пятница, 20 мая 2022 г.

35 песен о Волге


Волга в сердце впадает мое

Музыка: Б. Савельев

 

Катятся волны в бескрайнем просторе.

Музыку Волги Россия поет.

Кто сказал, что Волга

впадает в Каспийское море?

Волга в сердце впадает мое.

 

С Волгой делили мы радость и горе,

Грозно над нею вилось воронье.

Кто сказал, что Волга

впадает в Каспийское море?

Волга в сердце впадает мое.

 

Душу тревожит величье немое,

Волжских седых вечеров забытье.

Кто сказал, что Волга

впадает в Каспийское море?

Волга в сердце впадает мое.

 

Будут качаться рассветные зори,

Будет от солнца искриться жнивье.

Кто сказал, что Волга

впадает в Каспийское море?

Волга в сердце впадает мое!

М. Пляцковский

 

Течет река Волга

Музыка: М. Фрадкин

 

Издалека долго

Течёт река Волга,

Течёт река Волга,

Конца и края нет.

Среди хлебов спелых,

Среди снегов белых

Течёт моя Волга,

А мне семнадцать лет.

 

Сказала мать: «Бывает всё, сынок.

Быть может, ты устанешь от дорог.

Когда придёшь домой в конце пути,

Свои ладони в Волгу опусти».

 

Издалека долго

Течёт река Волга,

Течёт река Волга,

Конца и края нет.

Среди хлебов спелых,

Среди снегов белых

Течет моя Волга

А мне уж тридцать лет.

 

Твой первый взгляд и первый плеск весла.

Все было, только речка унесла.

Я не грущу о той весне былой,

Взамен её — твоя любовь со мной.

 

Издалека долго

Течёт река Волга,

Течёт река Волга,

Конца и края нет.

Среди хлебов спелых,

Среди снегов белых

Гляжу в тебя, Волга

Седьмой десяток лет.

 

Здесь мой причал, и здесь мои друзья —

Все без чего на свете жить нельзя.

С далеких плёсов в звёздной тишине

Другой мальчишка подпевает мне:

 

Издалека долго

Течет река Волга,

Течёт река Волга,

Конца и края нет.

Среди хлебов спелых,

Среди снегов белых

Течёт моя Волга,

А мне семнадцать лет...

Л. Ошанин

 

А я без Волги просто не могу («Волга»)

Музыка: Е. Мартынов

 

А я без Волги просто не могу!

Как хорошо малиновою ранью

Прийти и посидеть на берегу

И помолчать вблизи ее молчанья.

 

Она меня радушно принимает,

С чем ни приду - с обидой иль бедой...

И все она, наверно, понимает,

Коль грусть моя уносится с водой.

 

Как будто бы расслабленная ленью,

Течет река без шума, без волны.

Но я-то знаю, сколько в ней волненья

И сколько сил в глубинах тишины.

 

Она своих трудов не замечает,

Суда качает и ломает лёд,

И ничего зазря не обещает,

И ничего легко не отдает.

 

А я без Волги просто не могу!

Как хорошо малиновою ранью

Прийти и посидеть на берегу

И помолчать вблизи ее молчанья.

 

Куда б меня судьба ни заносила,

Я возвращаюсь к волжским берегам.

И рада Волга - красоту и силу

Она с волной несет к моим рукам.

А. Дементьев

 

Песня о Волге

Музыка: И. Дунаевский

 

Словно тучи, печально и долго

Над страной проходили века,

И слезами катилася Волга —

Необъятная наша река.

Не сдавалась цепям и обманам

Голубая дорога страны, —

Незадаром Степан с Емельяном

Вниз по Волге водили челны.

 

Красавица народная, —

Как море, полноводная,

Как Родина, свободная, —

Широка,

Глубока,

Сильна!

 

Много песен над Волгой звенело,

Да напев был у песен не тот:

Прежде песни тоска наша пела,

А теперь наша радость поет.

Разорвали мы серые тучи,

Над страною весна расцвела,

И, как Волга, рекою могучей

Наша вольная жизнь потекла!

 

Мы сдвигаем и горы и реки,

Время сказок пришло наяву,

И по Волге, свободной навеки,

Корабли приплывают в Москву.

От Москвы до ворот Сталинградских,

Как большая живая рука,

Все народы приветствует братски

Всенародная Волга-река.

 

Много песен про Волгу пропето,

А еще не сложили такой,

Чтобы, солнцем советским согрета,

Зазвенела над Волгой-рекой.

Грянем песню и звонко и смело,

Чтобы в ней наша сила жила,

Чтоб до самого солнца летела,

Чтоб до самого сердца дошла!

 

Наше счастье, как май, молодое,

Нашу силу нельзя сокрушить.

Под счастливой советской звездою

Хорошо и работать и жить.

Пусть враги, как голодные волки,

У границ оставляют следы, —

Не видать им красавицы Волги,

И не пить им из Волги воды!

 

Красавица народная, —

Как море, полноводная,

Как Родина, свободная, —

Широка,

Глубока,

Сильна!

В. Лебедев-Кумач

 

Песня о Волге

Музыка: Б. Мокроусов

 

Ой, Волга, ты, Волга, простор величавый,

Родимая наша река!

Как русская песня, как русская слава,

Шумят над тобою века.

 

Здесь Разин гулял на широком просторе,

Сражался с врагами Чапаев-герой.

Ой, Волга, ты, Волга, и в счастье, и в горе

Россия гордится тобой.

 

Волна за волною бежит на откосы,

Повиты дымком Жигули...

Здесь Ленин стоял на высоком утесе,

И видел он солнце вдали.

 

А в черную пору, а в годы лихие

Народ наш ни шагу не сделал назад —

За нашу свободу, за счастье России

Бессмертный стоял Сталинград.

 

Ой, Волга, ты, Волга, красавица наша,

Течешь ты по вольной стране,

Кремлевские звезды с узорчатых башен

В твоей отразились волне.

 

Ты гордость народа, ты русская слава,

Плывут над тобою седые века...

Ой, Волга, ты, Волга, простор величавый,

Великая наша река!

С. Островой

 

Сердце России моей

Музыка: С. Туликов

 

Где рассвет занимается розовый,

Где ракита покой сторожит,

В берегах луговых и березовых

Серебристая Волга бежит.

 

Ой, дорога твоя далека —

Ты течешь через дни и века,

Волга — родина синих морей,

Волга — сердце России моей.

 

Встала станция, неба касается

Возле сказочных гор Жигулей.

Подарили мы нашей красавице

Ожерелье хрустальных огней.

 

В эти воды раздольные, синие

Сорок русских глядят городов.

И плывут теплоходы красивые

Вдоль причалов и белых садов.

 

Неспроста выше неба высокого

Наша «Чайка» свершила полет —

Сколько русских мечтателей-соколов,

Сколько чаек на Волге живет!

 

Ой, дорога твоя далека —

Ты течешь через дни и века,

Волга — родина синих морей,

Волга — сердце России моей.

Ю. Полухин

 

Душа России

Музыка: А. Абрамов

 

Волга моя вечная —

Голубые сны.

Ты дорога млечная

Русской стороны.

Города и села

Вдоль дороги той,

Грустной и веселой,

Мудрой и простой.

 

Глубины немереной

Доброта твоя.

Ты — мое рождение,

Ты — вся жизнь моя.

Золотые плесы

Молодых морей,

Гордые утесы

Древних Жигулей.

 

Для тебя, привольная,

Нет нежнее слов;

Волга моя, Воложка,

Первая любовь.

И по нашей силе

Твой могучий нрав.

Ты — душа России,

Песня, быль и явь.

Р. Плаксин

 

Волжская краса

Музыка: П. Аедоницкий

 

Где сошлась волна с горой крутою,

Где одна краса слилась с другою,

Там о воле думы зарождались,

Там о счастье песни начинались.

 

Волга, Волга, словно песня,

Та, что сердцу не забыть!

Будем вечно с Волгой вместе,

Нас водою не разлить!

 

Зачерпни красу и пей с ладони,

Силу даст она, печаль прогонит.

Если горе — так возьмет полгоря,

Если радость — так полнее моря!

 

От Валдая и до гор Урала

Красоту по капле ты вбирала,

Оттого ты, Волга, так красива,

Что в тебя глядится вся Россия!

Ю. Чичев, И. Романовский

 

Всё непременно сбудется

Музыка: Н. Поликарпов

 

Над Волгой зоренька встает,

Веселая, весенняя.

Душа поет, с утра зовет

На новые свершения.

 

А Волга плещется, течет,

В турбинах мирно трудится,

И что задумает народ —

Всё непременно сбудется.

 

Растут над Волгой города,

Цветут сады медвяные.

Как много вложено труда,

Какие люди славные!

 

В любое время хороша

Ты, наша Волга синяя,

Ты, словно русская душа, —

Широкая и сильная.

 

Мы Волгу-матушку храним

От чужеземца-ворога

И никому не отдадим

Того, что любо-дорого!

М. Марков

 

На волжском берегу

Музыка: С. Томин

 

Последнюю звезду рассвет уносит.

Играет первый луч на волжском плесе.

Крылом рисует птица в небе круг

Над сияющей водой речных излук.

 

Я отсюда вижу горы и тайгу,

Синь морей и степи золотые.

Я стою на волжском берегу,

А у Волги берег — вся Россия!

 

Приволжская земля, ты не забудешь,

Какие над тобой носились бури.

Ты помнишь, как над Волгой в полный рост

Встал солдат бесстрашный, твердо, как утёс.

 

Знал солдат: за ним березы на снегу,

Боль разлук и вдов глаза сухие.

Он стоял на волжском берегу,

А у Волги берег — вся Россия!

 

Какой у нас сегодня август синий!

Дыханье затая, любуюсь сыном:

Саженками плывет мальчишка вдаль,

А вокруг такая волжская вода.

 

Он пройдет, коль надо, пламя и пургу,

Разметет все тучи грозовые.

Он растет на волжском берегу,

А у Волги берег — вся Россия!

Э. Вериго

 

Волга

Музыка: В. Казенин

 

Буксиры спят, качаясь на волне.

Затихли по-над Волгою березки.

Но чудятся мне в этой тишине

Далёкой канонады отголоски,

Роняют пух, качаясь, тополя,

Напомнив мне далекие метели.

И ярким солнцем выжжена земля

Под цвет солдатской фронтовой шинели.

 

А город, словно крепость у реки,

И подступы к нему трудны и круты.

И как похожи улиц огоньки

На россыпи победного салюта!

И вновь я вижу сорок пятый год,

Как, одолев преграды непростые,

Тебя, солдат, встречала у ворот,

Раскрыв свои объятия, Россия!

 

Буксиры спят, качаясь на волне.

Сверкают по-над Волгою зарницы,

А где-то в пограничной стороне

Дозор обходит русские границы.

И бдительны солдатские глаза,

Хранящие Отчизну неустанно.

И Волга, как огромная слеза,

Сверкает у Мамаева кургана.

Ф. Лаубе

 

Огневые годы

Музыка: Б. Терентьев

 

Как на Волге голубой

Мы ходили в смертный бой,

Эти годы огневые

Не забудем мы с тобой!

Годы огневые,

Годы зоревые,

Волга, Волга, ты навечно

Стала нашею судьбой!

 

Жигули вы, Жигули,

Здесь дружки мои легли

За народ, за нашу волю

И за честь родной земли.

Спят в земле ребята,

Волжские орлята.

Мы в бою стеной стояли,

На врага стеною шли!

 

Встал над Волгою откос.

Приходи сюда, матрос!

Разве Волга позабудет,

Как ты счастье ей принес!

Навсегда, надолго

Здравствуй, наша Волга!

Я любовь к тебе, как песню,

Через все бои пронес!

 

Как на Волге голубой

Мы ходили в смертный бой, —

Эти годы огневые

Не забудем мы с тобой!

Годы огневые,

Годы зоревые,

Волга, Волга, ты навечно

Стала нашею судьбой!

С. Островой

 

Волга — Родина моя!..

Музыка: Ю. Слонов

 

Волга льётся, Волга льётся,

Режет волны теплоход...

Отчего так сердце бьётся?

Отчего душа поёт?

 

Ой ты, Волга, дали синие,

Журавлиные края,

Журавлиные, орлиные...

Волга, Волга — Родина моя.

 

Много разных рек я знаю,

Много пройдено дорог,

Но тебя, река родная,

Я нигде забыть не мог.

 

Побродить бы той сторонкой,

Волжским солнцем залитой,

Погулять бы с той девчонкой,

С той несбывшейся мечтой...

 

Юность — песня золотая,

Стайки чаек над рекой...

Уж не ты ль меня встречаешь,

Машешь девичьей рукой?

А. Пришелец

 

Краса России

Музыка: М. Чумаков

 

Россия — от края до края —

Раскинулась вся предо мной,

И вот она ширь голубая

Колышется волжской волной!

 

Ой, Волга, Волга — синь морская,

Скажу тебе я, не тая:

Душа России, даль степная,

Ты — песня русская моя!

 

Бескрайние степи вспоила

Живительной влагой своей

И в сердце мое заронила

Раздольный напев волгарей.

 

И сколько веков, неизвестно,

До Каспия льется вода,

А Волга глядит, как невеста,

На все времена молода.

В. Бурыгин

 

Ой ты, Волга — край морской!

Музыка: Г. Пономаренко

 

К нам с Черного моря

Идут корабли

В край родной.

И с Каспия чайки

Летят в Жигули

Над рекой.

 

Ой ты, море.

Чайки летят над водой.

Ой ты, Волга —

Новый край морской!

 

Бегут провода

По полям в города

До Кремля.

И краше цветет.

Песни дружбы поет

Вся земля!

 

Такой красоты,

Как у нас в Жигулях,

Не сыскать.

Весной приезжайте,

Друзья, в Жигули

Отдыхать!

 

Ой, ты, море,

Чайки летят над водой.

Ой ты, Волга —

Новый край морской!

В. Бурыгин

 

Ты скажи, скажи, Волга-матушка

Музыка: Г. Пономаренко

 

Ты скажи, скажи,

Волга-матушка,

Из каких глубин начинаешься?

Полноводная, величавая,

Где в красу свою наряжаешься?

 

Выйду с солнышком к берегам твоим.

Загляну в волну говорливую, —

Запоет душа песню звонкую,

Песню звонкую, песнь счастливую.

 

Про твои луга, про твои леса,

Что вспоила ты нам на счастие.

Волга вольная, я люблю тебя

И в погожий день и в ненастие.

 

Ты скажи, скажи, Волга-матушка,

Из каких глубин начинаешься?

Полноводная, величавая,

Где в красу свою наряжаешься?

П. Рублев

 

Разливайся, Волга, морем

Музыка: Л. Бакалов

 

Про тебя, родная Волга,

Песни долгий век живут.

Много песен было спето,

Много новых запоют.

 

Хороши про Волгу песни —

Значит, Волга хороша.

Волга — русское раздолье,

Волга — русская душа!

 

Мы построим здесь плотины,

Расцветет приволжский край.

Ты на засуху в атаку,

Волга, волны поднимай!

 

Разливайся, Волга, морем,

Мы простор тебе даем.

Море города-героя

Сталинградским назовем.

В. Харитонов

 

Дума над Волгой (1 -я часть сюиты «Река-богатырь»)

Музыка В. Макаров

 

Здравствуй, Волга, родная река,

Ты, как море, вольна, широка…

Ты встречай родного сына,

Волга, мать-река.

 

Стану снова над ширью седой,

Снова, Волга, мы вместе с тобой.

Песню, что певала в детстве,

Ты мне, Волга, спой…

 

Спой про синие разливы

И сады над водой,

Про родные наши нивы,

Про заветные думы спой…

 

Грозно тучи неслись над страной,

Грудью край защищал я родной,

И повсюду нес я в сердце,

Волга, голос твой.

 

Силой новой ты, Волга, сильна,

Славой новой ты, Волга, полна,

Ты, как страна наша, вольна,

Волга — мать моя…

Слава бессмертна твоя!

Я. Белинский

 

Как у Волги у реки (4-я часть)

Музыка: В. Макаров

 

Как у Волги, у реки, у реки

На заре поют гудки, эх, гудки.

Нету в свете чуда краше,

Это чудо — стройка наша,

Широка,

Широка,

Высока!

 

Где бетонный перепад, перепад,

Там турбины зашумят, зашумят,

И в столицах, и в станицах

Наше солнце загорится,

И в лесах,

И в лесах,

И в степях!

 

Ты клади бетон, поспевай, не зевай,

Ты клади, клади бетон, да не задерживай!

Запевай, народ, дело дружно идет!

На стахановской работе вся душа моя поет!

Волны пенятся, бегут, эх, бегут,

Разговор друзья ведут, эх, ведут,

Жигулям от Сталинграда

Все ударные бригады

Вызов шлют,

Вызов шлют,

Вызов шлют!

 

Голос слышится вдали, эх, вдали,

Отвечают Жигули, Жигули:

Мы в труде не уступаем,

Смело вызов принимаем,

Не сдадим,

Не сдадим,

Не сдадим!

 

Ты клади бетон, поспевай, не зевай,

Ты клади, клади бетон, да не задерживай!

Запевай, народ, дело дружно идет!

На стахановской работе вся душа моя поет!

Золотой у нас народ, эх, народ,

По три нормы выдает, выдает,

Берег левый, берег правый

Соревнуются на славу

Все дружней,

Все дружней,

Веселей!

 

Труд ударный, огневой, огневой

Подымается волной, эх, волной,

Чтоб горели над Отчизной

Ярче зори коммунизма

С каждым днем,

С каждым днем,

С каждым днем!

 

Ты клади бетон, поспевай, не зевай,

Ты клади, клади бетон, да не задерживай!

Запевай, народ, дело дружно идет!

На стахановской работе вся душа моя поет!

Дело спорится, идет,

Дело движется вперед.

Гордо встали две плотины на реке!

Я. Белинский

 

Хорошо весной на Волге (5-я часть)

Музыка: В. Макаров

 

Ой, хорошо да весной на Волге

Майской ночкой голубой,

Ой, да хорошо весной по Волге

Плыть на лодочке с тобой.

 

То не звезды в небе синем

Над просторами реки,

То на нашей на плотине

Светят счастья огоньки.

 

Ой, посмотри да, родной, на наши

Рощи, реки и поля, —

Ой, с каждым днем да цветет все краше

Вся Советская земля!

 

Мы с тобой на волжском плесе

С песней строим новый мир.

Я — стахановка в колхозе,

Ты — на стройке бригадир.

 

Ой, хорошо житье да на Волге,

На раздольной, дорогой,

Ой, а еще милей да на Волге,

Если рядом дорогой.

 

Ой ты, Волга, Волга, Волга,

Никому не говори,

Как мы с милым долго-долго

Целовались до зари!..

Я. Белинский

 

Прилетели птицы перелетные (ч. 7)

Музыка: В. Макаров

 

Прилетели птицы перелетные

На родимые места,

Поглядели птицы перелетные —

Видят, местность не та:

Где клубилась пыль

Там трава-краса,

Где шумел ковыль

Там стоят леса,

Шелестят леса,

Говорят леса,

Расцветает там краса да небывалая!

 

Пролетали стаи лебединые

Над родною стороной.

Над большими волжскими плотинами,

Над кипучей волной.

Догорел закат,

А кругом взгляни:

По степи горят,

Где ни глянь, огни.

Огоньки, огни,

Где ни глянь, они

Светом залиты просторы необъятные!..

 

Мы заставим Волгу течь по-новому,

Сила дружная крепка!

С каждым годом с новою обновою

Будет Волга-река!

Беспредельная

И свободная,

Как привольная

Жизнь народная,

Ты течешь вольна,

И идет страна

Золотым путем, дорогой нашей солнечной…

 

Цветут сады!.. Цветут… Шумят леса!.. Шумят…

Цветет родной земли краса!

Цветет страна!

 

Славься, Родина — мира оплот!

Славься, Родина, славься, народ!

Светлым путем, к счастью вперед

Вся страна идет!

Родину славит народ!

 

Славит народ

Отчизну свою!

Славит народ

Отчизну свою!

Славит народ…

Я. Белинский

 

Волга-реченька

Музыка: Б. Сосновцев

 

Мимо города да Саратова,

голубою играя волной,

полноводная Волга-реченька

все бежит и бежит день-деньской.

 

Ой ты, реченька, речка русская,

ой ты, Волга,

родная река,

ты какая же беспокойная,

и дорога твоя далека.

 

Поглядишь на тебя,

и почудится:

ты народной

мечтою живешь,

и течешь ты не

к морю Каспийскому —

сквозь года

к коммунизму течешь.

 

Мимо города да Саратова,

голубою играя волной,

полноводная Волга-реченька

все бежит и бежит день-деньской.

Н. Палькин

 

Широка ты, Волга

Музыка: Г. Пономаренко

 

Волга, ой да широка ты!

И в моей душе

Все твои закаты,

Зори в камыше.

 

Все твои равнины

С пеньем проводов,

Все твои рябины

С пламенем плодов.

 

Дороги и любы

Все твои края,

Тихо шепчут губы:

Дочь России я! (Я люблю тебя.)

В. Боков

 

России девичья коса

Музыка: Ю. Гурьев

 

Выйду к Волге-реке: —

Волга, матушка ты...

Волга — Родины дочь,

В ней не тонут цветы!

 

И я гляжу на звезды долго-долго,

Как будто это Родины глаза.

А по цветным лугам стекает Волга —

Родной России девичья коса!

 

По твоей по воде

Я пешком бы пошла —

Так ты, Волга, чиста,

Так ты, Волга, светла!

 

На твоих берегах

Я расту и цвету,

И вбираю в себя

Глубину, чистоту!

 

Опять гляжу на звезды долго-долго,

Как будто это Родины глаза.

А по цветным лугам стекает Волга —

Родной России девичья коса!

В. Семернин

 

Песня молодежи

Музыка: Ф. Лукин

 

Я на берег Волги выхожу,

На нее, на матушку, гляжу,

А над Волгой льются голоса,

Улетая, мчатся в небеса.

 

То на лодке девушки плывут,

Дружным хором весело поют,

Гармонист их песне вторит в лад,

И глаза сияют у девчат.

 

В небе зорька алая цветет,

Песни счастья молодость поет,

В них любовь к Отчизне дорогой,

Благодарность Партии родной.

 

Я на берег Волги выхожу

На нее, на матушку, гляжу,

А над Волгой льются голоса,

Улетая, мчатся в небеса.

С. Элем (Перевод А. Машистова)

 

Волгари поют

Музыка: Г. Пономаренко

 

Мы на Волге живем хорошо!

Мы на Волге поем весело!

Льются песни труда волгарей

Над просторами новых морей.

 

Эх, Волга-река,

Широка, глубока,

Пароходы, теплоходы

К нам идут издалека.

Разливайся еще шире,

Волга матушка-река!

 

Не найти веселей волгарей,

Никому не узнать Жигулей!

Над горами гудят провода,

На морских берегах — города.

 

А какой стал теперь Волгоград —

Изменил Волгоград свой наряд:

Там турбины шумят над рекой,

Расцветает наш город-герой!

 

Мы, не только творим чудеса,

А какие у нас голоса!

Запоем в Жигулях на заре,

Подпевают нам на Ангаре!

 

Эх, Волга-река,

Широка, глубока,

Пароходы, теплоходы

К нам идут издалека, —

С Цимлянского, Каспийского,

С Азовского, Балтийского,

Из Москвы, из Ленинграда,

Из Баку, Калининграда.

По каналам и морям

Приезжают в гости к нам!

В. Бурыгин

 

Слушай, Волга

Музыка: Г. Гамбург

 

Берега высокие,

Звездочки далекие,

Ветерок прохладный дует,

Тишина глубокая.

Слушай песню молодую,

Волга-мать широкая.

 

Много лет поется:

«Волга в море льется!..»

Не заставить Волгу силой

Изменить стремление,

Лишь одно у Волги милой

Бурное течение.

 

Быстро годы мчались,

Песни лишь остались.

Мы вас помним, мы вас любим,

Песни молодецкие,

Слушай, Волга, песни наши

Новые советские.

 

Мы канал прорыли,

Волгу победили,

Путь-дороженьку закрыли

Крепкою плотиной.

Мы теченье изменили

Волжское старинное.

 

Пей, Москва-столица,

Волжскую водицу,

Льются плавно Волги воды,

Маяки поставлены,

Проплывают пароходы

По каналу Сталина.

 

От Москвы до Волги

Переход недолгий,

Ветерок прохладный дует,

Тишина глубокая …

Слушай песню молодую,

Волга-мать широкая.

С. Алымов

 

Волга-Дон

Музыка: Д. Кабалевский

 

Говорили две реки:

«Широки мы, глубоки.

Между нами как-нибудь

Проложить бы водный путь,

Водный путь!»

 

По каналу корабли,

Пять морей вокруг земли —

Было б лучше для людей,

Да и нам бы веселей,

Веселей!

 

Волга, Дон — реки полноводные,

Волга, Дон — светлые, свободные!

Волга, Дон, что вы огорчаетесь?

Волга, Дон, скоро повстречаетесь!

 

И услышал человек

Разговоры этих рек,

Он сказал на берегу:

«Я двум рекам помогу,

Помогу!»

 

Дружно стройка началась,

На учёте каждый час.

Наши силы велики —

Повстречались две реки,

Две реки!

 

Волга, Дон, льётся песня звонкая,

Волга, Дон, над родной сторонкою!

Волга, Дон — две реки сливаются,

Волга, Дон — все мечты сбываются!

О. Высотская

 

О чем тоскует Волга

Музыка: Б. Шехтер

 

О чем тоскует Волга?

Слезой блестит волна.

Бурлацким стоном, стоном долгим

Напоена она.

 

Всё помнит, как тянули

Тугую бечеву.

Ветры гнули, низко гнули

Разбойную главу.

 

Пески, вода и небо

На сотни знойных вёрст.

Швырнёт им корку, корку хлеба

Как псам, хозяин чёрств.

 

О чем тоскует Волга?

Слезой блестит волна.

Бурлацким стоном, стоном долгим

Напоена она.

М. Герасимов

 

Песня о Волге

Музыка: В. Высоцкий

 

Как по Волге-матушке, по реке-кормилице —

Всё суда с товарами, струги да ладьи…

И не притомилася, и не надорвалася:

Ноша не тяжёлая — корабли свои.

 

Вниз по Волге плавая,

Прохожу пороги я

И гляжу на правые

Берега пологие:

Там камыш шевелится,

Поперёк ломается,

Справа — берег стелется,

Слева — подымается.

 

Волга песни слышала хлеще чем «Дубинушка»,

Вся вода исхлёстана пулями врагов —

И плыла по Матушке наша кровь-кровинушка,

Стыла бурой пеною возле берегов.

 

Долго в воды пресные

Лили слёзы строгие

Берега отвесные,

Берега пологие —

Плакали, измызганы

Острыми подковами,

Но теперь зализаны

Эти раны волнами.

 

Что-то с вами сделалось, берега старинные,

В коих — стены древние, церкви да кремли,

Словно пробудилися молодцы старинные

И, числом несметные, встали из земли.

 

Лапами грабастая,

Корабли стараются —

Тянут баржи с Каспия,

Тянут — надрываются,

Тянут — не оглянутся,

И на вёрсты многие

За крутыми тянутся

Берега пологие.

В. Высоцкий

 

Волжская праздничная

Музыка: А. Мосолов

 

Нынче праздник у нас на Волге,

Встречаем гостей.

Нынче песням звенеть над Волгой.

Споем веселей!

 

Эх! Волга ты, Волга ты, Волга —

Река моя!

Эх! Волга ты, Волга ты, Волга

Широкая.

 

За столом собрались мы вместе,

Друзья-земляки.

Мы недаром трудились честно

У Волги-реки.

 

Заплетали мы стремнины,

Покорна река.

Это Волга гудит в турбинах,

Гудит на века!

 

Гостеванье продлится долго,

Баяны поют.

Снова зори над Волгой,

Сверкая, встают.

 

Эх! Волга ты, Волга ты, Волга —

Река мая.

Эх! Волга ты, Волга ты, Волга

Широкая.

Д. Ушаков

 

А Волга знает, куда течет

Музыка: В. Левашов

 

Волгу встретил

Хмурый Каспий

Пенной волной.

«Не сердись, мой милый,

здравствуй,

Мой дорогой!»

 

Сердце к сердцу

Любовь влечет,

А Волга знает,

Куда течет.

 

Эта тропочка знакома

Не первый год.

Ходит милый возле дома,

Мимо ворот.

 

Ходит милый за водою

Тропкою крутой.

Говорю: «И я с тобою,

Друг золотой!»

 

Сердце к сердцу

Любовь влечет,

А Волга знает,

Куда течет.

В. Харитонов

 

Есть на Волге утёс

Музыка: А. Рашевская

 

Есть на Волге утес, диким мохом оброс

Он с боков от подножья до края,

И стоит сотни лет, только мохом одет,

Ни нужды, ни заботы не зная.

 

На вершине его не растет ничего,

Там лишь ветер свободный гуляет,

Да могучий орел свой притон там завел

И на нем свои жертвы терзает.

 

Из людей лишь один на утесе том был,

Лишь один до вершины добрался,

И утес человека того не забыл

И с тех пор его именем звался.

 

И хотя каждый год по церквам на Руси

Человека того проклинают,

Но приволжский народ о нем песни поет

И с почетом его вспоминает.

 

Раз ночною порой, возвращаясь домой,

Он один на утес тот взобрался

И в полуночной мгле на высокой скале

Там всю ночь до зари оставался.

 

Много дум в голове родилось у него,

Много дум он в ту ночь передумал,

И под говор волны, средь ночной тишины,

Он великое дело задумал.

 

И, задумчив, угрюм от надуманных дум,

Он наутро с утеса спустился

И задумал идти по другому пути —

И идти на Москву он решился.

 

Но свершить не успел он того, что хотел,

И не то ему пало на долю;

И расправой крутой да кровавой рекой

Не помог он народному горю.

 

Не владыкою был он в Москву привезен,

Не почетным пожаловал гостем,

И не ратным вождем, на коне и с мечом,

А в постыдном бою с мужиком-палачом

Он сложил свои буйные кости.

 

И Степан будто знал, — никому не сказал,

Никому своих дум не поведал.

Лишь утесу тому, где он был, одному

Он те думы хранить заповедал.

 

И поныне стоит тот утес, и хранит

Он заветные думы Степана;

И лишь с волгой одной вспоминает порой

Удалое житье атамана.

 

Но зато, если есть на Руси хоть один,

Кто с корыстью житейской не знался,

Кто неправдой не жил, бедняка не давил,

Кто свободу, как мать дорогую, любил

И во имя ее подвизался, —

 

Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет

И к нему чутким ухом приляжет,

И утес-великан всё, что думал Степан,

Всё тому смельчаку перескажет.

А. Навроцкий

 

Ой, ты, Волга, Волга-реченька

Напев: О. Ковалева

 

Ой, ты, Волга, Волга-реченька,

Ой, река ли ты, красавица!

По лугам ты льёшься-стелешься,

По пескам бежишь-торопишься.

 

Про тебя ли, Волга-матушка,

Много песен-сказок сложено,

На твоих волнах рассыпчатых

Много дум было продумано.

 

И пришло к нам пора-времячко,

Взошло солнышко да красное,

Разлилося оно радостью

По родному краю нашему.

 

Ты от счастья, Волга-матушка,

Расплескалася, разыгралася,

И твоя волна игривая

До Москвы к нам докатилася.

О. Ковалева

 

Из-за острова на стрежень

Русская народная песня

 

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные,

Стеньки Разина челны.

 

На переднем Стенька Разин,

С молодой сидит княжной, —

Свадьбу новую справляет,

Сам веселый и хмельной.

 

А она, закрывши очи,

Ни жива и ни мертва,

Молча слушает хмельные

Атамановы слова.

 

Позади их слышен ропот:

«Нас на бабу променял!

Только ночь с ней провозжался,

Сам наутро бабой стал».

 

Этот ропот и насмешки

Слышит грозный атаман

И могучею рукою

Обнял персиянки стан.

 

Брови черные сошлися —

Надвигается гроза.

Алой кровью налилися

Атамановы глаза.

 

«Ничего не пожалею,

Буйну голову отдам», —

Раздается голос властный

По окрестным берегам.

 

«Волга, Волга, мать родная,

Волга — русская река,

Не видала ты подарка

От донского казака.

 

Чтобы не было раздора

Между вольными людьми,

Волга, Волга, мать родная,

На, красавицу возьми!»

 

Мощным взмахом подымает

Он красавицу княжну

И за борт ее бросает

В набежавшую волну…

 

«Что вы, черти, приуныли?

Эй ты, Филька, чорт, пляши!

Грянем, братцы, удалую

На помин ее души…»


Читайте также 

20 мая - день реки Волги

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »