суббота, 1 июля 2017 г.

Некрасовский и Лермонтовский праздники поэзии


 Карабиха, Тарханы… Как много в России замечательных мемориальных литературных музеев-усадеб, которые сохраняют дух времени. Но это еще и настоящие заповедные места с их живописными парками, аллеями, прудами, беседками…Когда-то мне довелось посетить Карабиху, Тарханы, Плес, Барвиху, и все увиденное – прекрасно сохраненные усадьбы, очаровательная русская природа – остаются в памяти на долгие годы, – делится воспоминаниями зав.библиотекой №17 Любовь Приходько.

В известных литературных музеях-заповедниках Н.А. Некрасова «Карабиха» (Ярославская область) и М.Ю.Лермонтова «Тарханы» (Пензенская область) традиционно в июле проходят праздники поэзии.



1 июля 2017 года в субботу в музее-заповеднике Н.А. Некрасова «Карабиха» состоится юбилейный 50-й Всероссийский Некрасовский праздник поэзии. Некрасовский праздник поэзии – это ежегодный смотр творческих сил Ярославской области, привлекающий внимание жителей области и туристов со всей России и ближнего зарубежья к имени Некрасова. В календаре событийного туризма он занимает особое место, так как проводится в первую субботу июля – время отпусков и школьных каникул.

Первые праздники, называвшиеся тогда днем поэзии, не собирали большого числа зрителей, но постепенно их популярность росла. IV День поэзии в 1971 году, посвященный 150-летию поэта, посетили несколько тысяч человек.
На поэтической поляне в Карабихе выступали Алексей Сурков (Председатель Некрасовского комитета Союза Российских писателей и Председатель президиума праздников поэзии), Лев Ошанин, Ираклий Андронников, Юлия Друнина, Маргарита Агашина, Белла Ахмадулина, Михаил Дудин, Виктор Розов, поэты из Белоруссии, Калмыкии, Украины, Болгарии и другие.
Вот что сказал Валерий Золотухин на одной из встреч в Карабихе: « Я в общем довольно часто выступаю на таких вот литературных посиделках. То – в Сростках у Шукшина, то – у Пушкина в Михайловском, у Лермонтова в Тарханах, у Твардовского в Смоленске... И моя особая благодарность тем людям, которые занимаются этими усадьбами, провинциальными музеями».

Он прочитал вступление к поэме «Мороз, Красный нос»:

Ты опять упрекнула меня,
Что я с музой моей раздружился,
Что заботам текущего дня}
И забавам его подчинился.
Для житейских расчетов и чар
Не расстался б я с музой моею,
Но бог весть, не погас ли тот дар,
Что, бывало, дружил меня с нею?
Но не брат еще людям поэт,
И тернист его путь, и непрочен,
Я умел не бояться клевет,
Не был ими я сам озабочен;
Но я знал, чье во мраке ночном
Надрывалося сердце с печали
И на чью они грудь упадали свинцом
И кому они жизнь отравляли.
И пускай они мимо прошли,
Надо мною ходившие грозы,
Знаю я, чьи молитвы и слезы 
Роковую стрелу отвели...
Да и время ушло, – я устал...
Пусть я не был бойцом без упрека,
Но я силы в себе сознавал,
Я во многое верил глубоко,
А теперь – мне пора умирать...
Не затем же пускаться в дорогу,
Чтобы в любящем сердце опять
Пробудить роковую тревогу...

Карабиха – старинная русская усадьба, в ее комплексе – главный дом с двумя флигелями, хозяйственные постройки, парки.  Н. А. Некрасов приобрел усадьбу Карабиха в 1961 году для летнего отдыха (имение, ранее принадлежавшее княжескому роду Голицыных). Хозяйственные заботы берёт на себя поселившийся с Н. А. Некрасовым его брат Фёдор Некрасов. Здесь поэт живёт десять летних сезонов и пишет поэмы «Мороз, Красный нос» (поэма посвящённая поэтом своей сестре Анне), «Русские женщины», работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», пишет стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат». Здесь же Николай Алексеевич впервые прочитал поэму «Русские женщины».


В советское время, в 1946 году, в связи со 125-летием со дня рождения великого писателя была произведена реставрация усадьбы и в ней был организован мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. А 1 января 1988 года музей-усадьба Н. А. Некрасова преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха».

Карабиха» — единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII — начала XX веков, сохранивший свой первоначальный архитектурный облик.  Архитектура дворцового ансамбля, характерная для стиля классицизм, не менялась со времени постройки. Очень красив Большой дом, похожий на дворец. Много прекрасной мебели, зеркал. Рабочий кабинет Некрасова в Восточном флигеле, Каминный зал Восточного флигеля. В книжных шкафах есть посмертные и первые прижизненные издания Некрасова, книги из его личной библиотеки, также журналы, в которых он работал и издавал.




Некрасов не только жил и работал в имении, но и отдыхал, ходил на охоту, в Большом доме можно было увидеть предметы для охоты, охотничьи рожки, ружья, чучела птиц. В парке, занимающем 1,2 гектара, есть живописный пруд в зарослях камышей и осоки.
В Карабихе у Некрасова гостили известные литераторы, издатели, артисты. В их числе А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие. Хозяин прогуливал их по любимым аллеям.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
   Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
(из стихотворения «Железная дорога»)
***
Давно - отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил –
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь - один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова –
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою...
***
Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру - моя померкнет слава,
Не дивись - и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет...

В первую субботу июля в «Тарханах», Государственном Лермонтовском музее-заповеднике, также проводится Всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник.
В этом году Всероссийский Лермонтовский праздник, который пройдет под девизом «…он был счастливо одарен способностями к искусствам», состоится 1 июля.

Планируется, что в этот день на территории будет организовано несколько интерактивных площадок, где будут проведены различные мастер-классы, уроки верховой езды, бальные танцы. С поэзией русских песен можно будет познакомиться на площадке у мельницы, где пройдет выступление фольклорного коллектива и мастер-класс по обучению народному пению и танцам. Гостями праздника в этот день будут известные артисты, писатели, поэты.
Вот так обычно проходит праздник поэзии в Тарханах




Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник, открытый в 1939 году, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы.
Усадьба Тарханы — родовое поместье Арсеньевых, предков Лермонтова по материнской линии. После смерти его матери Арсеньева забрала внука к себе. Современники считали ее очень умной и сильной женщиной. Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773—1845), бабушка Лермонтова по матери, принадлежала к богатому и влиятельному роду Столыпиных, известному с XVI века.
Привезенный в Тарханы в шестимесячном возрасте М. Ю. Лермонтов провел здесь все свое детство и отрочество. А через 9 месяцев после рокового выстрела на дуэли тело Лермонтова, благодаря хлопотам его бабушки, было перевезено из Пятигорска в Тарханы и 23 апреля 1842 г. захоронено там, в семейном склепе, над которым в том же 1842 г. была воздвигнута часовня.




«Тарханы» являются уникальной сокровищницей лермонтовского мемориального наследия. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежащие великому поэту: картина работы М. Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони», его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, а также фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки и др. На письменном столе в кабинете М.Ю. Лермонтова располагаются рукописи произведений, над которыми поэт работал в Тарханах зимой в1835-36 годы.


Потрясающе красивая русская природа, парк, пруды – все это привлекает туристов, и на праздник поэзии собираются тысячи людей из разных городов России и гости из других стран.






Вот с какой любовью к Тарханам пишет  Лермонтов в одном из ранних стихотворений:
На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
Беседку тайную, где грустные мечты
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
Там некогда стоял алтарь и муз и граций,
И куст прелестных роз, взлелеянных весной.
Там некогда, кругом черемухи млечной
Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой
Шутил подчас зефир и резвый и игривый.
Там некогда моя последняя любовь
Питала сердце мне и волновала кровь!

Лермонтов снова в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен …» уходит воспоминаниями в родные места:

…И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, -  памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами полного лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин—
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне…
1840

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой...

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:

Тогда смиряется души моей тревога.
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
1837

Читайте также

Вслед за М.Ю.Лермонтовым, или Как я открыла для себя поэта

«Мятежный провидец, гусар и романтик…»

Пятигорск – последний привал Михаила Юрьевича Лермонтова

Выставка к юбилею Лермонтова «Под белым парусом пера»

Некрасовский и Лермонтовский праздники поэзии

Любовь Приходько
Всего просмотров этой публикации:

4 комментария

  1. Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за потрясающую виртуальную экскурсию! Лермонтов - один из любимейших мною поэтов!

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, здравствуйте! Вот это праздники! Спасибо за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, какие здоровские праздники! Вот бы попасть туда!

    ОтветитьУдалить
  4. Коллеги! Спасибо всем большое за отзывы об экскурсии! Благодарим за предоставленный интересный материал Любовь Александровну Приходько!!!

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »