четверг, 5 марта 2020 г.

Азбука нравственности в стихах. Пустословие



Пустословие – 1) то же, что пустозвонство; пустая, бессодержательная болтовня; разговор на ничтожные, пустяковые, ничего не значащие темы; 2) бесполезная болтовня; разговор, затеянный и продолжающийся исключительно ради прожигания времени; 3) бросание слов на ветер; обещания, не подразумевающие их обязательного исполнения; 4) речь о чём-либо, ком-либо, не основанная на достоверных фактах.

Пустые обещанья...
Мне столько раз давали обещанья…
Вселяли веру, чтоб потом предать…
Неискренние делали признанья,
Хоть за слова не в силах отвечать…

А я смотрела в лица и не знала,
Какая суть пустых и громких фраз…
Ведь я без слов, но делом выручала,
Кого могла и как могла, не раз…


Но никогда того не обещаю,
Что не сумею сделать для людей.
Сочувствую, люблю, переживаю.
С душой всегда намного тяжелей…

Я понимаю, вам бывает сложно
Кому-то руку помощи подать…
Но ведь слова пустые так ничтожны,
Зачем же их без смысла раздавать?

И если не охота напрягаться,
Поступок для кого-то совершить,
Вы научитесь в этом признаваться
И научитесь, словом дорожить…

Ведь подарив пустое обещанье,
Подарок к вам вернётся и с лихвой…
И если «Нет!» сказало подсознанье
Зачем глаза в глаза кривить душой?

Пустые обещанья, словно крошки,
Что не дают потом ночами спать…
Нельзя быть добрым только понарошку,
Нельзя, не отдавая, только брать…

И я совсем не требую отдачи,
Мне просто не хватает честных глаз,
Что радуются искренне и плачут,
Не только за себя, но и за нас…
И. Самарина-Лабиринт

Пустословы
Верю в честных и искренних. Чту непосредственных.
Всех, кто светится совестью изнутри.
Но всю жизнь презираю людей безответственных,
Чьи слова – словно мыльные пузыри.

Преспокойно, уверенно обещают
Сделать то-то и то-то, а что потом?
А потом все, что сказано, нарушают,
Словно тут они даже и ни при чем.

Что творится в такой вот душе в тот час?
Ничего абсолютно не происходит.
Человек по земле преспокойно ходит,
Так, как будто и нету в природе вас.

Молвил: «Сделаю завтра же» и не сделал,
Обещал: «Позвоню!» – никаких звонков.
Будто сам «удовольствий» вовек не ведал
От чужих безответственно-лживых слов.

Впрочем, нет, если сам он обманут где-то,
Мир с овчинку покажется болтуну.
Он, как камень, пошлет трепача ко дну
Или в гневе буквально сживет со света.

А смешнее всего, что ведь сам-то он
Будет завтра же сыпать слова пустые.
Ибо он чтит себя словно фон-барон,
А другие – на то они и другие!

И порою мне кажется: если б все
Перестали бездумничать и трепаться,
То давно бы вся жизнь наша, может статься,
Мчалась ввысь, как по солнечному шоссе!

И всегда все отпетые болтуны
И живут, и блаженствуют, без сомненья,
Лишь за счет только нашего всепрощенья:
Обманули и тотчас же прощены!

Так пускай, если мы и взаправду люди,
Наш ответ отольется им, как свинец:
Обманул? Натрепался? И все! Конец!
Больше веры вовеки уже не будет!

И стоять на своем, хоть вопи, хоть плачь.
А поможет? Клянусь, еще как поможет!
Ибо он – безответственный тот трепач –
Без доверья и суток прожить не может!
Э. Асадов

Пустые слова
Ну как это можно, не понимаю!
Просто кругом идет голова:
Все время пустые, пустые слова
Тебя, точно облаком, окружают.

Цветистые, пестрые, равнодушные.
Они кувыркаются в тишине.
И ты их, словно шары воздушные,
Целыми гроздьями даришь мне.

Люди о ком-то порой говорят:
«Необязательный», «необязательная» –
Какие противные прилагательные!
Я б выбросил к черту их все подряд!

Выходит, что чуть ли не все – пустяк:
Слово дается, слово берется...
Прости, но неужто тебе вот так
И впрямь хорошо на земле живется?!

Возможно ли говорить уверенно:
– Приеду. Сделаю. Буду звонить.–
Без тени сомнения говорить
И знать, что ни грамма не будет сделано!

И, не смущаясь и в малой мере,
Плыть дальше, зная наверняка,
Что где-то ждут твоего звонка,
Что кто-то в твое обещанье верит.

Пустые слова, пустые слова!
Фальшивые копии слов счастливых,
Красивые, точно люпин-трава,
И зло-недобрые, как крапива.

Слова: «до последних минут моих!»,
«Верность», «любовь», «счастливая дата!»-
Ты так легко произносишь их,
Что даже становится жутковато.

А в шатких местах у тебя готово:
«Честное слово!» Ну не смешно ли?!
Зачем произносится: «Честное слово!»
А все остальные – лживые, что ли?!

Жизнь – как придуманная история,
Слова – точно мыльные пузыри.
Зачем тебе вся эта бутафория,
Ответь мне, шут тебя подери!

А впрочем, за все говорят дела,
Которых как раз-то и не бывает.
Душа, не рождающая тепла,
Только пустые слова рождает!

Но мира не будет меж мной и ими!
Пойми и на что-то одно решайся:
Или же ты расставайся с ними,
Или со мной расставайся!
Э. Асадов

Люди слова
Люблю человека слова:
Приду! – И явился в срок.
Я сделаю. – И готово!
Не надо спрашивать снова:
А сможет? – Сказал и смог!

Мы лезем порой из кожи,
Мы мучим себя подчас,
Стремясь об одном и том же
Кого-то просить сто раз.

Но часто беспечный кто-то
Лишь руки к груди прижмет:
Прости, не сумел... Заботы...
Все будет! – И вновь солжет.

При этом всего странней
И даже смешней, быть может,
Что сам он терпеть не может
Трещоток и трепачей.

И как только возникает
Вот этот «двойной» народ,
Что запросто обещает
И запросто нарушает
Слова. Будто воду пьет?!

В душе у них – ни черта!
И я повторяю снова,
Что быть человеком слова –
Бесценнейшая черта!

Ведь лучшее, что рождается
От чести до красоты,
Уверен я, начинается
Вот с этой как раз черты!

И тверди земной основа
Не мрамор и не гранит,
А верные люди слова –
На них и земля стоит!
Э. Асадов

* * *
О, как же часто мы грешим
В соперничестве пустословья.
Клеймим врагов, клянём друзей
И ближних делим на сословья.

Мы убиваем наповал
Словами, словно тесаками.
Развязываем сотни войн
Не пушками, но языками.

Гремим бездонной бочкой лжи.
Пылим словесною трухою.
Беспечность – вата для души,
Что делает её глухою.

Дай, Бог, нам мудрой тишины.
Закрой нам рты. Отверзи уши.
Из слов – лишь дай слова любви,
Чтоб пробуждались наши души.
И. Вязовая Быковская

* * *
Я ненавижу лицемерие.
Мне с детства
Ненавистна ложь.
Пред ними
Закрываю двери я.
Ни льстец, ни лжец
Ко мне не вхож.
Я ненавижу пустословие.
Болтун, как лжец,
Мой личный враг.
Простить могу
Лишь при условии,
Что он с рождения
Дурак.
Но для меня
Нет злей напасти
(Еще один мой личный враг.
О сколько их!) –
Дурак при власти,
Повелевающий дурак.
А. Шулаев

* * *
Если б речи мы дар потеряли,
Позабыли слова до конца,
Как бы верно друзей выбирали,
И друзьям доверяли сердца.

Мы словами клянемся навеки,
Только клятв исполнять не спешим:
Пустословия мутные реки
Захлестнули порывы души.

Бесконечная преданность взгляда,
Сердце бьется чуть слышно в груди,
Словно вымолвить хочет: «Не надо!
Промолчи, этот миг сбереги!»

Не бывают чужими печали
Для того, кто взошел на Тропу.
Не твоими ли чудо-очами
Он с Распятья смотрел на толпу?

Не Его ли целуешь устами
Почерневший от времени крест?
Не Его ль обращаешь словами
Души мира в Небесных Невест?

Не отдай же толпе в поруганье
Слово Логоса – вечную нить.
Чтоб за мир принести покаянье
В том, что мы не умеем любить!
О. Асауляк

* * *
Самодовольных болтунов,
Охотников до споров модных,
Где много благородных слов,
А дел не видно благородных,
Ты откровенно презирал:
Ты не однажды предсказал
Конец велеречивой сшибки
И слово русский либерал
Произносил не без улыбки.
Ты силу собственной души
Бессильем их надменно мерил
И добродушно ей ты верил.
И точно, были хороши
Твои начальные порывы:
Озолотил бы бедняка!
Но дед и бабка были живы,
И сам ты не имел куска.
И долго спали сном позорным
Благие помыслы твои,
Как дремлют подо льдом упорным
Речные вольные струи.
Ты их лелеял на соломе
И только применять их мог
Ко псу, который в жалком доме
Пожитки жалкие стерег.
И правда: пес был сыт и жирен,
И спал всё, дворнику назло.
Теперь… теперь твой круг обширен!
Взгляни: богатое село
Лежит, обставлено скирдами,
Спускаясь по горе к ручью,
А избы полны мужиками…»

Въезжая в отчину свою,
Такими мыслями случайно
Был Решетилов осажден.
И побледнел необычайно,
И долго, долго думал он…
Потом – вступил он во владенье,
Вопрос отложен и забыт.
Увы! не наше поколенье
Его по совести решит!
Н. Некрасов

Гигант и цитата: Басня
Один Гигант районного масштаба
Прославился на всю округу тем,
Что на любую из насущных тем
Мог прочитать доклад – на пять минут хотя бы,
Но мог и растянуть на пять часов подряд –
За счёт цитат…
Вот как-то при одном из выступлений,
Уже почти кончая свой доклад
Набором исторических сравнений,
Гигант запнулся… Люди говорят,
Что как бедняга ни старался,
Как за стакан с водой ни брался,
Но как дойдёт до места: «…фараон,
По имени Тутанхамон…» –
На этом слове спотыкался,
Произносил невнятно первый слог,
А три других совсем сказать не мог.
Так фараон безвестным и остался!
А виноват
Во всём был аппарат
И тот, кто сочинил сей каверзный доклад,
Кто в глубине души таил надежду,
Что выведет на свет невежду!

По мне, уж если прибегаешь
К чужим и мыслям и трудам, –
О чём с трибуны «докладаешь»,
Ты заучи хоть по складам!
С. Михалков

Кладовая поэта: Басня
Поэт Аркадий Деловой
В своей домашней кладовой
Хранил запасы нужных слов
Для сочинения стихов:
Мешок «лугов», мешок «полей»,
Вязанку «лип» и «тополей»,
Две бочки «зорь», одну – «ночей»,
Кадушку «ласковых очей»,
Ушат «разлук», корзину «грёз»,
Набор «девичьих кос» и «слёз»
И ящик возгласов: «Ура!»,
«Вперёд!», «Дружней!» и «На-гора!»

Из этих бочек и мешков
Он черпал мысли для стишков,
Употребляя так и сяк
Одних и тех же слов косяк.
Его терпели много лет,
Но как-то раз сказали: «Нет!
Не подойдёт. Стихи – мура,
Сегодня те же, что вчера!
Ни новых слов, ни новых тем,
Вы исхалтурились совсем!»
Поэт Аркадий Деловой
Весь вечер рылся в кладовой,
Там все мешки перевернул,
Во все кадушки заглянул,
Но кроме «зорь», «лугов», «полей»,
«Девичьих слёз» и «тополей»,
«Разлук» и «ласковых очей»
И кроме прочих мелочей –
Для созиданья новых строк
Он ничего найти не смог!…

Мы здесь назвали кладовой
То, что должно быть головой.
С. Михалков

Страна пустомель
За тридевять где-то каких-то земель
Лежала когда-то страна пустомель.
Пустая-пустая!..
Шаром покати!
Нигде ни кола ни двора не найти.
Налево – пустыня.
Направо – пустырь.
На пустоши лужа раскинулась вширь.
Ни зверя, ни рыбы – пусты берега.
Одна только птица и та – пустельга.
Что знали-умели в стране пустомели?
Да вроде совсем ничего не умели.
С утра воевода ленивый вставал,
Пустую похлёбку без хлеба хлебал
И звал приближённых своих на совет.
Являлись на зов Пустозвон, Пустоцвет,
Садились к столу Пустобрёх, Пустослов,
И спорили, спорили много часов!..
– Построим корабль! – предлагал Пустоцвет.
– Ага!.. – Пустозвон соглашался в ответ.
Но тут Пустобрёх возражал:
– Не пойдёт!
Давайте построим ковёр-самолёт!
Вздыхал Пустослов:
– А не свалится он?
– Ага!.. – соглашался опять Пустозвон.
Тёр лоб Пустоцвет:
– Может, сходим в поход?
И вновь возражал Пустобрёх:
– Не пойдёт!
На улице нынче гуляет пурга.
Включим телевизоры лучше.
– Ага!..
Летели, летели,
летели недели.
Мелькали
июни, июли,апрели.
Старели подряд
сентябри, декабри,
Вчерашними делались
календари. Да что там:
года за годами
летели! А споры
кипели, кипели, кипели!
Зима не зима им!
Весна не весна!
Гудела страна пустомель, как струна:
– Сыграем в футбол!
– К октябрятам пойдём!
– О пользе внимания сбор проведём!
– По шашкам турнир!
– Культпоход!
– Лыжный кросс!
– Давайте поедем в подшефный совхоз!..
Теперь я признаюсь читателям честно:
Об этой стране ничего не известно!
Точнее, я попросту выдумал это:
Страну, воеводу, потом Пустоцвета,
Пустую похлёбку, густую метель
Всё выдумал!
Кроме...
самих пустомель.
В. Суслов

Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.

Нам задание дано –
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».

А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда
А. Барто

Подружки-болтушки
– Это Алла мне сказала,
И Тамара подтвердит,
Будто Мила говорила,
Будто в центре, у почтамта,
Кто-то громко стал реветь:
Там по улице, ребята,
Проходил вчера медведь!

Неуклюжий, косолапый,
Он спросил дорогу в лес,
Погрозил прохожим лапой,
А потом в трамвай залез…

Мы окликнули Серёжу:
– Подойди сюда скорей.
Про медведя, если можешь,
Объясни ты нам, Сергей!

– Разговаривал я с Федей
Про волков да про медведей,
А потом сказал мне Федя,
Что во сне видал медведя…

Три подружки, три болтушки
В тот же миг подняли звон,
Не дослышали подружки,
Что мальчишка видел сон…

Передать им нужно срочно,
Кто их встретит: «Передай!..»
Если сам не знаешь точно,
Понапрасну не болтай!
Е. Хоринская


Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »