среда, 19 июля 2017 г.

Земляничные чтения



В библиотеке №19 «Локомотивная» для дошкольников детского сада №6 прошёл литературный эко-праздник «Всем земляничка хороша!», посвящённый любимой летней ягоде – землянике. Ребята пришли в библиотеку в первый раз, поэтому в ходе познавательно – книжного знакомства они узнали много нового и интересного.


На открытии земляничного праздника ребята узнали легенду о землянике. Вот что она гласит:
«В одной глухой немецкой деревушке, которая располагалась на окраине дремучего леса, жили мальчик и девочка - Ганс и Хельга. Родители детей умерли, и дети рано остались сиротами. Пришлось им жить у чужих людей. И вот однажды, когда в стране случился голод, решила их злая мачеха отвести в лес. Дети плакали, умоляли оставить их, но мачеха была непреклонна. Долго скитались дети по лесу, от холода и голода их силы были на исходе. Но вдруг однажды они вышли на полянку и увидели маленький домик. В этом домике жили добрые гномы. Они подарили детям чудесные камушки и сказали им, что эти камушки не простые, а волшебные. "Когда будет вам совсем плохо, ваши силы будут на исходе, бросьте эти камушки на землю, и они превратятся в чудесные ягоды, которые дадут вам силы". Так дети и сделали.  Они бросили камушки на землю и из них появились душистые ягоды, которые в народе назвали земляника». (Источник)
Дошкольники узнали, что земляника действительно волшебная ягода, она помогает детям не только в сказках, но и в жизни – утоляет жажду и голод, прибавляет сил, дарит организму полезные жизненно важные вещества. Ребята совершили «ягодную прогулку по лесу» вместе с книгами С.Махотина «Прогулки по лесу», А.Смирнова «Мир растений», В.Сотника «Кладовая здоровья», а из «Атласа – определителя: от земли до неба» А.Плешакова смогли узнать, чем отличается земляника от клубники.


На празднике ребята узнали о народном празднике Давиде Земляничнике. По народному календарю этот праздник отмечается 9 июля. В этот день православная церковь чтит память святого Давида Солунского. 

Праздник также знаменует собой начало сбора ягод в средней полосе России. Считается, что самую вкусную землянику можно собрать именно в этот день на первой росе.
На громких поэтических чтениях «Леденцовая клубника» прозвучали стихи об «имениннице» праздника и её ближайшем родственнике – ягоде клубнике – В.Берестова «Земляничная канава», С.Козлова «Земляника», Л.Квитко «Земляника» и «Чудесная ягодка», Ю.Могутина «Ягода созрела», а также уральских писателей – К.Стрельниковой «Леденцовая клубника» и М.Юриной «Венок».

«Земляничная канава»
В далёкий лес ребят орава
Давно с лукошками ушла.
А малышей ждала канава,
Там тоже ягода была.

Берёшь с собой стакан гранёный
И пропадаешь с головой,
Счастливый, целеустремлённый,
В канаве этой луговой.

Все ягоды раздашь, бывало,
Раздаришь всё, что принесли,
Как будто нам передавала
Канава доброту земли.
В.Берестов

Июль
В лес июльский загляни-ка –
Поспевает земляника.
Каждая полянка –
Скатерть-самобранка.
Попадаются в июле
Очень вкусные находки.
Это знают все кастрюли,
Банки, миски, сковородки.
В. Берестов

Земляника
Вот стоит, полна тумана,
Земляничная поляна,
А вокруг — зелёный лес, 
Ёлки, сосны до небес.
Земляника, земляника, 
Из-под листика взгляни-ка!
Вся земля тебя растила: 
Гром гремел — дождём поила, 
Красным солнышком палила, 
Потому ты и красна. 
Мышь вокруг тебя ходила, 
Шмель жужжал, пчела кружила, 
Пела птица
И светила
Ночи напролёт луна — 
Потому ты и нежна.
Земляника, земляника! 
— Эй, проезжий, подвези-ка, 
Подвези-ка нас домой!
Ах, как сладко земляника
Пахнет солнцем и весной! 
С.Козлов

Земляника

На солнце ягодка созрела — 
Румяна сделалась, сочна, 
Через трилистник то и дело 
Стремится выглянуть она. 

А листья бережно сдвигают 
Над ней зеленые щитки. 
И всяко бедную пугают: 
— Гляди! Сорвут озорники! 

Но землянике все неймется, 
Она из плена своего 
На волю просится и рвется, 
Не хочет слушать ничего: 

— Пустите, 
Скучно мне у вас! 
Я к детям в рот хочу тотчас! 
Ведь через два или три дня 
Засохну! Кто ж возьмет меня!
Л.Квитко
(перевод Е. Благининой) 

ЧУДЕСНАЯ ЯГОДКА
Бедный сад наш! Как заброшен,
Перепутан весь, взъерошен!
Тут хозяйничал недавно
Лютый гость — не зван, не прошен.
Этот сад взлелеян нами.
Мы копали землю сами,
Мы разделывали грядки,
Мы возились тут часами.
Ягоды уж наливались...
Поглядеть бывало любо,
Как они нам улыбались
Из-под трав, как из-под чуба.
А теперь всё враг жестокий
Разорил, разрушил грубо.
Сад давно никто не полет —
Глохнет он под сорняками.
Будто бы фашисты колют
Бедный ягодник штыками.
Но не насмерть сад подкошен.
Пусть запущен, пусть взъерошен!
Мы опять под тенью милой,
Потому что враг отброшен.
Я со злыми сорняками,
Как с врагами, буду биться.
Живы мы! И вместе с нами
Всё чудесно оживится!
Что я вижу! В мгле укромной
Ягодка одна укрылась.
Под ботвой, сырой и тёмной,
Как в траншейке притаилась.
Я сорвал её поспешно:
— Ягодка моя родная!
Ты ждала меня! Конечно,
Ты ждала меня, я знаю! —
Я гляжу — глазам не верю
Как душиста! А крупна-то!
Я бойцу-красноармейцу
Подарю её, ребята!
Л.Квитко
(перевод Е. Благининой) 

Земляника
Запах ароматной земляники
Летним днем встречает нас в лесу.
И пьянит восторгом нежно-диким,
Впитываясь в кроткую росу.
Лакомится ягодой кузнечик.
Прилетел на запах строгий жук,
Воробей чирикает беспечно.
Он уселся на засохший сук.
Ягода алеет на пригорке,
Приглашая на лесной обед.
Земляники тёплым летом столько,
Что зверей в лесу голодных нет.
Все наелись: ёжик и лягушка,
Воробей, сорока и удод.
Спит, объевшись, на листочке мушка.
Важно чешет брюшко толстый крот.
Расползлась по лугу земляника,
Как рубины ягоды блестят.
Первый летний дар природы дикой!
Ягоду все любят и едят.
И.Мордовина

Леденцовая клубника
Возле грядки базилика,
Над редискою смеясь,
Леденцовая клубника
В огороде завелась!
Пудрой сахарной блистает
И купается в росе.
Я из лейки наливаю
Ей малиновый кисель.
За клубникой леденцовой
Собирайся, детвора!
Для компании весёлой
Наберу я два ведра!
К.Стрельникова

В продолжение «земляничных чтений» ребята послушали весёлые и поучительные произведения в честь земляники – японскую сказку «Земляника под снегом» и сказку Н.Павловой «Земляничка», сказку писателя – юбиляра В.Катаева «Дудочка и кувшинчик», а также главу «Земляничный обман» из книги И.Носова «Остров Незнайки».
В завершение праздника все ребята с большим интересом отгадывали «земляничные» загадки, а затем сделали в технике оригами ягоды клубники, которые они взяли с собой, чтобы разукрасить в детском саду.


Загадки про землянику

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает.

В лесу на травинке,
На тоненькой былинке,
Красна и душиста,
Конфетка повисла!
Увидел – не жди:
Мигом в рот клади!

На лесной полянке –
Красная девица.
Чтоб ее увидеть,
Нужно наклониться.

Как на стёжке на дорожке
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась – не ленилась,
Кружку с верхом набрала.

Я в пуховой красной майке
На лесной живу лужайке.
Я на вкус и цвет приятна,
Я сладка и ароматна.
Наклонись и погляди-ка:
Вот я - …

Я к родной земле приникла
И краснею возле пня.
Потому и называют люди
Ласково меня.

На полянке, у пеньков,
Много красных огоньков.
Огоньки-горошки
Соберем в лукошки.

Зажгли погожие деньки
На тонких ножках огоньки.
Они не жгутся, не дымят.
Их собирают и… едят.

А мы предлагаем всем мамам и папам устроить дома семейные «земляничные» чтения!


И. Фарбаржевич «Сказки маленького Лисенка»
ЗЕМЛЯНИЧНЫЙ ДОЖДИК

– А дождь всё идёт и идёт!.. – Лисёнок сидел в столярной мастерской у окна и выстругивал ножом длинные лучинки. – Целый час! Как заведённый…
– Это тёплый дождик, грибной. После такого дождя весь лес бывает в грибах – сказал папа-Лис, плотно закрывая банку с зелёной краской.
Лисёнок сказал:
– И вот я – не Лисёнок,
а просто – летний Дождик…
Он замолчал.
– А дальше? – спросил папа-Лис.
– Что-то не получается, – ответил Лисёнок. – Интересно!.. А бывают земляничные дожди?.. Я так люблю землянику! – мечтательно добавил он.
– Всё бывает! – воскликнул папа-Лис. – Когда я был маленьким, то любил гулять под конфетным дождём! И под медовым!.. А твоя бабушка не разрешала мне гулять до обеда, потому что сладкое, говорила она, отбивает аппетит.
И Лисёнок так явственно увидел вдруг папино детство: и свою бабушку, и тот чудесный сладкий дождик. Он спросил в нетерпении:
– А когда выпадают такие дожди?
– Если хорошо потрясти тучу, – ответил Старый Лис, – то выпадает любой. На выбор! И земляничный тоже.
– А как же её потрясешь? Она ведь высоко!..
– Когда я был маленьким, у твоего деда была верёвочная лестница. Вот я и лазил туда и обратно помногу раз на день.
– Здорово! – воскликнул Лисёнок. – А где она, эта необходимая лестница?!
– О! Она давно порвалась… – Папа-Лис вновь взялся за кисть. На разделочной доске расцветали незабудки.
Выглянуло солнце. Под каждым деревом блестели новенькими шляпками грибы.
– Грибной дождь – это мой! – сказал Лисёнку Ёжик, накалывая на свои иголки гриб за грибом.
– А мой – Земляничный! – ответил Лисёнок.
– А мой – Сырррный! – каркнула с ветки Ворона. – Вот бы пошёл сырррный дождик!
– А для меня – Морковный, – появился в кустах Заяц. – Только где его возьмёшь?..
– Из морковной тучи! – объяснил ему Лисёнок. – Умей я летать – натряс бы для всех! На выбор!
– Нет ничего пррроще! – сказала Ворона. – Бери мои крррылья и лети!.. Только непременно найди сырррную тучу!..
И Лисёнок, нацепив вороньи крылья, полетел в небо.
– Каррр! Каррр!! Наш Икарррр!!! – восхищённо каркнула бескрылая Ворона ему вслед.
Распугивая стрекоз и воробьёв, Лисёнок мчался над землёй. О, как это было замечательно: видеть землю с высоты вороньего полёта!
Над верхушкой сосны он вдруг услышал чей-то свист.
– Эй, развяжи!
– А ты кто?! – повертел головой Лисёнок.
– Я – Ветерок! – раздался мальчишеский голос. – «Ветреный мальчишка», как говорит папа-Ветер. Это он привязал меня к сосне, чтобы я не хулиганил.
Невидимый Ветерок расхохотался так звонко, что и Лисёнок рассмеяля вме­сте с ним.
– Моя мама тоже говорит, будто у меня… ветер в голове!.. Вот только… как же я тебя развяжу? Ведь ты – невидимка!
– Возьми конец серебряной верёвки – и потяни… Да посильней!.. Вот так! Ура! Да здравствует свобода…
Сосновые ветки закачались во все стороны.
– А что ты делаешь в небе? – спросил Ветерок. – Я никогда не видел Летающих Лисят.
– Ищу Сырную тучку, – ответил Лисёнок. – И ещё Морковную, и Земляничную.
– Всего-то?! – вновь рассмеялся Ветерок. – Хочешь угостить друзей? Ты помог мне, а я – тебе! Лети-ка домой! Что-нибудь придумаю.
– Спасибо, Ветерок!
– Это тебе спасибо, Лисёнок!..
…А в лесу Ёжик, Заяц и Ворона всё поглядывали на небо из-под зонтиков.
– Ну что? – набросилась на Лисёнка Ворона. – А где же мой Сырррный дождь?!
– А мой Морковный?! – спросил За­яц.
– Эх, зря только крррылья давала!.. – презрительно каркнула Ворона. – А ну, снимай!
Лисёнок даже не успел обидеться, как над лесом засвистел Ветерок:
– Эй, держите!..
Все подняли головы. И что же они увидели?.. Прямо над их поляной остановились веселые бокастые тучки, а из каждой свисал к земле тонкий серебряный шнур. В большом удивлении стояла вся компания.
Лисёнок дёрнул за одну верёвочку, и на землю пролился земляничный дождь. А Ворона дёрнула за другую, и вместе с земляничным пошёл сырный. А когда Заяц дёрнул за третью – застучал морковный.
Серебряные нити то и дело натягивались, и на поляну всё летели и летели вкусные дожди, и все – знакомые и незнакомые – прыгали по траве и угощали друг друга! И тучки звонили, как бубенцы. Ах, небесные колокольчики!..
– А грибной дождь – все-таки мой! – сказал Ёжик.

По сказке «Земляничный дождик» есть одноименный рисованный короткометражный мультфильм.


Нина Павлова «Земляничка»
Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка.

Увидел её комар и запищал:
— Ягодка созрела: красная, душистая!
Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.
Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал:
— Дождь пойдёт: мокрый, холодный!
Услышала комара птичка — скорей на дерево.
Услышала комара мышка — скорей в норку.

Услышала комара лягушка — скорей под листок.

Услышала комара змея — скорей под корень.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

Глава «Земляничный обман» из книги И.Носова «Остров Незнайки»

В стране коротышек, где жили Незнайка и его друзья, очень любили землянику. Ведь все малыши и малышки обожают разные ягоды. А спелая земляника – очень сладкая, сочная и замечательно пахнет лесом.
Так вот, земляника созревала в середине лета. И тогда все отправлялись её собирать на лесных полянках.
Особенно нравилось ходить за земляникой Сиропчику. Потом он варил земляничный сироп и разливал его в баночки. Таких банок он заготавливал на зиму несколько сотен.
Обычно ягоды собирали в большую корзину. Потом Винтик и Шпунтик на газированном автомобиле везли корзину в Цветочный город. Но лес и Цветочный город были на разных берегах Огурцовой реки. Поэтому когда-то корзину подъёмным краном переставляли на плот и переправляли через ручей. Но однажды Винтик и Шпунтик придумали, как сделать из простого автомобиля амфибию, то есть плавающую машину.
Они поступили очень просто. Взяли и поставили на автомобиль огромные надувные колёса, которые держат машину на плаву даже с тяжёлым грузом. Ну, как четыре больших спасательных круга. Такой вездеход прямо из леса въезжал в воду и плыл к Цветочному городу, где Пончик варил варенье, а Сиропчик готовил сироп.

Вместе со всеми собирал землянику и Незнайка. Только он никогда не приносил много ягод в общую корзину.
Дело в том, что он всё съедал. Всё, что найдёт, то и съест. Но признаться в своей слабости он не мог. Стыдно было: все коротышки – в корзину, а он – себе в брюшко.
И чтобы оправдаться, он всегда придумывал какие-нибудь небылицы.
Например, спросят его:
– Незнайка, что так мало земляники принёс? А он, не моргнув глазом, возьмёт да соврёт:
– Вы не поверите, братцы. Я нашёл сегодня полянку, где этой земляники видимо-невидимо!
– Так почему ничего не принёс? – возмущается Ворчун.
– Не смог.
– Как не смог?!
– Не смог, говорю. Не смог унести. Земляника, видишь ли, на той поляне огромная, ну, каждая ягода – со сливу! Нет, с яблоко! Ягода с яблоко величиной, понимаешь? Под каждым кустиком лежит этакая здоровенная земляничина. Я одну еле оторвал и покатил. Катил её через весь лес!
– Ну и где она? – спросил ошарашенный Небоська.
– Где-где… В реке, – врёт дальше Незнайка. – Не удержал её на крутом берегу. Она в реку и укатилась. И поплыла себе дальше…
В другой раз Незнайка принёс всего две-три ягоды за весь день. Винтик это приметил и строго сказал:
– Мало ты сегодня земляники набрал.
– Что-то не повезло, Винтик. Я три поляны обошёл: везде пусто.
– Да ладно врать! – не поверил ему Винтик.
– Не вру я. Пусто. Кто-то съел всю землянику.
Почему же именно съел, а не собрал? – допытывался Винтик.

Незнайка с опаской посмотрел по сторонам и прошептал:
– Я точно знаю, что не собрал, а съел. Я потом сам видел. Ты только пока никому не говори: Гунька всё съел.
На следующий день такую же небылицу Незнайка рассказал Авоське про Тюбика. Потом Кнопочке про Растеряйку и Гусле про Пилюлькина. Скоро он так заврался, что стал забывать, кому и про кого наврал.
Как-то раз к Незнайке подошёл Гунька и сказал:
– Слушай, все говорят, что я съедаю землянику, которую нахожу. Я всех спрашиваю, откуда они это взяли. А они отвечают, что все об этом говорят. Может, ты знаешь, кто эту ерунду выдумал?
Незнайке стало ужасно стыдно, но он боялся признаться, и ему пришлось врать дальше:
– Да ты, Гунька, не огорчайся. Наверняка это какой-то врун придумал. Сам всё съедает, а на других наговаривает. Он ведь не только про тебя такое выдумал! И про Авоську, и про Кнопочку, и даже про доктора Пилюлькина!
Через неделю возмущались все. Ведь о каждом пошёл слух, будто именно он съедает всю землянику, которую находит. Коротышки злились и грозились надрать уши неизвестному обманщику.
И хотя в тот раз так никто ничего и не понял и ложь сошла Незнайке с рук, однажды он всё-таки попался…
Как всегда, Незнайка съел почти всю землянику. Потом лёг отдохнуть.
Обычно он ещё накрывался шляпой, чтоб не мешал яркий свет. Но шляпа была полна земляники, которую он доедал в полудрёме. Скоро он крепко заснул.

Тем временем все собрались на опушке. Вдруг Фуксия заметила:
– Незнайки-то нету. Заработался: ягоды собирает.
Его подождали, подождали и забеспокоились. Больше других волновалась Кнопочка:
– Надо его искать, вдруг с ним беда какая?
В Цветочном городе не принято бросать друзей в беде. И коротышки отправились обратно в лес на поиски.
Вскоре раздался возглас Растеряйки:
– Нашёл!

Все прибежали на крик и увидели странную картину. Незнайка, весь перемазанный земляникой, сложив ручки на пухлом животике, крепко спал.
Доктор Пилюлькин, Кнопочка, Авоська, Фуксия и другие коротышки обступили обманщика. А он как ни в чём не бывало продолжал крепко спать. Ему снилось, будто он объедается спелой земляникой, которой кругом так много, что не съесть даже десяти малышам.
Растеряйка стал тормошить его за плечо. Но Незнайка только отмахнулся от него и пробубнил во сне:
– Не уговаривайте меня. Ни одной ягодки больше не съем. Сыт по горло вашей земляникой.
Тут-то все поняли: вот он, бессовестный врун. А Пилюлькин, не скрывая злорадства, сказал:
– Бедненький, землянички объелся. Сыт по горло, значит. Даже чувствуешь себя плохо. Ну, ничего! Сейчас касторочкой полечим от обжорства и вранья. Просыпайся!


Японская сказка о Землянике под снегом
Жила в одной деревне женщина. И было у нее две дочери: старшая о-Тиё – не родная, а младшая о-Хана – собственное детище.
Мачеха одевала родную дочку в нарядные платья, а падчерицу в лохмотья. На долю дочери доставались ласки да баловство, а на долю падчерицы – колотушки и трудная работа. Она и воду носила, она и стирала, и обед варила.
Но мачеха все равно ненавидела о-Тиё лютой ненавистью, только и мечтала, как бы сжить ее со свету.
Вот однажды в холодный зимний день мачеха и о-Хана грелись у очага. Разморилась о-Хана от жары и говорит:
– Ой, как мне жарко стало! Сейчас бы съела чего-нибудь холодненького.
– Хочешь немного снежку?
– Снег ведь невкусный, а я хочу чего-нибудь холодного да вкусного.
Задумалась о-Хана и вдруг как хлопнет в ладоши:
– Земляники, хочу земляники. Красных спелых ягодок хочу.
О-Хана была упряма. Уж если что ей в голову взбредет, никогда не отступится.
Подняла она громкий плач:
– Мама, дай земляники. Мама, дай земляники.
Не смогла ее мать утихомирить и вот что придумала.
– О-Тиё, о-Тиё, поди-ка сюда, – позвала она падчерицу.
О-Тиё как раз стирала белье на заднем дворе.
Бежит она на зов мачехи, на ходу мокрые руки вытирает.
– Эй ты, ступай-ка в горы и набери вот в эту корзинку спелой земляники. Слышишь? А пока не наберешь полной корзинки, не смей домой и глаз показать. Поняла?
– Но, матушка, разве растет земляника в середине зимы?
– Растет не растет, а ты одно помни: придешь с пустыми руками, домой не пущу.
Вытолкнула мачеха о-Тиё из дому и дверь за ней крепко-накрепко заперла.
Обула о-Тиё соломенные сандалии на босу ногу, а куда идти, не знает. Зимой в горах земляника не растет. Но и с мачехой не поспоришь. Постояла-постояла о-Тиё на дворе, взяла корзинку и пошла в горы.
В горах было тихо-тихо. Снег валился хлопьями. Высокие деревья под снегом казались еще выше.
Ищет о-Тиё землянику в глубоко снегу, а сама думает: «Верно, мачехе надоело, что я на свете живу, оттого и послала меня сюда на погибель. Лучше мне здесь замерзнуть. Может, тогда я свижусь со своей родной матушкой».
Полились у девочки слезы, бредет она, сама не зная куда, не разбирая дороги. То взберется, спотыкаясь и падая, на гору, то скатится в долину. Наконец от усталости да холода свалилась она совсем. А снег все шел, все шел и скоро намел над ней белый холмик.
Вдруг кто-то окликнул о-Тиё по имени. Приоткрыла она глаза. Видит: наклонился над ней старый дед с белой бородой.
– Скажи, о-Тиё, зачем ты пришла сюда в такой холод?
– Матушка велела мне набрать спелой земляники, – ответила девочка, еле шевеля ледяными губами. – А не то велела и домой не приходить.
– Да разве не знает она, что зимой земляника не растет? Но не печалься, идем со мной.
Поднялась о-Тиё с земли. И стало ей вдруг тепло и усталости как не бывало.
Шагает старик по снегу легко-легко, о-Тиё за ним бежит, и вот диво! Стелется перед ней снег, словно крепкая хорошая дорога.
– Вон там спелая земляника, – говорит старик. – Собери, сколько надо, и ступай домой.
Поглядела о-Тиё туда, куда он указывал, и глазам своим не верит. Растет в снегу крупная красная земляника. Вся поляна ягодами усыпана.
– Ой, земляника! – только и могла сказать о-Тиё.
Вдруг смотрит она: старик куда-то пропал, стоят кругом одни деревья.
– Так вот он кто! Бог-хранитель этой горы! Вот кто спас меня!
Сложила о-Тиё молитвенно руки и низко поклонилась. Потом набрала полную корзину земляники и побежала домой.
– Как, ты и впрямь нашла землянику? – ахнула мачеха. Думала она, что ненавистной падчерицы уже в живых нет.
Обрадовалась о-Хана, села у самого очага и давай класть ягоду за ягодой в рот, приговаривая:
– Ах, вкусно! Во рту тает!
– Ну-ка, ну-ка, и мне дай!
Попробовала мачеха и языком причмокнула.
А падчерице ни одной ягодки не дали.
О-Тиё и не подумала обижаться, не привыкла она к лакомствам. Сморил ее сон.
Прикорнула она у очага и дремлет.
Вдруг мачеха подбежала к ней, громко топая ногами, и закричала в самое ухо:
– О-Тиё, о-Тиё!
Встряхнула она девочку за плечо.
– Эй ты, слушай, о-Хана не хочет больше красных ягод, хочет лиловых. Ступай живо в горы, собери лиловой земляники.
Испугалась о-Тиё.
– Но, матушка, ведь уже ночь на дворе, а лиловой земляники, поди, и на свете нет. Не гони меня в горы, матушка.
– Что ты говоришь такое? Ты ведь старшая сестра, должна все давать своей младшей сестренке, что та ни попросит. Нашла же ты красные ягоды, найдешь и лиловые. А не то и домой не приходи!
Вытолкнула она падчерицу из дому без всякой жалости и дверь за ней со стуком захлопнула.
Побрела о-Тиё в горы. Сделает один шаг, остановится, сделает другой, остановится и заплачет-заплачет. А в горах выпало много свежего снега. Уж не во сне ли собирала она здесь свежую землянику?
Кругом все темней становилось. Вдруг где-то волки завыли. Задрожала всем телом о-Тиё, ухватилась за дерево.
– О-Тиё! – послышался вдруг тихий зов, и откуда ни возьмись появился перед ней знакомый дед с белой бородой.
– Ну что, о-Тиё, понравилась твоей матушке красная земляника? Вкусная была? – ласково спросил ее старик.
Поглядела ему в лицо о-Тиё и вдруг заплакала в голос, так ей горько стало:
– Матушка велела на этот раз принести лиловой земляники.
Покраснел старик от гнева, глаза у него сверкнули страшным блеском.
– Пожалел я тебя, оттого и послал ей красных ягод, а эта злодейка вон что придумала! Ну, хорошо же, я проучу ее! Ступай за мной!
Старик пошел вперед большими шагами. Быстро, как ветер, спустился он на дно глубокой долины, а девочка за ним бежит, еле поспевает.
– Смотри, о-Тиё, вот лиловая земляника!
Взглянула о-Тиё и глазам не верит! Весь снег вокруг светится лиловыми огоньками.
Повсюду рассыпана крупная, красивая, налитая соком лиловая земляника.
Боязливо сорвала о-Тиё одну-две ягодки. Даже на дне корзины светились ягоды лиловым блеском.
Набрала о-Тиё полную корзину и пустилась со всех ног домой. Тут горы сами собой раздвинулись и в одно мгновенье оказались далеко позади, а перед ней, словно из-под земли, родной дом вырос.
Держит о-Тиё перед собой корзинку обеими руками, будто что-то страшное, и громко зовет:
– Отвори, матушка, я нашла лиловую землянику.
– Как! Лиловую землянику! – ахнула мачеха.
Думала она, падчерицу волки съели. И что же! О-Тиё не только вернулась живая-здоровая, но и земляники принесла, какой на свете не бывает. Неохотно отперла мачеха дверь, взглянула, и у нее даже голос перехватило! Насилу-то вымолвила:
– Ах, лиловая земляника!
О-Хана давай совать ягоды в рот:
– Ах, вкусная! Язык можно проглотить. Попробуй, мама, скорее; таких вкусных ягод, верно, даже боги не едят.
И давай набивать себе рот.
О-Тиё начала было отговаривать сестру с мачехой:
– Матушка, сестрица, уж слишком эти ягоды красивы. Так и светятся! Не ешьте их…
Но о-Хана злобно крикнула:
– Наелась, верно, потихоньку в горах до отвала, да мало тебе, хочешь сама все доесть.
Нашла дурочек!
Послушала мачеха свою дочку, выгнала падчерицу из комнаты и ни одной ягодки попробовать ей не дала.
Но не успели мачеха и о-Хара доесть ягоды, как сами стали лиловыми-лиловыми и к утру обе умерли.
Со временем вышла о-Тиё замуж, и родились у нее дети. Много собирали они в горах красных, спелых ягод, но в зимнюю пору земляники под снегом никто больше не находил.

Читайте также:


Екатерина Ястребова, зав.библиотекой №19 «Локомотивная»
Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Какое интересное мероприятие о землянике! ЗДОРОВО! И книжки, и загадки, и стихи! А легенда - настоящее чудо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Надеемся, что материал пригодится и коллегам и родителям для летних земляничных чтений :)

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »