пятница, 4 января 2019 г.

Страна детства Екатерины Серовой



У Екатерины Серовой много стихов о детях, о школе. В сюжетных стихах о школьной жизни Е.Серова наследует творческую манеру А.Барто. Особенно это ощутимо в раннем сборнике «Единица или нуль?». Екатерина Васильевна очень хорошо понимает школьную жизнь. Когда читаешь её стихи о школе, особенно про весёлого и находчивого Егорку в книжке «У Егорки отговорки», кажется, будто поэт сидел за партой рядом с Егоркой. Он самый обыкновенный, немного лентяй, болтун и фантазер. Наверное, в каждом классе тоже есть свой Егорка, которого ребята только и делают, что ругают.


Похвалили
Полдня рисовал я
Красавца коня,
И все за рисунок
Хвалили меня.

Сначала мне мама
Сказала словечко:
– Чудесная, Мишенька,
Вышла овечка!

Но с тем же рисунком
Я к папе пошёл,
И папа сказал мне:
– Отличный козёл!


Потом похвалила
Малышка сестрёнка:
– Ты очень хорошего
Сделал котёнка!

И братец мой старший
Меня похвалил –
Зевнул и сказал:
– Неплохой крокодил!

Всё по порядку
Есть у Алёши,
У Иванова,
Очень хорошие
Кубики новые!
Коль не спешить
И подумать немножко.
Можно сложить
Полосатую кошку.
Девочку с Мишкой,
Кораблик с матросом,
Зайца в штанишках,
Коня на колёсах!

Начал Алёша
Складывать лошадь.
Дело сначала
Шло хорошо:
Хвост отыскал он,
Гриву нашёл.
Ноги передние.
Задние тоже...
Вот и последний
Кубик положен!
Вместе Алёша
Кубики сдвинул –
Эх, нехорошая
Вышла картина!
Так некрасиво –
Хоть не гляди!
Ноги над гривой,
Хвост – впереди.
Снизу спина,
Сверху живот...
Вот тебе на́,
Что за урод!

Зверя такого
Не надо Алёше.
Начал он снова,
Уже по-хорошему:
Всё передвинул:
Морду – вперёд.
Книзу – под спину –
Вставил живот;

Вот до хвоста
Добрался Алёша...
Всё на местах –
Поехала лошадь!

Стирка
Не мешайте нам сейчас –
Стирка срочная у нас:
Я и мама, мы вдвоем
Управляемся с бельем.

Поднялась в корыте пена.
Вроде белых снежных гор.
И пошёл тут постепенно
Очень важный разговор:

Как держать удобней мыло.
Чтобы мыло не скользило?
Как отстирывать пятно.
Если жирное оно?

Наше правило такое
Не давать белью покоя!
Так и этак повернём,
и намылим и потрем;

Воду чистую в корыто
Надо чаще подливать...
Всё готово, перемыто –
Значит, будем отжимать!

Вот халат закручен ловко –
Стал, как толстая верёвка.
Из халата в три ручья
Потекла вода журча.

А потом она устала –
Даже капать перестала.
Это значит, что халат
Окончательно отжат!

Я развесила бельё
Куклино и Мишкино,
Мама вешает моё
И еще братишкино.

Мишкина рубаха –
Белая, как сахар!
Сохнет кукольный халат;
Наряжу своих ребят!

Защитники
За оконной рамой
Воробьиный дом,
Воробьиха–мама
Вьётся над гнездом.

Летит она к окошку,
Несёт птенцам еду,
Глядит –
злодейка–кошка
Ползёт к её гнезду!
Как крикнет воробьиха:
– Ой, воры, воры, воры!..

Крадётся кошка тихо,
Глаза – как светофоры!
И как кривое шило
У кошки каждый коготь…
Вдруг Маша подскочила
И крикнула: – Не трогать!

Бежит стремглав и Шурик,
Вихрастый Машин брат:
Давай с тобой дежурить!
У дома воробьят!

Сказал он кошке шустрой:
– А ты имей в виду:
Пока мы на дежурстве,
Не подойдёшь к гнезду!

Встал на дежурство Шурик
С тяжёлым пугачом.
А кошка глазки щурит:
Мол, я тут ни при чём!

Он вовсе мне не нужен,
Какой-то воробей,
И я б его на ужин
Не съела, хоть убей!

Доем-ка лучше студень,
Что дали мне на блюдце…
Всё равно ведь люди
Своего добьются!

Я спрошу кукушку
Прячется кукушка
На берёзе белой.
Я спрошу кукушку:
– Что мне раньше сделать?
Сбегать за волнушками
К старому пеньку? –
Мне в ответ кукушка
Говорит: «Ку-ку!»

Это по-кукушечьи
Значит: «Погоди!»
Это по-кукушечьи
Значит: «Не ходи!»

Может, мне с подружками
Сбегать на реку? –
Мне в ответ кукушка
Говорит: «Ку-ку!»

Это по-кукушечьи
Значит: «Погоди!»
Это по-кукушечьи
Значит: «Не ходи!»

У меня, кукушка,
Не спокойна совесть:
Я вчера с Танюшкой
Просто зря поссорилась!

Сбегать мне к Танюшке,
Старому дружку? –
Мне в ответ кукушка
Говорит: «Ку-ку!»

Это по-кукушечьи
Значит: «Да–да–да!»
Это по-кукушечьи:
«Ты беги туда!»
– БЕГУ–У–У!

Всем спать
Кончать приходится игру
На улице темно.
Сейчас игрушки приберу, –
Пора им спать давно!

Весь день катался поезд мой.
Я поезду сказал:
– Пора тебе идти домой! –
И выстроил вокзал.

– Беги к вокзалу, паровоз.
Вагоны спать зови! –
А где же встанет – вот вопрос!
Машина-грузовик?

Коробку набок положу,
Она гараж теперь.
Бежит машина к гаражу,
– Откройте шире дверь!

В шкафу устрою зоосад –
Там даже клетки есть!
На верхних, правда, книги спят –
Туда не стоит лезть;

Зато внизу уснёт жираф,
Мартышка, слон, медведь...
Лягушку тоже в этот шкаф
Придется запереть!

Не очень ей приятно тут,
Ей хочется поплыть,
Но не могу ж я делать пруд
И сырость разводить!

Вот физкультурник и моряк –
Хорошие друзья, –
Поодиночке их никак
Укладывать нельзя!

Кладу их рядом на кровать.
Уснули...
Ну, и скоро же!
Один щенок не ляжет спать –
Он за ночного сторожа!

Стыдливая лисица
Хвастала Танюшка:
– На кусочке ситца
Я картинку вышью –
Зайца и лисицу.

Вот прошла неделя.
– Как дела, Танюшка?
Я не вижу даже
Заячьего ушка!

Таня виновато
На меня косится:
– Понимаешь, зайца
Слопала лисица!

– А лисицы, Танечка,
Почему не видно?
– А лисица спряталась,
Ей, наверно, стыдно!

Нехорошая история
У ребят сегодня Рая
Отобрала самолёт,
Медвежонка, попугая,
Паровоз и пароход.
Утку,
Дудку,
Крокодила
Утащила в уголок,
И рукой загородила,
Чтоб никто отнять не мог,
А ребята говорят:
– Забирай хоть всё подряд!
Обойдёмся мы без Мишки,
Нам не нужен пароход,
Поиграем в кошки-мышки...
Чур, я – мышка!
Чур, я – кот!
Вот за кошкою вприпрыжку
Побежал Никита-кот…
Хорошо Наташу-мышку
Охраняет хоровод!
Пропустили мышку в круг –
Опустили двадцать рук:
«Убирайся, хитрый кот,
Для тебя закрыт проход!»
Все так весело играют
И хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи
Не идёт игра на лад.
У неё томится утка, –
Не ныряет, не плывёт;
У неё певунья-дудка
Скучным голосом поёт.

Не сдержала Рая слёз,
Рая нос повесила;
У неё игрушек – воз,
А играть невесело!

Смешинка
Сегодня Маринке
Попала смешинка,
Такая щекотная,
Словно пушинка!

Смешинка щекочет,
щекочет, щекочет,
Маринка хохочет,
хохочет, хохочет!

Хохочет Маринка
Над маленьким братцем –
Не может братишка
На стулик забраться!

Хохочет Маринка
Над стареньким дедом –
Нечаянно пролил
Он суп за обедом!

Котёнок котлеты
Стащил у соседки –
Маринка от смеха
Летит с табуретки
В корзинку для мусора,
Вниз головой…
И смех замирает,
И слышится вой!

Теперь не узнать
Хохотунью Маринку, –
Наверно, она
Потеряла смешинку!

Как я оставался за маму
Ушла наша мама
Из дому по делу
И мне приглядеть
За братишкой велела.

Поймал я братишку
И нянчиться стал:
Веселую книжку
Ему прочитал.

Смешно, как лиса
Очутилась в колодце...
– Ну, смейся же, Мишка! –
А он не смеётся!
Он мне говорит:
– Ты читаешь не так!
– Да я с выраженьем
Читаю, чудак! –

Он слушать не стал
И поплакал немножко,
А следом за ним
Замяукала кошка.

Так тонко,
Так жалко мяучит она...
Да что это с кошкой?
Наверно, больна!

Я стал было кошку
Лечить порошками,
Но кошка умчалась
Большими прыжками!

Я тоже попробовал
Сделать прыжок,
Но тут я услышал
В передней звонок.

Вот мамочка шапку
И шубу снимает,
Берет нас в охапку,
несет, обнимает.

Уселись мы дружно
Втроём у стола,
И мама ту самую
Книжку прочла,–
Прочла, как лиса
Очутилась в колодце...

Братишка сияет,
Братишка смеется!
И вдруг я припомнил,
Что кошка больна.
А мама сказала:
– Она голодна! –

Мы кошкину плошку
Наполнили рыбой,
И кошка мурлыкнула:
«Мяу!» – Спасибо!

Подчистила плошку
До самого дна...
Действительно кошка
Была голодна!

Потом мы по тряпке,
По венику взяли,
Втроём моментально
Квартиру прибрали.

Как славно кругом –
Чистота, красота!
Братишка доволен,
И кошка сыта.

Приятно, что нету
Ни пыли, ни хлама,
И очень приятно,
Что рядышком – мама!

Короткое счастье
У меня такое счастье –
Мне попались вдруг
Две пиявки,
Головастик
И навозный жук!

Я им: – Здрасте,
В банку влазьте! –
И глядят вокруг
Две пиявки,
Головастик.
И навозный жук.

Входит мама:
– Что за страсти! –
В голосе испуг.
– Две пиявки,
Головастик
И навозный жук!

В тот же миг
Уплыло счастье
У меня из рук –
Две пиявки,
Головастик
И навозный жук!

Хорошее воспитание
Корова шла себе домой
Спокойно, деловито.
По той же тропочке прямой
Навстречу шёл Никита.

Деваться некуда ему,
А встреча не по нраву!
Корова вдруг сказала:
«М-му!», –
Никита сполз в канаву.

И вдруг, откуда ни возьмись,
Бежит к нему девчонка:
– Бурёнки нашей не страшись,
Она смирней телёнка!

Никита сразу стал смелей.
– Я не боюсь! – кричит он, –
Я уступил дорогу ей,
Я хорошо воспитан!

Космонавт
Уж мой космический полёт
Вполне успешно начат,
А мама спать меня зовёт…
Какая неудача!

Уже я в воздухе вишу,
Стал ничего не весить,
А мне велят, как малышу,
Ложиться ровно в десять!

– Он космонавт! Позволь, позволь, –
Сказал вдруг папа маме, –
Он должен в двадцать два ноль–ноль
Ложиться по программе!

Я слышу папины слова
И замираю прямо:
Не в десять спать, а в двадцать два!
Вдруг не позволит мама?

Согласна мама. Чудеса!
По новому приказу
Ложусь я в двадцать два часа
И засыпаю сразу!

Вот какой характер
Я уже почти что взрослый –
Мне исполнилось пять лет!
Получил я двухколёсный
Голубой велосипед.

Вот подарочек – на славу!
Прокатиться я хочу,
Только сел, и – бух в канаву!
Вновь сажусь... И вновь лечу!

Если б все мои полёты
Кто-то взялся сосчитать,
Я бы мог попасть в пилоты,
Космонавтом мог бы стать!

У меня характер папин,
Мой характер вот каков:
Получил я сто царапин
И сто двадцать синяков,

Я ужасно уморился,
У меня остыл обед,
Но зато мне покорился
Голубой велосипед!

Заботливый брат
Я заботливый брат,
Я заботиться рад –
Все игрушки Андрюшки
Проверяю подряд.

Самолёт и машина –
Всё в проверку идёт:
Хороша ли пружина?
Не тугой ли завод?

Я с утра и до ночи
Проверяю ружьё,
А братишка бормочет:
– Ведь ружьё-то моё!

Подарили Андрею
Заводную лягушку.
Я сказал: – Поскорее
Испытаем игрушку!

Уходи-ка ты к маме,
Не торчи под ногами!
Братик в кухню побрёл,
Я лягушку завёл.

До чего смешная,
Прямо как живая!
Прыг-скок! Прыг-скок!
То вверх, то вбок!

Увернуться норовит –
Под диван, злодейка, скачет!
Вдруг мне мама говорит:
– Почему Андрюша плачет?

В самом деле, почему?
Я, ребята, не пойму!

Спасатели
Со звоном прикатила
Пожарная машина
И Таню окатила
Водою из кувшина.

– Не плачь! – сказал сурово
Лихой пожарный Вова, –
Сгорела б ты, как спичка,
Я спас тебя, сестричка!

Нет, Танечка не станет
Ни слезы лить, ни злиться.
– Я – врач! – сказала Таня, –
Везу тебя в больницу!

Уколы прописала,
Пять раз кольнула ловко…
– Ведь я тебя спасала!
Чего ж ты плачешь, Вовка?

Кто герой?
Вечер в небе звёзды вышил,
Чуть притих весёлый двор.
У ребят сегодня вышел
Интересный разговор.
Глеб-малыш спросил Олега:
– Как выходит, что порой
Из простого человека
Получается герой?
Может, это просто случай?
– Нет, – сказал ему Олег, –
Стать героем может лучший,
Самый лучший человек! –
Оттолкнув Олега грубо,
Вовка выдавил сквозь зубы:
– «Лучший!» – что за ерунда!
Самый сильный – это да!
– Вовсе нет! – кричит Надюшка,
По прозванью Хохотушка, –
А по-моему, герой
За людей стоит горой! –
В разговор вступил Серёжа:
– Я героем буду тоже!
Я на полюс полечу,
Сразу орден получу! –
Тут Олег ему ответил:
– Что ж, ты – лучше всех на свете?
Ты – герой? Да почему же?
Нет, я не согласен!
А Надюшка разве хуже?
Или, скажем, Вася? –

Говорят, что до сих пор
Не решился этот спор.
Книжку эту прочитав
До конца внимательно,
Может, ты решишь, кто прав,
Дорогой читатель мой?
Тут – отчёт про всех ребят:
Как живут, чего хотят.
Все секреты их сейчас
Мы с тобой откроем...
Кто ж, когда настанет час,
Сможет стать героем?

Тихоня
1
В нашем доме номер шесть
Всех ребят не перечесть:
Есть Надюшка, есть Тимур,
Три Серёжи, восемь Юр,
Пять Наташ, две Тони
И один Тихоня.
Он Тихоней был не век,
Имя он имел – Олег,
Скромный был мальчишка,
Тихий, точно мышка.
Он с любой дворовой кошкой
Был приятелем немножко,
Знали все щенки вокруг
Про Олега: это друг!
Он букашек собирал
В старую фуражку
И по имени он звал
Каждую букашку.
По утрам гулять водил
Маленького братца,
Прыгать, лазать не любил,
Не умел он драться.
Мяч в ворота загонять
Он не мог с разбега...
И Тихоней стали звать
Бывшего Олега.
2
В нашем саду приключилась беда:
Глупый грачонок упал из гнезда.
Плачет на дереве чёрная мама,
Ищет сыночка на ветках упрямо.
Дети птенца окружили кольцом:
– Что же нам делать с несчастным птенцом?
– Взять бы домой, накормить червяками...
– Нет! Ведь грачонку захочется к маме! –
Вдруг наш Тихоня – маленький, скромный –
Молча подходит к берёзе огромной.
Бережно птенчика прячет в карман...
Есть у Тихони отчаянный план:
Хочет грачонка вернуть он грачихе,
Этот мальчонка – неловкий и тихий.

Он на берёзу полез неумело,
Тонкие ноги скользят то и дело...
Влезть на берёзу – не шутка!
Очень Тихоне жутко.
Жутко, а лезет всё выше и выше,
Лезет он, правда, всё тише и тише,
Ноги дрожат, пересохло во рту...
Только не думать про высоту!
Тише, Тихоня!.. Хрустнула ветка!..
Может, надёжнее ветка-соседка?
Влез на соседнюю ветку с трудом,
Глянул: а ветка – с грачиным гнездом!
Можно теперь отдохнуть, наконец.
– Ну-ка, домой отправляйся, птенец,
Маму-грачиху скорее порадуй.
Только, пожалуйста, больше не падай! –

Рада грачиха, доволен птенец,
Снизу ребята кричат: «Молодец!»
Жив и здоров приземлился Тихоня,
Только чуть-чуть поцарапал ладони.
3
В нашем доме номер шесть
Всех ребят не перечесть:
Есть Надюшка, есть Тимур,
Три Серёжи, восемь Юр,
Пять Наташ, две Тони...
Только нет Тихони.
Есть у нас зато Олег –
Очень храбрый человек.

Мечтатель
На мягкой кушетке
Спокойненько лежа,
Мечтает о подвиге
Лапин Сережа.
Сережу ищите
Уже не в квартире –
На станции
«Северный полюс – четыре».
И справа, и слева,
и спереди – снег.
По снежной равнине
Идет человек.
Вы видите ясно,
Что это – Сережа,
Но только постарше,
повыше, построже.
И вдруг загудела,
завыла пурга
Не видно ни зги,
За четыре шага!
Вот ветер Сергея
Хлестнул, как бичом…
Но он – закаленный,
Ему нипочем.
«А ну-ка, поборемся
Ветер-ветрило!»
Тут в комнате форточку
Мама открыла.
– Ой-ой!!! –
Завопил на кушетке герой,
Мне холодно! Дует!
Сейчас же закрой!
– Ведь жарко, –
промолвила мама уныло
Но форточку всё же
Покорно закрыла.
Сережа закутался
В мамин платок
И вновь погрузился
В мечтаний поток.
Опять он – полярник
Бывалый, умелый.
Он ловко берется
За каждое дело.
На полюсе мамушек-нянюшек нет:
Он ставит палатку,
Он варит обед.
Немножко кореньев,
Немножко морковки,
Немножко терпенья,
Немножко сноровки, –
И суп закипает
И каша пыхтит.
И тут разыгрался
Его аппетит.
– Я кушать хочу! –
раскричался Сережа, –
Поесть не дадут,
ни на что не похоже! –
Сыночек на мягкой кушетке лежит,
А мама из кухни к сыночку бежит.
Чтоб мог он поесть,
Не вставая с кушетки,
Ему принесли
На кушетку котлетки.
Котлетки Сергей
Снисходительно съел,
А вымыть тарелку
Сестренке велел.
Сестренке недавно
Исполнилось пять –
Большая,
к хозяйству пора привыкать!
И снова он в царстве
Медведей и льда…
Тревога!!!
С Сережиным другом беда:
Медведи напали!..
И в бурную ночь
Выходит Сережа,
чтоб другу помочь.
Он слышит сквозь рев
Разъяренной пурги:
«Сережа! Сережа!
Спаси! Помоги!»
Но кто это крикнул?
Кричала сестренка:
В корзинку залезла
Она головенкой.
Застряла головка –
Ни взад, ни вперед! –
И брата на помощь
Сестренка зовет.
– Ты глупая рева, –
Сказал ей Сережа, –
Вот мама придет,
Так она и поможет.
А ты не ори
И не смей мне мешать –
Я, может быть, подвиг
Иду совершать!

Про Свету

1. Во дворе
Во дворе играют дети
В прятки и в пятнашки.
Все играют, только Свете
Некогда бедняжке!
Есть у этой Светы дело:
Поглядела на ребят
И сейчас же разглядела –
Каждый в чём-то виноват!
– Поглядите, тётя Катя,
Ваша Зина смяла платье! –
– Ой, смотрите, Пётр Ильич,
Ваш Серёжа взял кирпич!
– Зоя Дмитревна, у Мити
Руки грязные – глядите! –
Вот какой ужасный двор –
Плохи все, как на подбор!

2. У Светы день рожденья
Для иного день рожденья –
Это просто наслажденье:
Полон стол сластей,
Полон дом гостей!
А для Светы день рожденья –
Только лишнее хожденье.
Позовёт гостей-ребят,
Все хохочут и шумят,
А пока игра идёт,
Света ходит взад-вперёд:
– Мама, Вася звякнул ложкой!
Мам, Олег мяукнул кошкой!
Мама, Глеб толкается!.. –
Гости обижаются.
Вот попробуй поиграй-ка
Там, где ябеда хозяйка!
И ребята просят мам
Развести их по домам.

Сидит наша Света одна.
В квартире – покой, тишина:
Никто уж не звякает ложкой,
Никто не мяукает кошкой,
И даже никто не толкается,
А Света... ревёт разливается!

Надюшка-хохотушка
У Надюшки-хохотушки
Очень славные веснушки:
Каждая – как зёрнышко.
Кто посеял?
Солнышко!
У Надюшки-хохотушки
Всюду есть друзья-подружки.
Хоть во двор пойди, хоть в сад, –
Ей, Надюшке, каждый рад!

Было дело как-то раз:
Подводили к дому газ.
Через двор легла канава.
Мчится к ней ребят орава,
Доски-мостики кладут,
И Надюшка – тут как тут!
Рада, прыгает:
– Ура!
Будет новая игра:
Тут как будто Антарктида –
Много снега, много льдин!
Нет пингвина – вот обида...
Эй, Трезорка, ты – пингвин!
Это вовсе не канава,
Это – трещина во льду.
Вот дощечка – переправа,
Я над трещиной пройду! –
Только сделан первый шаг,
Под ногой дощечка – крак!
Дружно ахнули подружки –
Ни дощечки, ни Надюшки!
Над канавой – тихий шёпот:
– Ой, убилась! Ой, беда! –
А в канаве – звонкий хохот:
– Ха-ха-ха! Вот это да!
Как я здорово – кувырк!
Ой, ребята, прямо – цирк... –
Вот Надюшкина макушка,
Вот и нос уже торчит...
Нет, не струсила Надюшка:
– Снова всё начнём! – кричит.

У Надюшки-хохотушки
Всюду есть друзья-подружки.
Что им нравится в Надюшке?
Может, нравятся веснушки?

Тоня-тихоня
В нашей квартире
Есть девочка Тоня.
Тоню мальчишки
Прозвали Тихоня.

Вечно боится,
Вечно робеет,
Сдачи мальчишкам
Дать не умеет.

Только однажды
Кроха котенок
Не рассчитал
Своих слабых силенок.

Влез не березу,
А слезть и не может…
Кто же котенку
Спуститься поможет?

Плохо котенку,
Жутко котенку!
Плачет котенок
Призывно и звонко.

Димы и Славы
Тани и Светы
Долго друг другу
Давали советы.

Много решений
Было полезных…
А Тоня-тихоня
На дерево влезла.

Жмурясь от страха
Слезла с котенком
И потихонечку
Встала в сторонку.

Стройка
Нынче к нам во двор немало
Притащили матерьяла.
Половина колеса
Да резины полоса,

Чьи-то старые салазки
Да остаток от коляски,
Даже банка из-под шпрот –
Всё идёт сегодня в ход!

Для чего коляска эта
Приколочена к бревну?
Это строится ракета
Для полёта на Луну.

Инженер-конструктор Вася
За работами следит.
Он – отличник в первом классе,
У него солидный вид.

Девять опытных рабочих
Он на стройку пригласил.
Каждый трудится, хлопочет.
Изо всех ребячьих сил.

У Надюшки-хохотушки
Запотели все веснушки –
Носит ящики она,
В гости ждёт её Луна!

Вдруг замолк ребячий хор,
В стройке – остановка...
Вышел медленно во двор
Третьеклассник Вовка.

Там, где сильные мальчишки,
Он трусливее зайчишки,
Там, где только малыши,
Вовка грозен – не дыши!

Вот подходит он к ракете:
– Я могу помочь вам, дети! –
Крепко Вовкин бьёт кулак –
У ракеты сбит рычаг!

Инженер-конструктор Вася
Храбро руль закрыл собой,
Но ведь Вовка – в третьем классе!
Тут неравный будет бой!

Вася ростом невелик,
Вовка – очень рослый!..
Но Надюшка в тот же миг
Всё решила просто:

– Вы видали чудака?
Хочет с нами драться!
Два у Вовки кулака,
А у нас-то – двадцать!
Налетим со всех сторон
И прогоним Вовку вон!

Вот Надюшка – голова! –
Сосчитала ловко:
Двадцать больше ведь, чем два.
Убирайся, Вовка!

Тут не горсточка ребят –
Боевой стоит отряд.
Растерялся Вовка –
Вот так обстановка!

Опустил «герой» кулак:
– Я же в шутку... Я же так...
Не врежу я никому! –
Я прошёл сторонкой.
А Надюшка вслед ему
Рассмеялась звонко.

– Все к ракете! – крикнул кто-то.
И опять пошла работа.
И коляску вновь, как нужно,
Положили на бревно...
Если люди очень дружны,
Их не сломишь, всё равно!

До, ре, ми…
Мама музыкой меня
Мучает жестоко,
И, признаться, как огня,
Я боюсь урока!

На дворе – весёлый шум,
Матч идёт футбольный.
Не идёт игра на ум!
Мама недовольна.

– Витя, тут же нота «ре»! –
Говорит мне мама.
А ребята во дворе
Гонят мяч упрямо.

Мама снова: – До, ре, ми…
А теперь аккорд возьми… –
Как–то там идёт футбол?
Вдруг я слышу крики: – Гол!

Тут я взял такой аккорд,
Что с испугу кошка
Вмиг поставила рекорд
По прыжкам в окошко!

Мне б за нею прыгнуть вслед,
Бегать бы с друзьями!..
– У меня таланта нет! –
Говорю я маме.

Разговор о технике
Сын сказал со вздохом маме:
– Вот машины бы создать
Чтоб без всяких споров сами
Оправляли бы кровать!

Да ещё придумать мыло
Или мыльный порошок,
Чтобы людям можно было
Только вымыться разок,
А потом не умываться
Дней пятнадцать
Или двадцать!

– Нет, – сказала мама сыну, –
Лучше выдумать машину,
Чтоб вытряхивала лень
Из лентяя каждый день!

Отличница
У каждого в жизни есть свой интерес:
У Саши «конёк» – рисованье,
У Лиды – природа (особенно лес!),
И к технике тяга – у Вани.

Серёжа коллекцией бабочек горд:
Такие коллекции редки!
Илье интересны и книги и спорт.
А Юлечке? Только отметки!

Всегда отличаться – у Юли такой
Незыблемый в жизни порядок.
Получит «пять с минусом» – слёзы рекой!
«Четвёрку» получит – припадок!

Прекрасное дело – учиться на «пять»,
Ответ безупречный нам дорог,
Но есть и такое, о чём забывать
Немыслимо ради пятёрок.

Соседка по парте в задачах слаба.
Поможет ли Юля соседке?..
Нет, ей безразлична чужая судьба,
За помощь не ставят отметки!

Вчера отказалась она наотрез
Оформить стенную газету.
Для класса стараться? Какой интерес –
Отметок не ставят за это!

Командует Юля, вернувшись домой:
– Погладьте мне школьное платье! –
Отличнице некогда гладить самой,
Условия надо создать ей!

На кухне хлопочет усталая мать,
А Юля сидит на кушетке.
Зачем утомляться? Зачем помогать?
За это не ставят отметки!

А правда, ведь жалко, что в табеле нет
Такого предмета, как дружба?
И помощь родителям – важный предмет,
И скромность оценивать нужно.

Прекрасный ведь был бы у табеля вид,
Хотя и не очень привычный:
За верную дружбу – «пятёрка» стоит,
За доброе сердце – «отлично»!

За скромность, за добрый общественный труд
Сплошные «пятёрки» красуются тут.
А как бы отличница Юля жила?
Неважные были б у Юли дела:
Стояли б у нашей примерной девицы
По этим предметам – одни единицы!

Ирочка
Есть у нас, ребята,
Пятая квартира,
А в квартире пятой
Есть такая Ира.

Ира не задира,
Не заводит ссор,
Но не любит Иру
Наш весёлый двор.

Говорила Ирочка
Маленькой Алёнке:
– Проверти-ка дырочку
В новенькой клеёнке! –

Дырка появляется
На клеёнке новенькой;
Мама удивляется;
«Где искать виновника?»

Хитренькая Ирочка
Отошла в сторонку:
«Ты про эту дырочку
Спрашивай Алёнку!
Я-то не глядела,
Как тут было дело».

Чтобы дома не ругали,
Убежала Ира в сад.
Вот они с подружкой Галей
К ледяной горе спешат;

С этой горки, с самой вышки,
Так и сыплются мальчишки!
– Глянь-ка, Галя, на Серёжку
– Фу-ты, ну-ты, важный вид!
Ты подставь ему подножку,
– Ира тихо говорит.

Галя выставила ногу,
Но Серёжка не сплошал, –
Покачнулся он немного,
Удержался, не упал!
На ходу заворотил,
Галю за ворот схватил.

– Ой, подружка, Ирочка,
Ой, беги на выручку! –

Ира рядышком стоит,
Преспокойно говорит:
– А при чём тут я-то?
Галя виновата!
Я стояла с краю,
Ничего не знаю!

Геолог
Вчера мне сказала
Сестра моя Люда,
Что я превосходным
Геологом буду.

Я буду отыскивать
В недрах земли
Металлы,
Которые там залегли.

Ведь как бы
ни спрятала
Мама конфеты,
Всегда разыщу я их
В недрах буфета!

Неважный человек
Мой сосед Володя Шишкин
Интересный гражданин:
Ходят стайками мальчишки,
А Володя наш – один.

Я спросила у Володи:
«Где друзья твои, сосед?»
И в таком примерно роде
Получила я ответ:

– В нашем классе, как ни странно,
Не найдёшь себе друзей:
Иванов – глупей барана,
Алексеев – ротозей,

Наш отличник – Зотов Мишка –
Настоящая мартышка.
А Колесников Иван –
Грубиян и хулиган.

Аська Зыкова – задира,
Таська Клыкова – проныра,
Есть ещё Ильин Олег,
Он – неважный человек! –

– Что ж, – сказала я соседу, –
Можно нам кончать беседу.
Я не знаю, что за Тася
И каков Ильин Олег,
Но, конечно, в вашем классе
Есть неважный человек!

Отсталая Настя
Решили в квартире одной пионеры:
«Нужно принять неотложные меры,
Чтобы в квартире была чистота!»
Выгнали мигом из кухни кота,
Влад постучал молотком по корыту
И объявил, что собранье открыто.

Нина взялась подготовить доклад:
«Культура в советском быту».
Зина сказала: «Повесим плакат: –
Боритесь за чистоту!»

Стас возразил: «Не подействует это.
Что там доклады! Нужна стенгазета:
Будет в ней высмеян каждый жилец.
Пусть ликвидируют грязь, наконец!»

Только отсталая Мохова Настя
Не принимала в собранье участия:
Пока заседал пионерский актив,
О мерах и методах споря,
Она, до локтей рукава засучив,
Вымыла пол в коридоре.

Единица или нуль?
Мягчайший, как вата,
Характер у Нади:
Со всеми ребятами
Дружит и ладит.

Храбрец и трусишка,
Хитрец и простак –
Ей всякий приятель…
Сумейте-ка так!

Случилось, что Тата
Поссорилась с Лидой,
И к Наде отправилась
Лида с обидой:

– Ведь Татка во всем
Виновата одна! –
Поддакнула Надя:
– Конечно, она! –

Но к Наде пришла
За сочувствием Тата,
И вышло, что Лида
Во всем виновата!

Подружки друг к дружке
С тех пор – ни ногой.
А Наденька дружит
И с той, и с другой!

Вот так и жила бы
Надюша в покое,
Да тут происшествие
Вышло такое:

Дразнил Поляков
Безответную Кочину.
Влепил Казаков
Полякову пощечину!

Полкласса вопило:
– За дело! За дело!
– Нет, это не метод! –
Полкласса гудело.

Вопрос обсуждали
На классном собранье:
Давать или нет
Казакову взысканье?

В тревоге Надюша
Скосила глаза:
Самсонова против…
Но Курочкин – за!

Направо, налево
Надюша косится…
Она б согласилась,
Но с кем согласиться?!

– Кто за? –
Восемнадцать.
– Кто против? –
Семнадцать.
Одна лишь рука
Не решилась подняться.

Закончив подсчет
Удивился Олег:
– Ведь в классе у нас
Тридцать шесть человек?

А я насчитал тридцать пять…
Не годится!
Товарищи,
Где же еще единица?

И, глядя на Надю,
Ответил Артем:
Как видно она
Оказалась... нулем!

Невероятный случай
1. С чего началось
Появился в нашей школе
Ученик Кручёнов Коля,
Сын известного учёного
Тита Титыча Кручёнова.
Ни хлопот, ни огорчений
Не доставил он:
Делал рамки на черчении
По правилам.
Ставил знаки препинания
На месте
И ходил на все собрания
Честь честью.
Не унёс ни разу книг
Из читальни.
Словом, был он ученик
Идеальный!
Был, по мнению ребят.
Скучноват,
А по мнению вожатой,
Просто клад:
Заменил собой один
Весь отряд.

2. Что он делал
Выдал Кручёнов
один за декаду
Три сообщенья,
четыре доклада.
Сто десять заметок.
Сто двадцать стихов.
Сто тридцать флаконов
из-под духов.
Двадцать экскурсий.
Пять культпоходов;
Четыре театра.
Десять заводов.
Музеев – один и одна десятая.
– Главное – цифры! –
сказала вожатая.

3. Что было дальше
Раз на уроке на шестом,
А может быть, на пятом
Кручёнов Коля о Толстом
Рассказывал ребятам.
В учебник кто-то сунул нос:
– Вот шпарит – слово в слово!
Но задал Пётр Кузьмич вопрос:
– Ты любишь Льва Толстого?

И бедный Коля вдруг охрип.
Раздался скрежет, визг и скрип.
Застыл Кручёнов странным
Безмолвным истуканом.
Ребята повскакали с парт.
Сергей Петров кричал:– Инфаркт!
– Нет, это скарлатина! –
Пищала Валентина.

Всё сделали возможное:
Звонили в «неотложную»
И вызвали учёного,
Тит Титыча Кручёнова.

За полминуты до врача
Влетел учёный в класс.
Он сына, видно, сгоряча
Ворочал, мял и тряс,
И бормотал невнятно:
– В чём дело? Непонятно…
Ага, вот здесь! Бесспорный факт:
Обрыв! Нарушился контакт!

И вдруг сказал учителю:
– Не знаю, вы простите ли…
Я тут, товарищ педагог,
Проделал некий опыт:
Признаюсь вам, что мой сынок
Не человек, а робот!
Но я же не волшебник!
Он выучил учебник,
А вы спросили просто так,
И вот нарушился контакт.

Но я, признаться, даже рад.
Что мой примерный Коля,
Мой совершенный аппарат,
Не смог прижиться в школе.
Пойдём со мной, сыночек мой,
Наследник электронный. –
И сына поволок домой
Смешной чудак учёный.

Так идеальный ученик
Закончил обученье.
И все почувствовали вмиг
Большое облегченье.
Тотчас весь класс
Пустился в пляс,
Включая педагога!
И лишь вожатая у нас
Поплакала немного:
Всё было, как положено:
Музеи все исхожены.
Лентяи все продёрнуты,
Экскурсии провёрнуты.
Флаконов сколько добыто!
И всё – работа робота.

4. А теперь поговорим
– Что это – сказка? –
– Да и нет.
– Фантазия? –
– Не слишком.
Вы приглядитесь, мой совет,
К девчонкам и мальчишкам.
Иной всегда бывает прав:
Ведь он чужие мысли
Вам донесёт не расплескав,
Как на коромысле.
Возьмёт цитатки там и сям:
«Такой-то думал так-то».
– Да ты-то как считаешь сам? –
Молчанье.
Нет контакта.

Про Егора

Комментаторы
У Егора все отлично – о-кей!
С наслаждением он смотрит хоккей.
Напряженная игра у ворот...
Не наступит ли в игре поворот?

Нападающий, ну где твоя прыть?
Комментатор говорит: – Надо бить!
Шайба мимо летит – догоняй!
Комментатор говорит: – Ай-яй-яй!

Папа с мамой как раз в этот миг
Попросили у сына дневник.
Единицы им полезли в глаза...
Разразилась над Егоркой гроза.

Мама папе говорит: – Как же быть?
Папа маме говорит: – Надо бить!
Он получит нагоняй, негодяй!..
Тут и мама говорит: – Ай-яй-яй!

Парное катание
В парк культуры Бороздин
Едет развлекаться.
– Не люблю бродить один,
Где бы потолкаться?

Видит в сетчатый забор,
Рядом люди топчутся.
Прямо в гущу влез Егор:
– Обожаю общество!

Там за частой сеткой – лед,
Голубой и чистый.
Тренировка там идет
Юных фигуристов.

Поглядел Егор туда…
Зойка! Что за ерунда?
Не одна, а в паре:
Рядом рослый парень.

Ох, как здорово летит
Зойка белой птицей!..
А за нею этот тип
Черной тенью мчится.

Прокатили целый круг,
Повернули круто…
Тут Егорке грустно вдруг
Стало почему-то.
«С Зойкой кончен разговор! –
Мрачно думает Егор, –

Ей поручено мое
Перевоспитание.
Да куда там! У нее –
Парное катание!

Ладно, ладно, погоди,
Зоечка Козлова,
Завтра в школу ты приди,
Я с тобой – ни слова!
На ботанике возьму –
Пересяду к Тане я…
И к чему, я не пойму,
Парное катание!»

Муки творчества
Наш Егорка смотрит хмуро.
Почему? А потому:
Рисовать карикатуры
Было велено ему.

Он умеет так похоже
Всех ребят изображать,
Так похоже! Но кого же
В стенгазете поприжать?

«У Бойцова Валентина
Захромала дисциплина.
Что ж, Бойцова рисовать?
Нет, не стоит рисковать!
У него мускулатура
Развита ужасно!
На него карикатуру
Рисовать опасно!

Просмеять Козлову Зойку?
По труду схватила двойку,
А она отличницей
От рожденья числится!

Ей вчера головомойку
Задала за двойку мать…
Что-то жалко стало Зойку!
Нет, не буду обижать.

У Валерки «два» в журнале –
За подсказку наказали.
Может, скажете, что это
Матерьял для стенгазеты?

Но Валерка, друг мой верный,
МНЕ подсказывал ответ!..
Вот и должен я, наверно,
Рисовать автопортрет!»

Егор дежурит
Грозно катится клубок
Из голов и рук, и ног
Первоклассники трясутся,
Робко жмутся в уголок.
Тут дежурный педагог
Стал разматывать клубок.

Размотал он понемножку
Колю, Диму и Сережку,
Из-под Коли вылез Гена,
По прозванью Пифагор,
И в середке постепенно
Обнаружился Егор.

Он махал руками бурно:
– Я дежурный!..
Я дежурный!
Педагог спросил в упор:
– Я не понимаю,
Что ты делаешь, Егор?
– Я их разнимаю!

У Егорки отговорки
Надо к пятнице Егорке
Приготовить поговорки…
Нет, зачем же поговорки!
Надо к пятнице Егорке
Приготовить отговорки,
Почему не смог Егорка
Приготовить поговорки.

Егор учит уроки
От посторонних глаз укрыв
Под книжкой и тетрадкой,
Егор отличный детектив
Почитывал украдкой.

Читать до ночи он бы мог
Заманчивые строки…
Но входит мама, и сынок
Берется за уроки.

В ботанику уткнулся он,
Но детективный дух силен,
И даже в опылении
Он видит преступление.

Хотел Егорка написать:
«Махровые пионы»,
А проползли тайком в тетрадь
Махровые шпионы!

Но, может быть иначе,
Сейчас пойдет задача?
Задача решена, но в ней
Ответ какой-то дикий –
З класса за 12 дней
Собрали все улики.

И тут Егор изрек, друзья,
Классическую фразу
«Э нет, товарищи, нельзя
Два дела делать сразу!»
И вот, усерден и ретив,
Схватился он…за детектив.

Егор и предки
Три часа смотрел Егор
Телепередачи.
Не решил он до сих пор
Ни одной задачи.
Взял задачник и притих:
Три примера – но каких!

Если три таких примера
Растянуть еще чуть-чуть,
Можно прямо до Венеры
Те примеры дотянуть!

Лезет в мысли всякий вздор,
Тяжелеют веки…
«Скверно, – думает Егор, –
Жить в двадцатом веке.

Славно жил на свете грубый
Первобытный человек:
Никогда не чистил зубы
И не мылся целый век.

Не решал дикарь примеры.
Не чертил он план пещеры.
Только мамонта убей –
И никаких тебе дробей!»

И вот Егор в пещере
Сто тысяч лет назад.
Снаружи воют звери,
В пещере дым и чад.

Завыть Егорке впору –
Обжег себе ладонь! –
Приказано Егору
Поддерживать огонь.

– Растяпы эти предки, –
Ругается Егор,
Подбрасывая ветки
В прожорливый костер. –

Дурацкая привычка –
Коптиться целый день.
Изобрели бы спички,
Так нет – им думать лень!

Сиди, ломай тут ветки
Для этих простофиль!..
А там, в двадцатом веке,
Многосерийный фильм!

Идет по следу вора
Догадливый майор,
Помощником майора
Становится Егор.
Долой костер и ветки –
Егор душой в разведке!

Опомнился не скоро.
Глядит – ОГОНЬ ПОТУХ!
От страха у Егора
Захватывает дух.

Такое преступленье!
Пощады тут не жди –
Убьют без сожаленья
Угрюмые вожди!

И мчится без оглядки
Егорка в дикий бор,
И дикие порядки
Ругает наш Егор:
Режим у них нелепый –
Ни отдыха, ни игр!..

Но тут, рыча свирепо,
Из леса вышел тигр.
Какой-то страшно грубый,
Какой-то САБЛЕЗУБЫЙ!

Сейчас ударит лапой,
И – кончен разговор!..
Но тут, от страха слабый,
Проснулся наш Егор.

Ура! Он снова дома,
И тигр исчез, как дым!
Лежит, такой знакомый,
Задачник перед ним,
Но только непривычно
Ужасно симпатичный!

Егоркин сон
Без четверти девять. Егорка одет
И в школу собрался чин чином.
Но в кухне ему повстречался сосед –
Что ж, надо общаться мужчинам!

Егор говорит: – Иннокентий Иваныч,
Вчера я читал географию на ночь:
Пустыни, моря, острова, города…
Зато и приснилась же мне ерунда!

В пустыне Сахаре увидел кита я,
Мы вместе скитались с китом по Китаю.
В Воронеже мы постреляли ворон
И лихо загнали лису в Лиссабон;

Откормленных карпов я пас на Карпатах
Из Персии персиков вывез мохнатых,
Я брусом Эльбрус измерял в вышину
И как-то нечаянно сдвинул Двину!

За это меня и судили в Судане…
– Ну, вот что, – сосед перебил, – до свиданья!
Сейчас мне звонил из Судана судак,
Что ты на урок опоздаешь, чудак!

Егор торопится в школу
Вихрем вылетел во двор
Озабоченный Егор.
Он решил сегодня твердо
В школу вовремя придти!
Мчит со скоростью рекордной,
Все сметая на пути.

Повстречал Егор дворнягу,
Пожалел Егор беднягу,
Кинул ей свой завтрак:
– Проживешь до завтра!

Песик вертится у ног,
Он ужасно одинок!
Поиграл Егор в пятнашки
С разнесчастным этим псом,
К удовольствию дворняжки
Он прошелся колесом
И опять, как метеор,
На урок летит Егор.

В школу он ворвался пулей!
Тихо. Будто все уснули.
Опоздал… Десятый час…
Что ж, зато щеночка спас!

Подслушанный разговор
Ходят девочки гурьбой
И болтают меж собой,
Ухитрился наш Егор
И подслушал разговор.

Все они Бороздина
Осуждают бойко,
Против всех стоит одна
Маленькая Зойка.

– Он ужасный хулиган!
– Нет! – сказала Зойка.
– Он бездельник и болван!
– Нет! – вскипела Зойка.

– Наплевать ему на класс!
– Нет! – вскричала Зойка.
– Он всегда позорит нас!
– Чушь! – сказала Зойка.

– Ну, кого ты – просто смех! –
Защищаешь стойко?
Что ж, Егор твой лучше всех?
– Да! – шепнула Зойка.

Неблагодарность
В драмкружок пришёл Егор,
Хоть он там и не актёр,
Но не просто зритель –
ЗВУКООФОРМИТЕЛЬ!

Он работник очень ценный,
Расторопный, деловой!
Он устроит вам за сценой
Шум дождя и ветра вой.
Вот однажды режиссёр
Коршунова Тома
Говорит:
– Нужны, Егор,
Два раската грома.

Что же, просят раз добром,
Так извольте – будет гром!
Спектакль в разгаре. Замер зал.
Егор уже на страже:
Жестянки, вёдра он связал
И две кастрюли даже.

И вот сигнал даёт суфлёр:
«Давай Егор! Греми Егор!»
Гремит Егор по-всякому
Своими железяками.
По крышечке, по днищу!
Шикарная грозища!

А если грохнуть утюгом?..
Даёшь эксперименты!
«Наверно, я за этот гром
Сорву апплодисменты!»

Уж слава грезится ему
Под непрерывный грохот...
Но, к удивленью своему,
Он слышит в зале хохот!

Примчалась Томка-режиссёр:
– Ты что, с ума сошёл, Егор!
Нашёлся тут Илья Пророк...
Такой сорвал мне монолог!

Наверно, спутал ты слегка, –
Раскипятилась Тома, –
Тут выступленье драмкружка,
Не сбор металлолома!
Прикажешь мне твой хлам нести,
Или снесёшь один?
«Нет в мире благодарности!» –
Подумал Бороздин.

История с историей
Урок истории идет,
И перемена скоро.
Вот тут-то – жутко не везет –
И вызвали Егора.

Учитель начал разговор:
– А ну, блесни смекалкой!
Какие мальчики, Егор,
Прославились закалкой?

«Как закаляли встарь парней?
Пороли их до крови?..
Подскажет Зойка, ей видней,
Она уж наготове».

Старалась Зоя, что есть сил:
– Конечно, дети Спарты!
Егор тотчас провозгласил:
– Их приучали с парты –
Они на партах спали
И волю закаляли.

Егор умолк. В журнале – двойка,
Не справилась с работой Зойка!

Егор молчит
Егоркин друг Валерий
От страха бел, как мел:
Сломал он в лифте двери, –
Да что он, очумел?

Теперь ему достанется,
Теперь ему конец!
Отец Валерки пьяница,
Побьет его отец!

Помчался от расплаты
Валерка на чердак.
Егор вздыхает: – Зря ты,
Найдут и там, чудак!

Грызет Егорку жалость –
Ну, прямо сердце сжалось.
Поправить дверь бы… Эх, никак!..
А дворник вызвал техника!

Вгляделся дворник зорко:
– Ну, кто тут виноват?
Конечно, ты, Егорка?
Эй, сознавайся, брат! –

Егорке страшновато –
Как сердце-то стучит!
Сказать: не виноват, мол?
Но нет, Егор молчит.

Иван Семеныч, дворник
Качает головой:
– Ведь вот какой упорный!
Молчит, как неживой!

Молчит Егор железно,
Чуть-чуть дрожит рука.
Он думает: «Не слез бы
Валерка с чердака!»

А дворник страшно злится,
И техник тоже зол.
Грозят свести в милицию –
Неслыханный позор!

Он обещал исправиться,
Он Зойке клятву дал!
Выходит, он мерзавец?
Выходит, он солгал?
Из-за проклятой двери
Ему не будут верить!

Назвать сейчас виновника?..
Отчаянно, в упор,
Егор глядит на дворника.
Молчит, молчит Егор.

Смягчился дворник: – Слушай-ка,
Ты парень неплохой,
Добрей других послушненьких,
Да голова с трухой!

Сказал сердито техник:
– Спасибо, хоть не врешь! –
Потом добавил техник:
– Ну, что с тебя возьмешь,
Беги отсюда живо!
Наделал нам хлопот… –

Воскресший и счастливый,
Егорка вытер пот.

Про Егорку и уборку
Попросила мать Егорку:
– Ты возьмись-ка за уборку!
Ухожу я на полдня.
Уберешься без меня?
– Ясно, что за разговор? –
Отвечает ей Егор.

Мама шляпу надевает,
А Егорка не зевает, –
Отозвал в сторонку
Младшую сестренку:
– Поиграем, Олюшка!
Хочешь, будешь Золушкой?

Мачехой я буду, –
Говорит Егор, –
Вымой-ка посуду,
Подмети-ка сор! –

Оля щетку кротко,
Пыхтя, поволокла.
Ничего, что щетка
Смотрит свысока,

Оле очень нравится,
Как танцует сор!..
Смотрит с тихой завистью
Мачеха-Егор.

– Дай-ка мне, пожалуй,
Щетку, егоза! –
Оля щетку сжала:
– Мачехе нельзя!

Со щеткой пляшет Оля,
А тут сиди, изволь!
Егорка недоволен –
Не ту он выбрал роль!

Кавардак
Из передней крикнул папа:
– У меня пропала шляпа!
– Пустяки! – сказала мама, –
Ковш пропал – вот это драма!
Шляпа в кухне, эх, растяпа!
– Ковш в передней! – крикнул папа.
– Ну, скажи-ка мне сейчас,
Кто рассеянней из нас?

Возразила мама пылко:
– У меня порядок в кух…
Ой, а что тут за бутылка? –
Удивилась мама вслух. –
Чуть я было в запеканку
Не вкатила валерьянку!
Безобразие! Ужасно!
Где растительное масло?

Папа ищет: – Где очки?
Мама: где же кабачки?
Кабачки нашлись в коробке
Из-под папиных сапог.
– Нет, – заметил папа робко, –
Так напутать я не мог!

С горя папа взял конфеты
Под названием «рачки»,
А на папу из буфета
Грозно глянули очки!

Мама мечется по кухне
Непривычно злая.
Заявила мама сухо:
– Ужин запоздает!

Папа горестно вздохнул,
В холодильник заглянул, –
То, что там лежало мыло,
Папу мало удивило.

– Ох. – шепнул он, – отчего
Столько беспорядка? –
Тут мелькнула у него
Смутная догадка.

– Слушай, – он спросил Егорку
– Что ты делал, крокодил?
– Генеральную уборку
Я весь день производил!

Немного об искусстве
Пришла с работы мама,
Вздыхает мама тяжко, –
В глаза ей лезет прямо
Невымытая чашка,

Обертка шоколадки
Да две арбузных корки –
Жалкие остатки
Завтрака Егорки.

– Что это за картина? –
Голос мамы тверд.
Сын сказал невинно:
– Это натюрморт!

Мама заболела
У мамы, вдруг, – радикулит!
Пришлось ей лечь в больницу.
Егорка чуть ли не скулит,
И дома не сидится.

Ура! Часы приема!
Егор бегом из дома.
Вот он уже в халате…
Вот он уже в палате…
Тревожными глазами
Глядит… Получше маме!

Егорка, против правил,
Садится к ней на койку:
– Сегодня я исправил
На тройку с плюсом двойку! –

И мама улыбается,
Чуть-чуть приподнимается, –
Приличная отметка –
Отличная таблетка!

Все новости доложены –
Домашние и школьные:
Объелся кот мороженым…
В четверг была контрольная…

А мама вдруг справляется:
– Как Зоя поживает? –
Егорка удивляется,
Плечами пожимает.

– Давай-ка, сделаю массаж! –
И трет он маме спину.
Вошел он в раж,
Вспотел он аж!
Массаж полезен сыну.

Но прибегает медсестра,
Заботливая Тома:
– Прощайтесь, ужинать пора!
Прошли часы приема! –
Вот уж слышен звон посуды,
А Егорка топчется…
До чего ему отсюда
Уходить не хочется!

Кому как
За окошком – дождь, и ветер,
И ворчливый голос грома,
А Ольгуньке солнце светит,
Потому что – мама дома!
И Егоркин чует нос:
Улучшается прогноз!

Про Гришу и Мишу

Старший и младший
Гриша старше Миши,
Он сильней и выше.
Гриша в школе учится,
Миша дома мучится.
Гриша в форме щеголяет, –
Что за пряжка на ремне!
Миша маму умоляет:
– Я большой, купи и мне!
За уроки сядет Гриша, –
Все кричат на Мишу: «Тише!»
Тошно Мише в тишине…
Гриша, дай букварь и мне!
Гриша бойко стал читать;
Он прошёл сложение!
Как же Мише не питать
К брату уважения?
Всюду ходит он за Гришей,
Что бы тот ни затевал:
Брат – на крышу,
он – на крышу,
Брат – в подвал,
и он – в подвал!
И при этом, как во сне,
Всё твердит:
– И я!.. И мне!..

Однажды Гриша сильный грипп
Схватил, носясь по улице,
В груди у Гриши – страшный хрип.
От боли он сутулится.
Его лежать заставили,
Горчичники поставили.
А Миша по привычке
Уже кричит:
– И мне!
И вот стоит горчичник
У Миши на спине!
Терпит Миша, что есть сил,
Что поделать – сам просил!
За окошком солнце светит,
Миша солнышку не рад…
Ох, не просто жить на свете,
Если рядом – старший брат!

Путешествие
В дачном доме голубом
Под зелёной крышей
Поднимали пыль столбом
Братья – Гриша с Мишей.
Гриша Мишу – кулаком,
Миша Грише – сдачи…
Всё летело кувырком
В этой шумной даче!

Помирить бы драчунов!..
Наказанье прямо!
– Не хотите ли блинов? –
Предложила мама.
Моментально шалуны
Перестали драться.

– Мы хотим... А где блины? –
Закричали братцы.
– Будут, – мама им в ответ, –
Сковородки только нет.
Кто пойдёт за сковородкой
К тёте Маше в новый дом? –

И сказали братья кротко:
– Ну, конечно, мы пойдём!
– Не заблудитесь?
– Ну что ты!
Братья двинулись в поход.

Только вышли за ворота,
Им навстречу – толстый кот.
Ишь, толстяк! – дивятся братья.
Миша – хвать кота в объятья!
Кот удрал – каков нахал? –
И хвостищем помахал.
Полчаса без передышки
За котом гнались братишки.
Хоть и толст был этот кот,
А бежал, как скороход!

Вдруг ребят окликнул Гошка:
– Вы чего там, братцы, с кошкой?
Все пошли играть в футбол!
Не идёте?.. Я пошёл!
Гришу с Мишей сами ноги
Потащили по дороге.
– Не начнут ли там без нас?..
Нет, поспели в самый раз!
Бой ведётся не на шутку…
Восемь – восемь! Ровный счёт!
– Гришка, – вспомнил вдруг Мишутка, –
Сковородку мама ждёт!

Вот со скоростью ракеты
Мчатся братья через луг…
Вдруг раздался близко где-то
Тарахтящий резкий звук.

– Там машина… Мишка, – слышал?
Не авария ли там? –
На подмогу мчится Гриша,
Миша следом, по пятам.

Так и есть – машина в яме!
Рядом возится шофёр.
– Можно нам работать с вами?
– Можно, что за разговор!
Собирайте ветки, доски, –
«Москвичу» нужны подмостки!
В пять минут – не чудеса ли? –
Кучу веток набросали
Под колёса «Москвича»:
Вот он тронулся рыча…
Миша крикнул:
– До свиданья! –
И пропал «Москвич» из глаз.
Тут про мамино заданье
Братья вспомнили как раз.

В это время на дорожку
Вышла мама в тихий сад:
Беспокоилась немножко
За своих шальных ребят.
Слышит мама: у забора
Тихий шорох… Разговор…
Может, это лезут воры?
Смотрит мама на забор:
Два знакомых подбородка
Между прутьями торчат.
– Мы идём за сковородкой! –
Братья матери кричат.
Поглядела мама строго:
– Опоздали вы немного!
Сковородку я достала,
Испекла давно блины,
Волноваться даже стала… –
Братья были смущены.
Но, хоть были смущены,
Уничтожили блины!

В лесу
На берёзу Гриша влез
И увидел Гриша лес –
Низенький, нестрашный,
Близенько, – за пашней.
– Эй, Мишутка, в лес айда!
– Заругают…
– Не беда!
Побежали Гриша с Мишей
Через рожь наискосок…
Смотрят: стал чуть-чуть повыше
Этот маленький лесок;
Он не так уж низок
Да не так и близок!

А когда до первых елей
Ребятишки добрались,
С уваженьем поглядели
На деревья снизу ввысь.
Перед ними – лес могучий,
Лес таинственный, дремучий,
Неприступен и высок…
Вот так маленький лесок!

Тихонечко, без топота,
Вступили в тёмный бор,
И Миша начал шёпотом
Серьёзный разговор.
Скосившись на угрюмые
Взлохмаченные ёлки,
Сказал он:
– Гриш, я думаю,
Что тут бывают волки…

А Гриша – школьник с опытом –
Ответил тоже шёпотом,
Бледнея отчего-то:
– Какие волки! Что ты!

И вдруг он крикнул:
– Мишка, гриб! –
И вмиг нырнул под ветку.
Он от волнения охрип, –
Такое встретишь редко!
Стоял толстяк-боровичок
Под скромной тёмной шляпой,
Прикрыла ель его бочок
Своей лохматой лапой.
Пропал у Гриши всякий страх,
Повеселел он сразу
И боровик понёс в руках,
Как дорогую вазу.

А Миша, поглядев на гриб,
Вздохнул:
– И мне такой найти б!
Сейчас же стали братцы
Сквозь чащу продираться.
То в бок кольнёт сухой сучок,
То ветка по лбу трахнет…
В руках один боровичок,
Другими и не пахнет.

У Миши ноют ноги,
Да ноет он и сам:
– Давай пойдём к дороге,
Чем лазать по лесам!
– Пошли...
– А где дорога?
– Вон там, правей немного.
– Да что ты, нет! Совсем не там.
Идти нам надо к тем кустам!

Пошли направо – там овраг…
Пошли к кустам – болото!
Остановились… Как же так?
Совсем неладно что-то!
Кругом закрыла белый свет
Зелёная завеса –
Как будто ничего и нет
На свете, кроме леса!
И незнакомы все пути…
Нет, им дороги не найти!
Теперь им дома не бывать
И не прижаться к маме,
Теперь придётся ночевать
В сырой холодной яме!
А ночью явится медведь,
Чтоб их в лепёшку растереть!..

А вдруг ужасная гроза
Над ними разразится?..
У Гриши крупная слеза
Повисла на реснице.

Он сел, согнувшись, как старик, –
Зачем идти куда-то?
И в этот самый трудный миг
Взглянул он вдруг на брата.

Мишутка съёжился в комок,
Он весь насквозь от слёз промок,
Дрожит, как лист, Мишутка…
Как холодно… Как жутко!..

И сразу вспомнил старший брат,
Что он и вправду – старший,
И подтянулся, как солдат
На самом трудном марше.

Похлопал Гриша по плечу
Заплаканного братца:
– Сейчас я местность изучу…
Мишук, нельзя сдаваться!

Он глянул пристально вокруг
И вдруг нашёл примету:
– Гляди, у ёлки сломан сук;
Оттуда мы пришли, Мишук,
Я помню ёлку эту!

А где дорога?.. Вот она!
Теперь-то всё знакомо! –
Мишук, сияя, как луна,
Бежит за Гришей к дому.

И лес как будто тоже рад,
И солнце ярче светит…
Когда хороший старший брат,
Прекрасно жить на свете!

Дело мастера боится

Знакомьтесь, вот это –
Проказница Света.
А это – братишка,
По имени Тишка.

Вот мама – портниха.
Вот папа – монтёр.
А это – Мурлыка,
Он толст и хитёр.

Вот папина мама,
Варвара Петровна,
Приехала к внукам
Из города Ровно.

И папа и мама
Весь день на работе,
Вы их не на каждой
Странице найдёте.

А чем занимаются
Света и Тишка?
Об этом как раз
И написана книжка.

Тишка и Света обижены
На взрослых обижены Тишка и Света –
Уж очень во всём притесняют ребят:
И то запрещается детям, и это,
А взрослые делают всё, что хотят.

Никто не придумал работы ребятам.
Попробуй-ка что-нибудь сделай…
Куда там!
Рассердятся, скажут, что ты ещё мал,
Что лучше б картинки в альбом рисовал.

Напрасно считают, что Света мала,
Ей скоро учиться – ведь это не шутка!
И Тишка совсем не такой уж малютка!
Хотят они делать большие дела.

Кот – пилот
– Ты слыхал, – сказала Света, –
На луну летит ракета!
Полететь бы нам туда…
Да не пустят, вот беда!

Тишка, сделаем давай-ка
Пробу нашему коту –
Пусть научится, как Лайка,
Подниматься в высоту.
Будет кот у нас – пилот,
И пошлют его в полёт.

Он усядется в кабину
И взлетит до самых звёзд!..
Тишка, дай сюда корзину
И тащи кота за хвост! –
Возмутился кот Мурлыка,
Завизжал Мурлыка дико
И с огромной высоты
Прыгнул прямо на цветы!

Ухитрился сбросить сразу
Лампу, зеркало и вазу
И забился под кровать:
«Не согласен я летать!»

С рынка бабушка пришла.
– Ох, какие тут дела! –
Все осколочки собрала,
Охая от жалости:
Как бы детям не попало
За такие шалости!

Странные обложки
Есть у Светы и у Тишки
Замечательные книжки,
Но какой у книжек вид!
Что ни книжка – инвалид.

Что такое с «Дядей Стёпой»? –
Стал неряхой и растрёпой!
Развалился «Кошкин Дом» –
Закрывается с трудом.

Говорит сестра братишке:
– Может, склеим наши книжки?
Тут и дела-то – на час,
А потом похвалят нас! –

Разложили на окошке
Пострадавшие обложки,
Взяли кисти, взяли клей.
– Лей побольше, не жалей! –
Вот и кончена работа,
Да неладно вышло что-то!

Почему у Дяди Стёпы
Стал такой ничтожный рост?
Почему у дяди Стёпы
Появился сзади хвост?

Что за дикий вид у кошки?
Кошка – в брюках, в сапогах!..
Это Тишка две обложки
Склеил вместе впопыхах.

– Ах ты, Тишка-недотёпа, –
Света ахала потом, –
У тебя же Дядя Стёпа
Переехал в Кошкин Дом! –

Но и Светина обложка!
Тоже странная немножко.
Что за жуткая картина!
Кто тут что-нибудь поймёт?
Половина Буратино
Как-то вырвалась вперёд,
А вторая половина
Позади шагает чинно!

Хохотали все немало
Над обложками ребят.
– Вот что, – мама им сказала, –
Надо всё начать сначала,
Переклеим всё подряд. –

Снова склеены обложки –
Аккуратные одёжки.

Света – портниха
Трудно с детишками справиться Свете,
Очень у Светы неряшливы дети:
Кукла Тамара порвала пальто –
Стало дырявое, как решето!

Танины платья похожи на тряпки,
Красная Шапочка ходит без шапки,
Нет ничего у кота на ногах,
А называется: «Кот в сапогах»!

Света решила однажды: «Сошью-ка
Кукле пальтишко… Нехитрая штука!»
Шитьё для Светы – пустяки:
Взяла у мамы лоскутки,
В иголку нитку вдела
И принялась за дело.

Один стежок… Другой стежок…
Ну вот вам и пальтишко!
Какой хорошенький мешок! –
Сказал портнихе Тишка.

– Пальто ведь это, голова! –
– Пальто? А где же рукава? –
Хоть рукавов и нету,
Смутить не просто Свету.

«Конечно, трудно шить пальто,
Легко штанишки шить зато.
Сошью-ка я штанишки
Для плюшевого Мишки!»

Один стежок… Другой стежок…
Пожалуйста, готово!
Примерь-ка, Мишенька-дружок,
Прекрасная обнова! –

Но медвежонку не годна
Такая одежонка:
Одна штанина – на слона,
Другая – на мышонка!

Портниха Света слёзы льёт,
А мама кукле платье шьёт,
Ведёт красиво строчку
И утешает дочку:

– Не надо плакать! Ведь никто
Не может сразу сшить пальто.
Ты дочкам сшей платочки,
Спасибо скажут дочки.

Тишка – монтёр. Плитка.
Как-то к ним зашёл сосед:
– Тиша, папы дома нет?
Плитка вдруг перегорела,
Пусть посмотрит, в чем тут дело? –
Плитка ждет умелых рук.
Тишка вертится вокруг.

Не вернётся папа скоро,
Тишка будет за монтёра.
Взял он папин инструмент:
– Починю в один момент! –

Ловко взялся мастер прыткий:
Он отвёрткой бьёт по плитке,
Плоскогубцами стучит…
– Есть! Починена! – кричит.

– Ну-ка, я включу сейчас! –
Он включил… И свет погас!

В темноте
Только бабушка решила
Вымыть вёдра, вымыть таз,
Принесла мочалу, мыло, –
Вдруг несчастье – свет погас!

В темноте взяла мочалу,
А мочала закричала!
Фу ты, что за чудеса –
Это Светина коса!

Взять хотела было крышку,
А схватила за нос Тишку!
Тишка двинулся к плите, –
Кто-то взвизгнул в темноте!

Это взвыл несчастный кот –
Отдавили лапу!
Вся квартира нынче ждёт
С нетерпеньем папу.

Папа пришёл!
Вот и он идёт. «Ур-р-ра!»
– Как живёте, мастера?
Почему без света?
Не годится это! –

Папа встал на табурет –
Ну, сейчас зажжётся свет!
Папа крутит пробки
В беленькой коробке.
Всё в порядке – свет горит!
Папа Тишке говорит:
– Вижу, делал ты попытку
Доконать чужую плитку.

Мне её, калеку, жаль!
Дай запа́сную спираль. –
И уже через минуту
Плитка снова ожила...
Папе с мамой почему-то
Удаются все дела!
Видно, верно говорится:
Дело мастера боится.

Пылесос
Тишка в угол сунул нос,
Где хранился пылесос.
– Что он тут лежит без толку?
Ну-ка, я почищу полку! –

Заработал пылесос,
Загудел, как сотня ос!
С полки, к ужасу ребят,
Потащил он всё подряд.

Нитки, тряпочки, бумажки
Поскакали, как букашки,
И попали – вот напасть!
К пылесосу прямо в пасть!

А ему все мало, мало,
Тянет с полки, что попало –
Мамин шёлковый чулок,
Точно тряпку, поволок!

Входит бабушка с подносом
Так и ахнула она!
И сейчас же с пылесосом
У неё пошла война:

Тянет бабушка чулок
За свободный уголок
И кричит: «Отдай, урод!» –
А урод не отдаёт.

Тут опомнились ребята –
Отключили пылесос.
Тишка смотрит виновато,
Он расстроился всерьёз.

Вот родители с работы
Возвращаются домой.
Видят: Тишка отчего-то
Очень грустный и немой.

Что-то бабушка, пыхтя,
Ищет под диваном.
Рассердилась, не шутя,
Шарит по карманам.

– Тьфу, – она сказала маме, –
Это просто крокодил!
Он бумажку с адресами
Тоже, видно, проглотил! –

Все обижены на Тишку,
Папа тоже – так сердит!
Он сидит, читает книжку
И на сына не глядит.

Бродит Тишка одиноко,
Тошно бедному до слёз…
Говорят, с тех пор не мог он
Даже видеть пылесос!

О чёрном и белом
Это что за кочегар?
Кочегар ещё не стар –
Лет ему, наверно, пять.
Кто же это? Не понять!
Нос и рот, и уши даже –
Всё покрыто слоем сажи.

Присмотрись-ка, это ж Тишка
Так раскрасил нос и рот!
Напроказничал мальчишка?
Нет, совсем наоборот.

Он – дежурный по квартире,
Он подмёл сегодня пол
И невиданную в мире
Чистоту везде навёл.

Поглядел он в угол косо:
– Обойдусь без пылесоса! –
И большую тряпку
Храбро взял в охапку.

Вытер полку и окошко,
Вытер печку и комод,
А когда вспотел немножко,
Той же тряпкой вытер пот.

Сразу стал он кочегаром –
Полюбуйся, посмотри, –
Печку вытер он недаром
И снаружи и внутри!

Чёрный Тишка в кухню мчится.
В кухне возится сестрица.

Ой-ой-ой! Она ли это?
Что за белый человек?
Даже волосы у Светы
Стали белые, как снег!

Почему она седа?
Не случилась ли беда?
Что вы, что вы! Наша Света
Весела, как никогда.

Был рабочий день у Светы.
Света делала котлеты:
Покатала их в руке,
Поваляла их в муке.

Часть муки – в котлету,
Часть муки – на Свету!
Света побелела,
Вот как было дело!

Чёрный Тишка с белой Светой
Кончили трудиться.
Что им делать, посоветуй!
Ну, конечно, мыться!

Вечером
Папу с мамой на пороге
Тишка встретил в этот раз: –
– Вытирайте тряпкой ноги,
Очень чистый пол у нас! –

Полюбуйтесь, что за пол –
Тишка сам его подмёл!
Вещи так и блещут –
Тишка вытер вещи!

Все хвалили Тишку дружно:
Чистота кругом, уют!
А теперь обедать нужно,
Вот и суп на стол несут.

Суп такой, что просто чудо –
В целом мире лучше нет!
А за супом едет блюдо
Аппетитнейших котлет.

Запах, запах-то какой!
Кот утратил свой покой:
– Мяу! Мяу! Вот я тут!
Где котлеты выдают? –

Мама хвалит от души:
– Ах, котлеты хороши! –
Есть и соус для котлет
Золотого цвета…
Кто сварил такой обед?
Бабушка и Света!

Да, недаром говорится:
Дело мастера боится.

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »