воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Азбука нравственности в стихах. Щепетильность

 

Щепетильность — нравственно-этическое качество личности, характеризующее человека, следящего за своей одеждой, словами, действиями, за их соответствие принятым нормам до мелочей; способность точно и внимательно придерживаться того, что почитается за нравственную обязанность, строгость, принципиальность и скрупулёзность к деталям чего-либо. Щепетильный человек придирчив и требователен и к себе, и к другим, замечая в них промахи, неряшливость, безвкусицу, небрежность или халтуру в работе.

 

Хочу я быть немножко старомодным

Хочу я быть немножко старомодным —

не то я буду временностью смыт,

чтоб стыдно за меня не стало мёртвым,

познавшим жизни старый добрый смысл.

 

Хочу быть щепетильным, чуть нескладным

и вежливым на старый добрый лад,

но, оставаясь чутким, деликатным,

иметь на подлость старый добрый взгляд.

 

Хочу я быть начитанным и тонким

и жить, не веря в лоск фальшивых фраз,

а внемля гласу совести — и только! —

не подведет он, старый добрый глас.

 

Хочу быть вечным юношей зелёным,

но помнящим уроки прежних лет,

и юношам, ещё не отрезвлённым,

советовать, как старый добрый дед.

 

Так я пишу, в раздумья погруженный.

И чтобы сообщить всё это вам,

приходит ямб — уже преображённый,

но тот же самый старый добрый ямб…

Е. Евтушенко

 

* * *

Три копейки несу в кулаке –

Связан честным мальчишеским словом –

Продавщице в пуховом платке,

Продавщице в ларьке продуктовом.

 

Что случится, не знаю и сам.

Но ужасное что-то случится,

Если я не отдам, если я не отдам

Этот тягостный долг продавщице.

В. Берестов

 

Мелочь

А в мире нету мелочей.

Всё в счет идёт. Любая малость.

И недосказанность речей.

И пустяковенькая шалость.

 

И чванство плоского словца.

И запоздалая забота.

И выражение лица,

Когда тебя встречает кто-то.

 

Всё в счет идёт. Любой зазор.

Всё на свету. Любая мера.

И отведённый лживый взор.

И лживость мнимого барьера.

 

И опрометчивый приказ.

Жест, обозначенный для вида.

Непозволительный отказ.

И мимолётная обида.

 

Необязательность речей.

Неосмотрительная шалость.

...А в мире нету мелочей.

Всё в счёт идёт. Любая малость.

С. Островой

 

Самая насущная забота

Самая насущная забота

Всякого труда и ремесла —

Это, чтобы новая работа

Лучше прежней сделана была.

 

Но бывают в жизни неудачи,

Вещи с незавидною судьбой,

Бледные. И так или иначе

Хуже прежде сделанных тобой.

 

И начнешь, случается, до срока

Убеждать себя же самого:

«Это положительно не плохо,

Нет, ей-богу, это ничего…»

 

Будь недолгим это заблужденье, —

Ты вперед, мечта моя, лети!

Новой песни светлое рожденье

Будет мне наградою в пути.

 

Пусть труднее будет год от года

Добиваться, сидя у стола,

Чтобы наша новая работа

Лучше прежней сделана была.

К. Ваншенкин

 

* * *

Чего ты хлопочешь, историк,

зачем ты ночами не спишь,

какие копаешь истоки,

в каких ты архивах корпишь?

 

Возьми-ка перо да бумагу,

талмуды свои отложи,

взбодрись, собери всю отвагу,

талантливость всю покажи —

 

от века по камушкам к веку

ползи, вычисляя число,

во что обошлись человеку

и несправедливость, и зло.

 

Но это не всё. Сделай милость,

яви вдохновенье и страсть,

подумай, во что справедливость

и правда земле обошлась.

 

Подсчитывай честно и строго.

До смерти закончить сумей.

Возьми два числа, два итога

геройства, позора, скорбей.

 

Из большего меньшее вычти,

колонку нулей промокни.

Ладони вспотевшие вытри.

Конец. Отдышись. Отдохни.

 

Взгляни на последний остаток.

Всю жизнь ты убил на него.

Возьми драгоценный осадок —

чего? Неизвестно чего.

 

Исполнил ты всё, что велелось.

Почетна работа твоя.

Но что с этой разницей делать,

не знаем ни ты и ни я.

С. Куняев

 

* * *

Есть люди с особо чувствительной кожей –

их лучше не трогать. Они не похожи

на всех остальных. Они носят перчатки,

скрывая на коже следы-отпечатки

лилового цвета от чьих-нибудь пальцев,

бесцеремонных в иной ситуации.

 

Они опасаются солнца в зените.

Обычно, надев толстый вязаный свитер,

выходят из дома по лунной дорожке

пройтись; и не любят, когда понарошку,

когда просто так, не всерьез, не надолго.

Болезненно чувствуют взгляды-иголки

и крошево слов. Они прячут обиду

в глубины глубин, но по внешнему виду

спокойны они, как застывшая глина,

лишь губы поджаты и паузы длинны.

 

Они уязвимы, они интересны;

и будьте чутки и внимательны, если

вы их приручили: они не похожи

на всех остальных – они чувствуют кожей.

Милорад Павич

 

* * *

Лучше — в гордой нищете,

Чем — с позором на щите.

Лучше — улицу мести,

Чем у подлости в чести.

 

Лучше — злоба от врага,

Чем — кусок от пирога.

Лучше — с славою расчёт,

Чем без Родины почёт.

А. Калинин

 

О щепетильности

О, щепетильность, как она мила,

Спасительна от зависти и злости.

Ей остаётся от богатого стола

Плевки насмешек и пустые кости.

 

О, щепетильность, — антипод велений дня,

Она губительна, слепа, как честность.

Она одна не верит в бездну дна,

Дна, для которого луч солнца неуместен.

 

Будь круче, человече, будь хитрей

Средь мира лжи и жлобства.

Не можешь запретить себе хотеть,

Забудь про щепетильность, как уродство.

М. Перченко

 

Щепетильность

Мне к другим относиться спустя рукава

Несмотря на нутра инфантильность,

Даже если они по моменту в дрова,

С ранних лет не даёт щепетильность.

 

Я совсем не упёртый прожжённый педант,

Как «В постели с врагом» в киноленте.

Просто принял судьбою предложенный грант

Обрести себя в интеллигенте.

 

В смысложизненных принципах вовсе не строг,

В оппоненте приветствуя личность,

Я бы людям под кожу вводил, если б мог,

Увеличенной дозой тактичность.

 

В неизменной корректности суть находить,

Гордость, честь и лицо не теряя,

Уж не хуже, чем запанибрата всем быть,

По плечу, что есть сил, ударяя.

 

Факт дистанции с кем-нибудь — вовсе не знак

Недоверия, спеси и чванства.

Деликатность — вот самый надёжный лайфхак,

Избегать помогающий хамство.

Э. Бененсон

 

Щепетильна

Я щепетильна к жизненным моментам.

Порой мне задают такой вопрос:

«Опять вернулась к прошлому, наверно?»,

Я отвечаю: «В дверь сую я нос,

 

Которая с приятным старым скрипом,

Мне открывает щель, где видно всё:

Мои ошибки, промахи, как криком

Я заставляла всех идти за мной.»

 

Я помню всё про всё и даже больше,

Анализируя слова, свои дела

И, получая опыт, вижу чётче,

Я много новых качеств обрела.

 

Я щепетильна к жизненным моментам,

Могу подолгу думать, что к чему,

Обдумывать себя и конкурента,

Давать оценку каждому, всему.

Ю. Цыпляк

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »