суббота, 23 октября 2021 г.

Азбука нравственности в стихах. Ябедничество

 

Ябедничество — склонность клеветать, наговаривать, оговаривать кого-либо, сплетничать и ссорить людей. Отрицательное поведение, кляузничество, доносительство, осведомительство, фискальство, наушничество

 

Анонимщик

Анонимщик в глаза

Ничего вам не скажет.

Но его анонимная клевета,

Словно уголь потухший,

Не сожжёт, так измажет.

Так и хочется крикнуть в сердцах:

— На черта!

 

На черта мы боимся пустых анонимок,

За которыми часто —

То подлость, то ложь.

Ишь строчила строчит!

От усердия вымок,

Опозорить кого-то ему невтерпёж.

 

Если вправду уж больно тебе захотелось

Заклеймить, обличить —

Встань и прямо скажи.

Есть в народе моём одержимая смелость —

Бесконечное мужество чистой души.

 

Я бы всех анонимок бумажные тонны

Собирал по стране и в утиль бы сдавал.

Можно было, к примеру, издать Сименона

Или книжицу «Правил хорошего тона»,

Иль иной в гигиене полезный товар.

 

Эй, вы скрытые некто — без лиц и фамилий!

Пусть писания ваши не будут вам впрок!

А скажите — вы душу свою не помыли

Перед тем, как берётесь за чистый листок?!

А. Дементьев

 

Человечек

Ниже травинок, тише овечек,

прячась в каракуль воротника,

ходит по городу человечек

с тусклой душонкой клеветника.

 

Где-то разжившись новейшей сплетней,

он уже всех оббежать спешит.

С вами здороваясь, прямо в передней

сплетней последней ошеломит.

 

Он позвонит вам, не глядя на ночь.

Голос елейный — слаще халвы:

— Предупреждаю: Иван Иваныч

где-то кому-то сказал, что вы…

 

Утром, едва дождавшись рассвета,

Ивану Иванычу в телефон

спешит он выложить, будто где-то

вы говорили о нем, что он...

 

В полночь, воздвигнув очки на носик,

в этот лирический поздний час

почерком мелким строчит доносик

на Ивана Иваныча и на вас.

 

Льёт на бумагу в привычной спешке

грязных помоев целый каскад:

вы, мол, подлец, а товарищ Кешкин

у тёщи за ужином пил мускат!..

 

Так он живёт где-то рядом, возле

низкой травы и тихой воды,

В дом ваш тихонько входит, и после —

грязью ложатся его следы.

 

Ну-ка его — на чистую воду!

За ушко — на солнышко наших дней!

Будет трудней ему год от году,

с каждым часом — ещё трудней.

 

Я представляю, как наши дети

вдруг удивятся, узнав из книг,

что некогда существовал на свете

доносчик, сплетник и клеветник!

Ю. Левитанский

 

Клеветник

Он только тем и знаменит,

Что он повсюду письма пишет

И в этих письмах тех чернит,

Кто рядом с ним живет и дышит.

 

В нём ни стыда, ни чести нет —

Он всех преследует и травит.

Любой полученный ответ

Он без ответа не оставит.

 

И с клеветой, и с клеветцой

Он предстает перед законом,

Где — беззащитною овцой,

Где — волком, где — хамелеоном.

 

Он тонко маскирует ложь

И склоки сеет, как заразу.

Его не сразу разберёшь,

Раскусишь и поймёшь не сразу!

 

Он — «справедливости родник».

А между тем на самом деле

Он просто-напросто гнойник

На чистом и здоровом теле!

С. Михалков

 

Клевета

Она ползёт, она шипит змеино.

Метёт углы шершавым языком.

И тянется по следу длинно-длинно.

И к дому подбирается тайком.

 

И по дорожке заспанной, полночной,

Когда стоят все двери под крючком,

Она крадётся к скважине замочной

И оловянным пялится зрачком.

 

Потом идёт по городу судачить.

Живых и мёртвых исподволь бранить.

Ей надо всё вокруг переиначить.

Пересобачить. И перечернить.

 

Ей надо сделать сильного бессильным.

Людскую радость завистью скосить.

И в мелкозубой ярости крысиной

Слушком поганым душу укусить.

 

И спрятаться. И в тайнике безвестном

Скрипеть пером, ползучим и тупым.

Ей надо сделать честного бесчестным.

Мечту бескрылой. Зрячего слепым.

 

О, дай мне время, зрение такое,

Чтоб за сто вёрст найти наверняка

Стреляющего подлою строкою,

Укрытого в норе клеветника.

 

Он стОит слёз, он столько стоит крови,

Что я — в людскую веря доброту —

Без лишних слов, без долгих предисловий

Рубил бы языки за клевету!

С. Островой

 

И в детях правды нет...

И в детях правды нет…

В них тоже есть притворство.

Война, как эскимо,

для них в кино сладка.

В них — крошечный вождизм,

в них — чёрное проворство,

расталкивать других

локтями у лотка.

 

Когда я вижу в них

Жестокости зачатки,

конечно, их самих

я вовсе не виню

в том, что они порой

волчата — не зайчатки,

хотя у них пока

бескровное меню.

 

Что старый подхалим!

Но лет пяти подлиза,

но ябеда лет в семь —

вот что меня страшит.

Мой сын, кем хочешь стань, —

хотя бы футболистом,

но человеком будь!

И это всё решит.

 

Поверь, что я тебя

ничем не опозорил.

Не сразу ты поймёшь,

но в пору зрелых лет,

что лишь отцовский страх

кощунственно позволил

сказать такую ложь:

«И в детях правды нет...»

Е. Евтушенко

 

За что люблю я стукача

1

Россию не пускать туда, Россию не пускать сюда,

Над нею требуя суда!.. Стукач в расцвете, господа,

И на Россию он стучит, не ведая стыда.

 

Стукачество — бессмертный труд, его таланты не умрут,

Они, как очевидцы, врут, — характер их геройски крут,

Стукач заряжен правотой, он — деятель святой!

Стукач Россию победит, он — креативный эрудит,

 

И денег даст ему бандит, навеки даст, а не в кредит.

За что люблю я стукача?.. За то, что он звездит!

Стукач — он пламенный трибун, и слог его горяч,

Победно ржёт его табун, стуча пешком и вскачь.

 

За что люблю я стукача?.. За стук его удач!

Его удачи так стучат, успехи так торчат,

Что вдохновляют стукачат, мальчишек и девчат,

И на Россию настучат плеяды стукачат.

 

За что люблю я стукача?.. За то, что на страну

Он героически стуча, берёт стихи, струну,

Доносы дивные строча не на меня одну.

 

2

Нет победы без врага,

Торжества — без пирога,

Нету леса без берлог,

Брюк — без дырочек для ног.

 

Нет обмана без вранья,

Дыма нету без огня,

Нет кометы без хвоста,

Нет сирени без куста.

 

Нету солнца без луча,

Нет больницы без врача,

Не свистит ноздря без носа

И донос без стукача!

 

Звери могут без пальто

И без цирка шапито,

Не стучать стукач не может,

Он без этого — никто!

 

Нет базара без тряпья,

Нет Москвы без воробья,

А стукач для пользы дела

Настучит и на себя!..

 

Шеи нет без головы,

Без трусов — слоны и львы,

Нет харизмы без понтов,

А стукач на всё готов!

 

Самого себя любя,

Настучит и на себя

И проглотит табурет,

Чтоб улучшить свой портрет.

 

3

Люблю «правозащитных» стукачей,

Их револютость пламенных речей,

Люблю их святость, вопиющую во мрак,

Где не Россия вляпалась в Ирак,

А также в зверство африканских драк.

 

Люблю «правозащитных» стукачей,

В особенности — шоковых врачей:

То недошок у них, то перешок,

Но достают Россию до кишок,

Чтоб ей надеть на голову мешок

И хохотать, стирая в порошок!..

 

«Правозащитных» стукачей люблю,

Они российский мрак сведут к нулю:

Они начнут с нуля, вовсю руля,

Начнут с нуля, Россию обнуля,

Руля Россией Полного Нуля,

Такой молоденькой и новенькой страной,

Такой страной, на голову больной,

Которой нет на карте ни одной.

 

В стране уютной Полного Нуля

Нас в 10 раз уменьшат (счастья для!),

Врагам Нуля — расправа и петля,

Их просто растерзает (счастья для!)

Обком «правозащитных» стукачей,

Ливийских и египетских ночей,

Обком России Полного Нуля.

Ю. Мориц

 

Живут в России стукачи...

Живут в России стукачи,

стучать им в наслаждение,

Никто их прежде не учил,

они стучат с рождения.

 

В них с детства всем была беда,

а им шепнуть-по нраву.

Все им кричали: «Ябеда, —

и были в этом правы.

 

От ябеды до стукача

дорога не прямая,

И долог путь до палача,

но словом убивают.

 

Хочу вам пожелать удач,

но помните вы всё же —

Стучит по-прежнему стукач

и не стучать — не может!

Г. Варшавский

 

Разговор с доносчиком-клеветником

На улице встретившись с клеветником,

Что пишет на всяких «смутьянов» — доносы,

Я в морду ему сильно дам кулаком,

Чтоб хлынула кровь у него бы из носа.

 

На грудь наступив ему, грозно скажу:

«Я с подлыми не церемонюсь врагами —

Где раки зимуют, тебе покажу!»,

И больно его отпинаю ногами.

 

Да, кто-то «Бандит!» на меня закричит,

Возможно, я руганью буду обложен;

Но с теми, кто кляузы подло строчит,

Иной разговор для меня невозможен.

М. Крюков

 

Про Свету

 

1. Во дворе

Во дворе играют дети

В прятки и в пятнашки.

Все играют, только Свете

Некогда бедняжке!

 

Есть у этой Светы дело:

Поглядела на ребят

И сейчас же разглядела —

Каждый в чём-то виноват!

 

— Поглядите, тётя Катя,

Ваша Зина смяла платье! —

— Ой, смотрите, Пётр Ильич,

Ваш Серёжа взял кирпич!

 

— Зоя Дмитревна, у Мити

Руки грязные — глядите! —

Вот какой ужасный двор —

Плохи все, как на подбор!

 

2. У Светы день рожденья

Для иного день рожденья —

Это просто наслажденье:

Полон стол сластей,

Полон дом гостей!

 

А для Светы день рожденья —

Только лишнее хожденье.

Позовёт гостей-ребят,

Все хохочут и шумят,

А пока игра идёт,

Света ходит взад-вперёд:

 

— Мама, Вася звякнул ложкой!

Мам, Олег мяукнул кошкой!

Мама, Глеб толкается!.. —

Гости обижаются.

 

Вот попробуй поиграй-ка

Там, где ябеда хозяйка!

И ребята просят мам

Развести их по домам.

 

Сидит наша Света одна.

В квартире — покой, тишина:

Никто уж не звякает ложкой,

Никто не мяукает кошкой,

И даже никто не толкается,

А Света... ревёт - разливается!

Е. Серова

 

Сонечка

Тронь ее нечаянно —

Сразу: — Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

 

Ой, я укололась! —

Слышен Сонин голос.

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

 

Дома снова жалобы:

— Голова болит…

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

 

Сговорились мальчики:

— Мы откроем счёт,

Сосчитаем жалобы —

Сколько будет в год?

 

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

А. Барто

 

Мне грустно

Мне грустно. Папе на меня

Нажаловалась мама.

Конечно, я не слушался

И вел себя упрямо,

Но можно было шлёпнуть

И даже накричать...

Сама меня учила:

Не ябедничать!

С. Махотин

 

Ябеда

Мама папе рассказала,

Что я часики сломала,

На обоях начертила

И квадратик, и кружок,

Другу Лёше подарила

На прогулке свой флажок,

Что я топала, кричала,

Что она со мной устала…

И сказала я тогда:

— Наша мама —

ЯБЕДА!

Е. Раннева

 

Ябеда

Отчего же мне не плакать,

Отчего же мне не злиться?

За вихор меня таскает

Младшая моя сестрица.

 

Я не ябеда, но всё же

Нечего махать руками.

Если папа не поможет,

Буду жаловаться маме.

Е. Стеквашова

 

Ябеда

У сороки на хвосте

Все лесные новости,

Кто проходит, с кем и где,

И с какою скоростью.

 

Села рядом на сосне

И болтает — ябеда!

Ну, не нужно это мне,

Я пришёл по ягоды.

 

Эй, пора бы улетать,

Нечего подглядывать,

А то будешь всем болтать,

Где нашёл я ягоды.

О. Бундур

 

Ябеда

У меня соседка в классе,

Настоящая беда,

Всё рассказывает маме,

Потому что ябеда!

 

В школе дёрнул за косичку,

Рассказала завучу,

Что ношу в кармане спички,

И уроки не учу.

 

От неё ни где не скрыться,

Ничего не утаить,

Если мы играем в салки,

Постоянно мне водить.

И. Смолевский

 

Ябеда

Есть у нас девчонка Светка —

Хуже вражеской разведки!

Для чего у Светки уши?

Чтобы всех вокруг подслушать!

Для чего она с глазами?

Чтоб подсматривать за нами!

 

Воспитателям Светлана

Всё доложит: «Марь-иванна!

Представляете, у Вани

Жук засушенный в кармане,

А в другом кармане булка!

Коля гвоздь принёс с прогулки

И потом на тихом часе

Сделал дырочку в матрасе.

 

А за ужином Аркаша

Молоко отдал Наташе,

А она ему за это

Откусить дала котлету.

Иванов Петрову снова

Говорил плохое слово,

И поссорилась Марина

Из-за куклы с Катериной!»

 

Как нам это надоело!

Надо срочно что-то делать!

Проучить решили Светку —

Отлупить её в беседке!

 

Только мы её схватили

И к беседке потащили,

Запищала Светка тонко:

«Я готовлюсь стать шпионкой,

Я ни в чём не виновата!

Вы поверьте мне, ребята!

Я как будто в окруженье

Проводила наблюденье,

А потом для Марь-иванны

Составляла донесенье!»

 

Все ребята удивились

И от Светки отступились.

А она тому и рада,

Ей как раз того и надо!

Побежала прочь Светлана:

«Марь-иванна! Марь-иванна!

А они меня схватили!

И почти поколотили!

Вы от них меня спасите!

Хулиганов накажите!»

 

Но сказала Марь-иванна:

«Мне не жаль тебя, Светлана.

Ты сама себя, подруга,

Наказала по заслугам:

Вместе все, а ты одна —

В этом лишь твоя вина!»

 

Плачет ябеда-Светлана,

Льёт сердитую слезу:

«Я на вашу Марь-иванну

Марь-петровне донесу!»

Н. Зубарева

 

Ябеда

Петя жалуется маме:

Я живу, как в мелодраме.

В классе не с кем мне дружить.

А без друга, как прожить?

 

Все девчонки задаваки,

А мальчишки — забияки.

Не берут меня в игру,

Обзывают - Цэ.Рэ.У.

 

Почему со мной не дружат?

А ведь я других не хуже.

Никогда, нигде не вру,

Только правду говорю.

 

Вот Захаров спрятал в парту

Две хлопушки и петарду.

А вчера Давыдов Мишка

В класс принёс живую мышку.

 

Его брат, противный тоже,

Постоянно строит рожи.

А Тимоха, наш сосед,

Молчаливый домосед.

 

Почему со мной не дружат?

А ведь я других не хуже.

Я не вру, как Булкин Гошка.

Мам, скажи, что я хороший.

 

— Ты, конечно, сын хорош!

И на Тимку не похож.

Почему с тобой не дружат?

Ты ж, как Булкин. Даже хуже.

 

— Мам, поверь мне, я не вру.

Только правду говорю.

Мама грустно сыну — Да…

Ты хороший...ябеда.

Л. Курзаева

 

Ябеда-Корябеда

На площадке суета —

Значит, всё в порядке!

Дети весело шалят

И играют в прятки.

 

Слышен звонкий

Детский смех.

И машин катанье...

Только это не для всех.

Очень грустно Тане...

 

Таня любит выдавать

Детские секреты.

И прозвали все её —

«Ябедой» за это...

 

...Юрка спрятался под стул.

И помыл ботинки.

Он сегодня мяч пульнул

Прямо в окна Зинки.

 

Как же можно промолчать?

Силы не хватает!

— Юрка дома, под столом...

Он... переживает!

 

Рассказала, как могла,

Правду и неправду...

— Что так много приврала?

Ябеда-Корябеда!

 

Юрке выдали ремня...

 —Будешь ты подглядывать?

Ох, получишь у меня!

Ябеда-Корябеда!

Н. Базалицкая

 

Ябеда

Появилась в нашем доме,

на четвертом этаже,

новый житель, некто Оля,

её знают все уже.

 

Она ябедничать любит

и болтает языком.

С ней совсем никто не дружит

И обходят все кругом.

 

Не зовут её с собою,

словно от беды бегут.

В доме Ябедою Олю

вместо имени зовут.

 

Не живёт ли в вашем доме,

на каком-то этаже,

может быть, такая Оля,

вам знакомая уже?!!

Л. Богданов

 

Ябеда-Корябеда

Маша съела ягоду,

Ягоду немытую.

Проглотила Ябеду,

Ябеду сердитую.

Злюка — прыг

Под язык.

И давай учить

Ябеды строчить:

— А сестра Наташка

Уронила чашку!

Брат уроки не учил,

Двойку в школе получил!

Сашка мячик не давал!

Вовка курточку порвал!

Удивляется Наташа:

— Что случилось с милой Машей?

Стала ябедою вдруг,

Рассердила всех подруг!

Маша, бедная, ревёт:

— Не открою больше рот!

Не хочу быть Ябедой,

Ябедой-Корябедой!

Рот закрыла на крючок.

И — молчок!

Целый день молчала.

Ябеда — скучала.

Разобиделась на Машу.

И…

Нырнула в простоквашу,

Лишь открыла Маша рот.

Простоквашу скушал кот.

И мяучит, и фырчит.

Может — ябеды строчит?

Но

От ябеды-котишки

Нет обиды ребятишкам.

Кто же, право, разберёт,

Что рассказывает кот?

Вот!

И. Дружаева

 

Лидка — ябеда

В классе Лидка — ябеда,

Ябеда-корябеда.

Я с ней вовсе не дружу,

Просто рядышком сижу.

 

И не знаю, братцы,

Куда теперь деваться?

Всё увидит и расскажет,

Про своих подружек даже.

 

Подложили кнопку ей,

Отучить чтобы скорей.

Она села, тут же встала,

Но ни слова не сказала.

 

Теперь ходит и молчит,

Ничего не говорит.

Отучили ябеду,

Ябеду-корябеду.

Н. Федосеева

 

Ябеда

А он упал и прямо в грязь,

Она чуть-чуть не подралась.

Володя ваш почти не ел.

Ваш Юpa очень тихо пел.

 

Про всех всё знает, все расскажет.

О чем не спрашивают даже.

И за такой-то честный труд

Девчонку «ябедой» зовут.

В. Кодрян

 

Мамин секрет

Что со мною? Я не знаю.

Всех подряд я осуждаю.

Говорю: «Подружка Юля —

И лентяйка, и грязнуля.

 

Маша вечно с мамой спорит,

Как сорока тараторит.

Аня тети Надина —

Ябеда и жадина.

 

Этот — тонкий, некрасивый,

Этот — толстый и ленивый».

Всех подряд я осуждаю,

Как исправиться — не знаю.

 

Кто поделится секретом?

Кто поможет мне советом?

Ни минуты нет покоя!

Что случилось вдруг такое?

 

Мама головой качает,

Мне тихонько отвечает:

«Надо просто всех любить;

Как захочешь осудить —

 

Эти мысли удержи,

Сразу же себе скажи:

«А сама?» ...Всего два слова,

Только много в них такого,

 

Отчего ты оробеешь,

Что-то вспомнив, покраснеешь.

Больше друга не осудишь

И всегда спокойной будешь».

 

Мама мне секрет сказала,

Я его вам рассказала,

Я его вам рассказала,

Мамочку поцеловала.

Е. Королёва

 

Люба-ябеда

Во дворе у нас беда.

Появилась ябеда!

Две косички, юбочка:

Это наша Любочка!

Все про всех всегда расскажет:

— Вася сажей кошку мажет!

 

Я все видела, я знаю,

Достоверно подтверждаю!

Рассердился Вася:

— Я ей шёрстку красил!

 

Люба смотрит за порядком:

Ах, как ябедничать сладко!

— А вот там Дениска едет

На чужом велосипеде!

 

Говорит Денис: — Любаша!

Мне дала его Наташа

Покататься на «чуть-чуть»,

Через пять минут вернуть!

 

Люба строго оглянулась,

Оживилась, встрепенулась:

-— Безобразие, смотрите!

На берёзу лезет Витя!

 

На глазах у Вити слёзы:

— Это вовсе не береза,

Это — мостик капитана!

Вот когда я взрослым стану,

 

По морям я поплыву,

А тебя не позову!

Люба к бабушкам бежит,

Бантик розовый дрожит:

 

— Женя с Вадиком подрались

И в песке все извалялись!

А на самом деле Женя

Лишь показывал движенья.

 

Если вдруг придется туго,

И не будет рядом друга,

Вадик сможет защититься,

Надо только научиться!

 

Говорят ребята грубо:

— Ну и ябеда ты, Люба!

Нам такая не нужна,

Вот играй теперь одна!

И. Гурина

 

Ябеда

Любит жаловаться Таня

На подруг и на друзей:

Опоздал на завтрак Ваня,

Грузовик сломал Сергей.

 

Нина вкусную котлету

Отдала тайком коту.

Грушу не помыла Света,

А несёт её ко рту.

 

Предложила я Татьяне:

— Попрощайся-ка с друзьями,

Посиди чуть-чуть одна,

Поразмыслить ты должна.

 

— Без друзей я не хочу,

Я, пожалуй, помолчу!

 

Песни:

 

Ябеда-корябеда

Музыка: Е. Крылатов

 

Чуть чего — от Миши слышат

Только жалобы всегда.

И зовут недаром Мишу

Ябеда-корябеда.

 

Ой, беда, ой, беда,

Если в классе ябеда,

Если в классе ябеда,

Ябеда-корябеда.

 

Уронили Мишу на пол,

Он заплакал, как малыш. —

«Приведу я в школу папу,

Вот тогда ты поглядишь».

 

Ой, беда, ой беда,

Если в классе ябеда,

Если в классе ябеда,

Ябеда-корябеда!

 

Если он во время матча

Не получит сразу пас,

То бежит он в школу, плача:

«Будет сказано про вас».

 

Ой, беда, ой беда,

Если в классе ябеда,

Если в классе ябеда,

Ябеда-корябеда!

 

Тише! Тише! Рядом Миша!

Рта не надо раскрывать.

Если только он услышит,

Всем тогда несдобровать.

 

Ой, беда, ой беда,

Если в классе ябеда,

Если в классе ябеда,

Ябеда-корябеда!

Ю. Энтин

 

Ябеда-корябеда

Музыка: Ю. Кудинов

 

Мишка с Колькой подрались.

Ну, бывает, заигрались.

Их директор наказал.

Вот откуда он узнал?

 

Ой, беда, беда, беда!

Если рядом ябеда.

Если рядом ябеда.

Ябеда-корябеда!

 

Вот бумажный самолётик

Полетел и тюк! В животик.

Крики, стоны, ухожу!

Я всё маме расскажу!

 

Милый, скромный мальчик Юра

Обозвал девчонку дурой.

Ну, нечайно… сорвалось.

Та: Ага!.. И понеслось…

Ю. Кудинов

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »