вторник, 11 октября 2022 г.

Выбор Эдит Евы Эгер: к 95-летию удивительной женщины

 

Я не хочу, чтобы вы, услышав мою историю, сказали: «Мои страдания не так значительны». Мне хочется, чтобы вы сказали: «Если она смогла, смогу и я».

29 сентября 95 лет исполнилось удивительному во всех смыслах человеку – Эдит Еве Эгер. Вы только представьте, книгу «Выбор», благодаря которой автор стала известна по всему миру, Эдит Еве Эгер написала в 90!! лет. «Выбор» – это мемуары пережившего холокост человека, где отражены невероятный героизм и сила человеческого духа.

Эдит Еве Эгер – психотерапевт, практикующий в Соединенных Штатах Америки, автор книг: «Выбор», «Дар. 12 ключей к освобождению и обретению себя». Эдит Ева родилась 29 сентября 1927 года в обычной семье в Кошице (Чехословакия). Ева была самая младшая из трех дочерей. С пяти лет Эдит Ева занималась бальными танцами (которые впоследствии спасут ей жизнь!), затем дополнительно занималась гимнастикой, в которой достигала успехов, была одной из лучших в своей группе. А тем временем война подступает все ближе к каждой европейской семье, в особенности еврейской… Благодаря упорству, регулярным тренировкам у Эдит Евы есть возможность попасть в команду для подготовки к Олимпийским играм. Мечта каждого спортсмена! Эдит Еве предстоит успешная спортивная карьера… Но из-за того, что у нее еврейские корни, она не проходит отбор. Война практически у крыльца их дома.

В 13 лет Эдит знакомится с парнем по имени Эрик, который станет первой и главной любовью для автора. Почему главной? Потому что эта любовь помогла выжить в чудовищных условиях лагеря в Освенциме. Не хочется рассказывать многое, потому что знаю, что Вам, как настоящим любителям чтения, захочется самим подробнее узнать жизнь автора, которая описана в книге «Выбор». Поэтому я затрону только основные моменты, чтобы немного раскрыть историю жизни именинницы. Вы посмотрите на фото: какая очаровательная девушка! Это фотография Эдит Евы Эгер незадолго до концлагеря.


В 15 лет, в мартовское утро, немецкие солдаты забирают всю семью Лайоша Элефанта: две дочери и родители отправляются в неизвестность. Самая старшая сестра Клара в этот день была на выступлении (Клара занималась музыкой) и профессор ее не отпустил домой, благодаря чему фактически спас ей жизнь. Тем временем семья Эдит Евы попадает на Якабский кирпичный завод, где уже находятся 20 тысяч таких же, как они, обычных еврейских семей. Условия жуткие: нет элементарно воды, еды и мест отдыха, лежать приходится тут же на ледяном полу. Но у каждого из находившихся там, была надежда, что это временно, ведь им обещают, что скоро все попадут в лагерь для интернированных, где евреи будут жить и работать до окончания войны. Где есть еда, вода и условия для жизни.

А дальше первые селекции: тебе больше 40? В газовую камеру! Выглядишь недостаточно здоровым? В газовую камеру. И такие селекции практически каждый день. Эдит Ева на всю жизнь запомнила тот последний раз, когда проводила взглядом своих родителей в последний путь. Но при этом случается и хорошее: Эдит невероятно повезло, в лагере ей удается быть всегда рядом с сестрой. Это ли не чудо?

Хочется еще упомянуть такой момент из книги: в один из дней в барак концентрационного лагеря приходит доктор Йозеф Менгеле, изощрённый убийца и ценитель искусств. По вечерам он прочёсывает бараки, выискивая талантливых заключённых для своих развлечений. Узницы, которые знают, что Эдит занималась балетом и гимнастикой, толкают её вперёд. Оркестр собрался на улице и начинает играть вальс «На прекрасном голубом Дунае». И Эдит танцует, танцует закрыв глаза и воображая, что она на сцене Венгерского оперного театра. Танцует, чтобы жить. Менгеле остаётся доволен и бросает ей буханку хлеба, который она делит с Магдой и со своими соседками по бараку, что в итоге помогает ей выжить.

А далее год ада, издевательств и унижений. Выжить в таких условиях? Остаться человеком? После всего этого стать врачом и помогать людям? Эдит Ева Эгер смогла! Автор пишет: «Мне в Освенциме говорили, что я недочеловек, что я раковая опухоль на теле человечества. И вот я все еще здесь, потому что я отказывалась к этому прислушиваться». Эдит Ева Эгер невероятно сильный духом человек! Я обязательно рекомендую прочитать Вам книгу «Выбор». Уверена, она не оставит равнодушным никого. Книга интересна как в плане исторических моментов (будни в концлагере), так и с позиции психологии (как устроена человеческая психика).

Убеждена, у Вас побегут мурашки по коже, когда прочтете сцену спасения автора.

А дальше жизнь продолжилась: «После того, как меня освободили, меня часто посещали суицидальные мысли, у меня была тифозная горячка, я сильно болела: было трудно дышать, у меня была переломана спина. Каждое утро я задавалась вопросом: «А зачем?» То есть ощущала себя в том самом экзистенциальном вакууме, про который писал Франкл. Но в какой-то момент я поняла, что могу снова начать свою жизнь. Правда, я-то столкнулась с темой концлагерей, когда мне было шестнадцать, и я была влюбленной девочкой, а он был состоявшимся врачом 39 лет. Я себе говорила в лагере: если я сегодняшний день переживу, я завтра встречусь со своим парнем, который мне всегда говорил, что у меня очень красивые глаза и очень красивые руки, и поэтому мне было ради чего жить».

Несмотря на тот ужас, с которым столкнулась Ева Эгер, она смогла продолжить жить, жить счастливо: она вышла замуж, родила двоих детей. В семье тоже не всегда было все гладко: проблемы со здоровьем у сына, развод. Много всего!

В книге «Выбор» автор показывает, что мы всю жизнь стоим перед выбором: чему нас учит жить и как относиться к происходящему, порой кажущемуся невыносимым. Эдит Ева напоминает всем читателям, что невероятная сила духа заключена именно в каждом из нас.

После публикации первой книги Эдит Евы Эгер ей стали приходить тысячи писем от людей со всего мира, которые благодарили автора за её труд, за то, что она помогает людям выбраться из сложных жизненных ситуации, вдохновляет на жизнь. Один из главных призывов в книге звучит так: Я вас призываю посетить те места, где вы были несчастны, и таким образом лучше узнать себя, соприкоснуться с собой, и такое ваше путешествие позволит вам вспомнить какие-то важные развилки собственной жизни, вспомнить, как принимались те или иные важные решения. Эдит Ева сама вернулась в Аушвиц, чтобы избавиться от воспоминаний от прошлого и вины выжившего.

Тысячи отзывов на книгу вдохновили Эдит Еву Эгер на создание второй книги, которая выступает больше практическим руководством к действию. В книга «Дар» автор рассматривает 12 барьеров, которые не дают нам раскрыться, стать свободными и обрести себя. Каждая из 12 глав книги завершается блоком практических заданий, которые нужно выполнить, чтобы проработать ту или иную проблему. «Во всех нас заложена свобода выбирать. Именно тогда, когда не ждешь никакой поддержки со стороны – ни физической, ни моральной, – появляется возможность узнать, кто мы есть на самом деле. Важно не то, каким был наш опыт, а то, как мы отнесемся к нему и как распорядимся».

Книги «Выбор» и «Дар» в России вышли в издательстве «МиФ». На странице издательства можно познакомиться с информацией о книгах и авторе.

 

 Юлия Грехнева, Центральная библиотека им. А.С.Пушкина

Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Очень интересно, но очень жутко. Как это читать?!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день! Автор представляет подробности в лагере достаточно сдержанно, потому, книга не должна разочаровать читателя. Все-таки в книге больше психологии, о том, как переживали узники то или иное событие, находясь в настоящем аду

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »