среда, 13 апреля 2022 г.

Книжкины именины

Есть в Челябинске легендарный библиотекарь, «книжкина мама», как ее называют, Надежда Анатольевна КапитоноваЖурналист «Российской газеты» Дмитрий Шеваров: «Надежда Капитонова для уральских библиотекарей – это как Ирина Антонова для музейщиков. Высший авторитет. Эталон служения профессии». Надежде Анатольевне повезло побывать на Всесоюзных (позже Всероссийских) праздниках, посвященных Неделе детской книги, встречаться с писателями-классиками Л. Кассилем, С. Михалковым, К. Чуковским, С. Маршаком, А. Барто и многими другими. Символично, что и свой день рождения Надежда Анатольевна отмечает во время Недели детской книги. Мы попросили Надежду Анатольевну поделиться воспоминаниями об истории Недели детской книги, об этом ярком событии в жизни нашей страны и Челябинской области.

Итак, слово Надежде Анатольевне

Я только что вернулась с большого, яркого детского книжного праздника, который традиционно проходит в Челябинске в Неделю детской книги (НДК). Он проходил в обновленном здании детской филармонии. Как всегда, ребята приехали и из других городов и поселков. Областная детская библиотека организовала накануне Большой поэтический фестиваль «Мы пришли к поэту в гости». А на празднике было ясно, что это поэты пришли к ребятам в гости. И пришли не только челябинские детские поэты: Елена Сыч, Нина Пикулева, Янис Грантс и композитор Елена Поплянова, которая написала музыку к десяткам стихотворений южноуральских поэтов, но и петербургский известный поэт, журналист, сценарист Игорь Шевчук.

Сначала дети и писатели встречались в разных аудиториях. Потом собрались все в большом зале, где был концерт, награждения читателей за участие в областной литературной игре. И там, на большом экране показали старый документальный фильм об истории Недели детской книги в нашей стране. Колонный зал Дома Союзов. Писатели, которые со сцены открывают Неделю: Кассиль, Чуковский, Маршак, Барто… Кадры 1947, 1951… И тут я чуть не падаю со стула. Это же я видела живьем 70 лет тому назад! Я же была в этом зале!

Тут нужно объяснение, стоит вернуться в то время.

Мне очень повезло учиться в Москве в библиотечном институте, да еще на факультете детских и школьных библиотек. К сожалению, таких факультетов давно нет в институтах культуры. Я не могу понять, почему в медицинских институтах не отменили учебу будущих детских врачей. А работать в детской библиотеке стало труднее, чем раньше: и литература стала намного богаче, появилась сложная техника, и сами ребята совсем другие… Ну, это особая и болезненная тема. Не буду обманывать, я, как многие, поступала в институт по методу исключения. В школе физика, химия, математика не были любимыми предметами. В учителя литературы не хотелось. Мама – библиотекарь. Она еще в молодости в Сибири была избачом. Это в деревнях было учреждение культуры, которое совмещало клуб, библиотеку, место, где занимались «ликбезом» (ликвидацией безграмотности). Её направили в Москву в Академию коммунистического воспитания имени Н.Крупской. Мама окончила библиотечный факультет. На последнем ее курсе родилась и я. Меня назвали в честь Надежды Крупской. Потом, оказалось, что из «маминого» факультета по инициативе Крупской «родился» московский библиотечный институт. Ну, куда мне было податься? Да еще удивительно, что через 12 лет после моего рождения, родилась в Москве Неделя детской книги, во время которой я отмечаю день рождения.

Вернусь к учебе в Москве. К нашей радости, у нас были прекрасные преподаватели, а кроме того, мы – студенты не пропускали совещаний по детской литературе. И каждый раз бывали в Колонном зале Дома Союзов на Всесоюзных (позже Всероссийских) праздниках, посвященных Неделе детской книги. Многие знают, что придумал этот праздник замечательный детский писатель Лев Кассиль. В 30-60-е годы не было такого школьника, который бы не читал его «Кондуит и Швамбранию», «Дорогие мои мальчишки», «Улицу младшего сына»… Ребята всей страны писали письма «Москва, Кремль, Льву Кассилю» и письма доходили! Кстати, Кассиль не раз приезжал к нам в институт.

Лев Кассиль, 1947 год

Удивительно, что праздник был организован в разгар войны – в 1943 году. Лев Кассиль служил на Северном флоте, его семья жила в эвакуации на Урале, в Свердловске (Екатеринбурге). Но он не мог не думать о детях воюющей родины. Он представлял себе, как в весенние каникулы, в весеннюю распутицу часто голодные и плохо одетые дети никуда не могли поехать, мало у них было радости. Вот он и придумал посвятить каникулы веселому книжному празднику для детей. Этот праздник, который он назвал «Книжкиными именинами», проходил во всех детских библиотеках и школах по всей стране, а открывался в самом центре Москвы, в старинном здании, которое помнит Пушкина, Колонном зале Дома Союзов. Мне повезло побывать на этих праздниках каждую весну. Наверное, я уже единственный человек в Челябинске, кто помнит живых писателей-классиков… Пока был жив Кассиль, он всегда открывал праздник. Я помню, какая умная и веселая атмосфера царила тогда и в главном зале, когда выступали писатели и поэты перед ребятами. И в фойе, когда писателей окружали дети. Всегда дарили ребятам книжки. Во время войны книжки были маленькими, на бедной газетной бумаге в серых обложках (бумага была нужна фронту). Но зато, какими дорогими эти книжки были для ребятни!

Но вот последние месяцы в институте. В Колонном зале, где были детские праздники, было прощание со Сталиным, на которое мы с несколькими однокурсниками чудом попали. Наступила другая эпоха страны, а у меня через несколько месяцев настала трудовая жизнь в Челябинске, куда я попала по распределению. Всю жизнь (64 года) я проработала в областной детской библиотеке им.В. Маяковского. 21 год из них директором.

Все детские библиотеки области вместе со школами в конце марта отмечали Неделю детской книги, но областных праздников не было. И трудно было их организовать, и в весенние каникулы тогда проходили смотры школьной самодеятельности, которые отрывали внимание школ от книжных дел.

Но вот наступило начало 70-х годов прошлого века. Я в это время была уже директором библиотеки. Возникла идея отмечать Неделю детской книги большим областным праздником.

Этот мой рассказ – не отчет нашей библиотеки о прошедших праздниках. После каждого праздника оформлялся альбом. Эти альбомы хранятся в библиотеке. В них вся история областных праздников. А у меня здесь мои, м.б. случайные, воспоминания о том, что бывало, когда готовили праздники. Теперь я понимаю, что слишком много брала на себя, боясь неудачи, срывов. Сама писала сценарии, сама вела… Хотя одна я бы и не справилась. Не было бы праздников, если бы не помощь Обкома комсомола, нового Общества книголюбов, коллектива библиотеки.

Сначала мы называли эти праздники областными слетами книголюбов-школьников, но Обком комсомола воспротивился, т. к. у пионерских слетов свои ритуалы. И осталось название – праздник книголюбов-школьников. Праздники проходили в хороших залах: Дворце культуры железнодорожников, театральном зале Дворца пионеров…

Каждый раз мы обдумывали девиз праздника («Салют, Победа!»…), конкурс, который заранее объявлялся среди читателей-детей области. Готовились книжные выставки, литературные игры. Победители конкурсов из области приглашались на праздник. Их торжественно награждали. А кроме того, у нас тогда были постоянные связи с телевидением (передача «Встреча с книгой»). Победителей конкурсов приглашали на телевидение. Ребята надолго запоминали эти выступления.

Естественно, на праздниках гостями были интересные люди: герои труда, войны, челябинские детские поэты и писатели. Обком комсомола помогал нам приглашать московских писателей. На наших праздниках побывали: Наталья Кончаловская, Лидия Либединская, Анатолий Митяев (книги об армии, войне), писатель-летчик Анатолий Маркуша, поэт Маргарита Алигер… Иногда удавалось представить их отдельные встречи с детьми и на телевидении.

Мы уже привыкли к тому, что у нас на празднике гости – известные писатели. Но не всегда это было просто. Однажды незадолго до праздника (1973) нам сообщили, что к нам никто не приедет. За неделю до праздника меня вызвали в Москву на совещание по детской литературе. Я подумала, что увижу писателей-москвичей и кого-нибудь уговорю приехать в Челябинск. Но не тут-то было. Уже все они «расписаны», все где-то выступают. Вел совещание Сергей Михалков. К нему я не решилась подойти. Но зато в самом конце совещания в президиум прошла Людмила Константиновна Татьяничева, а мы с нею были раньше знакомы. Я еле дождалась конца совещания, бросилась прямо на сцену к Татьяничевой, рассказала о нашей проблеме. Та меня успокоила, дала свой домашний телефон, сказала, чтобы я утром ей позвонила. Звоню утром, она говорит, что к нам поедет Наталья Кончаловская. Я ушам своим не поверила. Наталья Петровна –знаменитый человек – внучка художника Василия Сурикова, дочка академика Петра Кончаловского, жена Сергея Михалкова, мать двух известных режиссеров, сама – писательница, поэт. И уже немолодой человек (70 лет!). Приехала. Встретили на вокзале. Оказалось, Наталья Петровна – простой в общении человек. Ей все было интересно. Она не только выступила перед ребятами во Дворце железнодорожников, но успела побывать на металлургическом заводе, в институте культуры, на озере Тургояк, встретилась с легендарным доктором Синяковым (потом написала о его судьбе рассказ). А через месяц она приехала еще раз в мае, но уже в Магнитогорск! Еще и успела написать об этих поездках книгу «Магнитное притяжение» (1976, «Детгиз»). Позже я поняла, что наша Татьяничева сумела «заразить» Кончаловскую интересом к Южному Уралу, его людям, природе.

Похожая история, только с обратным знаком, случилась в другую весну. Плохо сработал Обком комсомола, опять к нам из Москвы никто не приедет. И опять я в командировке на совещании по детской литературе (эти совещания обычно проводили в мартовские дни). А раньше к нам приезжал писатель – летчик Анатолий Маркуша с женой, очень интересно выступал в Челябинске, Магнитогорске, Миассе. Мы подружились. Я всегда к ним заезжала в гости, когда бывала в Москве. Сидим за столом у Маркушей. Я ему пожаловалась, что никто не приедет на наш праздник. А он вдруг говорит: «А почему вы не приглашаете вашего земляка – Валерия Медведева?». – «А разве он наш земляк?!» Я этого не знала. Вспомнила, что наш славный директор 1 школы им. Энгельса – Владимир Абрамович Караковский, с которым мы давно дружили, собирался ставить у школы памятник погибшим в войну ученикам. Он с коллегами и ученикам долго разыскивал довоенных выпускников, чтобы никого не пропустить. Не мог найти выпускника Валерия Медведева. Так случилось, что искал его среди артистов, потому что после школы Валерий играл небольшие роли в драмтеатре, а потом поехал в Москву учиться на актера. А он оказался детским писателем. Караковский тогда уже работал в Москве. Я с ним созвонилась, рассказала об «открытии». Мы созвонились с Медведевым. Он нас пригласил к себе домой, упрекнул, что мы о нем забыли, не приглашаем. Я еще мучилась, как это я не знала, что он челябинец. Когда вернулась в Челябинск, перерыла все возможные источники, нигде Медведев не упоминал, что детство и юность у него прошли в нашем городе. Потом-то я узнала, что в его биографии было много горького, что его отец был расстрелян, мать была в тюрьме, а его усыновили, дали другую фамилию и отчество. В конце нашего разговора с Медведевым мы договорились, что он приедет к нам на праздник. Я вернулась, всех детских библиотекарей озадачила работать с книгами Медведева («Баранкин, будь человеком!» и др.). Прошло две недели. До праздника остался один день. Ночью звонок из Москвы (писатель перепутал время). Медведев приехать не сможет. Уважительной причины не было. Спасли положение челябинские писатели и поэты. А с Медведевым мы не подружились, хотя я о нем не раз писала.

А еще навсегда запомнила один наш праздник, который мог меня угробить инфарктом. Все было заранее договорено. Праздник должен быть в театральном зале Дворца пионеров. Приехала из Москвы Лидия Либединская – писательница, рассказчица, которую прозвали за выступления по радио и телевидению «Андрониковым в юбке». Друг нашей библиотеки. Утро. К Дворцу пионеров потянулись делегации детей из области, наши библиотекари с книгами, заголовками выставок…. Пришла Либединская и другие гости. А нас всех в театральный корпус не пускают. Говорят, что зрительный зал аварийный, он готовится к ремонту. Я чуть с ума не сошла. Звонки в Обком комсомола, в Обком партии. Не сразу, но нам разрешили провести праздник во Дворце культуры глухонемых. А это далеко, транспорта туда нет. Расстояние 6-7 кварталов. Вот мы туда и потянулись. Пришли. Зал мрачный, времени на наши выставки, творческие площадки нет, очень задержали начало. А на следующий день узнаю, что в театральном зале Дворца пионеров проходит какое-то действо. Нас просто обманули. Никакой ремонт залу не грозил. До сих пор не знаю, кто нам это устроил.

Прошли годы. К счастью, традиция проводить областные праздники книги продолжается. Был перерыв только в трудные 90-е. Восстановили в 1998-м. Не стало Обкома комсомола, Общества книголюбов. Но пришла помощь Министерства культуры области, областной организации детского фонда. Появилась дружба с Содружеством детских писателей (руководитель – Ольга Колпакова), на областные праздники стали приезжать писатели из Екатеринбурга и других городов России. Целый ряд праздников прошел в Театре кукол, где было мало места. Впервые в этом году праздник отметили в хороших помещениях областной детской филармонии.

Впервые в этом году ЧОДБ использовала новые технические возможности. Не выходя из нашего читального зала, ребята разговаривали с известным московским писателем и поэтом Андреем Усачевым, поэтом Анастасией Орловой из Ярославля. Нет давно детской редакции телевидения, с которой мы работали 37 лет, но уже около 30 лет у нас на радио «Южный Урал» идет постоянная передача «Брось все и читай!», где всегда освещается все, что связано с областными праздниками в Неделю детской книги.

По-моему, не надо доказывать, что вся особая работа детской библиотеки к Неделе детской книги очень способствует повышению интереса к чтению у школьников, повышению авторитета книги и библиотек. А это сейчас чрезвычайно важно.

Не знаю, почему, но захотелось напомнить, что у Недели детской книги есть удивительное продолжение.

Завершается Неделя Днем рождения Чуковского, который родился 31 марта, а отмечал свой День рождения 1 апреля. Без Чуковского невозможно представить нашу детскую литературу. А 2-го апреля День рождения знаменитого сказочника Андерсена. Этот день назван Международным Днем детской книги. Я не могу забыть один подарок судьбы. В 1972 я побывала в Мюнхене в составе сопровождающих первую в ФРГ советскую выставку детской книги. Нас было 14 человек: детские писатели, художники-иллюстраторы и два детских библиотекаря (москвичка и я.) Во главе делегации Агния Львовна Барто. Именно тут, в Мюнхене, благодаря подвижнице – немецкой писательнице Йелле Лепман и родился IBBY (Международный Совет по детской и юношеской литературе). Не случайно 37-й Конгресс IBBY прошел у нас в Москве в прошлом году. В Мюнхене родился Международный День детской книги, первая Международная детская библиотека, в которой нас принимали. Тут родилась традиция вручать Золотую медаль имени Андерсена один раз в два года (с 1956года) автору лучшего произведения для детей. Эту награду называют еще и Малой Нобелевской. Рассказ об этой поездке – отдельная и интересная тема. Тогда, в Мюнхене, я еще и еще раз убедилась, что не зря я выбрала такую самую интересную и важную работу – детского библиотекаря.

 

Н.Капитонова, апрель 2022

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »