четверг, 15 апреля 2021 г.

Чудесный мир детства в стихах Эммы Мошковской

95 лет со дня рождения


Эмма Эфраимовна Мошковская – удивительная детская писательница, её детская поэзия – как праздник, как солнечные брызги, на её стихах выросло не одно поколение детей, но при этом о ней самой известно очень мало, лишь краткие сведения из биографии. Жила, была, окончила Гнесинку, профессионально пела, когда начала писать и издавать свои стихи для детей, была «благословлена» самим Маршаком. Первый сборник вышел в 1962 году и назывался «Дядя Шар».


Лежит передо мной книжка стихов Эммы Мошковской под названием «Какие бывают подарки» – маленькая, яркая и очень эмоциональная, в ней всего 34 стихотворения для детей дошкольного возраста. Но даже в такой небольшой книжке уместился целый день из жизни ребёнка, что называется от подушки и до подушки, в стихах, конечно.


Вот, пожалуйста, стихотворение утреннее:

Люблю, когда утро

Люблю, когда утро.

Я утро люблю!

Люблю, когда я уже больше не сплю,

И синее небо,

И ветки в окно,

И в комнате больше не будет темно...

Утром

все люди

куда-то идут!

Утром

все птицы

кому-то поют!..

Мне тоже утром хочется петь,

И топать, и просто шуметь!

 

А что же потом? Конечно, умыться и позавтракать, порисовать и пойти гулять, и по дороге домой вместе с мамой зайти в магазин. А ещё понаблюдать за муравьём, стрекозой и кузнечиком, заглянуть в колодец, и помечтать. Все эти незатейливые события мы легко найдём в жизни каждой семьи, в которой есть маленькие дети. И на каждое такое событие, кажется, что маленькое и незатейливое, но такое большое в жизни малыша, у Эммы Мошковской нашлось стихотворение.

Время спать

Когда приходит время спать,

Часы показывают: СПАТЬ,

И надо точно показать,

Когда пора ложиться…

А у медведей и у сов

Ложатся дети без часов,

Но знают время без часов

И зверь, и даже птица!

 

Стихи, собранные в этой книжке, из тех, что родители читают детям, и во многих из них ребёнок запросто может узнать самого себя и окружающий его мир.

Пенки

Молоко

На беду

Дали в детском саду,

И в стакане

У всех на виду

Вверху,

И внизу,

И у стенки

Заплавали Страшные Пенки!..

Дайте мне мою цедилку

Дайте мне мою поилку!

А не то —

Я не буду гулять,

Я не буду,

Не буду играть,

Здесь останусь сидеть

И на пенки глядеть.

И всё пере-

и переживать…


Счастливый остров

Я был на счастливом острове,

Там я катался на ослике!

И там грузовик мой валялся,

Который давно потерялся!

И была там чашечка белая

Опять совершенно целая!

И лампа была

Не разбитая,

И мама была

Не сердитая!


У взрослых очки

У взрослых – очки,

большие портфели,

такие огромные гири – гантели,

приёмник, который на шею надет.

А такого красивого стёклышка

нет!

Всё у них есть –

И часы, и браслет…

А такого красивого стёклышка

нет!

 

Замечательные стихи, подвижные, легко читаются, легко запоминаются, и в них так точно всё подмечено, передана детская увлечённость окружающим миром, непосредственность, непоседливость…

Читая об Эмме Мошковской краткие сведения, можно найти такую деталь: она говорила о том, что в своих стихах рассказывала о самой себе, передавала те эмоции, которые сохранила из собственного детства.

Вертолётик

Быстрый,

шустрый,

вот –

над капустой,

вот –

над травой,

над головой

вот – над малиной

вертолёт стрекозиный…


Шарик

- Шарик, хочешь – отпущу?

- Ой, хочу, хочу, хочу!

- Ты направо, или влево,

Или прямо-прямо в небо?

Ты ведь должен мне сказать,

Где потом тебя искать.

Я тогда тебя поймаю!

- Я не знаю… Я не знаю…

Ну а если б даже знал,

Ни за что бы не сказал!

 

А вот заглавное стихотворение сборника «Какие бывают подарки»:

В подарок

Можно дудеть.

Подарок

Можно надеть.

Подарки вкусные есть.

Мне шоколадка нравится:

Можно подарок съесть,

Золотая бумажка останется.

Подарок

Может взлететь.

В клетке сидеть

И петь.

Подарок

Может ползти.

Плыть.

Плавниками грести.

Но каждый, наверное, хочет

Подарок,

Который ходит!

Который хвостом виляет!

И лает…

Каждый желает!

 

Не правда ли, это стихотворение передаёт ту детскую эмоциональность, которая присуща всем ожидающим подарка ко дню рождения?

А вот ещё, но уже из другой книжки.

Игрушки, конфеты.

Мне не дарите –

Всё это, всё это

Вы заберите.

Мне крокодила,

Такого живого,

Не очень большого,

Лучше купите…

Я бы тогда бы

Его приручил.

Я бы кормил его

И лечил.

Пусть бы жил у меня крокодил!

Я бы в ванну его посадил,

И там у него

Была бы вода,

И он бы плавал

Туда-сюда.

Он бы плескался! Купался!

И я б на него любовался…


А кто помнит мультфильм из нашего советского времени «И мама меня простит»? Он тоже на тему ожиданий, предвкушений, выбора подарка по душе. Этот рисованный мультфильм снят по стихотворению Эммы Мошковской «Я маму мою обидел»:

Я маму мою обидел.

Теперь никогда-никогда

из дому вместе не выйдем.

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

я тоже

не помашу.

Она ничего не расскажет,

я тоже

не расскажу...

Возьму я мешок за плечи,

я хлеба кусок найду,

найду я палку покрепче,

уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу

в страшный-страшный мороз!

И через бурную реку

буду я строить мост!

И буду я главный начальник,

и буду я с бородой,

и буду такой печальный,

и молчаливый такой...

И вот

пройдёт много лет,

и вот

будет ветер зимний,

и вот

в самолёт реактивный

мама

возьмёт билет...

И в день моего рожденья

тот самолёт прилетит,

и выйдет оттуда мама,

и мама меня простит!


Много замечательных стихов у Эммы Мошковской, обо всех и не стоит рассказывать, но только потому, что их достаточно много, и ничего нет лучше, чем читать их в книге с иллюстрациями своим деткам.



Но напоследок одно очень поучительное стихотворение, актуальное, как для детей, так и для взрослых.

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители -

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

 

Об Эмме Эфраимовне информации немного, известно, что она прошла недолгий жизненный путь, много болела и умерла в возрасте 55 лет. А когда болела, уже не могла писать новое, а дописывала и переделывала когда-то брошенные стихи, так о ней вспоминал Леонид Яхнин (писатель, драматург, переводчик). В небольшой статье «Певчая птичка» он делился воспоминаниями об Эмме Мошковской.

«Эмма писала много и, на первый взгляд, легко. На самом деле и жизнь у нее была не сладкой, и уж беззаботной певчей птичкой никак её не назовешь. Просто все стихи Мошковской, даже не совсем удачные, всегда были настоящей поэзией, которую вдыхаешь, как воздух».

Также с теплотой об Эмме Мошковской откликнулся и поэт Михаил Яснов, он говорил о радости чтения, которую испытал, впервые открыв для себя её стихи.

Книги стихов Эммы Мошковской без труда можно приобрести, это большая радость для тех, кто читает своим детям. Есть самостоятельные сборники её стихов, а также совместные с другими авторами. Для меня же Эмма Мошковская навсегда связана с детством моего ребёнка, которое, увы, уже уходит. Но он, мой ребёнок, до сих пор помнит стихи этой замечательной писательницы.

 

До встречи в библиотеке

 

Источники:

Яснов, М. Путешествие в чудетство. Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах / Михаил Яснов // Хитрые старушки. Эмма Мошковская. – СПб. – 2014. – С.327-329;

https://kykymber.ru/stories.php?story=691


Читайте также

Эмма Мошковская

Стихи и сказки Эммы Мошковской 


Галина Фортыгина,

библиотекарь абонемента художественной литературы

Центральной б-ки им. А.С. Пушкина

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »