вторник, 16 января 2024 г.

Людмила Татьяничева: Стихотворения о Челябинской области

 

Уралу

1

Не затененный высью скал,

Твой свет горит в моем окне.

Как добр ты был ко мне, Урал,

Что не прощал ошибок мне!

На жизнестойкость,

На излом

Испытывал характер мой.

И сквозь сомнений бурелом

Мне путь высвечивал прямой.

Не потакая мне ни в чем,

В недобрый год,

В горчайший час

Своим натруженным плечом

Ты заслонял меня не раз.

Открыл мне дальние хребты,

Где столько света и дорог...

Пусть что угодно,

Лишь бы ты

Меня от сердца не отторг!

2

Я — сосна в твоем бору.

Ближе нет родства!

У тебя, Урал, беру

Тайны мастерства.

Рек булатные мечи

Врезаны в гранит.

Все, чему ты научил,

Сердце сохранит.

Песни все, что я найду

В поиске своем,

Словно доменщик руду,

Прокалю огнем.

Для тебя я подберу

Лучшие слова...

Как сосна в твоем бору,

Я тобой жива.

 

Любить Урал

Любить Урал —

Любить высоты,

Узнать, как крут на них подъём,

Изведать радость той работы,

Что созиданьем мы зовём.

Жить на Урале —

Жить Уралом.

Его дыханием дышать.

Всегда,

Во всём,

В большом и в малом,

Стремиться быть ему под стать.

Пусть станет труд твой

утвержденьем,

Что не красой,

Не высью скал,

Не рек стремительным

движеньем —

Людьми прославлен наш Урал.

 

* * *

Урал.

Уралу.

Об Урале…

И все о нем,

Все об одном!

Недаром сосны колдовали

Ночами над моим окном.

Недаром,

Нет, совсем недаром,

Так истово свой край люблю.

Живой строкою,

Как радаром,

Его дыхание ловлю.

Мне нравится,

Как жесткий иней

Ерошит кисточки хвои,

— Чем опечален

Бор мой сильный,

Все ль дети счастливы твои? —

В предгорье

Или в междугорье,

Раздвинув ветки тальника,

Спрошу:

— Ну как твое здоровье,

Моя шумливая река? —

На автострадах росчерк шинный.

Гудят моторы.

Блещет сталь.

— Куда спешите вы, машины,

В какую близь?

В какую даль? —

Меня встречают,

Как встречали,

Мартены гудом и огнем.

Урал.

Уралу.

Об Урале! —

О чем же,

Если не о нем?

 

Урал

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

 

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

 

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

 

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

 

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

...Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

 

Живу я в глубине России

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки — сини,

Горы — сини

И в синих отсветах металл.

 

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

 

Тайга, тайга…

Берёт отсюда

Начало изумрудный цвет,

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

 

По красоте,

По скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей,

Строже, может быть.

 

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское — всё то же.

И доброта,

И песни те ж!

 

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани —

В Урале Русь отражена!

 

Твоих сосен янтарная смолка

Не могу оставаться я долго,

Мой Урал,

От тебя вдалеке.

Твоих сосен янтарная смолка

На моей золотится руке.

И, как сестры мои,

Как подруги,

Что давно уже нянчат внучат,

Неунывные белые вьюги

В мое сердце

Призывно стучат.

А твои родники и озера,

Слитных скал твоих

Щит броневой

Ни на миг не уходят

От взора,

Насыщая меня синевой.

Твои звезды

Мне светят не тускло,

Мне дела твои кровно близки.

Без тебя

Я была бы, как русло

Пересохшей от жажды

Реки.

 

* * *

Урал,

Богатырь седоглавый!

Опальным векам вопреки,

В историю нашей державы

Внесён ты

С заглавной строки.

Рукою внесён ты рабочей,

Чтоб каждый сумел распознать

Металла решительный

Почерк,

Рабочую гордую стать.

Да, ты потрудился немало!

И, веря в тебя горячо,

Россия всегда ощущала

Твоё броневое плечо.

Ты сталь выплавляешь

И строишь,

Рождаешь и скорость

И свет.

 

Нет на Урале того лишь,

Чего и нигде ещё нет!

 

Могучий корень

Урал,

Могучий корень жизни,

Исток и помыслов,

И сил!

Не только символом

Отчизны —

Ты для меня Отчизной был.

Моей судьбы ты год за годом

Чеканил строгие черты.

Ты стал и мужества оплотом,

И воплощеньем высоты.

И вот ты от меня далече

За сизой облачной грядой.

Но расстояньем

Не измельчен,

А возвеличен образ твой.

Гигант,

Достойный восхищенья,

Отчизны гордость

И броня,

Магнитным полем притяженья

Ты стал навечно для меня!

 

Синегорье

Есть у нас на молодом Урале

Синегорье.

Может быть, бывали?

Звонкий бор и летом и зимой

Изукрашен хвойной бахромой,

Синельга синеет между гор —

Чей угодно очарует взор.

Только я признаюсь,

Что не это

Синегорья главная примета…

Если ты придёшь сюда впервые,

Поспеши на вышки буровые.

Отыщи нетронутые руды

И земные звёзды —

Изумруды.

Или в цехе,

Принимая смену,

В красный глаз заглядывай мартену.

На лесах, в цехах или в забое

Мастерством поделится с тобою

Здешний житель и умелец местный.

Человек на весь Урал известный:

Металлург, геолог и охотник —

Синих гор хозяин и работник.

 

* * *

Среди имен любимых и родных

Храним мы рек прозрачные названья.

Мы помним шелест ковылей седых

И синих гор лепные очертанья.

 

А если на чужбине, среди сна,

Согреет нас дыханием сосна,

То, как рисунок на булатной стали,

Возникнет в сердце песня об Урале.

 

* * *

Я без Урала не могу.

Стоит перед глазами

Он то утесами в снегу,

То синими лесами.

То сталью,

Зреющей в печах,

Берущей жар у солнца.

То стройкой

В просверках,

В лучах

Мгновенно

Обернется…

И память,

Вызвездив костры,

Положит светотени

На степь.

И на Магнит-горы

Гигантские ступени.

…Стою на тающем снегу,

Охмелена весною.

Я без Урала не могу.

Урал всегда со мною.

Да, он со мной,

А не вдали,

За сизой кромкой леса.

Растворено

В моей крови

Твое, Урал, железо!

 

* * *

Родные горы,

Сосен тесный круг,

Как отчий дом —

чем дальше, тем дороже.

Недаром вены материнских рук

на русла рек мне кажутся похожи.

 

Сквозь дымку с детства памятных примет

Всё радостней и ярче год от года

В мои глаза струится синий свет

Твоих озёр, уральская природа.

 

В сторожкой дрёме городских ночей,

Едва утихнет радиошумиха,

Я слышу, как младенческий ручей

Бежит по травам и лепечет тихо.

 

Трубят призывно вешние леса,

Вздымая ветви, как рога оленьи,

И мечет громы первая гроза,

Ломая их о горные ступени.

 

В какую даль меня ни позови,

К тебе, Урал мой, буду я стремиться.

Должно быть, правда есть у нас в крови

Родной природы малая частица.

 

Тургояк

Непокорным воинственным морем

Это озеро кажется нам,

Если скроет прибрежные горы

Полотняной завесой туман.

 

Ветер тучи сечет и косматит,

И на берег, вольна и сильна,

Разрывая крученые снасти,

Наступая, выходит волна.

 

Что ни встретит — с собою уносит,

Разбивает шутя валуны,

И не камни — литые утесы

Опасаются этой волны.

 

Все грозней наше озеро-море,

Но сквозь грохот и ветровый свист

Всем знакомую песню мотора,

Как обычно, завел моторист.

 

Пусть волна сколько хочет ярится,

Белой лапой ударит в борт, —

Молодой, боевой, смуглолицый,

Он ведет нашу лодку вперед,

 

Испытавший балтийские штормы,

С диким озером выдержит бой.

И бегут усмиренные волны

За крутой просмоленной кормой.

 

Юрюзань

Сергею Васильеву

 

Я — родник,

Я нагорный родник,

Мой исток как тончайшая нить,

Я в расщелине камня возник,

Чтоб косуль и орланов поить.

Я — ручей,

Я таежный ручей,

Я вобрал в себя сто родников,

В глубине глухариных ночей

Слышен звон моих дробных подков,

Будто конь,

Потерявший узду,

Я скачу густохвойной тайгой,

И однажды под землю уйду,

Чтобы сильной возникнуть рекой!

Я — река.

Молодая река,

Мои волны гудят, как шмели.

 

Выхожу я,

Быстра и легка,

Возле скал из-под черствой земли.

Я прошла под подошвами гор,

Возле тайных подземных криниц

И раскольные воды озер

Увела из угрюмых темниц.

Я дарю свою влагу лугам

И леса за собою веду,

А когда им всю силу отдам,

За подмогой под землю уйду

Мои волны гудят, как шмели

И хранят родниковую грань!

……………………………

Возле скал

Из-под доброй земли

Возникает река Юрюзань.

 

Одна из «ныряющих» уральских рек, собирающих подземные воды и выходящих на поверхность земли более сильными и многоводными.

 

Слово о Магнитогорске

 

I

Урал-река

И два материка —

Немалая для города площадка.

Он тут обосновался на века:

Дворцов и зданий

Так прекрасна кладка!

Хранит

Ладоней теплоту гранит.

Бетонные

Незыблемы опоры.

Европу он и Азию роднит,

Соединив их вольные

Просторы!

Магнитогорск!

Как многое он смог

Свершить и дома

И за дальней далью.

В войну

Возмездья самый грозный бог

Разил врага

Его всесильной сталью…

Повсюду светят

Мне его огни

И зреют песни,

Чтоб его восславить.

Свою Россию не могу представить

Я без его хранительной

Брони!

 

II

И вновь влекущий этот миг:

Слиянье неба

И земли!

Аэродрома строгий лик.

А в развидневшейся дали,

Разгладив трав зелёный ворс,

В стоцветье пламенных одежд

Встаёт родной Магнитогорск

Как оправдание надежд.

И как залог,

Что до конца

Мне вместе с юностью идти…

Ведь путь,

Связующий сердца,

Надежней всякого пути!

 

Магнитогорск

Мы помним город с колыбели.

Седел ковыль, ржавел бурьян,

Да ветры по-киргизски пели,

Привстав на золото стремян.

 

Здесь всё для нас пережитое,

Мы познавали наяву

Друзей содружество литое,

Январской стужи синеву.

 

Полярным льдом казался воздух,

Он ранил горло, как стекло,

А мы дышали в полный роздых,

Чтоб холод превратить в тепло.

 

Заиндевелыми руками

Мы доставали сердце скал:

Кроваво-жёлтый рудный камень,

В огне рождающий металл.

 

В нём скрыто тайное величье

Несокрушимых сил и гроз.

Урала гордое обличье

В твоих чертах, Магнитогорск!

 

На пустырях, в мороз и темень,

Одетый в камни и цемент,

Возник ты величавой темой

Ещё не сложенных легенд.

 

Пою, потому что тоскую

Не знала, что так заскучаю

О дальнем своём далеке.

Где утром по синему Аю

Плывут облака налегке.

Где терен

То красен, то черен,

А ветер то нежен,

То крут.

В земле,

Как в подсолнухе зёрен,

Полно самоцветов и руд.

Где сосны растут,

Не сутулясь,

Вблизи негасимых огней.

Там отцвела моя юность.

Там детство моих сыновей!

Возможно ли землю такую

Забыть мне,

Уйдя налегке!

Пою,

Потому что тоскую

О близком моём далеке.

Л. Татьяничева


Читайте также

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »