четверг, 24 сентября 2020 г.

Лариса Рубальская «Я бываю такая разная»



24 сентября 75-летие отмечает поэт-песенник, переводчик, автор книг на кулинарные темы Лариса Рубальская. Хотя она довольно поздно стала писать стихи, у её песен сложилась счастливая судьба. Когда слушаешь песни на стихи Л.Рубальской, когда их поют Алла Пугачёва, Ирина Аллегрова, Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, Александр Малинин, Михаил Шуфутинский, то не задумываешься, кто автор стихов. Композиции на стихи Рубальской неоднократно становились лауреатами фестиваля «Песня года».

Будущая поэтесса родилась в Москве 24 сентября 1945 года. В школе она училась средне. В характеристике Ларисы было написано, что в институт поступать не рекомендуется. После школы Лариса устроилась машинисткой в Литературном институте, но желание получить высшее образование она не оставила. Девушка поступила в Московский педагогический институт им. Н.К. Крупской, стала изучать русскую филологию. Окончив институт, она пошла работать в школу, но проработала всего две недели. Основанием для увольнения стало скептическое отношение молодой учительницы к сказке «Морозко». В молодые годы Лариса сменила много профессий: была учителем, корректором, библиотекарем. В 70-е годы девушка решила изучить японский язык и успешно окончила специальные курсы. Много лет Лариса работала переводчиком, пока не решилась полностью посвятить себя творчеству.
Как автор песен, Лариса Алексеевна проявила себя после 40 лет. Она показала свои первые стихи мужу, который высоко оценил талант супруги. Он показал стихи композитору Владимиру Мигуле. Так родилось первое произведение – песня «Воспоминание», которую исполнила Валентина Толкунова.


В дальнейшем композиции на стихи Рубальской стали звучать в каждом фестивале «Песня года». В своих произведениях Лариса Алексеевна часто поднимает темы смысла жизни, любви, одиночества. Но главной темой творчества поэтессы стала тема размышления о женщине. Она носит автобиографический характер, показывает всю её искренность и глубину. Рубальская анализирует женскую долю, возраст, мировосприятие. В стихотворной форме она рассказывает читателям, как это – быть женщиной.

В её творчестве рука об руку с образом женщины идёт образ осени. Она связывает его как со своим возрастом, так и целой жизнью. 

Самый пик популярности пришёлся на творчество поэтессы в 90-е годы. Тогда началось сотрудничество Рубальской с композиторами И.Крутым, А.Клевицким, А.Морозовым, Д.Тухмановым, В.Чайкой, В.Добрыниным, А.Укупником и другими.
О своей жизни и творчестве Лариса Алексеевна неоднократно рассказывала на радиостанции «Маяк» музыкальному редактору Константину Смертину. Там впервые прозвучали композиции «Транзитный пассажир» и «Сквозняки» В.Чайки в исполнении И.Аллегровой, «Моя голубка» О.Баралюка в исполнении Ф.Киркорова. Позже они звучали в конкурсе песен «Маяка» и занимали призовые места. 


Также в песнях на стихи Рубальской прослеживается лирико-иронический мотив. Это «Я по полю», «Охотница Диана» И.Крутого, «Ну и что, что обжигалась» Л.Квинт.


Рубальская сочинила около 600 стихотворений, многие из которых стали хитами. Её сборники: «Такая карта мне легла», «Переведи часы назад», «Плесните колдовства», «Кольцо горячих рук», «Напрасные слова», «Ранняя ночь», «Очередь за счастьем», «По дороге любви», «Странная женщина», «Танго утраченных грёз», «Новое. Любимое». 
   


В личной жизни поэтессе приходилось сталкиваться и с изменой, и с разочарованием. Она дважды была замужем. Первый муж постоянно встречался с первой женой, что Ларису раздражало и вызывало у неё ревность. Желание создать счастливую семью долгое время заставляло мириться с выходками мужа, но это не спасло брак. Ко второму мужу у Ларисы сначала не было чувств, но постепенно пришла любовь. Давид Розенблат был по профессии врачом-стоматологом, но для Ларисы он стал не просто мужем, но и продюсером. Пара прожила счастливо вместе 33 года. В 2009 году после инсульта, приведшего к параличу. Давид Розенблат умер. У супругов не было детей, но их взгляды на жизнь и творчество и жизненные ценности совпадали, что способствовало их семейному счастью.
Лариса Алексеевна всегда любила хорошо готовить. Это ценили друзья поэтессы. Она издала несколько кулинарных книг. Так, в 2005 году был издан сборник рецептов «Кулинарная стихия или Стихийная кулинария», а чуть позже ещё две книги – «Его величество Салат» и «Кулинарные рецепты на бис».
Лариса Алексеевна всегда открыто говорила о своих недостатках и не стеснялась самоиронии. Она отмечала, что чувствует себя намного моложе своего нынешнего возраста. В одном из стихотворений поэтесса говорила: «Я не хочу быть старой бабкой». И сегодня она остаётся энергичной и жизнерадостной женщиной. Тем не менее, Рубальская считает, что женщины серебряного возраста должны вести себя подобающе.

В наши дни поэтесса продолжает активно участвовать в различных культурных мероприятиях. В 2019 году она стала участником программы «Линия жизни» на канале «Культура». В ходе передачи поэтесса рассказала о ярких моментах своей жизни, читала стихи. Лариса Алексеевна любит ставить эксперименты, поэтому дала согласие на участие в модном показе. Зрители по достоинству оценили её выступление на подиуме.
Пожелаем любимому поэту здоровья и вдохновения и почитаем её стихи

Переведи часы назад…
Переведи часы назад,
На пять минут, на день, на год.
Переведи часы назад,
Пусть снова этот год пройдет.
Январский день засыпет сад,
Начертит пальмы на окне.
Переведи часы назад
И снова приходи ко мне.

Но стрелки, но стрелки,
Зови не зови,
Но стрелки, но стрелки
По кругу несутся.
Мы что-то забыли в прошедшей любви,
А ей никогда, никогда не вернуться.

Переведи часы назад,
На время всех обид и ссор,
Переведи часы назад,
На наш последний разговор.
На циферблате наугад
Застынут стрелки в прежних днях,
Переведи часы назад
И снова полюби меня.

Я бываю такая разная
Я бываю такая разная –
То капризная, то прекрасная,
То страшилище опупенное,
То красавица – мисс Вселенная,
То покладиста, то с характером,
то молчу, то ругаюсь матерно,
то в горящие избы на лошади,
то отчаянно требую помощи,
дверью хлопну – расставлю все точки,
то ласкаюсь пушистым комочком,
то люблю и тотчас ненавижу,
то боюсь высоты, но на крышу
выхожу погулять тёмной ночкой,
то жена, то примерная дочка,
то смеюсь, то рыдаю белугой,
то мирюсь, то ругаюсь с подругой.
Не больна я, не в психике трещина…
Просто Я – стопроцентная ЖЕНЩИНА!!

Пускай года, как ласточки летят
Пускай года, как ласточки летят.
Зависит возраст женщины-от духа.
Быть можно молодой и в пятьдесят.
А можно жить и в двадцать, как старуха!!!

В этом мире крохотном и шатком
В этом мире крохотном и шатком,
Пока солнце будет нам сиять,
Женщина останется загадкой,
Что никто не в силах разгадать.
Что такое Женское созданье?
Можно еще многое сказать.
Только что за тост без пожеланий?
Надо все же что-то пожелать.
Я желаю, чтоб у Вас сбывались
Самые заветные мечты.
Чтобы Вы все время улыбались.
Ведь улыбка – признак красоты.

Я хочу, чтоб беды и печали
Никогда не посещали Вас.
Чтобы Вы друзей не забывали,
А друзья не забывали Вас.
Я желаю, чтобы Ваши дети
Только радость приносили в дом,
Чтобы день для Вас был вечно светел,
И успех сопутствовал во всем.
Пусть исчезнут горе и ненастье.
Пусть все беды будут позади.
И пусть море радости и счастья
Жизнь простую в сказку превратит.

Пусть у Ваших ног лежат мужчины,
Подставляя крепкое плечо!
Будьте счастливы, красивы и любимы!
Разве нужно что-нибудь еще?

Кто сказал, что любовь юным только
Кто сказал, что любовь юным только,
Кто сказал, что для них рассвет.
Почему для них много столько?
А для тех, кому за… уж и нет.
Ну и что, что виски побелели,
Ну и пусть морщинки у глаз.
Мы последние песни еще не пропели,
Их еще не сложили для нас.
Ну и пусть золотая осень
И уже отлетела листва,
А любовь прилетит и не спросит,
Как всегда она будет права.
Жжет в груди, как от водки с перцем,
От любви запоздалой большой.
Молодые, те любят сердцем,
Ну, а те, кому за… — душой.

Не хочу я стареть:
Не хочу я стареть, не хочу!
Говорят, что отлично я выгляжу…
Мне такое еще по плечу,
Что не всякая юная выдержит!
Я такое придумать могу,
Что другие мне просто… завидуют!
Юность блеклая в вечном долгу-
Что я в ней, кроме скромности, видела?
Кроме комплексов — чтобы надеть??
Ну, какие у нас были платьица…
Не хочу и не буду стареть!
Так себе я в судьбе обозначила!
Погляжу на себя — хороша!
Три морщинки — подумаешь, трудности!
Голос юный, красотка-душа,
Ну, а в зеркале… вечные глупости!
Внучка — Лапочка рядом идет…
Незнакомые думают — мама — я!
…Неизбежен у времени ход!
Я не буду стареть! Я упрямая!

Всякое бывает
Не смотри так строго,
Я себя виновной не считаю,
Всякое бывает,
Всякое случилось и у нас.
Ни к чему упрёки
Кто тебе сказал, что я святая,
Я попала в плен
Незнакомых глаз.

Всякое бывает,
В нашей жизни всякое бывает,
Сколько раз грешил ты,
Я тебя прощала сколько раз!
А теперь не знаю,
Что со мной случилось, я не знаю —
Вдруг глаза чужие
Стали мне родней знакомых глаз.

В окна постучались
Горькие осенние рябины,
Нас судьба связала
Нитями некрепкими с тобой.
Не смотри назад,
Всё пойми, и не держи обиды.
Просто у меня
Новая любовь.

Какая роскошь — быть не в моде
Какая роскошь — быть не в моде
И жить, ни на кого не глядя,
И одеваться по погоде,
Не ради взглядов встречных дядей.
Прослыть не побояться дурой,
Не прибавлять платформой роста,
Не подгонять свою фигуру
Под «шестьдесят» и «девяносто».
Веселой быть и самодурной,
Зевать, коль станет слишком скучно.
Какая роскошь — быть не модной,
А быть самой собою — штучной.

Опять в саду алеют грозди
Опять в саду алеют грозди,
Как подобает сентябрю.
Ты был моим недолгим гостем,
Но я судьбу благодарю.
Мы были оба несвободны,
И в этом некого винить.
И не связала нас на годы
Судьбы запутанная нить.
С той далекой ночи нашей
Ты совсем не стала старше,
Хоть глаза глядят серьезней,
А в улыбке грусти след.
С той далекой нашей ночи
Изменился ты не очень,
Хоть сто зим прошло морозных
И сто грустных, долгих лет.
Летучей молнией мелькнула,
Влетела в жизнь и обожгла.
Нет, нас судьба не обманула,
Она нас просто развела.
Но все всегда идет по кругу,
Как предназначено судьбой.
И несвободны друг от друга
Все эти годы мы с тобой.

Ах, мадам! Вам идёт быть счастливой
Ах, мадам! Вам идёт быть счастливой,
Удивлённой и нежной такой,
Безмятежной, свободной, красивой,
Вам неведомы лень и покой.
Окрылённой прекрасной мечтою,
Позабывшей печали и боль,
Сердцем любящей, словом, душою,
Ну, а слёзы… ведь это лишь соль.
Пресно жить — тоже вроде не в радость,
И не сахар бывают деньки,
Что же нужно — пустяк, капля, малость,
Чтоб горели в глазах огоньки!
Чтобы губы несмело шептали,
Чтоб стучали сердца в унисон,
Даже можно немного печали,
Только чтоб был в печали резон.
Чтоб дожди обходили сторонкой,
Чтоб играли ветра в волосах,
Чтобы нитью хрустальной и тонкой
Вам на плечи ложилась роса.
Вырастали деревья большими,
Утекало немало вод,
И глаза оставались такими,
И высоким был неба свод…

В Михайловском
Когда от шума городского
Совсем покоя нет душе,
Полночи поездом до Пскова,
И вы в Михайловском уже.

Там мудрый дуб уединённый
Шумит листвою столько лет.
Там, вдохновленный и влюблённый,
Творил божественный поэт.

В аллее Керн закружит ветер
Балет оранжевой листвы,
И в девятнадцатом столетье
Уже с поэтом рядом вы.

Но не спугните, бога ради,
Летучей музы лёгкий след!
Вот на полях его тетради
Головки чьей-то силуэт.

Слова выводит быстрый почерк,
За мыслями спешит рука,
И волшебство бесценных строчек
Жить остаётся на века.

А где-то слёзы льёт в подушку
Та, с кем вчера он нежен был,
И шепчет, плача: – Саша! Пушкин!
А он её уже забыл.

Уже другой кудрявый гений
Спешит дарить сердечный пыл,
Их след в порывах вдохновенья —
И лёгкий вздох: – Я вас любил…

Любил, спешил, шумел, смеялся,
Сверхчеловек и сверхпоэт,
И здесь, в Михайловском, остался
Прелестный отзвук прежних лет.

При чём же бешеные скорости,
При чём интриги, деньги, власть?
Звучат стихи над спящей Соротью
И не дают душе пропасть.

Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явились вы!
Но… надо в поезд, к сожаленью, —
Всего полночи до Москвы.

Евгений Онегин
В ту осень не ходила я к подружкам,
Сидела грустно с книжкой у окна.
В ту осень моё сердце занял Пушкин,
Была я, как Татьяна, влюблена.

Но был моим героем не Онегин,
А новый, переехавший сосед.
Он как-то раз толкнул меня с разбега,
И, вместо «извини», сказал: «Привет».

И я писала по ночам,
На строчки капала свеча,
Я даже сердце со стрелой нарисовала.
Я так влюбилась в первый раз,
И слёзы капали из глаз,
И жизнь свою я без него не представляла.

Уже давно слетели листья с клёнов,
Зима настала — только и всего.
Сосед мой, совершенно не влюблённый,
Не знал о муках сердца моего.

И мысль одна меня пронзила током,
И обожгла, оставив в сердце след –
Онегин тоже парнем был жестоким,
И мучил Таню, как меня сосед.

Вальс хрустальных колокольчиков
Колокольчик хрустальный замрёт
И рассыплется звоном хрустальным.
Новый год, Новый год, Новый год
Заискрится шампанским в бокале!

И, как в детском несбыточном сне,
Вдруг прошепчут желание губы.
В тишине, в тишине, в тишине
Грянут ангелов вещие трубы.

Колокольчиков хрустальных миллион —
Диги-дон, диги-дон, диги-дон!
Колокольчиков волшебный перезвон —
Диги-дон, диги-дон, диги-дон!
Этот звон хрустальный, нежный,
Звон удачи, звон надежды,
Нам подарит счастье он.

В небе месяц хрустальный плывёт,
Заблудился в серебряных звёздах.
Новый год, Новый год, Новый год!
Всё сначала начать нам не поздно.

Только нежность в душе сохраним,
Позабудем былые печали.
Так звени же, звени же, звени,
Колокольчик надежды хрустальный!

Золотые шары
Я всё время вспоминаю
Наши старые дворы,
Где под осень расцветали
Золотые шары.
В палисадниках горели
Жёлтым радостным огнём.
Плыли тихие недели,
Так и жили день за днем.

Золотые шары – это детства дворы,
Золотые шары той далёкой поры.
Золотые шары, отгорели костры,
Золотые костры той далёкой поры.

Возвращались все с работы,
Был не нужен телефон.
Были общие заботы
И один патефон.
Танго старое звучало,
Танцевали, кто как мог.
От двора легло начало
Любви, судьбы, дорог.

Золотые шары – это детства дворы,
Золотые шары той далёкой поры.
Золотые шары, отгорели костры,
Золотые костры той далёкой поры.

Я с утра куплю на рынке
Золотых шаров букет.
Выну старые пластинки,
Словно память тех лет.
Всех, с кем жили по соседству,
Тёплый вечер соберёт,
И опять дорогой детства
Нас память поведёт.

Кто сказал
Снова осень сгорела пожаром
На пороге холодной зимы.
Говорят, мы с тобою не пара
И не сможем быть счастливы мы.

Говорить, пожимая плечами,
Может каждый, кто хочет, любой,
Но как сладко нам вместе ночами,
Только мы понимаем с тобой.

Кто сказал, что в любви есть законы
И что правила есть у судьбы,
Тот не знал нашей ночи бессонной,
Тот, как мы, никогда не любил…
Холода наши души не тронут,
Нашей ночи не стать холодней.
Кто сказал, что в любви есть законы,
Ничего тот не знает о ней.

По любви мы крадемся, как воры.
Перед кем мы виновны, скажи?
Наша ночь гасит все разговоры
И звездой на подушке лежит.

Ты вздохнешь легким облачком пара
На замерзшее к ночи окно.
Мы и правда с тобою не пара,
Нас любовь превратила в одно.

Моя душа настроена на осень
Моя душа настроена на осень,
Гостит печаль на сердце у меня.
Опять часы показывают восемь —
Короткий миг сгорающего дня.

В тот день в саду проснулись хризантемы
И были так беспомощно-нежны…
Когда вы вдруг коснулись вечной темы,
Я поняла, что вы мне не нужны.

Открыт мой белый веер
Сегодня не для вас.
Я укорять не смею
Прохладу ваших глаз.
Быть нежной вам в угоду
Я больше не могу.
Вы цените свободу?
Что ж, я вам помогу.

Я тороплю мгновенья к листопаду,
К холодным дням мгновенья тороплю.
Я вас прошу, тревожиться не надо.
Мне хорошо, но я вас не люблю.

Хрустальный дождь рассыпан по аллеям,
Вздохнете вы – погода так скверна!
А я, мой друг, нисколько не жалею,
Что прошлым летом вам была верна.

Невесёлая пора
Невесёлая пора – осень поздняя,
И в ушедшее тепло нам не верится.
В серых тучах так редки неба просини,
И они-то с каждым днем реже светятся.

Торопливые слова в строчки сложены,
Листьев вялых перелёт стайкой рыжею.
И проходим мы с тобой вдоль по осени,
И надеется любовь – может, выживет.

Не спеши произносить слово горькое,
Пусть горячая обида остудится.
Лужи стынут по утрам льдистой коркою,
И печальная пора позабудется.

Нежные слова
Не спеши, время полночь —
Час разлук и тревог.
Ты приди мне на помощь,
Без тепла я продрог.

Мы с тобой не чужие,
Мы друг другу нужны.
Сделай так, чтоб ожили
Наши прежние сны.

Скажи мне нежные слова,
Не отводи любимых глаз.
Скажи мне нежные слова,
Они мне так нужны сейчас.
Скажи мне нежные слова,
Как в те растаявшие дни.
Скажи мне нежные слова,
Любовь забытую верни.

Ты верни мне то лето
И росу на лугу,
И верни осень с ветром,
И верни сад в снегу.

Ты проснись снова рядом,
Снова рядом усни.
Ничего мне не надо,
Ты себя мне верни.

Скажи мне нежные слова,
Не отводи любимых глаз.
Скажи мне нежные слова,
Они мне так нужны сейчас.
Скажи мне нежные слова,
Как в те растаявшие дни.
Скажи мне нежные слова,
Любовь забытую верни.

Не закажешь судьбу, не закажешь
Не закажешь судьбу, не закажешь,
Что должно было сбыться, сбылось.
И словами всего не расскажешь,
Что мне в жизни прожить довелось.
Что мне в юности снилось ночами,
Что ночами мне снится сейчас,
Отчего весел я и печален, —
Это грустный и долгий рассказ.
Я листаю былого страницы,
Всё там — дружба, потери, любовь.
Не остаться тем дням, не забыться,
Не вернуться прошедшему вновь.
Пусть мне ветер волос не взъерошит,
И серьезён за здравье мой тост,
Жизнь до срока мне крылья не сложит,
А до срока ещё, как до звёзд.
А жизнь прожить, а жизнь прожить —
Не поле перейти.
Судьба шептала мне: — Держись!
Кричала: — Отойди!
Судьба меня бросала вверх
И сбрасывала вниз,
Но жить, боясь всего и всех, —
Какая ж это жизнь!!!

Очередь за счастьем
Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она —
Писал поэт в одной из глав,
А он велик и, значит, прав.
Но я хочу его поправить,
И от себя чуть-чуть добавить.
Я думаю, привычка может
Заменой быть несчастью тоже.
Привыкнуть можно ко всему —
К весне в сиреневом дыму,
К осенним ржавым кленам, к лужам,
К тому, что тот, кто был так нужен,
Жестоко предал вас в финале,
А вас давно предупреждали,
А вы всё не хотели вникнуть.
Придётся к этому привыкнуть.
Негромко тикают часы,
Струится свет из лампы тусклой,
И привыкаешь к новой грусти
В начале тёмной полосы.
К тому, что не с кем слова молвить,
Что стало некому готовить,
И по ночам совсем не спится,
А утром ломит поясницу.
Кто другом был, вдруг стал не другом,
Хоть и везуч не по заслугам.
И мог звонить почаще кто-то,
Но ведь у всех свои заботы…
Весы и зеркало не льстят,
Часы ползут, а дни летят,
И затянулись холода.
И никого. И никогда.
Но всё же верю я поэту.
А значит, тьма — начало света,
Про одиночество забыть,
Свою свободу полюбить.
Сходить в кино. Наряд примерить,
И главное — во что-то верить.
А ночь — она к утру дорога,
Осталось ждать совсем недолго.
Привыкнув к бедам и напастям,
Встаём мы в очередь за счастьем.
И я привыкла ко всему
И не бросаюсь зря словами.
За счастьем очередь займу.
Кто тут последний? Я за вами.

Сегодня осень в дверь мне позвонила
Сегодня осень в дверь мне позвонила,
Стояла на ступеньках и ждала.
Я обомлела, когда Ей открыла,
Такой она волшебною была!
Копна волос красивых, ярко-рыжих,
Точёный нос, румяность алых губ,
И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих,
Сплошная ласка, кто здесь будет груб?
Я ошарашено в дверях посторонилась,
Она прошла и прямо вслед за ней,
Такая красота вдруг ветром взвилась,
Что не было её милей, родней…
Мы пили чай вприкуску с листопадом,
Всплакнули вместе проливным дождём.
О, Осень — ты души моей отрада!
Богат душой, кто осенью рождён…
Когда она ушла, я очень долго
Смотрела в дверь, не смея дверь закрыть!
А с неба падал снег… На память только,
Рябины грусть и образ, что нельзя забыть.
Никита Малахов, библиотека №26 им. Л. Татьяничевой
Всего просмотров этой публикации:

3 комментария

  1. Спасибо за этот замечательный пост! Лариса Рубальская одна из моих любимых поэтесс! Года три назад была на ее творческом вечере, остались незабываемые впечатления от творчества и общения!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталия Викторовна,спасибо большое за комментарий! Из поэтов женщин мне также нравится Римма Казакова. Что касается творчества Ларисы Рубальской,то её поэзия очень жизненная. А где Вы побывали на её творческом вечере? Если можно,расскажите, пожалуйста. Также познакомьтесь с моим материалом "Плесните колдовства!Юбилей Ларисы Рубальской", опубликованном 5 лет назад. Интересно услышать Ваше мнение.Всего Вам самого доброго!

    ОтветитьУдалить
  3. Я Никита Малахов ,автор комментария.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »