва.

Снова осень у нашей калитки

На дорожке плетёт кружева.

 

До озноба, до дрожи вдыхаю

Ароматы родимой земли,

И рыдают, на юг улетая,

В поднебесье опять журавли.

 

В своём пёстром наряде гуляет

По тропинкам лесным листопад.

Облетая, печально вздыхает

Друг давнишний мой — старенький сад.

 

Он дарил мне весной вдохновенье,

Когда в белом цвету утопал,

И стихов моих новых рожденье

Ранним утром он первый встречал.

 

А теперь вижу: яблони, сливы

Лижет жёлтое пламя огня,

И природа палитрой красивой

И пьянит, и волнует меня.

 

Будто белых овечек отары,

Облака гонит ветер-пастух,

И осенней мелодии чары

Синим вечером трогают слух.

 

Межсезонье

И не лето уже и не осень ещё —

Межсезонье какое — то, право,

И стекает закат с бледно — розовых щёк

В луговые посохшие травы.

 

И вчера первый лист, желтокрыл и летуч,

Невесомый, всё падал и падал,

И не ласков уже ветерок, а колюч,

Обжигает тревожной прохладой.

 

И на небе с утра облака, как стога,

И луч солнца, как редкая птица,

Вдруг уронит перо золотое к ногам.

То, что вьюжной зимою приснится.

 

Я стою у реки, где седой водоём

Свои волны у ног моих гасит.

Скоро бархат лесов разноцветным шитьём

Рукодельница — осень украсит.

 

И с природою я, как частица её,

В межсезонье грущу одиноко.

Отчего, не понять, вдруг сердечко моё

Затоскует о чём-то далёком.

 

И щемящей волной вновь наполнится грудь,

Растечётся по венам устало.

Просто лето уже завершило свой путь,

Ну а осень ещё не настала.

 

Осенние противоречия

Ветер в косы берёзкам вплетает

Солнца луч догоревшего дня,

В парке клён у реки облетает,

Медью листьев звеня и звеня.

 

Улетая, волнуются птицы:

Все ль вернутся сюда по весне?

Грусть с небес ручейками струится,

Растворяясь в закатном огне.

 

Покружат над родимой сторонкой

И умчатся в предутренний свет,

И три стройные ели — девчонки

Долго машут руками им вслед.

 

В шали кутаясь, ёжатся ивы,

И рябит величавая Цна,

И слова так пусты и так лживы,

Лишь глаза всё расскажут сполна.

 

Я стою на пороге разлуки.

Слов не нужно, они ни к чему.

Я люблю твои краски и звуки,

А за что, я и сам не пойму.

 

Мне так нравится звон листопада

И багряность горящих лесов,

Саксофонов пьянящих прохлада

И печальные вздохи басов.

 

Меня осенью мучает что-то,

И я вновь в неладах сам с собой,

Оттого, что я жажду полёта

И боюсь расставанья с тобой.

 

Чувство радости с чувством тревоги

В эти дни в моём сердце живут,

То весельем поманят дороги,

А то слёзы нежданно придут.

 

Мгновенье, ты прекрасно!

С дивной осенью вас, с листопадом,

С чистым небом, бездонным и синим.

Я смотрю опечаленным взглядом —

Журавли покидают Россию.

 

И прощальные грустные звуки,

Как и прежде, приносят тревогу,

И, как крылья раскинувши руки,

Я хочу вместе с ними в дорогу.

 

По садам запылали рябины,

И как свечка берёзка сгорает.

И, как будто, совсем без причины,

На ресницы слеза набегает.

 

Снится мне в эти чудные ночи

Родников голубая прохлада,

Васильков лучезарные очи, —

Всё, чему так душа моя рада.

 

Позабыв про свои неудачи,

Здесь отыщешь и ты вдохновенье,

Не скрывая улыбки, не пряча,

Скажешь ты: «Как прекрасно мгновенье!»

 

Сентябрь

Когда он, словно сказочная птица,

Роняет перья жёлтые с крыла,

И осень вновь звонит в колокола,

И беспричинно слёзы на ресницах,

Спешу с природой воедино слиться:

Бегу опять на самый край села,

Будить зарю — она же проспала,

Под звуки дивные так сладко спится.

 

И первый луч, пробив седую мглу,

Отдергивает будто занавески,

Спустившись по дубовому стволу,

Роняет вниз алмазные подвески,

И притаившись, как колдун в углу,

Плетёт паук резные арабески.

 

Осенние приметы

В листве трепещут капельки рассвета,

Над лесом розовеют облака,

Я слышу лёгкий шёпот ветерка:

«Начало сентября, промчалось лето».

 

Хотя земля теплом ещё согрета,

В туман, как в шаль, закуталась река,

Дрожат тревожно пальцы тростника,

И в каждом вздохе осени приметы.

 

В лугах звенит пожухшая трава,

Собравшись в стаи, птицы улетают,

Их крики, как прощальные слова,

В душе моей печально замирают,

И стало быть, она ещё жива,

Коль эти звуки слёзы навевают.

 

Как эта осень хороша!

Уносят лето журавли,

В свои права вступает осень,

Крик долетает до земли,

Застряв в верхушках стройных сосен.

 

В бескрайнем небе облака,

Собрав в стада, гоняет ветер,

И ивы тонкая рука

К воде потянется под вечер.

 

А во дворе кудрявый клён

Листочки звонкие роняет.

Он той, в которую влюблён,

Свои записки посылает.

 

Опять брожу по сентябрю,

Шуршу опавшею листвою

И провожаю в путь зарю

Вечерней тёплою порою.

 

Как эта осень хороша!

Мне сердце лаской согревает,

И изумлённая душа

Восторга даже не скрывает.

 

Осенний свет

Плачет в небе опять журавлиный косяк,

А над Цной дремлют ивушки-сони.

Чудным светом заря расцвела, словно мак,

И листок пожелтевший в ладони.

 

Нежно руки рябинам целует рассвет,

Сыплют золото ивы на плечи.

Как божественно чист этой осени свет.

Ах, как в сердце тревогу он лечит.

 

Я люблю этих дней разноцветный салют,

Ветра тёплого мягкие руки.

А какое добро в наши руки несут

Лучезарные светлые звуки.

 

Есть у нас в сентябре дивных красок пора,

Навевает то радость, то слёзы.

Тихо падает лист, как частичка костра,

И, как свечи, сгорают берёзы.

 

Неприметно бежит вдоль опушки лесной

Ариадниной нитью тропинка,

А на ветке искрящейся зябкой волной

Легкокрыло дрожит паутинка.

 

Еле слышно родник что-то шепчет вдали,

Кто-то будто меня окликает.

Сяду рядом и чувствую силу земли,

Её кровь в мои вены втекает…

 

Если вдруг в январе холод душу скуёт,

Вьюгой белой в окно постучится,

Не печалься, сентябрь снова в гости придёт,

А пока пусть он только приснится.

 

Одинокий листок золотой

Вот и осень, хлеба уже скошены,

В небе тучки толпятся гурьбой,

Все дорожки листвой припорошены,

И на ветках — туман голубой.

 

В октябре ещё солнышко радует,

Хоть и редко, но светит порой.

На берёзке дрожит, но не падает

Одинокий листок золотой.

 

Ранним утром спешу я к знакомому,

С детства милому мне роднику,

Угостит он водою студёною

И развеет по ветру тоску.

 

Ах, земля моя, с птицами вольными

Отпусти мою душу в полёт,

Пролететь над полями раздольными

И увидеть, как солнце встаёт!

 

Сколько вместе дорог уже пройдено!

Я делил с тобой радость и грусть,

Моя милая малая родина,

Моя светлая, тихая Русь.

 

Музыка родного края

Дорожки в парке ветерок утюжит,

Тревожит слух опавшая листва.

Мне осень снова голову закружит,

Нашёптывая нежные слова.

 

Гуляю вновь аллеею дубовой,

Бегут с пригорков жёлтые ручьи,

Прикрыла шалью празднично-парчовой

Берёзка плечи хрупкие свои.

 

Надела бусы яркие рябина,

Горит огнём рубиновый наряд…

И облака легки, как пелерина,

В осеннем небе стайками парят.

 

Стою опять у Цны зеленоглазой,

Где косы ив целуются с волной.

Я посвящаю трепетные фразы

Тебе мой край, любимый и родной.

 

Мою любовь словами не измерить —

Она светла, как звёздочка, в ночи.

И в добрый час, и в дни лихой потери

Она в душе, как музыка звучит.

 

Осенняя тревога

Вновь над Знаменкой осень колдует,

У опавших берёз ворожит,

Стройный тополь ей руки целует

И, как юный мальчишка, дрожит.

 

Устилает листвой золотою

Все тропинки, бегущие вдаль.

И кружит над остывшей рекою

Белокрылою птицей печаль.

 

Пятипалые звёздочки-слезы

Клён роняет в ладони земли,

И в садах осыпаются розы,

И торопятся в путь журавли.

 

И в душе моей тоже тревога,

Но она и чиста, и светла…

Проводить тебя снова в дорогу

Выйду я и старушка-ветла.

 

На прощанье сплетём наши руки

И к щеке прикоснёмся щекой.

Незаметно пройдут дни разлуки,

И опять я увижусь с тобой.

 

Осенняя мелодия

Заплутал я средь чудного звона,

Заблудился в знакомой глуши,

Слышу музыку в этой тиши —

Это листья срываются с клёна.

 

Как в аккорды сливаются ноты,

Так листок за листочком кружит,

И душа вдруг, как лист, задрожит,

Словно птица, готовясь к полёту.

 

Что-то чистое, нежное что-то

Тронет струны заветные вновь,

И опять мир наполнит любовь,

Как укрывшая лес позолота.

 

Это осень — души композитор,

В руки вновь «Страдивари» взяла,

И потоки добра и тепла

Лечат боль в чьём-то сердце разбитом.

 

Где-то там, в поднебесье высоком,

Журавли обронили свой плач,

И ты слёз своих светлых не прячь,

Под сосною застыв одинокой.

 

То мелодия осени милой

Тихо бродит меж жёлтых берёз

И тревожит мне душу до слёз,

И волнует с неистовой силой.

 

Утро светлой тоски

Полог леса, как купол собора,

Разноцветной расписан листвой,

Осень небо полощет в озёрах,

Перелески залив синевой.

 

Рассыпает по рощам узоры,

Птичьи трели на все голоса

И на тёплых ладонях Авроры

Спелой ягодой рдеет роса.

 

Я иду по знакомой тропинке,

Путь до места совсем недалёк.

Вижу, бьётся в сетях паутинки

Солнца луч — золотой мотылёк.

 

В поднебесье тревожатся птицы,

Будоража осенний покой.

И сердечко готово разбиться,

Переполнившись светлой тоской.

 

И на крик журавлиного клина,

Откликаясь печальной волной,

Плачет девочка в красном — рябина,

Плачет девочка вместе со мной.

 

Осень-скрипка

Зацепилось солнце за макушки сосен,

Слух тревожит ветер шелестом страниц.

Я в твои ладони собираю осень

И целую нежно трепетность ресниц.

 

Осень нас с тобою манит чудной сказкой,

Постелив под ноги праздничный ковёр.

Укрывает плечи тихой жёлтой лаской,

И пьянящий воздух сладок, как ликёр.

 

Закружилась в танце ты с берёзкой тонкой,

Вы в нарядных платьях, словно две сестры.

И, застряв в причёске, золотисто-звонко,

Полыхают листья, будто бы костры.

 

Светит чистым светом мне твоя улыбка,

И в глазах весёлых пляшут огоньки.

И волнует сердце звуком осень-скрипка,

И поют, как флейты, сладко родники.

 

Нам с тобою осень счастье обещает

И соприкасает наши две щеки,

Нас с тобою осень на любовь венчает

И навек сплетает крепко две руки.

 

Отчего?

В нашем парке праздничную шаль

Торопливо осень обронила.

Мне легко, лишь светлая печаль

В моё сердце тихо накатила.

 

Слышу, как на цнинский перекат

Друг за дружкой волны набегают,

Вижу, как малиновый закат

На верхушках клёнов догорает.

 

Как листок, сорвавшись с высоты,

То парит, то словно замирает.

Как узоры дивной красоты

На тропинках ветер собирает.

 

Грею душу ласковым огнём

У костра сгорающей рябины,

А душа то плачет ни о чём,

То ликует просто, без причины.

 

Без причины? Даст ли кто ответ,

Отчего стою я, замирая?

И берёзка долго машет вслед,

В путь неблизкий осень провожая.

 

Осенний букет

Из опавшей листвы собери мне букет —

Дней осенних улыбку цветную.

В нём и солнца тепло, и пьянящий рассвет,

Исцеляющий душу больную.

 

В доме лучшую вазу найди для него

И поставь к моему изголовью.

И когда, кроме грусти, совсем ничего,

Пусть он сердце заполнит любовью.

 

Я как будто опять среди жёлтых берёз,

Попаду к листопаду в объятья.

Где закат облакам лепестки алых роз

Сыплет прямо на белое платье.

 

И когда за окном непогоды разгул,

И тоска меня смутная гложет.

И когда сам себе я, наверное, лгу,

Он, как друг, бескорыстно поможет.

 

Он, как пламя костра, отдаёт мне тепло

И ладони озябшие лижет.

И не в счёт холода, и метелям назло

Дни весенние ближе и ближе.

 

В белом платье черёмух закружится май,

И улыбчивы станут вдруг лица.

Просто веры в добро никогда не теряй

И окупится это сторицей.

 

Долгожданная встреча

Разыгрался предутренний ветер,

Клонит ивы к студёной реке.

Лес нарядный прозрачен и светел

Разноцветным пятном вдалеке.

 

Где-то грустно аукает осень,

Провожая растаявший клин,

Бродит между берёзок и сосен,

Между клёнов и ярких рябин.

 

Почему в сердце столько тревоги,

Когда мы расстаёмся с тобой?

Ты ведь тоже роняешь под ноги,

Как слезинку, листок золотой.

 

Не решить этой вечной задачи,

Ведь прощаться всегда тяжело,

Нам не больно, но мы всё же плачем,

Хоть в душе и тепло, и светло.

 

Улетай же скорее, не мучай,

Разрывает печаль мою грудь,

Улетай же с попутною тучей,

Пусть Господь охраняет твой путь.

 

А когда возвратишься, страданья

И печали мы можем унять —

Долгожданное наше свиданье

Наши души согреет опять.

 

Осеннее покаяние

Колючий ветер бьётся в рамы,

Синицы ранние пищат,

А за окном берёзки — храмы

Сусальным золотом горят.

 

Настала осень золотая —

Для утончённых душ приют,

И журавлей далёких стаи

Бальзам мне на сердце прольют.

 

Природа — Божье сотворенье.

Мне так легко в святой тиши.

И листьев редкое паденье —

Слова молитвы для души.

 

В своих грехах я честно каюсь

Среди желтеющих берёз

И Божьим слово умиляюсь,

Умывшись солью поздних слёз.

 

Я вспоминаю вздохи мамы —

Уроки жизни непростой...

А за окном берёзки — храмы

Сияют краской золотой.

 

Не тороплюсь...

Опавший лист тропинку занесёт,

Засыплет в парке золотом аллеи,

Скворец, прощаясь, песни допоёт,

Под тёплым солнцем ивы разомлеют,

И снова осень в гости позовёт,

И я печалью светлой заболею.

Позволь мне в зиму унести с собой

Твой небосвод лазурно-голубой.

 

Волнуясь, стаей птицы собрались,

Тревожным криком утро разбудили,

На юг далёкий снова понеслись,

Их в путь неблизкий сосны проводили.

Ты, улетая, всё же оглянись,

Бокал любви с тобой мы не допили,

Я в своём сердце грусть не погашу,

Я только вслед рукою помашу.

 

Расстанусь скоро с этой красотой,

Укроют реки белые туманы,

И воздух ароматный и густой

Меня закружит запахом медвяным.

Успею прошептать тебе: «Постой,

Не береди разлукой мои раны:

Не тороплюсь сказать тебе «прощай»,

Хочу лишь слышать «здравствуй» и «встречай».

 

Октябрь

Срывает ветер жёлтые листы

И птичьи стаи к югу отправляет,

И журавлиным криком замирает

Печаль, упав на зябкие кусты.

 

Как жаль мне этой дивной красоты,

Которая безудержно так тает,

И будто снегом душу заметает,

И бьются, как хрусталь, мои мечты.

 

Стою среди пылающего леса,

Разлукой сердце не хочу терзать,

В верхушках клёнов праздничная месса,

И слов застрявших в горле не сказать,

И мелкий дождик — паренёк-повеса

Горячей влагой брызнул мне в глаза.


Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Очень красиво. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рады, что Вам понравилась подборка осенних стихотворений Геннадия Шеховцова! В нашем блоге много поэтических "страничек" - читайте вместе с нами в любое время года :)

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »