четверг, 11 января 2018 г.

С юбилеем, Ким Михайлович Макаров!


«Я был когда-то журавлём,
Счастливой птицей, стерхом…»
Ким Макаров

11 января 2018 года Ким Михайлович Макаров празднует свой 80-й День рождения. Биография писателя началась в далёком 1938 г. в селе Покровск Орджоникидзевского района Якутской АССР, - рассказывает библиотекарь краеведческого отдела  Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Наталья Иванова. 


        После окончания средней школы служил на Тихом океане в морской авиации бортмехаником. 


      После демобилизации в 1960 г. работал в городе Омске токарем, слесарем, фрезеровщиком, учился заочно в пединституте на историческом факультете. В 1968 г. переехал с семьей во Владивосток, где работал в Торговом порту докером, крановщиком. 
1968 год

        В 1970 г. вернулся в Омск, закончил учебу в пединституте и стал работать преподавателем истории и обществоведения в школе рабочей молодежи. 
1978 год

       В 1980 г. переехал в Челябинск, преподавал историю на ЧТЗ в школе мастеров, затем – в цехе подвесных толкающих конвейеров оператором, потом – на стройках области кровельщиком, каменщиком.
К. Макаров с супругой. 1984 г.
В 1990 г. Ким Михайлович организовал кооперативное издательство «Лад», где и работал в качестве директора до 2000 г. Избирался Председателем правления Челябинского городского отделения областной писательской организации Союза писателей России.
Первые публикации были в молодежных газетах Владивостока. Начало литературного обучения получил в литобъединении города Омска при ДК железнодорожников, возглавляемом поэтом-песенником Яковым Трофимовичем Журавлевым. В Челябинске посещал поэтический клуб «Светунец» (руководитель Геннадий Суздалев). Печатался в местных изданиях, в 1990-х годах в журналах: «Наш современник», «Молодая гвардия», «Советская женщина», «Дружба» (советско-болгарский журнал) и в других изданиях.
В 1988 г. – лауреат премии журнала «Советская женщина» в номинации «Лучший рассказ года». Автор девяти книг, четыре из них – для детей.
В 1996 г. принят в Союз писателей России.
В 2009 г. – лауреат Государственной премии Челябинской области и Всероссийской литературной премии им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, автор проекта «Старица».

        О том, как начиналась литературная деятельность, Ким Михайлович рассказывает так: «В пятом классе я написал сказку, показал двоюродному брату Кеше. Ему понравилось. Потом, чуть позже, написал большое стихотворение «Гуси». Прочитал мачехе Марии Захаровне (она была учителем русского языка и литературы в старших классах). Она сказала, что стихам присуща ритмика, рифма, поэтический образ, который создаётся посредством эпитетов, метафор и т.д. и т.п. Для меня это была китайская грамота, и я не стал писать стихов, но от сочинительства не уберёгся…
Помню, как-то лежал в больнице (в детском отделении) и от «нечегоделанья» рассказывал то, что приходило сиюминутно в голову, сочинялось ночью: сказки, рассказики, небылицы, читанное мною… Ребятишкам нравилось, часто просили: «Кимка, расскажи да расскажи…» Видно, от природы я был вруша. Бывало, старший брат Володя даст мне подзатыльника: «Хватит врать-то!».
Конечно, главное – это любовь к чтению… Всё, что было в детской библиотеке – мною было прочитано. Записался «во взрослую», попадались книги, трудные для восприятия, такие как «Остров пингвинов» Анатолия Франса, но книги на исторические темы, рассказы, повести, романы наших русских классиков читал запоем. Особенно нравились мне разные незнакомые слова, речения, пословицы и поговорки. Сольце языка, что ли?.. Перчинка…
Люблю я старые, старинные слова, речения всякие… В Сибири, в Якутии, где я провел детство и юность, сохранился во многих местах своеобразный говор русского народа, современная речь, старорусские речения с местным диалектом и слова, переиначенные на русский лад из якутского языка. Условно скажу «сахалярский душок».
Вот, например, чисто сибирские слова: зарод (стог сена), стегно (коровья ляжка, свиной окорок), пинка (булавка)…Недавно в Союзе писателей подошёл ко мне пожилой человек и спросил: «Неужели живы ещё слова: прясло, охлупень, оконница, вертлюга? Мол, я в вашей книге прочитал…».
Я ответил: «Пока жива деревня – будут живы эти и другие прекрасные слова…».
Наше писательское дело – эти золотники собирать и уже отдавать их народу в изделии рассказа ли, повести…».

Заслуженный художник РФ Василий Соловьёв о юбиляре сказал так: «Духовная скрепа у прозаика, поэта, сказочника Кима Макарова – народный дух пассионария, собирание народного Слова от почвы, культурного слоя народа, имеет нравственный стержень, то есть он нервом чувствует прошлое и настоящее».

      В одном из интервью Кима Михайловича спросили: «Две Ваших книги связаны с белым журавлём: поэтический сборник «Стерх» и книга прозы «Танец стерха». Любимая Ваша птица?», на это он ответил:
- Все птицы хороши. Но стерх – символ Якутии, где я родился и, я бы сказал, мой оберег. Как-то сестра прислала серебряную цепочку с монеткой, на которой был выгравирован стерх. Так и написала в письме: твой оберег, хранитель. Жизнь у меня удалась. Грех жаловаться.

Поздравляем Кима Михайловича с юбилеем! 
Желаем крепкого здоровья, удачи и новых изданий!
 
Основные произведения Кима Макарова.

Необычайное происшествие в зоопарке. Сказка-раскраска, 1991 г.
Стерх. Поэтический сборник, 1994 г.
Танец стерха. Сборник рассказов, 1997 г.
Колыбельные песни. Литературно-музыкальное издание, 1997 г.
Сказка о художнике Синезоре, прекрасной Солненке и злом короле Шишколобе. Сказка для детей среднего возраста, 2000 г.
Необычайное происшествие в Челябинском зоопарке. Книжка-раскраска (Второе переработанное издание), 2000 г.
И снова чистые снега. Поэтический сборник, 2003 г.
Вечерний свет. Сборник прозы, 2008 г.
Стихи приходят ниоткуда: Стихи, 2015 г.
Золотая гора: Книга прозы, 2016 г.

Из сборника стихов «Стихи приходят ниоткуда»:

ЖУРАВЛИ
Отчего на душе посветлело,
Отчего улыбнулась жена…
И сработалось трудное дело,
И сирень вдруг в саду ожила.

Словно праздник на этой неделе,
Словно я собираюсь в полёт…
Журавли надомной пролетели…
Журавли, говорю, пролетели!
И душа всё поёт и поёт.

СНЕГА
Белейшие… светлейшие идут!
Мой край родной снегами дышит
Какие годы нам грядут?
Что предназначено нам свыше?!
Смотрю вокруг – пусты дворы,
И петуха не слышно пенье…
Соседа вспомнил: «До поры
Народ припрятал топоры…
Пока живо ещё терпенье».
И силюсь через призму лет
Увидеть будущее наше…
Но только снег, а может, свет
Летит над полем старой пашни.

СТАРИК
Закончилась картёжная игра,
Светлеют окна, наступило утро,
И расходиться нам пора,
Но медлим – виноваты будто.

Старик – хозяин дома – одинок:
Семья погибла в Ленинграде стылом…
А он…мыл золото…помочь не мог:
Не «шли» посылки заключенных с тыла.

На Льва Толстого обликом похож,
Сияет бородой, навыпуск блуза…
На кухне пьёт чифир и точит нож
И говорит: «Сапожная обуза…»
Расходимся…Махнёт рукой: «Эх, жизнь!
Мол, не чинитесь, заходите чаще…»
Струною нервной голос дребезжит
По коридору…вслед нам, уходящим.

НАТЮРМОРТ
Уходит осень. Журавли
Летят высоким стройным клином,
Мальчишка машет им с земли
Багровой веточкой калины.
С улыбкой грустною старик,
Припав на посох, смотрит слепо:
Он слышит журавлиный крик
И видит осень, степь и небо.

БУМАГА
Поэт валяется в постели,
Полдня прошло – ещё лежит,
И, кажется, что не при деле,
Хотя здоров, как бык, мужик.

Но сброшено вдруг одеяло,
Поэт спешит к столу босой…
Перо в руке и – воссияла
Бумага в радости простой.

Она давно томилась в лени, –
Устала в благости такой,
Но вот её коснулся гений –
Затрепетала под рукой.

ЗЕЛЁНЫЙ ОСТРОВ
Рады тихому летнему дню
И Зелёному острову тоже,
Ходят щуки по самому дну,
Спят русалки на каменном ложе.

Я ударю веслом по воде!
Просыпайся, зелёное диво!
Говорят, что к добру – не к беде –
Прозвенит колокольчик залива.

Засмеялась она…уплыла,
А жена этой сказке не верит,
Незаметно, но ссора прошла,
И мы счастливы были без меры.

***
В осенних днях отрады нет:
Дождь, холод, октябрит погода –
И всё капризней год от года –
На полдуши небесный свет.

Тоскливей клики журавлей,
Крикливей чёрных галок стаи,
Река темнее, волны злей,
Не осень – старость наступает

Но Бог с ладошки дунет снег…
Зима…Она душе полезней,
И женщины родимой след
Ведёт к крыльцу и нет – болезни.

***
Так тихо в тумане над речкой –
Весенние думы легки…
Тут думаешь просто о вечном:
Ведь годы твои велики.

Ударила щука по плёсу,
Ах, шельма, резвится ей-ей!
И – щучьем веленьем уносит
Туман…и запел соловей.
Какие припас серенады
Для милой подруги своей?!
Да, сердцу немного и надо:
Лишь только бы пел соловей.


***
Да услышит душа,
Да увидят глаза…
Кто пришёл из вечернего лета…
Может, дождик шурша,
Затенит голоса
Журавлей над осенней планетой…
В губы лист золотой
Поцелует легко,
Лес вздохнёт,
Как больной человек…
Над холодной водой,
Над больною рекой
Стрекозою летит
Ангел вечный.
Может, осень идёт,
Может, смерть за спиной…
Не спешу и не жду я ответа;
Просто – я идиот
Со вселенской тоской,
С поминальной свечою поэта.

***
Я жизнь жизнью праздную,
Хотя уже старик;
И жизнь жизнью дразню я, –
Никто не укорит.

Врачам я благодарен…
Во! Сколько лет пою…
В застолье, коль в «ударе»,
За их здоровье пью.

Живу – на жизнь не жалуюсь,
Плоха ли, хороша…
Ну…вроде с милой балуюсь,
Когда к душе душа.

***

Да как же мне не злиться
На жёнушку в саду?!
Ну, словно бы резвится:
То бьёт поклон землице,
А то поёт в теплице,
То косит лебеду.
И грядочку прополет,
И вишенку польёт…
Так целый день в неволе,
Ну, как крестьянка в поле
Без отдыха живёт.
А я вот на крылечке
Покуриваю всласть,
И вьётся дым колечком…
Да где ж мужская власть?!

***

МАРИИ ВАСИЛЬЕВНЕ,
матери художника В.Н. Соловьёва
Ах, матушка – кудесница,
Где домашнее вино?
В деревянный ковшик месяца
Всклень налей – не пил давно.

Разом выпью и до донышка!
Да за здравие твоё!
Пусть в оконце светит солнышко,
Незакатно лето льёт.

Ты живи да не оглядывай –
За спиною столько лет…
Жизнь – клубочек не разматывай –
Пусть играет котик-свет…

Ты одна – моя отрадушка,
Божьей милостью дана;
Ах, родная матерь, матушка,
С каждым годом мне родна.

***

РАЗГОВОР, ПОДСЛУШАННЫЙ В РЕСТОРАНЕ
…дожить бы только до утра,
Так сердцу больно, нестепимо…
Да, не вернёшь былых утрат,
Что было между нами мило…
Сюжет закончен. Кстати, он
Не мной написан, а – судьбою…
Ты, помнишь? Крики, стадион…
Я был тогда ещё судьёю.
Судить не легче – ведь игра
В одни ворота что-то стоит…
Потом…шампанское, икра…
И на двоих отдельный столик.
Я был на взлёте – знаменит,
А ты – красавица на диво…
Но горизонт уже знобит
Войной, но без огня и дыма.
Нет! Не объедешь на коне
Судьбу… и – зайцем не проскочишь;
А на войне – как на войне:
Убьёшь…когда совсем не хочешь.
Война! И молодость вперёд!
Она не знает поражений…
Настал, конечно, мой черёд:
Я с превеликим уваженьем
Взял в руки новенький «калаш»…
Стояли мы не в грозном Грозном,
Два года службы и «шабаш»!
Чеченцы были одиозны:
Отзывчивы, приязненно-добры,
Но по-восточному хитры;
И мы не знали их игры –
Кто кот, кто мышка… до поры…
И сразу было не понять –
Соседи вроде бы, хоть черти…
Бритоголовая чечня,
Ислама голос на мечети…
У них Коран – не наше «дышло»,
Ему уж лучше не перечь…
Давай, закончим эту речь,
Посмотрим, что со мною вышло…
Тебя – уже я не люблю
И – никого на этом свете,
Без парусов плыть кораблю –
Я понимаю – только к смерти.
Прости, ты не поймёшь всего:
Я изменился не изменой…
В чужих руках быть нелегко –
Монетой звонкою разменной.
Я униженье перенёс
И стыд за родину… Отчизну!
Всё остальное – не вопрос –
Не стоит даже нашей жизни.

***

В ДЕРЕВНЕ
Потемнело небо мглистое
Занавеской у окна,
А вчера-то было чистое –
Ни соринки, ни пятна.

Знать, пришла пора осенняя –
С каждым годом тяжелей…
Накосил за лето сена я –
Ручек белых не жалел.

Так играла в жилах кровушка,
Словно был я молодой…
Вот идёт моя коровушка –
В три ведра несёт удой

Встретить выйдет и хозяюшка –
Хлебный кус в руке одной…
Человек, который знающий.
Скажет: «Счастье – вот оно!»

Наталья Иванова

Р.S. 
Надежда Анатальевна Капитонова,  легендарная личность,  самый известный библиотекарь Челябинска и области (о которой мы писали здесь и здесь), передала поздравление Киму Михайловичу от Дмитрия Шеварова. Он - известный журналист, много лет проработавший в «Комсомолке», а теперь ведущий рубрики «Календарь поэзии» в «Российской газете». Он же - автор нескольких превосходных книг («Освещенные солнцем» и др.) Он просил передать поздравление Киму Михайловичу от «Российской газеты» и от него лично. 
С юбилеем, Ким Михайлович!

Всего просмотров этой публикации:

4 комментария

  1. Ответы
    1. Спасибо, Мария! Об интересном человеке - и статья интересная

      Удалить
  2. К глубокому сожалению, сегодня 22 апреля покинул нас замечательный писатель и очень хороший человек Макаров Ким Михайлович. Скорбим, Помним!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень жаль, когда уходят такие хорошие люди... Выражаем искренние соболезнования родным и близким Кима Михайловича. Светлая память талантливому писателю!

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »