четверг, 17 ноября 2022 г.

Анатолий Маркуша

Продолжаем цикл рассказов-воспоминаний легендарного библиотекаря Надежды Анатольевны Капитоновой. Сегодня рассказ Надежды Анатольевны  об Анатолии Маркуше.

Недавно я получила письмо от одного из московских издательств с просьбой написать предисловие к книге Анатолия Маркуши «Мужчинам до 16 лет». Я обрадовалась. Я хорошо помню Маркушу и его книги. И очень сожалела, что его давно не издают. Мне очень повезло, я была знакома с этим удивительным человеком – писателем – летчиком. При рождении его назвали Арнольдом Марковичем Лурье (1921 – 2005), но с легкой руки друзей-летчиков все звали его коротко – Маркушей. Он стал и по документам Анатолием Маркушей.

А когда мы с ним познакомились, ребята уже хорошо его знали по уже знаменитым книгам: «Ученик орла», «Вам взлет!», «33 ступеньки в небо»... Вот тогда мы и пригласили московского писателя в Челябинск на встречи с читателями в Неделю детской книги. Это было очень давно – весной 1976 года. Я боялась, что он откажется к нам прилетать, он очень занятой человек. А Маркуша неожиданно легко согласился.

Мы его спросили, как его вызвать, через ЦК комсомола или Союз писателей? А он ответил: «Никуда заявки на меня не посылайте. Я не езжу «от конторы». Если езжу, то только в гости. Вот так к ребятам, к хорошим людям, и платить мне ничего не надо, во всяком случае деньгами, если только улыбками, хорошим отношением, в крайнем случае солеными огурцами». Мы поняли, Маркуша – наш человек.

Он меня и еще удивил. Когда мы разговаривали о встрече его в аэропорту, я спросила, как я его узнаю. Он ответил: «Я Вас сам узнаю!». И вот встреча. Идет толпа. И вдруг не очень высокий, но крепко скроенный человек с яркими, веселыми и умными глазам подходит ко мне и спрашивает: «Это Вы меня встречаете?». Он потом объяснил, что когда человек встречает знакомого, то у него целенаправленный взгляд. Если встречает незнакомого, то у него растерянное лицо.

Маркуша прилетел не один, а с красавицей-женой Ириной. Они оказались такими веселыми и общительными людьми, что мы сразу подружились.

И начались выступления Маркуши в Челябинске, Магнитогорске, Миассе. В Миассе произошла у нас интересная встреча. После его выступления на Машгородке пришло время обедать. Мы пошли в гостиницу «Нептун», где был ресторан. Большой пустой зал. Заказали еду. И вдруг в дальнем углу ресторана я увидела, что там одиноко обедает Леонид Леонидович Оболенский. Человек-легенда, наш знаменитый режиссер и актер. Он тогда после Челябинска жил на Машгородке. Я решилась подойти к нему. Рассказала о Маркуше. Пригласила за наш стол. Он с радость согласился. Я так жалела и до сих пор жалею, что у меня не было диктофона. Был такой интересный разговор! Дело еще и в том, что у Маркуши был снят на Мосфильме художественный фильм «Отклонение – ноль» (о летчиках). У Оболенского и Маркуши оказалось много общих знакомых на Мосфильме.

Встречи с ребятами в библиотеках, Дворцах культуры, на телевидении. Надо было видеть, как мальчишки смотрели и слушали писателя-летчика! Казалось, позови он – и они пойдут за ним на край света.

Это было почти пятьдесят лет тому назад, а в памяти все живо. Мы понимали, что всегда были мастера своего дела. Но были и есть редкие люди, которые могут так рассказывать и писать о своем любимом деле, что умели заражать других. Маркуша из их числа.

Мне кажется, потому ребята любили его книги, что Маркуша писал не столько о типах самолетов, о технике, сколько о людях, связанных с этой техникой. С особой любовью написаны книги о летчиках: В. Чкалове, П.Нестерове, С.Уточкине… Так мог писать человек, который сам налетал не одну тысячу километров. Маркуша во время войны он был летчиком-истребителем, а после войны – летчиком-испытателем. Испытал 54 типа самолетов, попал в тяжелую аварию, чудом остался жив. И ушел из авиации только по требованию врачей. Книги Маркуши позвали в авиацию тысячи ребят.

Он получал тысячи писем от читателей. И всегда сразу отвечал на них. Он мне показывал мозоль на пальце от бесконечного писания (тогда еще не было компьютеров). Вот слова из одного его письма: «...Меня разыскивают время от времени дети тех мальчиков, что в свое время начинали вхождение в авиацию с книги «Вам – взлет!». Папы – генералы, полковники, отставники; сыновья – лейтенанты. Пожалуй, это моя главная гордость. Раз вспоминают, значит, им это для чего-то нужно».

Я не раз была у Маркушей в их старом московском доме на углу Садового кольца и Тверской. Видела в квартире дверь, на которой был приколот большой лист ватмана, на ней расписывались его друзья-летчики. Это был цвет нашей авиации: Герои Советского Союза: Марк Галлай, Михаил Громов, Сергей Анохин…

Дружить Маркуша умел. Уже в старости он мечтал полетать на самолете. Друзья-летчики сделали ему великолепный подарок – посадили за штурвал самолета, когда бывшему летчику было без 11 дней 81 год! Как трогают строчки из письма, где он вспоминает о полете: «…Очень я был горд, когда … слетал снова самостоятельно! Пусть на маленьком, почти игрушечном самолетике … я верил и верю – только в полете, особенно одиночном, человек приближается к полному ощущению свободы...». Кстати, Маркуша, как писатель, всегда был свободным человеком («стараюсь петь своим голосом»). У него была своя система ценностей, не связанная с деньгами.

В его маленькой квартире, где он прожил почти всю жизнь, все дышало творчеством, работой, увлечениями хозяина. У него была огромная рабочая картотека, которой позавидовала бы любая библиотека. Маркуша собирал значки, связанные с авиацией. Одна стена комнаты – сплошной ковер из обложек его книг. В кухне на стене – интереснейшая коллекция ложек со всего света. В доме особый уют, созданный и руками Маркуши. Он умел всё: от ремонта любой техники до приготовления обеда. Запомнился его один совет: сварил макароны, промывай не холодной водой, а кипятком. Будете читать «Мужчинам до 16 лет», поймете, как много он знал и умел.

Вспомнила еще один урок Маркуши. Мы с ним стояли на остановке трамвая, а его все не было. Я начала метаться. Предложила Маркуше перейти на автобусную остановку. А он сказал: «Приняла решение, не меняй его!». Мы дождались трамвая.

Маркуши были у нас дома в гостях. Веселый разговор. Маркуша сказал, что его имя не рифмуется. Наш сын-студент тут же придумал слова: «И основательно покушав / и оглядая шар земной, / сам под иконою Маркуша сидит с дебелою женой». Было всем смешно, потому что Ирина Макуша была очень изящной женщиной… А когда Маркуши уже уехали, сын продолжал рифмовать: « Озёра вин, бараньи туши / конфеты, яблоки и груши / на дне рождения Маркуши. На море, в воздухе и суше / Вы хоть продайте свои души, / но не найдете книг Маркуши»… Так что он ошибался, что его имя не рифмуется.

А еще Маркуша рассказал, как его мама в детстве воспитывала. Если он набедокурит, мама его садила в кухне на табуретку, давала в руки книгу о Томе Сойере и заставляла читать. Он с детства возненавидел Тома Сойера. Прошли годы. Маркуша уже был летчиком. Сидел в кабине, а самолет осматривал механик. И он слышал, как в кабине самолета хохочет летчик. Узнал, в чем дело. Оказалось, Маркуша впервые читает Тома Сойера.

Прошли годы со времени первой встречи с Маркушей. Изменилось время, изменилась страна. В 90-е почти перестали издавать книги Маркуши, сократилось число писем от читателей. А он продолжал работать.

Маркуша умер за письменным столом в августе 2005 года на 84 году жизни. Потом мы перезванивались с Ириной. Теперь и ее не стало. Но в этой семье выросла внучка Маркуши – Надя (Надежда Щульц – сейчас переводчица. Живет в Германии). Мы с нею иногда переписываемся.

Анатолий Маркуша написал 106 книг! Их издали в 15 миллионах экземпляров на 18 языках! Очень жаль, что его дело – так писать об авиации и воспитании мальчишек в детской литературе никто пока не продолжил.

Я представила себе, что, если бы в каждую школу пришел хотя бы один такой человек, как Маркуша, все были бы абсолютно спокойны за выпускников, особенно за мальчишек. Он бы сумел воспитать у мальчишек настоящий мужской характер, трудолюбие, достоинство.

Книги Маркуши не устаревают. Они есть в интернете, в детских библиотеках.

Одна из главных книг у Маркуши «Мужчинам до 16 лет». В ней очень много ценных советов, как стать настоящим мужчиной. Мы гордимся, что эта его книга издавалась и у нас в Челябинске в 1981 году. 100 тысяч экземпляров! В предисловии Маркуша пишет: «Приятно сознавать, что … книга из самых мне дорогих – выходит теперь на Урале, на земле умельцев и мастеров...».

Очень хорошо, что эта книга теперь издается в Москве. И еще тысячи мальчишек ее прочитают с большой пользой для себя.

А у меня в доме остались его книги с автографами, письма. За 30 лет мне он написал больше ста писем и открыток. Маркуша был человеком с большим чувством юмора. Некоторые его письма невозможно читать без улыбки. Он в шутку мог написать такими каракулями, чтобы не сразу догадались, от кого это письмо, или написать его так, что читать можно было, только постоянно поворачивая листок по кругу. А в обратном адресе на конверте вместо Маркуши написать «Фантомас», «А.Фраер». А на одном конверте он написал перед моей фамилией – «Засракулю». Это он сократил слова «Заслуженному работнику культуры». И еще его слова из одного из писем: «Письмо берегите. Помру, ЦГАЛИ заплатит за него 5 рублей». (ЦГАЛИ – Центральный литературный архив. Н.К.)

Конечно, никаких его писем в ЦГАЛИ я не сдала. И книги, и письма – это свидетельства дружбы с очень достойным человеком, о котором этот мой рассказ.


Н.Капитонова


Читайте и другие интересные и искренние воспоминания Надежды Анатольевны Капитоновой в нашем блоге:

 Книжкины именины

«Штучная дама» Лидия Либединская

Великая женщина Белла Абрамовна Дижур

Владимир Караковский. Друг – «Учитель милостью божьей»

Редкое знакомство. Наталья Кончаловская

Вспоминая Ишукову

«Улыбка из ада». Тамара Петкевич

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »