суббота, 4 сентября 2021 г.

Азбука нравственности в стихах. Чуткость


Чуткость — способность чутко относиться к окружающим; душевность, отзывчивость, участие, внимание, сердечность; деликатность, тонкость

 

Услышь другого человека

Среди вселенской суеты,

В крутой неразберихе века

Ты слушаешь себя. А ты

Услышь другого человека.

 

Услышь его немую боль,

Почувствуй каждой клеткой, жилкой.

Страшна на этом свете роль

Прохожего с кривой ухмылкой.

 

Услышь сквозь яростный прибой

Всей этой жизни бестолковой,

И он, услышанный тобой,

Надеждой озарится новой.

 

Он человек. Он не чужой,

В нём сердце бьётся так похоже.

Услышь другого всей душой,

И он тебя услышит тоже.

Н. Рачков

 

* * *

Будьте осторожны,

Когда на скорости

Несетесь вы по гололеду.

Будьте осторожны

Рядом с чьей-то горестью,

Чтобы не ранить

Душу мимолетно.

А. Дементьев

 

Нужно друг к другу прислушаться...

Нужно друг к другу прислушаться…

Вдруг у кого-то слеза

Вещею птицею кружится,

Хочет о чём-то сказать…

 

Может кого-то весёлого

Больше не радует смех…

Может кого-то фартового

Больше не любит успех…

 

Нужно смотреть повнимательней

В души знакомых людей…

Боль распознав, обязательно

Вместе мы справимся с ней…

 

Чтобы несчастные случаи

Нас не застали врасплох…

Кто-то с душою плакучею

Плакать глазами не смог…

 

Нужно друг к другу прислушаться,

Чтобы в беде поддержать…

Если в судьбе что-то рушится —

Хочется с жизни бежать…

 

В эти моменты отчаянья,

Руку успей протянуть…

После не сможет раскаянье

Близких ушедших вернуть…

 

Что у родителей нового?

Что у подруги в душе?

Что на лице у знакомого?

Или неважно уже?

 

Дочке с детьми повзрослевшими

Хочется маму обнять…

Сердце с мечтами сгоревшими

Может забиться опять…

 

Счастье с бедой не подружится.

Утро не влюбится в ночь…

Нужно друг к другу прислушаться

И постараться помочь…

И. Самарина-Лабиринт

 

* * *

Меня учили люди умные:

«Чтоб не запутаться во лжи,

Всегда в лицо о том, что думаешь,

Везде и всякому скажи!»

 

Они ж меня корили строгими

Глазами памятной зимой,

Когда солдату одноногому

В лицо я выкрикнул: «Хромой...»

 

Отец с улыбкою угрюмою

Сказал тогда: «Учись, малыш,

Не только говорить, что думаешь,

Но думать, что ты говоришь».

А. Аврутин

 

Сердце

Когда томится где-то человек —

Моё жилище заметает снег.

 

Он заметает двери. И крыльцо.

Он гиблой стужей студит мне лицо.

 

И холодно тогда в моём дому.

И нет покоя сердце моему.

 

Вдруг улыбнулся где-то человек —

И в тот же миг ушёл из дома снег.

 

И солнце, солнце, солнце целый день,

Хоть глазом глянь, а хоть рукой задень.

 

И хорошо тогда в моём дому,

И так спокойно сердцу моему.

С. Островой

 

* * *

С одними —

За вечером вечер,

С другими —

Когда тебе плохо.

Они же

Готовы навстречу

По первому взгляду и вздоху.

 

Придут

По дождю и по снегу,

Негаданно вроде,

Нежданно —

Как звезды, упавшие с неба.

И смотришь:

Затянется рана.

 

За встречей — разлука,

Пока ты

Им вновь о себе не напомнил...

Ты с ними

Был самый богатый,

Но этого

Так и не понял!

Ю. Воронов

 

Чужая боль

Во мне живет чужая боль,

Глаза войны у боли той.

Глаза сухие матерей,

Что не увидят сыновей,

Глаза голодные детей —

И нету этих глаз страшней.

 

Во мне живет чужая боль,

Глаза калек у боли той.

Глаза калек и стариков,

Что молча стонут от оков.

Из одиночества их доли —

И нет ужасней этой боли.

 

Во мне живет чужая боль,

Глаза людей у боли той,

Тех, кто унижен и разбит,

В ком сердце сжалось от обид,

Бессмысленных и пресногорьких.

Людей, раздавленных и стойких.

 

Во мне живет чужая боль,

Мои глаза у боли той.

Нет, не чужая боль — моя.

И я молюсь, чтобы смогла

Ее во что-нибудь пролить —

Себя навек освободить.

И я пытаюсь и пишу...

Пусть в музыку она прольется...

Но чем я больше отдаю,

Тем во мне больше остается.

Л. Авербах

 

Хромой мальчик

Мальчик хромает,

Мальчик хромает,

Летом хромает,

Хромает зимой.

Словно в ботинок попала горошина,

Словно земля под ногой перекошена.

Мальчик хромой.

 

Дом его строил

Опытный плотник,

Клал половицы

Ровно и плотно,

Но утверждают ноги босые,

Что половицы в доме косые.

 

Как он пойдёт на большое задание?

Как он к любимой пойдёт на свидание?

Голову доктор над этим ломает.

Мальчик хромает.

 

Ну, а пока что молчит медицина,

Лечит народ хромоногого сына.

Площади,

Улицы,

Скверы,

Мосты —

Не замечают его хромоты.

 

Дети бегут на пригорок вприпрыжку,

Тянут с собою хромого мальчишку.

Тянут без скидки,

Тянут, как равного.

Это в лечении самое главное.

 

Лыжники кличут его, и я вижу:

Он припадает на правую лыжу.

В море с ватагой ребят попадает —

В море совсем хромота пропадает.

 

В тире он в чёрное яблочко целится.

В школе чертёж его самый прямой.

И ни один человек не осмелится

В спину ударить словом:

«Хромой!»

 

Вот он идёт.

Что-то шепчет дубрава.

Звёзды качаются слева направо,

Словно качает отважного малого

Слева направо гудящая палуба.

Ю. Яковлев

 

Сирота

Маленьким мальчишкам и девчонкам

Незнакома взрослая беда,

Лишь один на улице мальчонка

С ней знаком, поскольку — сирота.

 

В играх этот мальчик не смеётся.

С папой не гуляет никогда.

Для него — как будто нету солнца.

Что же тут поделать? Сирота.

 

Как бы жил мальчонка, я не знаю,

Если б не был он со всех сторон,

Как дубками яблонька лесная,

Крепкою оградой защищён.

 

Пусть его попробует обидит

Злой драчун — сам попадёт в беду

Десять дней на улицу не выйдет —

Бьют ремнём: «Не трогай сироту!»

 

Ни игрушкой, ни своей удачей

Сироту поддразнивать нельзя!

Уезжая с папами на дачи,

Сироту с собой зовут друзья…

 

Я сказал бы, что счастливым детям,

Беззаботным баловням судьбы,

Может быть, за целый век не встретить

Вот такой сочувственной любви.

 

И пока такое в жизни будет,

За печаль, что я в глазах ловлю,

Верьте, замечательные люди,

Никогда я вас не разлюблю.

И. Кобзев

 

* * *

Помогите! — крик из сквера,

Женский голос молодой.

В нём отчаянье и вера

Повстречавшейся с бедой.

 

Здесь нужна, конечно, смелость,

Чтобы кинуться вперёд.

И она у вас имелась,

Проявляясь в свой черёд.

 

Отдалённо:

— Помогите!.. —

Слышат окна и сады, —

На немыслимой орбите

Ночи, боли и судьбы.

 

Пусть же в чуткой жизни вашей

Не кончается завод —

Помогать и тем, кто даже

Вас на помощь не зовёт.

К. Ваншенкин

 

* * *

Поприбавилось люду повсюду!

И подумалось мне в толкотне:

«Может, это — к добру, а не к худу.

Только может быть, это — к войне?..»

 

Пусть не скоро стеснимся угрюмо

На планете — один к одному,

Но уже не пробьёшься у ГУМа,

Не приткнёшься на пляже в Крыму.

 

И на улицах и в коридорах

Ты идешь сквозь бессчётный народ, —

Проклиная медлительных, скорых,

Обходя, уступая, — вперёд.

 

Может, нужно,

Плечом и коленом

Слабосильных сдвигая с пути,

Современным таким суперменом

Ледокольно по жизни идти?

 

Или так, как бывает с гостями

За случайным и скудным столом,

Улыбаясь, работать локтями,

Элегантно идя напролом?

 

В этом — суть многолюдного века?

Или в том его главная суть,

Чтоб в толпе не толкнуть человека?

Человека в толпе не толкнуть!

О. Дмитриев

 

Если счастлив…

Если счастлив,

Не кричи об этом,

Не горлань везде до хрипоты.

Мир твой,

Озарённый резким светом,

Для другого полон темноты.

 

Коль ты счастлив —

Пусть услышит сердце

Боль других

(И ты ее стерпи!),

Дрожь людей, которым отогреться

Негде в снеговой глухой степи.

 

Коль ты счастлив — это знает сердце,

Разгляди, что мир устроен так:

Сытый, вспомни о сгоревшем хлебе,

О травой заросшей борозде,

И, когда звезда взойдет на небе,

Вспомни о погаснувшей звезде.

 

Жизнь не вечно в праздничной одежде,

Вслед за солнцем холод настаёт.

Ты успей заметить друга прежде,

Чем его метелью заметёт.

 

Дверь не запирай в часы ненастья!

Не забудь в жару полить цветы!

Если ты считаешь, что ты счастлив, —

Не кричи о том до хрипоты...

Муса Гали (Галеев Габдрахман) Перевод Е.Храмова

 

Держись, береги себя...

И снова я слышу: «Ты сильная, ты сумеешь,

Ты справишься, так держать, береги себя!»

Но трещины в сердце словами, увы, не склеишь…

Слова, что не сердцем сказаны — лишь вредят…

 

Откуда берутся такие смешные мысли

О силе моей и о том, что должна суметь?

А глянули в душу бы мне и, как комп, зависли…

Открыта душа, как всегда, но не хочет петь!

 

Поддержка имеет смысл, и это важно,

Но можно без слов, а тихонечко рядом быть…

Сухие глаза, но от слёз стало сердце влажным.

Советы опять: «Научись же себя любить!»

 

Спасибо, конечно, но я не прошу советов…

И вдруг полюблю себя, то зачем мне вы?

Я сильную женщину, вроде, встречала где-то,

В кино, где слезам не верят, и фон Москвы…

 

Предательства, чья-то подлость — с годами учат,

В ту душу, где натоптали, гостей не звать.

В итоге — снаружи солнце, а в сердце — тучи…

Согреться хотелось многим… А согревать?

 

И вроде живёт человек, а душа не дышит.

О женщине сильной звучит, не смолкая, речь…

«Держись, береги себя!» — постоянно слышу,

Но что-то не слышно: «Я буду тебя беречь!»

И. Самарина-Лабиринт

 

* * *

Души моей тревожное волненье,

Не покидай меня до поздних лет!

Не покидай, чтоб каждое мгновенье

Рождало в сердце отклик и ответ.

 

Чтоб от любви душа моя дрожала,

Когда под солнце выйду за порог,

Чтоб по щеке моей слеза бежала,

Когда могильный встречу бугорок.

 

Чтоб я не стал глухим к чужому счастью,

Ко всем несчастным холоден не стал,

Чтоб помогало жить мое участье

Всем тем, кто заблудился и устал.

 

Среди любого холода и тленья,

Нелегкий дар любви во мне храня,

Души моей тревожное волненье,

Не покидай, не покидай меня!

Б. Шишаев

 

Ранимость

С младенчества,

Как на готовом,

Она всегда жила со мной.

За все, что есть пережитого,

Обязан я лишь ей одной —

 

За все ушибы и обиды

И радость солнечного дня…

Не похвалюсь, что видел виды, —

Но люди видели меня.

 

Они не проходили мимо,

Быть может, только потому,

Что и у них душа ранима, —

Сходились к сердцу моему.

 

Я принимал чужую жалость,

И боль, и радость принимал.

Того, что это отражалось

На сердце, я не понимал…

 

Что у меня оно большое,

Что и большое — устает,

Я знать не знал!

Я жил душою,

В счастливый веруя исход.

 

Ранимость…

Странное какое

Понятье!..

Это от нее

Звезда зажглась в степном покое,

Пылит и светится жнивье;

 

И песню затевают люди,

Смеются, плачут —

Всё не в лад! —

Неосторожно любят, судят,

Низводят

И боготворят…

 

И в них живет необходимость

Любить

И думать по ночам

Про эту самую ранимость,

Что есть начало всех начал…

 

Мне по одной дороге с ними.

Иду и — нет иных путей.

Я с каждым годом все ранимей.

И чем ранимей — тем сильней!

А. Кухно

 

* * *

Если ты заблудился где-то,

Если песня твоя не допета,

Если небо закрыли тучи,

Если мир до предела скучен,

Если даже не видно ни зги —

Ты огонь в своем Сердце зажги.

 

Ведь кому-то гораздо хуже,

И сейчас только ты им нужен.

Ведь никто не подаст руки,

Если можешь помочь — помоги…

О. Терентьева 

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »