понедельник, 8 января 2018 г.

Стихи о собаках Михаила Яснова


8 января – день рождения известного поэта, переводчика, детского писателя Михаила Яснова. Предлагаем сегодня, в наступающий год собаки, вспомнить его стихи о собаках. М. Яснов: «После кошки второе домашнее существо, на которое устремлены чаяния нашего маленького читателя, - безусловно, собака. С котёнком можно возиться, пока ещё ползаешь по ковру. До собаки нужно немножечко дорасти. Детская поэзия насчитывает немереное количество «собачьих» стихов, ну и прекрасно! Попробуем добавить и свой выводок.
Когда я был маленьким, мне тоже очень хотелось иметь собаку. Но время было послевоенное, тяжёлое, и родителям было не то что не до собаки, - самим бы уцелеть! Тревога была не напрасной: однажды из дома исчез мой папа, и мама долгое время говорила мне, что он уехал в командировку. Не помню, когда я понял, что он вовсе не в командировке. Много позже я узнал, что он, инженер, попал в мясорубку ленинградского дела, и, если бы не смерть Сталина, наверняка бы сгинул в лагерях, как это случилось с родителями многих моих друзей. Но через пять лет отец был освобождён, а потом и реабилитирован. Вспомнил я об этом из-за эпизода, который косвенным образом связан с моими детскими стихами. Уже на исходе своей лагерной эпопеи отец был возвращён в Ленинград и как рядовой зек строил известные сталинские дома на Московском проспекте. У нас с мамой появилась возможность время от времени навещать его.
И вот в одно из таких свиданий накануне моего дня рождения папа передал нам украдкой завёрнутый в тряпицу подарок. Эта была гипсовая голова собаки, вылепленная одним из папиных сокамерников. Долгие годы самоделка хранилась в каких-то домашних закромах, пока однажды у нас не появился маленький таксик. Таксик подрастал, и в один прекрасный день, глянув на него, я вдруг явственно увидел профиль той самой собаки, что была мне подарена в уже далёком детстве. И тогда, отыскав скульптурку, я понял, что меня всю жизнь подсознательно тянуло именно к этой породе, именно к этому таксячьему профилю, столь точно и не без мастерства запечатлённому неведомым тюремным ваятелем. Мой таксик Берримор и гипсовая собака вот уже долгие годы живут бок о бок, не подозревая, какие сюжеты и подсказки они мне подарили с тех пор, как я стал писать стихи для детей. А подарки эти бесценны».


Клубочек
Там, внутри клубочка,
Сухо и тепло.
Этому клубочку
Очень повезло:

Нос уткнулся в хвостик,
Лапы - под бочок.
А приснятся кости -
Только чмок да чмок.

Птичьим коготочком
Дождь стучит в стекло.
А внутри клубочка
Сухо и тепло.

Пушистый подогрев
Кость поглодав
И подобрев,
Лежит пушистый подогрев.
Он к вам прижмётся ненароком
Своим большим и тёплым боком -
Пускай на улице
Темно,
Но станет на сердце
Тепло...

Здравствуйте, хвостаствуйте!
-Здравствуйте, хвостаствуйте!
Как вы поживаствуйте?

- Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусаствуйте!..

Так говорил с хвостом щенок -
И всё поймать его не мог!

Незнакомец
По дороге
От ворот
И до поворота
Помесь пуделя идёт
И ещё кого-то.
Ходит вежливая помесь,
С посторонними знакомясь.
Незнакомец дорогой,
Познакомься и со мной!

Уши и колготки
Вот бежит щенок по луже -
Хоть шаги его легки,
Он забрызгивает уши,
Как колготки и чулки.

Отдадим колготки маме -
Будет крик наверняка...
Интересно,
Как с ушами
Будет дома у щенка?

В гостях у пуделицы
-С тобою костью
Поделиться? -
Спросила гостью
Пуделица.

Та отвечала:
«Урр!..» и «Ррра!..» -
Что просто значило:
«Уррррра!..»

Надувная такса
Надувная такса -
Брюхо между ног.
Надувную таксу
Полюбил щенок.

С надувною таксой
Он весь день играл -
Он зубами таксу
Осторожно брал.

Косточку для таксы
Прятал в уголок,
А на ужин таксе
Миску приволок.

С надувною таксой
Спал - к щеке щека...
Как я понимаю
Моего щенка!

Жизнь совсем иная,
Мир совсем иной,
Если рядом братик -
Хоть и надувной!

Щенячий сон
Плывут
Кучевые болонки
Над нами,
А дым из трубы
Поднялся пудельками,
Две перистых колли
Сидят на сосне...

Я лапкою дёрнул
И тявкнул
Во сне.

Царапка на носу
Я с утра гулять бегу!
Ах, как пахнет на лугу!
Солнцем - в каждой яме!
А в траве - жуками!

Только сунул нос в росу -
Хлоп! Царапка на носу!
Я бы на репейник
Нацепил ошейник!

В небе ласточка кружит!
В луже косточка лежит!
Косточка? Откуда?
Вот какое чудо!

Так отлично погуляв,
Слышу милое «гав-гав»!
Это папа во дворе!
Это мама в конуре!

Я с царапкой на носу!
Я вам косточку несу!

Непослушный дедушка
Ну, прямо как маленький!
Всё открывает.
Зачем-то обои в углу отрывает.
Я деньги ему на подарок
копил -
А он его сразу на кресле
Забыл.
Все встали пораньше,
А он на кровати
Разнежился
В папином тёплом халате.
На неженку
Бабушка
Грозно ворчит, -
А он лишь вздыхает в ответ
И молчит.
Когда же зовёт его мама
обедать -
Он вдруг начинает
По комнате бегать,
Как мальчик,
На кухню вприпрыжку летит
И всем объявляет
Про свой аппетит.
А после обеда
Ложится в передней
Наш дедушка-таксик
Тринадцатилетний,
Он что-то понюхает,
Что-то лизнёт, -
И, чмокая всласть,
Мой подарок грызет!

Два боксёра
По дороге шёл боксёр
В пиджаке и шляпе.
По дорожке шёл боксёр
С пятнышком на лапе.

С тренировки шёл боксёр
В пиджаке и шляпе.
Шёл на выставку боксёр
С пятнышком на лапе.

- Ох, устал! - вздохнул боксёр
В пиджаке и шляпе.
- Не робей! - сказал боксёр
С пятнышком на лапе.

- Завтра бой! - вздохнул боксёр
В пиджаке и шляпе.
- Победишь! - сказал боксёр
С пятнышком на лапе.

- Хорошо б! - вздохнул боксёр
В пиджаке и шляпе.
- Ждёт медаль! - сказал боксёр
С пятнышком на лапе.

- А тебя? - спросил боксёр
В пиджаке и шляпе.
- И меня! - сказал боксёр
С пятнышком на лапе.

- Победишь? - спросил боксёр
В пиджаке и шляпе.
- Не робей! - сказал боксёр
С пятнышком на лапе.

И пошли они вперёд.
Быстро - тот, что в шляпе.
А за ним вприпрыжку - тот,
Что с пятном на лапе.

Вы, наверно, их видали:
Их обоих ждут медали!

Хозяин вернулся!
Нет, не сидится!
Нет, неймётся!
Хозяин в дверь
ключом скребётся!

Щелчок!
А ты уже стоишь!
Чуть-чуть для виду
поскулишь,

Чуть-чуть
Для храбрости
Полаешь, -
А сам от радости пылаешь!

Бублик
Наш Бублик
Характера
Вовсе не вздорного, -
Но пуделю Бублику
Дали снотворного:
Не хочется стричься
Лохматому Бублику
(Хотя он немножко
Играет на публику).
Постриженный Бублик
Похож на мальчишку,
Как будто уроки,
Проспавшего стрижку.
И он с удивленьем
Лежит на полу
И думает:
«Что там за шёрстка
В углу?»

Час купания собак
Летний вечер.
Полумрак.
Час купания собак.

От воды лоснится мех,
Пахнет мокрой псиной.
На Неве купают тех,
Кто большой и сильный.
Водоплавающий ньюф
Говорит хозяйке:
- Уф!
Так и плыл бы до заката,
Жаль, немного мелковато!..

Выйди вечером на Мойку -
Это кто там сделал стойку?
Коккер плавает в реке,
Сеттер ждёт -
На поводке.

А на Карповке и Пряжке
Кто купается?
Дворняжки!
Им свободный выбор дан
Выбирать места для ванн.

По темнеющей Фонтанке
Долго плыли две гражданки.
- Я, - сказала доберманша, -
Доплыла бы до Ла-Манша,
В море плавать веселей!..
Лайка согласилась с ней.

А на Крюковом канале
Самых маленьких купали:
Таксу и терьера
Детского размера.

Под весёлый визг бульдожий
Чертыхается прохожий.
Сам-то не купается -
Так чего ж ругается?

Пусть купанью пуделят
(Да и прочей масти)
Всё вниманье уделят
Городские власти!

А бассету незнакомы
Страсти и волнение:
У него купальня дома,
В доме -
Наводнение.
Вы видали молодца?
Поплескался в ванне
И от-ря-хи-ва-ет-ся,
Сидя на диване!

Жить - и лаять!
На ринге малых пуделей
Большое оживление:
Гуляет важно вдоль аллей
Собаконаселение.

Собаконаселение
Идёт на представление.

До чего ж хорош денёк -
Светел, чист и рыж он!
Каждый куст, как пуделёк,
То лохмат, то стрижен.

Лист и зелен, и пятнист,
Сладко-сладко пахнет лист
Ясеня и тополя.
А по листьям медалист
Ходит-бродит, топая.

Говорит эрдель эрделю:
- Уезжаю на неделю.
Ждут меня в Голландии
Слава и успех,
Ведь у нас в команде я
Лаю громче всех!

Такс расспрашивает колли:
- Вы, соседка, далеко ли?
- Я уезжаю в Прагу!
А вы?
- А я - прилягу!..

У хозяйских длинных ног
Таксик маленький прилёг
И вздыхает тяжко,
Глядя на дворняжку:
Хоть дворняжка беспородна,
Но зато она свободна!

Лист и зелен, и пятнист,
Сладко-сладко пахнет лист
Клёна и акации.
Спит ушастый медалист
После демонстрации.

Он ещё бежит во сне,
Лапой землю роет,
Он уверен,
Что вполне
Жить и лаять - стоит!

И готов хозяин
От
Радости растаять.
Он уверен
В свой черёд:
Стоит жить - и лаять!

Радость
Как радостно утром
Сбежать по ступеням,
Забыв про уют
С паровым отопленьем,
Про стулья и стол,
Пылесос и диван,
И носом уткнуться
В мороз и туман!
Как радостно видеть,
Что вновь тебе рады
Столбы и углы,
Гаражи и ограды,
Тянуть поводок,
Замышляя побег,
И шкуру, как коврик,
Почистить о снег!

Щенок
Я сторожу хозяйский дом,
На незнакомых лаю,
Посуду мою языком,
Ушами -
Вытираю.

Не отвлекаться!
Шёл по улице бульдожка,
У него чесалась ножка.
Отвлекаться он не стал -
Ножку
ушком
почесал!

Встреча по-английски
Мистер Гавкинс и сэр Рычайли
Миссис Пискинсон повстречайли.
Эту встречу навек запомнили
Сэр Бесхвостли и мистер Хромнили.

Хорошее воспитание
Сказал бульдог,
Почесывая тело:
- Простите,
Мне немножко поблохело!..

Блоха бульдогу
Кротко улыбнулась:
- Простите,
Мне немножечко
вскуснулось!..

Перед прогулкой"
Давай с тобой, собака,
Немного погуляем –
Поговорим с соседом,
С соседкою полаем.
Но только, чур, не путать:
Давай, для простоты,
Я буду разговаривать,
А лаять будешь ты!

Если на улице дождь
Большие собаки гуляют ногами,
Если на улице дождь.
Щенок прогуляется в сумке на маме,
Если на улице дождь.

Большие собаки гуляют по лужам,
Если на улице дождь.
Под курткой у папы щенка обнаружим,
Если на улице дождь.

Большие собаки с прогулки вернутся,
Если на улице дождь.
Как сладко встряхнуться, в тепле растянуться,
Если на улице дождь.

Не прочь и щеночек свернуться в клубочек,
Если на улице дождь.
А лужицу сделает дома щеночек,
Если на улице дождь.

Благодарность
Посмотри,
Как косточка красива, -
Это я принёс тебе
СПАСИБО:
Мы вдвоём
Гуляли день-деньской...
На!
Возьми!
Грызи её со мной!

Правило обращения с таксами
Если к таксе с таской -
Такса станет плаксой.
Если к таксе с лаской -
Станет славной таксой:
Чтоб не тосковала
Такса от досады
И не так совала
Нос куда не надо!

        Яснов: ««Щенячья азбука» была впервые опубликована десять лет назад, с тех пор много раз переиздавалась, художники, иллюстрировавшие книжку, видели моего героя по-разному, придавали ему несхожие черты, но тем не менее, все эти картинки объединены тем, что наш персонаж - личность. Моим соавтором, а верней, даже просто автором стал тот самый таксик Берримор, о котором я уже упоминал. Перед тем, как прочитать малышам отрывки из «Щенячьей азбуки», я показываю им книжку и рассказываю, как она была написана. «Когда Берримоша был маленьким, - говорю я, - он очень хотел научиться читать и писать. Это сейчас он уже взрослый и всё умеет. А тогда ещё ничего не знал. Раз так, говорил я ему, давай начинать с основного - с азбуки. Было лето, мы жили за городом, гуляли по лесу и сочиняли. Берримоша ещё писать не умел, поэтому просто придумывал свою азбуку, а я ходил рядом и её записывал. Так она и сложилась».Скептики-первоклассники и зануды-второклассники мне не верят, а вот у дошколят этот рассказ проходит на ура. Теперь мы можем читать азбуку, рассматривать картинки и немножко узнавать, как устроена щенячья жизнь.А для взрослых у меня есть другой рассказ, связанный с этой книжкой. После того, как её стали переиздавать, мы решили, что пора уже Берримору вступить в Союз писателей. В конце концов, написано немало, к тому же я внимательно изучил устав этой нашей организации и нигде не нашёл ни слова о том, что членом Союза писателей обязательно должен быть человек.Как и положено, мы взяли три рекомендации - от Му-му, Каштанки и Белого пуделя. Коллеги Берримора всячески его поддержали, и я надеюсь, что поэт Берримор действительно застолбил своё место в литературе - и, кстати, очень любит около этого столба раздавать автографы.А для тех самых скептиков и зануд Берримоша придумал загадку, которая им, кажется, очень нравится. По крайней мере, они с упорством её разгадывают. Героем загадки снова выступает он сам, а звучит она так:

Вы знаете особенность мою?
Я сидя выше, чем когда стою.»

АЛФАВИТ
Алфавит изучаем - и я, и хозяин:
Я - немножко побит, он - немножко облаян.

БОТИНКИ, БОСОНОЖКИ, БОТЫ
Ботинки, босоножки, боты...
Как много за едой работы!

ВЕЖЛИВОСТЬ
Люблю сказать вещам хозяйским: «Гав!».
А все кричат: «Опять забрался в шкаф!..»

ГОСТЬ
Мой гость - он очень неплохой:
Я поделился с ним блохой.

ДОМ
Две сумки поднимаются домой к исходу дня:
В одной из них несут еду, в другой несут меня.

ПЕСЕНКА ПРО ЕДУ
Еда! Еда! Еда! Еда! Я так люблю её!
В особенности кушанье с названьем «Дать ещё?»

ЖИВОТ
Кто живот мой будет гладить,
С тем весь год я буду ладить.

ЗУБ
Вчера попал я в переплёт: грызу словарь - и вдруг
Молочный зуб остался там, где был гранит наук.

ИГРА
Вот Основной Закон - его запомнить всем пора:
«Щенок придуман для игры, а для щенка - игра!»

ПРО ЗВУК «Й»
Звук «Й» - он в жизни самый главный.
Я - кто? Я - добрый, милый, славный!

КРОВАТЬ
«Куда!» - «Не смей!» - «Назад!» - «Нельзя!» - «Стоять!» -
По-разному зовут одну кровать.

ЛАПЫ
Я совершил ужасный ляп:
Придя домой, не вытер лап.

МЯСО
Меня всё больше тянет к мясу:
Дают чуть-чуть, а съел бы - массу!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОСА
Моё определение достаточно простое:
«Часть морды, окружённая со всех сторон едою».

ОБЪЯВЛЕНИЕ
«Все коты - придурки!»
(Кроме кошки Мурки).

ПРОГУЛКА
Три куста вдоль переулка
Называются «Прогулка».

РАЗГОВОР НА УЛИЦЕ
-Смотри - водолаз!.. До чего же хорош!..
- А как на большую собаку похож!

САД
Всегда приятно встретиться с собакой -
Крути хвостом и о судьбе калякай.

ТРЯПКА
-Какой грязнуля! - крикнул мне прохожий...
Ой, что мне тряпка выскажет в прихожей!

УТРО
Ура! Я проснулся! Без четверти пять!..
Ну сколько же можно хозяевам спать?

«ФУ» И «ФАС»
Два слова знаю: «Фу!» и «Фас!»
«Фу!» - про меня. Но «Фас!» - про вас.

ХВОСТ
Я много прожил. Вывод прост:
Нет друга, преданней, чем хвост.

Ш И П Я Щ И Е У Р О К И

Урок географии
Я увидел бы море и горную цепь,
Если б сняли с меня эту вздорную цепь!

Урок поведения
Играя с косточкой под лавкой,
Не чмокай, не чешись, не чавкай!

Урок математики
«Шерстью шерсть?»
- это очень коварный вопрос.
В результате получим кошмар... Пылесос!

Урок чтения
Как много громких слов на «ЩЕ»:
Ще-нок! Щенок!.. И вообще.

ТВЁРДОЕ И МЯГКОЕ
Я теперь гуляю так:
Твёрдый шаг - и мягкий шаг.
На мягких лапах за жуком крадусь,
Но твёрдо знаю, что его боюсь.

РАЗГРЫЗОЧНЫЙ ДЕНЬ
Сегодня отрыть мне припасы не лень -
Сегодня мне выпал разгрызочный день.

З А Г А В К И   И   О Т Г А В К И

Из письма соседке
Всегда хозяин ставит мне в пример
Ваш внешний вид... э-э... как там?..
(экстерьер)

Что будет завтра?
Хозяин завтра созовёт друзей:
Полгода мне! Мой первый...
(юбилей)

Отличник
Учился, высунув язык, -
Как труден мой и ваш...
Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Здравствуйте, Ирина! Это же Яснов! У него всё забавно, в том числе и о собаках! Я сама люблю его стихи, и тоже в прошлом году писала о нём пост (https://bibl-140.blogspot.ru/2016/01/blog-post_8.html)
    Спасибо, очень здОрово!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Согласна с Вами - это - Яснов! Надеюсь, Вы не против - сделала ссылочку на Ваш пост о Михаиле Яснове. Спасибо!

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »