пятница, 16 июня 2023 г.

Полёт Валентины Терешковой: 25 стихотворений и песни

К 60-летию полета в космос

 

16 июня 1963 года на корабле «Восток-6», стартовавшем с Байконура, состоялся полёт первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. По отзывам присутствовавших на старте и руководивших полётом, «Чайка» (именно такой позывной был присвоен Терешковой) всё делала на «отлично». После фразы «Эй! Небо! Сними шляпу!», позаимствованной у Владимира Маяковского, корабль с первой женщиной-космонавтом оторвался от Земли. Она провела на орбите почти трое суток — 70 часов 50 минут и 48 раз облетела вокруг Земли. 

Валентина Владимировна Терешкова (род. 6 марта 1937 в деревне Большое Масленниково Тутаевского района Ярославской области) — лётчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт (1963), Герой Советского Союза (1963), генерал-майор, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладает титулом «Величайшая женщина XX столетия». Она остается не только первой, но и единственной женщиной, совершившей одиночный космический полет с присущими ему психологическими перегрузками, и самой молодой женщиной в космосе. Ее знаменитый позывной «Чайка» увековечен в названии малой планеты. О ней снимают фильмы, пишут песни, стихи, в ее честь названы музеи, улицы городов, школы, кратер на Луне и оазис в Антарктиде, часы и даже уникальная скрипка. В Челябинске есть парк в Тракторозаводском районе имени Терешковой.

 

Космонавт №6

Исключительно! Потрясающе!

Не могу подобрать слова.

Дорогие люди, товарищи,

Космонавт №6 — Она!

 

Молодая советская женщина

(а по имени просто Валя),

По программе чуть раньше намеченной

Устремилась к космическим далям.

Да, мы верили: «Это настанет».

Часто думали: «Кто же она?».

А теперь ее каждый знает.

 

Мир ликует, гордится страна.

Слава, слава, тебе Героиня!

Здравствуй, наш космонавт №6!

Валентина — чудесное имя.

До чего же приятная весть!

В. Бирюков

 

Летящей среди звезд

И снова степь. Великая, без края,

Под куполом глубокой синевы.

Прощайся, каждой клеточкой вбирая

Дурманящие запахи травы.

 

Тобою мир сегодня осчастливлен:

Судьба твоя светла и высока —

Не серою кукушкой во Путивле,

А Чайкою летишь за облака.

 

Взволнованно гремят секунды мерные,

Торжественно сходящие на нет,

В своей кабине — лучшая и первая

Перед лицом неведомых планет.

 

Подъем!!!

Ракета в жарком полыхании

Уходит ввысь, ликуя и трубя.

И у друзей срывается дыхание

От радостной тревоги за тебя.

 

Когда свинцовым грузом ускорение

Легло на сердце, предвещая тьму,

Мы были рядом.

Всех сердец биение

Помочь старалось сердцу твоему.

 

Потом... Потом тебя мы будем сравнивать

Со всеми героинями веков.

Пока для нас заветное и главное —

Твой голос из-за дальних облаков.

 

А ты уже растаяла в зените,

И косо проплывают полюса ...

Но тонкие бесчисленные нити

Протянуты к ушедшей в небеса:

 

Послушайте, послушайте, как бьётся

Девичье сердце в радиоволне!

Послушайте, как девушка смеётся,

Летящая с звездою наравне!

 

Мы ловим эти чистые удары.

Вершат приборы свой дотошный суд.

Заботливые, умные радары

Тебя в ладонях бережно несут.

 

Взгляните — над Америкой, над Сити

Звезда России в полуночной мгле:

Не с ядерным страшилищем носитель —

Носительница жизни на земле!

 

Неслыханною славою увенчана,

И сверстницы завидуют судьбе ...

Далекая, родная наша Женщина!

Спокойного дыхания тебе!

В. Вологдин

 

Монолог Валентины Терешковой

(отрывок из поэмы)

 

И вот

Средь звёздных сумрачных полей

Я увидала Землю

И на ней

Пейзажи,

Один другого краше.

Мне говорили:

«Каждый континент

Окрашен

Лишь в ему присущий цвет».

Я убедилась:

Африка желта —

Подобие осеннего листа.

Вот Южная Америка.

Она,

Как поле яровое, зелена.

А это Азия.

Её примета —

Загар тёмно-коричневого цвета.

А океаны — васильковый цвет...

Земли прекрасней во Вселенной

Нет.

Вацлав Гонс

 

Женщина в космосе

1

Женщина в космосе!

Поздно.

Нельзя на попятный.

Женщина в комнате ­

Это гораздо понятней,

Это воспето,

воспитано.

Как же иначе?

Ест она, спит она,

Будущих летчиков нянчит.

Женщина — фея!

Но с облака в яму бросали.

У Рафаэля

По небу ступала босая.

Не удержалась

На троне,

осталась на стуле.

Экая жалость —

у них

приземленность в натуре…

Женщина — неженка:

Клавиши, сласти, колечки.

Женщина — беженка,

Страшная,

около печки.

Женщина — летчица:

Крылья, приборы, моторы.

Женщине хочется

в космос.

Превыше мадонны!

 

2

Я в Космосе.

Земля уже мала

Для всех моих вопросов и догадок.

Земные я оставила дела,

Я привожу небесные в порядок.

 

Я радиосигналы подаю,

Я действую по заданной программе.

Я в этом герметическом раю

Не стукаюсь торчащими углами.

 

Тепло мне от холодного огня.

Светло мне от искусственного света ...

Но где-то пропадает без меня

Моя незащищенная планета.

 

Еще не все свершилось и сбылось,

О чем гадали, думали и пели.

Я ощущаю, что земная ось

Меня, как птицу, держит на прицеле.

 

Мой шар земной в белесой полумгле,

Он медленно выходит из пеленок.

И у меня на маленькой Земле

Есть родина.

И есть еще ребенок.

Т. Жирмунская

 

Девушку Чайкой зовут

Валентине Терешковой

 

В дальних просторах дорога пылает,

Пенится звёздный маршрут.

Чайка земле свой привет посылает,

Девушку Чайкой зовут.

 

Где-то мелькают моря и границы,

Люди под солнцем живут.

Чайке завидуют звёзды и птицы,

Девушку Чайкой зовут.

 

Выбрала Чайка пути неземные,

Что ей покой и уют!

Мир принимает её позывные,

Девушку Чайкой зовут.

 

Чайки такой на земле не видали,

Трубы ей славу поют,

Юноши смотрят в небесные дали,

Девушку Чайкой зовут.

 

Дочку свою обнимает столица,

Все города её ждут.

Родина чайкой отважной гордится,

Девушку Чайкой зовут.

М. Лисянский

 

Небесная сестра

Пусть теперь ты в шлеме, не в ушанке.

Всё равно, родная, это ты.

Под прозрачным шлемом марсианки

Узнаю знакомые черты.

 

Из времён войны, из Далека

Ты вернулась, наша запевала, —

Та, что пулемётом прикрывала

Отступленье нашего полка.

 

Но у чуда нет земной прописки,

Не воскреснут павшие в бою:

На солдатском строгом обелиске

Я прочла фамилию твою…

 

Это так. И всё же ты воскресла,

В облике ином вернулась ты:

Космонавта сказочное кресло,

Под скафандром светлые черты.

 

Ты была военною сестрою,

Ты теперь — небесная сестра.

Валентина, помаши рукою

Фронтовым подругам у костра.

 

Помаши рукою через годы,

Протяни им руки через смерть —

Это девушки твоей породы,

Им бы тоже к звёздам полететь...

Ю. Друнина

 

Звёздная сестра

Мир, новой вестью потрясённый,

Услышал вдруг над головой,

Как юный ангел в шлемофоне

Летит над грешною Землёй.

 

И с просветлённостью во взорах —

Ты, суета сует, замри! —

Мы ловим крыльев мягкий шорох

Во всех приёмниках Земли.

 

И примеряется завистник,

Поверив в новую звезду,

И даже женоненавистник

Меняет взгляды на ходу.

 

За нами в космосе открытье.

Мужчинам слава! Но притом,

Как в холостяцком общежитье,

Уюта не хватало в нём.

 

Подобьем огненного клина

На тысячи вселенских миль

Взлетела наша Валентина,

Взметнув космическую пыль.

 

Летит у космоса в объятьях

И с нами говорит порой

Среди пяти небесных братьев

Как бы единственной сестрой.

 

А мы, страны твоей поэты,

Прозрев грядущий ореол,

Гораздо раньше, чем ракета,

Мы возносили женский пол.

 

С улыбкою из дали дальней,

Сквозь годы бед и нищеты

Сам Пушкин пел первоначально

Твои небесные черты…

Фазиль Искандер

 

Сестра небесная

Валентине Терешковой

 

Я снова вспомнил первую любовь.

Как звёздочка, сияла та девчонка.

С тех пор прошло немало лет. Но вновь

Забилось сердце радостно и звонко.

 

И отступили, кажется, года,

И снова юность мне подарена.

Летит над миром яркая звезда —

Сестра небесная Гагарина.

 

Стремительней течёт по жилам кровь:

Сегодня все мы той звезды поэты!

Она — мильонов первая любовь,

Любовь и слава всей планеты.

Эдуардас Межелайтис

 

Тебя узнаю, Россия

Валентине Терешковой

 

1

В чертах твоих столько величья!

Спокоен твой взгляд голубой.

Какое ни примешь обличье, —

Всегда остаёшься собой.

 

Сквозь тёплые ливни и грозы

Ты в детстве увиделась мне

Крестьянкой,

Чьи ноженьки босы,

Устало брели по стерне.

 

Тебя я видала солдаткой,

Пославшей на фронт сыновей.

Прорезалась скорбная складка

Меж стрельчатых гордых бровей.

 

Тебя узнаю я, Россия,

На стройках, где каждый — герой.

По доблести,

Щедрости, силе

Никто не сравнится с тобой!

 

Ну кто же с тобою сравнится?

В бездонной космической мгле

Летит огнекрылая птица

И шлёт позывные Земле.

 

— Я «Чайка»! —

Ликующий голос

Звенит на борту корабля...

И в Чайке,

Штурмующей Космос,

Я вижу, Россия, тебя!

 

2

Сколько их сменилось,

Поколений?

Сколько гор истёрло время в пыль?

Вслед за сказкой,

В скромном отдаленье

По земле вышагивала быль.

 

Шла она в лаптях по бездорожью

Мимо топей

И слепых болот.

А над ней,

Мечтой её тревожа,

Плыл ковёр —

Волшебный самолёт.

 

Прошлое давно нам не указка.

Держим мы Грядущее в руках.

Не поспеть за нашей Явью сказке

Даже в семивёрстых сапогах...

 

Мы стоим на горном перевале

В час,

Когда у мира на виду

Дочь России

Терешкова Валя

Обгоняет за звездой звезду.

 

Путь её космический искрится,

Тонкий,

Как булата остриё.

Смотрит как диво царь-девица

Из старинной сказки на неё.

Л. Татьяничева

 

В ночь перед полетом

Спи, Настенька,

я к двум твоим годам

клонюсь посеребренной головою.

Спи.

Никому на свете не отдам,

не бойся,

спи спокойно под Москвою.

Во сне растут все дети на земле.

Спи.

Я пойду, ликуя и страдая.

Пускай к тебе в вечерней полумгле

во сне приходит мама молодая.

 

Пойду. Бушует летняя Москва.

Да что за утро выпадет ей завтра!

Мне надо знать заветные слова

готового к полету космонавта.

Да, это завтра.

А сейчас пока

спят космонавты родины, как дети.

Я знаю — их дорога далека,

пусть спят пока в подлунном пересвете.

 

Я знаю, кто она.

В урочный час

взойдет над всем,

и мир ее услышит,

земной предел пройдет у самых глаз.

А женщина уснула, ровно дышит,

Она все знает, спит, и сны легки.

Я знаю и не сплю, да, мне не спится —

в полете будут все ее витки

лететь вослед, пока не приземлится.

 

Все вместе: степь. Отчизна. И она.

И Волга. И поэзия. И Настя —

все это вместе — жизни глубина

и высота, открытая для счастья.

Дай мне слова, поэзия, приди.

Земля светлеет с каждым оборотом.

На все века, что будут впереди,

запомню эту ночь перед полетом.

М. Луконин

 

От имени женщин

Женщин все поэты воспевали,

Пели о небесной красоте…

Но воспеть тебя так трудно, Валя!

Все слова нам кажутся не те.

 

Я частенько думала-гадала:

Кто же будет первою из нас?

Ты, возможно, мимо пробегала,

И тебя я видела не раз.

 

Если б знать, что ты проходишь рядом,

Крикнуть бы тогда: «Остановись!»

Проводить бы благодарным взглядом

Чайку, улетающую ввысь.

 

Молодец, землячка Валя наша!

…Пусть сегодня — дождь как из ведра, —

Ярославль еще светлей и краше —

От улыбок, звездная сестра…

 

Будет много вас — хороших, разных,

Но тебе обязаны мы тем,

Что у нас великий женский праздник:

Женщина — на высшей высоте!

А. Рудинская

 

Гордись, Ярославль

Еще вчера летал Валерий

Один в космических краях,

Сегодня в «самых высших сферах» —

Землячка храбрая моя!

 

Как подвиг девушки прославлю,

Коль не сравним с другими он!

Скажу: прими от Ярославля

Любовь и дружеский поклон.

 

И пусть слова мои простые

Сквозь все пробьются голоса,

Туда, где девушка России

Сейчас штурмует небеса.

 

Да, слава всем, кто там бывали

И все же думалось о том,

Что мы без девушек едва ли

Суровый космос обживем.

 

Ну как, скажите, мы смогли бы

Торить пути к иным мирам

Без милых девичьих улыбок,

Что так нужны в дороге нам.

 

Что на других планетах делать —

Коль поразмыслить честно, друг,

Без этих добрых и умелых

И самых нежных женских рук!

 

Да, будет в космос путь свободен

Подругам летом и зимой —

Сегодня он открыт!

Сегодня

Ликует древний город мой.

 

Страна ликует. Вся Европа,

Весь мир отвагой восхищен

Простой девчонки с «Перекопа»

И героини всех времен!

 

Я подвиг Валентины славлю,

Мы говорим ей: «В добрый час!»

Да, вот какие в Ярославле

Девчата выросли у нас!

А. Иванов

 

Спасибо, землячка!

Завидно Парижу

И горько Нью-Йорку:

Мы в космосе выше

Поднялись «на горку»!

 

За морем бормочут:

«Везет им чертовски!»

А наши хохочут:

— Отлично, Быковский!

 

У нас космонавтов,

Как видим, богато:

Готовы хоть завтра

К полету ребята!

 

Вдруг новая радость

С неба свалилась:

У звездного брата

Сестра объявилась!

 

Волненье невольно

Сдавило мне горло.

Хожу я довольный,

Веселый и гордый.

 

Вот это по-волжски:

И смело, и славно!

Спасибо, землячка,

Привет, Ярославна!

П. Быков

 

Валентине Терешковой

Точны все инженерные расчёты

На полотне широких белых карт.

Корабль подготовлен для полёта,

Уже дана была команда «Старт!».

 

Наш космонавт летит к орбите снова,

И совершён очередной рывок,

Вот «Чайка» — Валентина Терешкова,

И в космос её мчит шестой «Восток».

 

Все верим мы, широкий космос завтра

Открытия ещё подарит нам,

И вспомнив каждый подвиг космонавтов,

Уверенно пойдём по их стопам.

М. Козин

 

Полёт Валентины Терешковой

— Эй, Небо! Сними шляпу!

(слова В. Терешковой перед полётом)

 

Отсчёт. «Востока» сердце бьётся гулко.

Ревёт и жарко дышит он огнём.

В его утробе хрупкая фигурка

В пилотском кресле скорчилась своём.

 

Вчера лишь гордость заполняла душу,

Теперь вползает ужас ледяной!

(Спокойно! Я готова! Я не трушу!)

Но как же страшно в космосе одной!

 

Взгляд камеры внимательно-нахальный.

(Нет, не одна — весь мир следит за мной!)

«Я Чайка! Пять минут — полёт нормальный!»

И сразу будто крылья за спиной.

 

В кабине тесно ей, не разогнуться.

Работы и ответственности груз.

Вдруг, сбой! «Восток» не может развернуться!

Она обратно может не вернуться!

С Земли поправки спешно вводят в курс.

 

Так нелегко неженский труд даётся!

И организм предательски сдаёт.

«Ой, мамочки!» — в эфире раздаётся.

Но вновь, собрав всё мужество своё:

 

«Я Чайка!». Слышат все: «Полёт нормальный!»

Измучена. Усталый голос слаб.

Как тигр по клетке ходит генеральный,

Ворча сердито: «Космос не для баб!»

 

Тянулись бесконечно трое суток!

В глазах рябит и тело затекло.

Гагарин у экрана. Голос чуток.

Уж он-то знает, как ей тяжело!

 

Полёт закончен! Жесткая посадка.

Таскает диким ветром парашют.

А в голове звенит: "Жива! Дышу!"

Откинут люк. Какой же воздух сладкий!

 

Безумно трудно на ноги подняться!

Но светятся победою глаза!

И слёз счастливых можно не стесняться.

— Эй, Вы! Снимите шляпу, Небеса!

Р. Щемерова

 

* * *

«Я — Чайка! Я — Чайка! Полёт идёт классно —

Из космоса шлю позывной!»

Корабль над Землёю взлетел в мир прекрасный —

Туда он был послан страной.

 

Героем вернулась домой Валентина,

И так ей гордилась страна!

Летали до этого только мужчины,

В тот день полетела она.

 

Потом были будни, в трудах и заботах —

Всегда она шла впереди.

И вот — генерал! И на новой работе —

Ей тему полётов вести.

 

Затем депутат! Есть и дочь, есть и внуки,

Она и герой Соцтруда!

А годы идут, но опять не до скуки —

О прошлом в нас память тверда.

 

Летит над Россией Великою Чайка —

Давно её начат полёт.

И в небо за ней поднимаются стайки.

Из тех, чей приходит черёд.

Л. Дмитриев

 

Валентина Терешкова

Мечтала о небе, когда была юной,

И сердце парило, мечтою жило,

И спортом она занялась парашютным

Но небо манило и выше звало.

 

И вот началось легендарное время,

Страна Валентину на подвиг зовёт,

Событие это планету изменит,

Настала пора отправляться в полёт.

 

И замерли люди на всех континентах,

И Родина на Валентину глядит,

Впервые в истории нашей планеты

Советская женщина в космос летит.

 

Сними, небо, шляпу, встречай Валентину,

Она в космос знамя Советов несёт,

Потом посвятят ей стихи и картины,

Навеки запомнят отважный полёт.

 

Всем женщинам мира дорогу открыла

В небесную даль за пределы Земли,

Народ-победитель ей выковал крылья,

Построил космические корабли.

 

Теперь Валентина — живая легенда,

И вместе с Гагариным стала звездой,

И путь освещает к далёким планетам,

Мечтателей новых ведёт за собой.

С. Крутиков

 

Валентина Терешкова

Сеньора Небо, шляпу снимите,

И поклонитесь Земле картинно,

Ведь это чудо, что на орбите —

Земли посланница Валентина.

 

Она загадочней Моны Лизы,

И в чём-то схожа с поволжской чайкой,

В полёт отправилась для сюрприза,

Или для славы иль от отчаянья?

 

Она над миром одна в ракете,

Беззвучно шепчет: «Не бойся, мама,

Прости за то, что полёт в секрете

Я от тебя и других держала…»

Л. Орлова

 

* * *

Я хочу рассказать, как целуются звезды

Оставляя следы на стекле корабля

Я хочу рассказать про живой, теплый, космос

И про маленький шарик, планету Земля.

 

Ради этих мгновений свиданья с вселенной

Я любые могла испытанья пройти.

Слабый робкий шажок, но как важен он — первый

Нам дарованный Матерью, на далеком пути.

 

Много слышала я, — что не женское дело,

Надевать парашют и опоры искать под крылом.

Но пусты все слова, если сердце запело.

И в бескрайнюю высь за мечтой позвало.

 

Я вернулась домой, в жар объятий планеты

В суету городов, в плен любимых людей.

Но я слышу в ночи, мне кричат звезды: — Где ты?

— Возвращайся подруга! Прилетай, приходи поскорей!

 

Эй небо! Сними шляпу!

Не к лицу тебе гордо — свинцовая синь!

Я к тебе восхожу! Я уже поднимаюсь по трапу!

Этой трудной дороги, с коротким названием ЖИЗНЬ!

В. Рылов

 

«Я — Чайка!»

«Я — Чайка!» Взволнованный голос эфира

Донёс эти звуки с большой высоты.

И сразу сердца замеревшего мира

На многие годы заполнила ты.

 

С тобой, наша Чайка, никто не сравнится!

Ты видела в космосе солнца закат.

И всех континентов, любая столица,

Ловила твой ясный, ликующий взгляд.

 

Ты, Чайка, парила над нашей Землёю,

Заставив на женщин с восторгом смотреть.

А мне, босоногой девчонке, не скрою,

Хотелось с тобой над планетой взлететь.

 

Но каждому в жизни своё отведёно.

Тебе — с высоты на планету взглянуть.

А мне — посмотреть на тебя удивлённо,

И дальше продолжить свой жизненный путь.

 

Но всё ж мы с тобою немного похожи.

Ты — Чайка! Я тоже хотела ей стать.

И пусть не удастся мне утром погожим

С тобой белокрылою птицей летать.

 

Я чайкой хочу в своих мыслях остаться.

Делами своими хочу доказать,

Что в жизни нельзя никогда пресмыкаться,

Когда гордой чайкой мечтаешь летать.

О. Бугримова

 

* * *

На весь мир, по всему свету

Весть в эфире разнеслась:

«Женщина страны Советов

В космос нынче поднялась»!

 

«Восток-6» — звучит в эфире,

Совершает свой полёт,

И в космической кабине

Терешкова в ней пилот».

 

В городах, в далеких странах

Эти слушают слова.

О советских космонавтах

Говорит опять Москва.

 

Наша Родина гордится

Славной дочерью своей,

И советская столица

Шлет радиограммы ей.

С. Яковлева

 

В космосе Чайка

Слышен твердый голос Левитана:

«Совершает женщина полет».

Никакого нету в том обмана,

С Чайкой связь из космоса идет...

 

Первой во Вселенную шагнула

Терешкова Валя — космонавт.

И с борта, как женщина, взглянула

На родимый родины ландшафт.

 

Родилась она под Ярославлем

В небольшом красивейшем селе.

И поэты звали Ярославной.

Терешковой верили вдвойне.

 

Энергичной Валентине с детства —

Все ребячьи игры по плечу.

«Мне никак без космоса не деться,

Я во снах в созвездие лечу...» —

 

Напевала в юности Валюша,

Твердо верив в звёздную мечту.

Правила девчоночьи порушив,

Говорила: «Трудности пройду».

 

И вот голос девичий доносит:

«Это Чайка — видится земля»!

И Гагарин Юрий что-то спросит,

И всё будет, кажется, не зря...

 

Посвящён полет призыву к миру.

Валя шлет из космоса привет.

Её голос звонкий из эфира

Передаст галактики сюжет...

 

Терешкова (Чайка) — героиня

Завершила заданный полет.

И взлетело женственное Имя

До больших космических высот.

 

Много лет с тех пор уже промчалось.

Корабли в галактику идут.

Вечность нам загадкою осталась,

И миры Вселенной в гости ждут...

В. Арсентьев

 

Эй, Небо!

60 лет назад был совершен полёт в космос первой женщины - космонавта Валентины Терешковой. Перед полетом она произнесла фразу из поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»: «Эй, небо! Сними шляпу!»

 

«Эй, Небо! Сними шляпу!

Я — Чайка! И я крылата!

Я смело лечу в космос!

В тебя, Небо! И ближе к звёздам!

 

Трудами многих летит ракета.

А как прекрасна наша планета!

О том веками мечтали люди

И твёрдо знали, что это будет!

 

Осуществятся мечты «крылатых»,

Земли орбиту узрят когда-то.

Летит на землю мой отзыв личный:

— Я — Чайка! И всё отлично!»

 

Пред юной девой снимает шляпу

Большое Небо! Ему приятно

Безумство смелых и слышно тонко:

— «Удачи, Чайка! Дерзай, девчонка!»

Г. Минакова

 

Чайка

Когда Некрасов русских женщин воспевал,

Тогда, конечно, он ещё не знал.

Не знал и Чехов, что дополнит всю картину,

Поднявшись в космос, «Чайка» — Валентина!

 

И вся страна воспела завиток

На лбу простой девчоночки, ткачихи.

Виток вокруг Земли, ещё виток —

Красиво, чётко, молодо и лихо!

 

Валюша, Валя, Валечка, родная!

С какою гордостью поэты воспевали,

И были правы, сотни тысяч раз,

Ты — наша гордость! Ты — девчонка-класс!

 

Идут года, но, повторим мы снова —

Ты — наша гордость, Валя Терешкова!

Н. Калашникова

 

* * *

Женщина в космосе! Первая в мире!

Наша советская! С Волги моей.

Радостным гимном бушует в эфире

Победная весть над планетою всей.

Г. Тимофеев

 

* * *

Т ы — необычная женщина —

Е сть поколения символы,

Р амки былые развенчаны,

Е й переставлены стимулы.

Ш аг в покорении космоса,

К аждый с волнением праздновал,

О браз величия разума,

В аля — царица межзвезная!

А хнул весь мир взбудоражено!

Т. Забелина

 

Песни:

 

Девушку Чайкой зовут

Музыка: А. Долуханян

 

В дальних просторах дорога пылает...

Пенится звёздный маршрут...

Чайка Земле свой привет посылает —

Девушку Чайкой зовут...

 

Где-то мелькают моря и границы,

Люди под солнцем живут...

Чайке завидуют звёзды и птицы —

Девушку Чайкой зовут...

 

Выбрала Чайка пути неземные:

Что ей покой и уют!

Мир принимает её позывные —

Девушку Чайкой зовут...

 

Чайки такой на земле не видали —

Трубы ей славу поют.

Юноши смотрят в небесные дали —

Девушку Чайкой зовут...

 

Дочку свою обнимает столица,

Все города её ждут.

Родина Чайкой отважной гордится —

Девушку Чайкой зовут...

М. Лисянский

 

Чайка (Валентина)

Музыка: Д. Лазарев и Т. Гуляева.

Исп.: Н. Иванова

 

Стаи чаек над волжской волной

В белом танце июньской зари.

Первозданный блаженный покой

Ярославской земли.

Шелестит в мятном поле трава,

Колокольчики утренних рос…

Знаешь, Чайка однажды смогла

Дотянуться до звёзд.

 

Сорок восемь кругов не боясь высоты

Чайкой гордою, яркой кометой.

Сорок восемь мгновений далёкой мечты

В галактической мгле над планетой.

И прежней не будет уже никогда

Привычного мира картина.

Автограф на небе её навсегда!

Чайка звёздная — Валентина!

 

Свежий ветер встаёт на крыло

Предрассветною летней порой,

Ярославскую чайку давно

Он считает сестрой.

Он её провожал в дальний путь,

Строил в небо невидимый мост.

— Возвращайся! — кричал, — Не забудь

Дотянуться до звёзд!

 

Сорок восемь кругов не боясь высоты

Чайкой гордою, яркой кометой.

Сорок восемь мгновений далёкой мечты

В галактической мгле над планетой.

И прежней не будет уже никогда

Привычного мира картина.

Автограф на небе её навсегда!

Чайка звёздная — Валентина!

 

Дни идут. За полётом полёт.

Космос вновь принимает гостей,

Покорителей новых высот,

Новых смелых людей.

А у Волги шумит детвора,

Космодромом считая откос.

Дети верят, настанет пора

Им добраться до звёзд.

 

Сорок восемь кругов, не боясь высоты

Чайкой гордою, яркой кометой.

Сорок восемь мгновений далёкой мечты

В галактической мгле над планетой.

И прежней не будет уже никогда

Привычного мира картина.

Автограф на небе её навсегда!

Чайка звёздная — Валентина!

К. Савинов

 

Валентина (Valentina, на молдавском языке)

Музыка: Д. Георгицэ

Исп. София Ротару

 

Мэй са штий кэ аста-й бунэ.

Де ла стеле пын ла лунэ,

А збурат ын рокие албастрэ

О фетицэ де а ноастрэ.

А збурат ын рокие албастрэ

О фетицэ де а ноастрэ.

 

Аре цара мя о зынэ.

Уна есте еа.

Валентина, Валентина — луминоасэ стеа.

 

Мулте сынт принтре планете

Алтее лумь ши алтее фете.

Дар ка Валя Терешкова,

Н-ай сэ м-ай гэсешть а доуа.

Дар ка Валя Терешкова,

Н-ай сэ м-ай гэсешть а доуа.

 

Зынэ верде ка ши луна.

Мулте вякурь арде-нтруна.

Браво ый стригэ пэмынтул,

Кынд ыл околя ка вынтул.

Браво ый стригэ пэмынтул,

Кынд ыл околя ка вынтул.

Е. Кримерман

 

Перевод:

Чтоб ты знал, что она хорошая,

От звезд до луны

Полетела в синем платье

Наша девочка.

Полетела в синем платье

Наша девочка.

 

Есть у страны фея,

Она одна

Валентина, Валентина — яркая звезда.

 

Много есть среди планет

Других миров и девушек,

Но как Валя Терешкова,

Не найдешь вторую.

Но как Валя Терешкова,

Не найдешь вторую.

 

Фея, прекрасная как луна,

Много веков горит.

Браво, ей кричит Земля,

Когда она делает виток.

Браво, ей кричит Земля,

Когда она делает виток.

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »