воскресенье, 24 июня 2018 г.

Инна Лиснянская - поэт двух эпох

Немного понимания и жалости 
Хотя бы между близкими людьми. 
Я думала - хочу я самой малости, 
А это слишком много, черт возьми!...
Инна Лиснянская, 1996 г.

       Инна Львовна Лиснянская - обладатель проникновенного поэтического дара. Её стихи, как отголосок внутреннего мира - то, о чём так хотелось закричать, но слова так и не сошли с губ, а легли в стройные строчки стихов. 24 июня Инне Львовне исполнилось бы 90 лет.

   
Инна в детстве
       Её полет начался в Баку, где вышли первые сборники стихов "Это было со мною" и "Верность", а продолжился в Москве, куда она переехала через несколько лет в 1961 году. На просторах столицы увидела свет книга "Не просто любовь" в 1963 году, а следующее творение автора - сборник "Из первых уст" - попав под колесо цензуры, с большим трудом вырвался на свободу. И только спустя 10 лет Инна Львовна представила сборник "Виноградный свет".
       Появление стихов Инны Лиснянской в сборнике работ авторов, чьи имена в "эпоху застоя" были в стороне от "официальной печати" (альманах Метрополь) - спровоцировало скандал и уход из Союза писателей, потянув за собой шлейф на последующие семь лет, когда публиковаться приходилось только за рубежом.
С мужем Семеном Липкиным
       Программа разрушения СССР работала уже в полную мощь, снимая запреты и границы перед неминуемым завершением, и 1990 году Лиснянская вновь открыто публикует свои стихи в родной стране - сборник "Воздушный пласт". Через пять лет увидели свет сразу три детища Инны Львовны: "Одинокий дар", "Стихотворения" и "Шкатулка с тройным дном" (книга об Ахматовой, Цветаевой и русской поэзии XX века). 
      Последним местом жительства талантливого поэта Инны Лиснянской стал крупный израильский город Хайфа, а последним пристанищем в 2014 году стал писательский некрополь близь Переделкино. Иногда кажется, зачем рассказывать о поэте, когда это с большей искренностью сделают его стихи, открывая невидимые глазу уголки внутреннего мира...
"Я, очевидица двух эпох..."

Я, очевидица двух эпох,
Всем надоела, и только Бог
Держит меня еще на земле
В быстро остывшей золе.
После пожара память больна, —
Чудится ей то мор, то война,
И телефонов умолкших звонки,
Да черные те воронки.

Время есть феникс и восстает
В той же стране, где идут вразброд
Мысли, границы и города,
Беженцы — кто куда.
Снова бесправия торжество.
Что же нам делать? — Да — ничего.
Всем надоела, кому могла, —
На голове зола.

"Над черной пропастью воды..."

Над черной пропастью воды 
Вдруг показалось мне, 
Как две летящие звезды 
Столкнулись в тишине. 


И разминуться не могли, 
Сожгли себя дотла,— 
И долетела до земли 
Лишь звездная зола. 


И это видел старый мост 
И месяц молодой. 
Ты был одной из этих звезд, 
А я была другой. 

 "Забвенья нету сладкого..."

Забвенья нету сладкого, 
Лишь горькое в груди,— 
Защиты жди от слабого, 
От сильного не жди. 


Такое время адово 
На нынешней Руси,— 
Проси не у богатого, 
У бедного проси. 
Наглядны все прозрения, 
Все истины просты,— 
Не у святых прощения, 
У грешников проси. 

"У тайны нет загадочной повадки..."

У тайны нет загадочной повадки, 
Она проста, как мой житейский сон, 
Где яблони стоят в своем порядке 
И муравьи свой строят Вавилон. 
Сокрыт ромашкой телефонный кабель 
И муравьиный Вавилон сокрыт... 
Еще мне снится, что воскреснет Авель 
И Каина ревнивого простит. 

"Нет безлюдных домов, есть бездомные люди..." 

Нет безлюдных домов, есть бездомные люди... 
Как сказать! Погляди хоть на это село, 
Толстый иней на ставнях лежит, словно студень, 
И сугробы на каждый забор намело. 


Не зальется петух, не залает собака, 
Даже тени покинули эти места. 
Только память глядит, существуя двояко — 
Сверху в виде звезды, снизу в виде креста. 

"Возьми меня, Господи, вместо него..."
 Возьми меня, Господи, вместо него, 
А его на земле оставь! 
Я — легкомысленное существо, 
И Ты меня в ад отправь. 

Пускай он еще поживет на земле, 
Пускай попытает судьбу! 
Мне легче купаться в кипящей смоле, 
Чем выть на его гробу. 

Молю Тебя, Господи, слезно молю! 
Останови мою кровь 
Хотя бы за то, что его люблю 
Сильней, чем Твою любовь. 

"Немного понимания и жалости..."

Немного понимания и жалости 
Хотя бы между близкими людьми. 
Я думала - хочу я самой малости, 
А это слишком много, черт возьми! 

Уста мои страдают жесткой засухой, 
Повышенною влажностью - глаза. 
И все ж как у Христа живу за пазухой - 
За городом, где певчие леса. 

"Ода компьютеру"

За тебя зеленых тыщу 
Отдала, дружок, 
И тебе готовлю пищу 
Из последних строк, 

Смысла облачное мясо, 
Рифма на гарнир, — 
Из последнего припаса 
Наш с тобою пир. 

Что мне деньги? Что мне слава, 
Зрелищ колдовство? 
Ты — последняя забава 
Века моего. 

Эхо, зеркало, посредник, 
Призрак двойника, 
Сохрани мой день последний — 
Боль и облака. 

"Что видишь ты сквозь шарфик мамин..."

Что видишь ты сквозь шарфик мамин, 
Сквозь ярко-розовый шифон? 
Армянской церкви серый камень 
Бакинским ветром раскален, 

Как стены круглые тандыра, 
Где старики пекут лаваш. 
Нет, дымно-хлебный запах мира 
Забвению ты не предашь. 

А вспомнишь ли на самом деле, 
В чем первая твоя вина 

И что в подсоленной купели — 
В слезе Христовой крещена. 

"Я тихая — с чего бы мне шуметь?..."
Я тихая — с чего бы мне шуметь? 
И глупая — с чего бы поумнеть? 
Дарю тебе безгрешные стихи, 
А это не прощенные грехи. 

Я робкая — с чего бы осмелеть? 
Беззлобная — с чего бы мне озлеть? 
Отдам тебе и белых два крыла, 
Которыми хранима я была. 

Но тут конец возможностям моим, 
Как выяснилось, ангел мой незрим, — 
Лишь тихий шелест слышу за спиной, — 
То ангел мой смеется надо мной. 

"Возраст"
Молодость — время, а старость — место. 
Каждая вещь имеет названье. 
Нет против места во мне протеста, 
Это к успению привыканье. 

Молодость — двери, а старость — окна, 
Где перемешаны быль и небыль, 
Где переставлены веси и стогна, 
Как в этом ветхом домишке мебель. 

В этом дому, занесённом снегом, 
В этом дому, оглушённом ветром, 
Жизнь измеряю не времени бегом, 
А стихотворным мерцающим метром. 

В окнах метель —  
ни пройти, ни проехать, — 
Ни пешехода и ни извоза... 
С неба косматого — снежная перхоть... 
Молодость — действо,  
а старость — грёза... 
Беспечна молодость, но возраст — 
Отнюдь не опыт, — 
Сжигая прошлогодний хворост, 
Золы не копит. 

Едва компьютер я раскрою, 
Приходят в строчки 
Литературные герои 
Поодиночке. 

Все живы, только постарели, 
Как всё на свете — 
Седой Ромео иммортели 
Несёт Джульетте. 

На волны снежного потопа 
В окошко глядя, 
Путь расшивает Пенелопа 
Крестом и гладью. 

О чём страдает на ступеньке 
Согбенный Вертер? 
А жизнь летит быстрей, чем деньги, 
И всё — на ветер... 

"Флешка"

Папки и клей, дыроколы и скрепки 
В прошлое канули, впрочем, без спешки. 
Факты грызу я, как белка орешки, — 
Вся моя жизнь разместилась на флешке. 

Там потолок древнегреческой лепки 
И нефтяные ажурные вышки. 
Моря Каспийского пёстрые вспышки, 
Взлёты любви и восторга излишки. 

Позже — поля васильков и сурепки, 
Злая любовь и вторая попытка 
Кров обрести, где в столицу калитка. 
Вот и от шарика долгая нитка 

Ищет какой-нибудь в мире зацепки… 
Вот и качу с чемоданом тележку 
В аэропорте. И прячу в усмешку 
Шарик воздушный — железную флешку.

"До самой ночи все светильники..."

До самой ночи все светильники 
В моём жилище зажжены. 
Теперь уже не собутыльники, 
А собеседники нужны, 
Нужны советчики и спорщики. 
Леплю пельмени я, да вот 
Такие зарядили дождики, 
Что вряд ли кто-нибудь придёт. 
Сияет и экран компьютерный, 
Горит кирпичный камелёк, 
И тянет свечечка к предутренней 
Звезде дрожащий фитилёк. 
Казалось бы — все спеты песенки. 
И вдруг слетаются на свет 
И мотыльки, и сотрапезники, 
И те, кого на свете нет. 
И ангел с облачком на темени 
Крылами раздвигает стол, 
И над остылыми пельменями 
Двуглавый кружится глагол.

Использованные источники:
http://belousenko.imwerden.de/wr_Lisnyanskaya.htm
http://lisnyanskaya.poet-premium.ru/poetry/vinogradniy_svet.html
https://profilib.net/chtenie/131281/inna-lisnyanskaya-imya-razluki-perepiska-inny-lisnyanskoy-i-eleny-makarovoy-167.php
http://magazines.russ.ru/znamia/2009/6/ze21-pr.html
https://ru.wikipedia.org/Лиснянская,_Инна_Львовна
http://libverse.ru/lisnianskaya/list.html

Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »