понедельник, 4 ноября 2019 г.

Азбука нравственности в стихах. Патриотизм


Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству; готовность подчинять свои личные интересы интересам страны; верно служить и защищать ее.

* * *
Любить Россию нелегко,
она в ухабах и траншеях
и в запахах боев – прошедших
и тех, что так недалеко…

Но хоть воздастся, может быть,
любовью за любовь едва ли,
безмерная, как эти дали,
не устает душа любить.

Страна, как истина, одна –
она не станет посторонней,
и радостней, и проторенней
тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,
как незаметная песчинка,
в глубинке города, починка,
села, разъезда, вёрст и лет.

Отчизны мёд и молоко
любую горечь пересилят.
И сладостно любить Россию!
Хотя любить и нелегко.
Р. Казакова

* * *
Говорю не с горечью, не с болью,
но, презрев наивное вранье:
самой безответною любовью
любим мы отечество свое.

То ли у него нас слишком много…
И не стоит спрашивать так строго,
требовать, грубить и теребить.
Разве брошен, позабыт, несчастен
каждый, кто к отечеству причастен
долгом и достоинством – любить?

И пускай оно не отвечает,
нас не замечает, не венчает…
Ну а мы в просторах долгих лет
понимаем и с плеча не рубим.
Просто любим.
Безответно любим.
Но сама любовь –
и есть ответ.
Р. Казакова

* * *
Куда не посмотришь – родные
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома…
Я знаю – за это сурово
С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже – отвечу
За всё: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.

За песни, которым впервые
Внимают родные края…
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя. Совесть моя!
Н. Рыленков

Твоя Родина
Всё испытала, всё превозмогла –
Года тяжелых рукопашных схваток,
И выстрелы врагов из-за угла,
И длинные хвосты у продпалаток.
«Великая!» – мы говорим о ней,
Даем присягу в верности сыновней
И воспеваем с пристальной любовью
Березки, речки, ширь ее полей.

А всё ли помним
И всегда ль о том,
Что родина была, и есть, и будет
Не только реки, горы, отчий дом,
Не просто небо и земля,
Все те, что рядом, под боком у нас,
И – далеко, чужие нам по крови,
И все они нуждаются подчас
В тепле, в участье,
В братском добром слове.

С любым ты мог служить в одном полку,
Делиться на походе сигаретой,
В далекой стороне, как земляку,
Поверить душу...
Как забыть об этом?
И если ныне он, товарищ твой,
Твой соотечественник – пусть не близкий,
Безвестный пусть,–
в беде, в нужде какой,
Спеши ему помочь, он не чужой,
Не отмахнись служебною запиской.
Спеши на выручку, других зови,–
Пусть не найдется душ глухих и жёстких!
Без этого к чему слова любви
О родине,
О речках,
О берёзках?!
А. Яшин

Россия
Я горжусь своей страной –
В счастье и в печали.
И красой ее земной,
И небесной далью.

Прошлым я её горжусь.
Вечным сорок пятым.
Сердце помнит наизусть
Все Святые даты.

И у Вечного огня
Бью поклон солдатам,
Что спасли собой меня
В том же сорок пятом.

За добро плачу добром.
За обиды – болью.
Радуюсь, что отчий дом
Осенен любовью.

Я горжусь своей страной,
Хоть не все в ней свято,
Если рядом с беднотой
Власть плодит богатых.

Все равно – горжусь страной.
И вся жизнь мне вторит…
Верю я лишь ей одной –
В радости и в горе.
А. Дементьев

России
Я в честь тебя не бил в колокола.
Не любишь ты ни звонарей, ни звона.
Но ты всегда в моей душе была.
И я молчал – счастливо и влюблённо.

К чему слова, когда и так все явно…
Ты вся во мне – от встреч и до разлук.
Моя любовь тиха и постоянна,
Как сердца стук.
А. Дементьев

Россия
Нас в детстве ветры по Земле носили.
Я слушал лес и обнимал траву,
Еще не зная, что зовут Россией
Тот синий мир, в котором я живу.

Россия начиналась у порога
И в сердце продолжается моем.
Она была и полем, и дорогой,
И радугой, склоненной над селом.

И быстрой речкой, что вдали бежала
И о которой думал я тогда,
Что тушит в небе зарево пожара
Ее неудержимая вода.

Рассветом в сердце пролилась Россия.
Не оттого ли и моя любовь
Так неразлучна с ливнями косыми,
С разливом трав и запахом хлебов?

И мне казалось – нету ей предела…
А по весне я видел наяву:
Под парусами наших яблонь белых
Россия уплывала в синеву.

Прошли года. Объездил я полсвета.
Бывал в краях и близких, и чужих,
Где о России знают по ракетам
Да по могилам сверстников моих.

И я поверил – нету ей предела!
И чья бы ни встречала нас страна –
Россия всюду, что ты с ней ни делай,
В сердцах людей раскинулась она.
А. Дементьев

Русь
Я – русский.
Я из той породы,
Чья кровь смешалась с небом и травой.
Чьи прадеды в зелёный храм природы
Входили с непокрытой головой.

И молча били низкие поклоны
Клочку земли – в страду и в недород.
И Русь для них всегда была солёной,
Как слёзы жён или над бровью пот.

Всё помнит Русь –
И звоны стрел калёных,
И отсветы пожаров на снегу…

Мы входим в жизнь,
Открыто и влюблённо.
Уйдём – оставшись перед ней в долгу.
А. Дементьев

Родине
Как было просто все, что ты,
в зелёном детстве давнем:
тайга, с избушками плоты,
костры на склоне дальнем,
над полом лёгкий пар в избе,
в коре и щепках речка.
Любил тебя, но о тебе
я думал очень редко.

Я доверял своей любви,
не углубляясь в это,
и различать умел твои
лишь внешние приметы.

Была ты – сказка о Садко,
и о цветочке аленьком,
и дом, осевший глубоко,
с травою по завалинкам,
и после схлынувшей грозы
дорога зоревая,
где сеном грузные возы
за ветви задевают.

Но и другою ты была.
Ловила ты до слова
у рупоров, что от Орла
отходят наши снова.
Была ты – дымный небосклон,
и «Становись!» команда,
и всё в слезах солдатских жён
крыльцо военкомата...
Ни в чём, мужая и скорбя,
тебе я не был чуждым,
но, школьник, взрослую тебя
умел понять лишь чувством.
Я, полюбив твои черты,
не мог осмысливать всё же,
что и лицо, конечно, ты,
но и характер тоже.

И полюбил ещё сильней
тебя за чувств огромность,
за правду твёрдости твоей,
за подлинность и скромность,
за всю натуру с добротой
и речью откровенной
и с незлопамятностью той,
что силы признак верный.

Раскрывшись в чьей-нибудь судьбе,
ты становилась ближе.
Когда пишу я о тебе,
невольно многих вижу.
Я вижу тех, с кем рядом креп,
с кем вместе горе мыкал,
ел прилипавший к пальцам хлеб
и грыз обломки жмыха.

Вагоны вижу, что на фронт
шли, чёрные от гари,
солдат, что в майках на перрон
напиться выбегали,
тех женщин, что месили грязь
в очередях предлинных
и, бабьей сладости стыдясь,
украдкой шли на рынок,
где перед гомоном людским
у старого точила
морская свинка судьбы им
в пакетиках тащила.

Я вижу взмахи колуна,
с каким братишке тяжко,
и предколхоза Бокуна
на грубых деревяшках,
и дни без отдыхов и снов
шофёрши тёти Клаши,
и восьмилетних пацанов,
стога ночами клавших.
Моя семья, моя родня –
вся жизнь моя им отдана.
Они навеки для меня
и есть все вместе – Родина.
Е. Евтушенко

* * *
Пусть мне оправдываться нечем,
пусть спорны доводы мои,
предпочитаю красноречью
косноязычие любви.

Когда волненью воплотиться
в звучанье речи не дано,
когда сто слов в душе родится
и не годится ни одно!
Когда молчание не робость,
но ощущение того,
какая отделяет пропасть
слова от сердца твоего.

О сердце, склонное к порывам,
пусть будет мужеством твоим
в поступках быть красноречивым,
а в обожании – немым.

И что бы мне ни возразили,
я снова это повторю.
... Прости меня,
моя Россия,
что о любви
не говорю.
В.Тушнова.

* * *
Как родную землю почитать,
Чтобы слов на ветер не кидать?
Чтобы стать перед ее лицом
Кровною родней, а не жильцом?

В детстве – тёплым сердцем обнимать,
Как ребёнок обнимает мать.
А когда нальется силой грудь,
Ей по-братски руку протянуть.

В материнской мудрой доброте
Телом заслонить ее в беде.
И, рубеж последний перейдя,
Вновь к земле приникнуть, как дитя...
Н. Кондратковская

Очарованье
Ты берегла младенчество моё
от сквозняков
безжалостного года.
Дала мне хлеб.
И теплое жилье.
И все богатства, что даёт
свобода.
Открыла мне людскую доброту.
Я поняла,
какая это сила.
Родной земли простор
и красоту
ты постигать,
ты видеть научила!
Я возлюбила горы и поля,
рек и плотин
согласное звучанье.
Как ты прекрасна,
Родина моя,
как велико
твое очарованье!
Л. Татьяничева

Россия, Родина, Отчизна
Россия, Родина, Отчизна
В звезде рубиновой,
Как в призме,
Дороги сходятся
Лучась.
Россия,
Родина,
Отчизна –
Прочна понятий этих
Связь.
Она прочна и нерушима,
Как сила братского
Родства.
Как хлеб и соль –
Необходима.
Как сущность сложности
Проста.
Л. Татьяничева

Россияне
Мы рослые, мы сильные.
Добрые. Задорные.
Глаза у нас то синие.
То карие, то чёрные.

Мы сложные и разные.
Но нас в года тревожные
Сроднило Знамя Красное
И чувство непреложное.

По глубине и силе
Оно сильнее жизни.
Любовь к родной России –
Единственной Отчизне!
Л. Татьяничева

Я рождён в России!
Много лет я хожу по дорогам земным.
Много лет неразлучен с пытливой судьбой.
Видел северных стойбищ негнущийся дым.
Слышал Чёрного моря солёный прибой.

Всей России моей я слыхал голоса.
Каждый вздох её – сердцем раскрытым ловил.
А когда на леса опускалась роса,
И на тонких, на трепетных струнах овса
Русский ветер напевы свои выводил,
И встающее солнце гасило луну,
И курился дымок, различимый едва, –
Я подолгу вынашивал думу одну:
Перелить красоту в золотые слова!

Я в России рождён. Родила меня мать
Впору яблок и впору созревшего хлеба.
И велела мне песню в дорогу позвать.
А дала в изголовье мне синее небо.

Я глядел в него: облака… облака…
Высоту пополам перерезала птица.
Всё течёт и течёт голубая река,
А воды из неё никогда не напиться.

Нет, обратно на землю! Скорее, скорей!
Обнимать её жаркие травы в июле.
Пить живую прохладу зелёных морей.
На далёких заставах стоять в карауле.

Сторожить её всю! До цветка-лепестка.
От незваного гостя. От мора. От сглаза.
Пусть её не коснётся лихая рука,
Двоедушная песня и лживая фраза.

Пусть живёт она в добром здоровье всегда.
Пусть до сердца её – не достанут печали.
Сорок раз мне кукушка считала года,
Сорок лет.… А как будто дорога в начале.

Будто только вчера я отправился в путь.
Мир вокруг удивительно свеж и прекрасен.
Ко всему приглядись. Ничего не забудь.
Равнодушный, как чёрная оспа, опасен.

В мире столько ещё не доделанных дел!
Ещё мёрзнет земля в ледниках Антарктиды,
И не вторгся никто ещё в звёздный предел,
И пустыни желтеют от вечной обиды.

Мир ещё разгорожен барьером идей,
Ещё делят людей на цветных и на белых.
Слышишь, негры поют о России моей?
О земле справедливых, свободных и смелых.

И куда бы судьба ни вела бедняка,
Где бы мать колыбельную песню ни пела, –
Отзывается издали Волга-река,
Словно вечность сама за окном прошумела.

Я в России рождён! Я люблю её так,
Что словами всего и не скажешь, конечно.
Если друг – так уж друг. Если враг – так уж враг.
А уж если любовь – так уж это навечно.

Зла не помнит Россия. Побитым не мстит.
Может хлебом и песней с тобой поделиться.
Добрым гостем придёшь – от души угостит.
Спрячешь камень за пазухой – горе случится.

Посмотри ей в глаза. Не предаст. Не солжёт.
Кто слабее её – никогда не обидит.
И всегда она слово своё сбережёт.
И за чёрною тучею солнце увидит.

Может, солнце вот это вело Ильича
Сквозь жандармскую ночь, сквозь метели косые…
Каторжане брели, кандалами стуча.
Вдоль Владимирки бабы бежали босые.

И какую таил в себе силу народ,
Сколько было в нём светлой мечты и отваги,
Чтобы встать, распрямиться, рвануться вперёд
И о солнце зажечь свои красные флаги.

Я в России рождён! И куда ни пойди,
Где б мои ни лежали дороги земные,
Всё, что в сердце ношу, что вместилось в груди,
Я зову необъятнейшим словом: Россия!
С. Островой

Откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен с ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
В. Боков

Чувство Родины
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои...
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда?!
Все проходит.
Остается Родина –
То, что не изменит никогда.

С ней живут,
Любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою
Торжествует радуга,
А над смертью
Торжествует жизнь!
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Все стареет.
Родина не старится,
Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звездного крыла.
А взгляни – Все то же небо синее
И над Волгой та же тень орла.
Те же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад,
Так же любят, и с любовью маются,
И страдают, как века назад.
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

Медленно
История листается...
Все пройдет,
А Родина останется.
В. Фирсов

Я себя не мыслю без России
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.

Без её работника и бога –
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.

Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.

Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.

Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.

Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
М. Лисянский

* * *
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага!»

Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он.
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять...
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
О. Фокина

Отчизна
Два чувства равно близки нам
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. Пушкин

А любовь к отечеству была
Любовью к дедовским могилам,
Любовью к славе, что плыла
Над краем бесконечно милым,
Любовью к матери своей,
Что вечно сердцем настороже,
Которая для сыновей
Чем сгорбленнее, тем дороже.

Ты за нее костями ляг!
Ты за нее – сквозь ураганы!
Но родина не только шлях,
Где дремлют скифские курганы.
Ее культура не музей,
Она не вся в наследье предка
Она в делах твоих друзей,
С отцами спорящих нередко.

Умей в грядущее взглянуть
И в нем найти отчизну снова,
Чтобы твоя дышала грудь
Не только дымкою былого.
Нам все былое по плечу,
Все, что оставили века нам!
Да, дед высок. Но я хочу,
Чтоб сын мой вырос великаном.

Держась за дедово древко,
Не опьяняй же дремой сердце.
Как прошлое ни велико,
Как мы ни чтим его бессмертье,
Но века завтрашнего зов
Могущественнее, чем тризна.
Не только край твоих отцов.
Но край твоих детей – отчизна.
И. Сельвинский

России
Взлетел расщепленный вагон!
Пожары... Беженцы босые...
И снова по уши в огонь
Вплываем мы с тобой, Россия.
Опять судьба из боя в бой
Дымком затянется, как тайна,–
Но в час большого испытанья
Мне крикнуть хочется: «Я твой!»

Я твой. Я вижу сны твои,
Я жизнью за тебя в ответе!
Твоя волна в моей крови,
В моей груди не твой ли ветер?
Гордясь тобой или скорбя,
Полуседой, но с чувством ранним
Люблю тебя, люблю тебя
Всем пламенем и всем дыханьем.

Люблю, Россия, твой пейзаж:
Твои курганы печенежьи,
Станухи белых побережий,
Оранжевый на синем пляж,
Кровавый мех лесной зари,
Олений бой, тюленьи игры
И в кедраче над Уссури
Шаманскую личину тигра.

Люблю, Россия, птиц твоих:
Военный строй в гусином стане,
Под небом сокола стоянье
В размахе крыльев боевых,
И писк луня среди жнивья
В очарованье лунной ночи,
И на невероятной ноте
Самоубийство соловья1.

Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая песня в них взрастила
Самозабвение любви?
О, их любовь не полубыт:
Всегда событье! Вечно мета!
Россия... За одно за это
Тебя нельзя не полюбить.

Люблю стихию наших масс:
Крестьянство с философской хваткой.
Станину нашего порядка –
Передовой рабочий класс,
И выношенную в бою
Интеллигенцию мою –
Все общество, где мир впервые
Решил вопросы вековые.

Люблю великий наш простор,
Что отражен не только в поле,
Но в революционной воле
Себя по-русски распростер:
От декабриста в эполетах
До коммуниста Октября
Россия значилась в поэтах,
Планету заново творя.

И стал вождем огромный край
От Колымы и до Непрядвы.
Так пусть галдит над нами грай,
Черня привычною неправдой,
Но мы мостим прямую гать
Через всемирную трясину,
И ныне восприять Россию –
Не человечество ль принять?

Какие ж трусы и врали
О нашей гибели судачат?
Убить Россию – это значит
Отнять надежду у Земли.
В удушье денежного века,
Где низость смотрит свысока,
Мы окрыляем человека,
Открыв грядущие века.
И. Сельвинский

Люби Россию в непогоду
Не слышно песен о России,
Во славу больше не поют.
То до небес превозносили,
Теперь ногами в сердце бьют.

А ты попробуй все невзгоды
С ней разделить, живя в нужде.
Люби Россию в непогоду,
Не оставляй её в беде!

Иных корысть по свету носит,
Влечёт чужая сторона.
Как можно мать в несчастье бросить,
Сбежать, когда она больна?

Не дай, Господь, чтоб в наши годы
Не знать ни веры, ни родства!
Люби Россию в непогоду, –
Любовью Родина жива.

Как время смутное осилить?
Но где страданья – там любовь.
Молитесь, люди, за Россию,
Чтоб возродилась в муках вновь.

Дай Бог, чтоб выстоять народу,
В душе безверье побороть!
Люби Россию в непогоду...
Благослови её, Господь!
В. Шумилин

Мы русские
Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: «Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей».

Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.

Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.

Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы –
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.

И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.

Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.

Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?

Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?

Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
«Мы – русские!» – так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря.

В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.

Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп – старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.

Они идут – то слуги, то мессии, –
Неся свой крест на согбенных плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.

Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот – русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы – о матушке, о ней.

Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.
К. Фролов-Крымский

Россия памятью жива!..
Россия памятью жива!
А сохранившими – тем паче!
А как иначе? Как иначе
Для той, что на века дана?!

Нет, не стихом судьбу решать
Зерна, опущенного в землю, –
Любовью дар Любви приемли –
И Жизнь, и Родину, и Мать.
Т. Травник

Славься, Отечество
Любите Родину, любите –
Россию – Родину свою!
Ей честь и славу возносите
И в перемирьях, и в бою.

Во дни истории свершений –
Во дни потерь, во дни побед
Россия – книга откровений –
Вам дарит свой всезримый свет.

Прекрасен мир, велики страны,
Но есть средь них одна, что – мать,
Способная и боль, и раны
Своей любовью пеленать –

Россия! Та, что неподъемный
Свой Крест безропотно несет.
Тот самый – никогда несъемный –
Тот, что однажды мир спасет!
Т. Травнiкъ

О родине
1
Понять я не мог, а теперь понимаю –
И мне ни к чему никакой перевод, –
О чем, улетая, осенняя стая
Так горестно плачет,
Так грустно поет.

Мне раньше казалось: печаль беспричинна
У листьев, лежащих в пыли у дорог.
О ветке родной их печаль и кручина –
Теперь понимаю,
А раньше не мог.

Не знал я, не ведал, но понял с годами,
Уже с побелевшей совсем головой,
О чем от скалы оторвавшийся камень
Так стонет и плачет
Как будто живой.

Когда далеко от родимого края
Судьба иль дорога тебя увела,
И радость печальна – теперь понимаю, –
И песня горька,
И любовь не светла, о Родина...

2
Под гром твоих колоколов
Твое я славлю имя.
И нет на свете слаще слов,
И звука нет любимей.

А если смолкнет песнь моя
В ночи иль на рассвете –
Так это значит, умер я
И нет меня на свете.

Я, как орел, парю весной
Над весями твоими.
И эти крылья за спиной –
Твое святое имя.

Но если вдруг сломает их
Недобрый темный ветер –
Ты не ищи меня в живых
Тогда на белом свете.

Я твой кинжал. Я был в бою
Мятежный, непокорный.
Я постою за честь твою,
Коль день настанет черный.

А если в строй бойцов твоих
Я в скорбный час не встану –
Так значит, нет меня в живых,
Исчез я, сгинул, канул.

Я по чужой земле иду,
Чужие слышу речи
И все нетерпеливей жду
Минуту нашей встречи.

А будет взгляд очей твоих
Не радостен, не светел –
Так значит, мне не быть в живых
Уже на белом свете.

3
О чем эта песня вагонных колёс,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине.

О чем, уплывая,
Грустят облака?
О чем кораблей уходящих тоска?
О родине, только о родине.

В дни горьких печалей и тяжких невзгод
Кто выручит нас?
Кто поможет? Спасёт?
Родина. Только лишь родина.

В минуты удачи,
В часы торжества
О чем наши мысли и наши слова?
О родине, только о родине.

Кто связан и счастьем с тобой, и бедой
Тому и во тьме
Ты сияешь звездой,
О Родина!..
Р. Гамзатов

Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов

Патриоты России
Мы патриоты России,
Здесь наша Родина-Мать,
В ней наша гордость и сила,
Наша великая рать.

Здесь наши деды сражались
Жизни своей не щадя,
Чтобы нога иноземца
Не осквернила тебя.

Чтобы в краях, где Есенин
Русский простор воспевал,
Русичей землю родную
Грязный сапог не топтал.

Родина наша святая,
Наша великая Русь,
Сердце тебе отдавая,
В верности вечной клянусь
И. Бутримова


Песни

Если Родину ты любишь
Музыка: С. Туликов
Исп.: Д. Гнатюк

Если Родину ты любишь,
Мало клясться ей в любви.
Перед ней в большом и малом
С чистой совестью живи.

Ей не лесть нужна, а правда,
Ей нужны дела твои!
Если Родину ты любишь,
Будь достоин той любви!

Если Родину ты любишь,
Не забудь, как в трудный час,
Мы Отечество спасали
И оно спасало нас.

Никакие испытанья
Нам с тобою не страшны,
Если Родину мы любим,
Если мы её сыны!
Н. Доризо

Родина, ты начиналась во мне
Музыка: Я. Дубровин

Первой малиновой утренней блёсткой
В сизом от холода снежном окне,
Речкой в ольшанике, белой берёзкой,
Родина, ты начиналась во мне.

Горькою коркой блокадного хлеба,
Собственной кровью на страшной войне,
Светлыми красками мирного неба,
Родина, ты продолжалась во мне.

В каждой кровинке навек прописалась,
В каждом идущем и прожитом дне.
Всё, что судьбы нашей общей касалось,
Вечным огнём пламенеет во мне.

Песнь о тебе, словно птица на воле,
Что ей вершины, пески и моря!
Родина, ты – материнское поле,
Флаг моей жизни и пристань моя.

Первой малиновой утренней блёсткой
В сизом от холода снежном окне,
Речкой в ольшанике, белой берёзкой,
Родина, ты начиналась во мне.
А. Чепуров

С чего начинается Родина?
Музыка: В. Баснер

С чего начинается родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колёс.
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

С чего начинается родина?
М. Матусовский

Россия
Любовь моя, Россия, люблю, пока живу
Дожди твои косые, полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья, лихих твоих ребят.
И нету оправданья нелюбящим тебя.

Любовь моя, Россия, ты с каждым днем сильней,
Тебя в груди носили солдаты на войне,
Шинелью укрывали и под огнем несли,
От пуль оберегали, от горя сберегли.

Любовь моя, Россия, немало над тобой
Невзгоды моросили осеннею порой.
Но ты за далью синей звездой надежд встаешь,
Любовь моя, Россия, спасение мое!
Ю. Визбор

Моя Родина
И бабушкин комод, и ряд иконок,
И бабушкины тихие слова...
Не делай зла тому, кому ты дорог,
Да просто никому не делай зла!

Простые вещи, три основы:
Отчизна, Вера и Семья –
Это моя, это моя,
Это моя Родина,
Это моя Родина!

А в сорок пятом дед пришёл с Победой,
Победу не отнять и не забыть
Я никуда отсюда не уеду,
Да просто очень нравится здесь жить!

Поля и кружева ромашек,
Урала заповедные края –
Это моя, это моя,
Это моя Родина,
Это моя Родина!

А если и лететь не в рай, а к звёздам,
Размениваться глупо и смешно,
И каждый лётчик верит, что вернётся,
Не каждому однако суждено...

И памяти своих героев
Промолвим тихо ты и я:
Это моя, это моя,
Это моя Родина,
Это моя Родина!

Простые вещи, три основы:
Отчизна, Вера и Семья –
Это моя,
Это моя Родина,
Это моя, это моя,
Это моя Родина!
Юта

Флаг моего Государства
Моя страна, моя судьба, моя мечта, моя война,
Моя любовь, моя весна и я – стена.
Отчизны сын, страны солдат – так было сто веков назад.
За друга друг, за брата брат – мир этим свят!

И каждый свой зажигает очаг,
И каждый свой поднимает флаг;
И наших душ и сердец костры,
Как во тьме маяк!

Я снова делаю шаг. Я поднимаю свой флаг –
Сквозь злые ветры тревог и неверия царства.
В этом бою я в строю. Я верю в правду свою,
И поднимаю свой флаг – моего Государства!
Я поднимаю свой флаг – моего Государства!

Здесь сто дорог – моя земля.
Моя Москва – звезда Кремля.
Здесь кровь отцов хранят поля
И кровь моя...

И это то, что я отдам
Во славу жизни сыновьям.
Победы, веры добрый знак
Российский стяг.

Я снова делаю шаг. Я поднимаю свой флаг –
Сквозь злые ветры тревог и неверия царства.
В этом бою я в строю. Я верю в правду свою,
И поднимаю свой флаг – моего Государства!
Я поднимаю свой флаг – моего Государства!

И каждый свой зажигает очаг,
И каждый свой поднимает флаг;
И наших душ и сердец костры,
Как во тьме маяк!

Мы снова делаем шаг. Мы поднимаем наш флаг –
Сквозь злые ветры тревог и неверие царства.
В этом бою мы в строю. Мы верим в правду свою,
И поднимаем наш флаг – своего Государства!
Мы поднимаем наш флаг – своего Государства!
Д. Майданов

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »