пятница, 16 июля 2021 г.

Азбука нравственности в стихах. Честность

 

Честность — правдивость, прямодушие, благородство, чистосердечность, искренность, порядочность, кристальность, чистота, добропорядочность, незапятнанность.

 

Честность

Я не просто за честность —

Я за смелую честность.

За такую, которой нужна

Повсеместность.

 

И не надо укрытий.

И не надо привала.

Я за то, чтобы честность

Всегда воевала.

 

Не смиренная честность.

И не заповедь бога.

А солдатская честность —

Она не полога.

 

Не накатана с блеском.

Не кивок угожденья.

Честность — это всегда

Вертикаль восхожденья.

 

Восхожденье к признанью.

И к открытому бою.

Восхожденье к уменью

Оставаться собою.

 

Я не просто за честность —

Я за смелую честность.

И да здравствует в мире

Её повсеместность!

С. Островой

 

Честность

У честности — спина прямая.

Не гнётся честность. Ей невмочь.

Она спешит, враньё ломая,

Чтоб правде вовремя помочь.

 

Она летит на крыльях вольных,

Чтоб поспешить явиться в срок.

И ей не надобно окольных,

Кривых и путаных дорог.

 

В чужой беде не отмолчится.

И там, где в бой вступать пора, —

Она приходит. В дверь стучится.

И гонит кривду со двора.

 

Она за нею смотрит в оба.

Не ходит к силе на поклон.

И пусть в пути ярится злоба

И зависть ставит свой заслон.

 

И пусть ей стоит это крови,

И тяжких, может быть, невзгод.

Она лишь твёрже сдвинет брови

И не отдаст своих высот.

 

Нет, нет, она не отмолчится,

А поспешит явиться в срок.

Она приходит. В дверь стучится.

И гонит кривду за порог.

С. Островой

 

Честные люди

В затишье и на перепутье,

Где ветры ликуют, трубя,

Отечество, честные люди

Болели всегда за тебя.

 

Всегда они, помня о деле,

О цели, о благе Земли

И собственных сил не жалели,

И времени не берегли.

Т. Кузовлева

 

Семь строф о честном человеке

Ни дней, а лет немало я в пути.

Ещё с двадцатого покинул дом я века.

Поверишь ли, но хочется найти

Советского простого человека.

 

Того, что жил единою страной

И не ввозил, но сеял хлеб насущный.

Сегодня он, как говорится, штучный —

Тот человек, тот труженик земной.

 

Простой, как говорится, без замашек,

Рабочий парень с правильным лицом,

В отглаженной, по случаю, рубашке

Да с крепенько прилаженным словцом.

 

Простой, как говорится, без прищура

Мужик-сельчанин в тельнике своём,

Солдатским перехваченном ремнём,

Сующий за ухо погашенный окурок.

 

Простой, как говорится, без налёта,

Учёный-праведник с портфелем и в очках,

Что лезет вовсе не под дурачка,

Под пули критиканских пулемётов.

 

Простой, как говорится, без надлома,

Обыкновеннейший во всём интеллигент,

Руководящий кафедрой доцент,

На перекус несущий чай из дома.

 

Простой, как говорится, без петличек,

Перемахнувший в двадцать первый век

На запасном стоящей электричке,

Забытый всеми... честный человек!

Т. Травнiкъ

 

* * *

Мне быть хотелось просто честным...

Среди полей, в густой толпе,

В теплушке, и в четырёхместном

Летящем по стране купе...

 

А век об этом думал мало!

Все штурмовали перевал.

И честность предо мной вставала,

Как невозможный идеал.

 

А где опора? Где перила?

Как поступить? Хотя б намёк!..

История тогда царила,

И что против неё я мог?

 

И вот ни доброго, ни злого.

Смотрите, спутались умы...

Но честное вдруг било слово,

Как будто молния из тьмы!

 

Легко ступить на край могилы,

Запеть, взойдя на эшафот...

А честным быть? Не хватит силы, —

Кровавый проступает пот!

 

Мне быть хотелось просто честным...

Я жил, решительно сопя.

Я о пути не думал крестном —

Мне только б уважать себя!

 

Легко на бреющем герою...

Рукой дрожащей, тих и мал,

Я знамя честности порою,

Трагическое,

подымал.

Е. Винокуров

 

Нечестный бой

На земле не бывает еще без драк —

В прямом и любом переносном смысле.

И если пока существует так,

То пусть над людьми взвивается флаг

Честного боя и честной мысли.

 

Когда же бросаются вдруг гурьбой

На одного удальцы лихие,

То это такой уж нечестный бой,

Что просто диву даёшься порой:

Как только живут подлецы такие?

 

Лупят расчётливо и умело.

И я, не колеблясь, сказать берусь,

Что только самый последний трус

Способен пойти на такое дело!

 

Ещё бы! Ведь можно сломать любого,

Если кучей на одного.

А главное, риска же никакого!

Полное низкое торжество!

 

И если такой вот нечестный «бой»

Берёт начало порою с детства,

То качество это идёт в наследство

И людям с седеющей головой.

 

Что ж, кулаков тут, пожалуй, нету.

Здесь всё бескровно на первый взгляд.

И всё же хоть тут и не бьют кастетом,

Но рёбра не меньше порой трещат...

 

И здесь, не в проулке, а в светлом зданье,

Где пальцем не тронет тебя никто.

Всё тихо и мирно, идёт собранье.

И вдруг — что-то явно пошло не то...

 

Выходит один, и другой, и третий,

И разом вдруг кучей на одного!

Слова их то плети, то хитрые сети,

Попробуй осмыслить, найтись, ответить,

Подчас и не выдавишь ничего!

 

Один растерялся, а те и рады

И громоздят этажи из лжи.

Ведь сговорились же явно, гады.

А вот попробуй-ка, докажи!

 

Вина? Да вины-то подчас и нету!

Какая-то мелочь. Но суть не в том.

Им надо сломать его, сжить со света,

И лупит с трибуны за громом гром!

 

Есть в жизни хорошее слово: спайка.

Мы с детства привыкли хранить его.

Но если кучей на одного,

То это не спайка уже, а шайка!

 

И среди черт не весьма красивых,

Что прячутся где-то в душевной мгле,

Эта — из самых, увы, трусливых,

Из самых подленьких на земле!

Э. Асадов

 

Спор

Два пионера

Шли по дороге.

Был я для них

Человек посторонний.

Я разговора

Их не нарушил,

Шёл позади,

Ел малину и слушал.

 

Спор пионеров в дороге

Был важный,

Он образовывал

Будущих граждан.

— Ты поступил вчера, Вася,

Нечестно,

Мать и сестру обманул,

Мне известно.

 

Вася вспылил:

— Я с тобой не согласен.

Слишком ты честен,

Слишком ты ясен!

Я ли один

На земле непорочен,

Что ты меня

Всё моралью морочишь?!

 

Спорщики

Вот и ко мне обратились:

— Честные люди —

Что, прекратились?

— Что вы, ребята,

Как это можно,

Честность исчезнет —

И жить невозможно!

 

Честность — не частность,

Она — сопричастность

Обществу в целом

И каждому дому,

Я и не мыслю себе по-другому!

 

Шли мы теперь

По дороге все вместе,

Воины правды,

Рыцари чести!

В. Боков

 

О прямом взгляде

Честный человек

должен прямо смотреть в глаза.

Почему — неизвестно.

Может быть, у честного человека

заболели глаза и слезятся?

Может быть, нечестный

обладает прекрасным зрением?

Почему-то в карательных службах

стольких эпох и народов

приучают правдивость и честность

проверять по твёрдости взгляда.

Неужели охранка,

скажем, Суллы имела право

разбирать нечестных и честных?

Неужели контрразведка,

например, Тамерлана

состояла из моралистов?

Каждый зрячий имеет право

суетливо бегать глазами

и оцениваться не по взгляду,

не по обонянью и слуху,

а по слову и делу.

Б. Слуцкий

 

* * *

При рожденье каждого из нас

В небе зажигается звезда...

Чтобы свет её в душе не гас,

Жизнь должна быть честно прожита.

 

Если ж вы нарушили завет —

Многое изменится в судьбе...

Берегите тот небесный свет,

Если не хотите зла себе.

А. Дементьев

 

Честное слово

Древним заветом пришло из былого

Правило данного честного слова —

Заповедь предков: не давши — крепись,

Но, коли дал — кровь из носа — держись!

 

Неколебимое — верьте, не верьте,

Данное слово и в шаге от смерти,

Прочно — в бою и на сладком пиру,

И в повседневной рутине — в миру.

 

Мир без доверия скатится в бездну.

Честное слово — надёжно, железно.

Верой усилен и в рясу одет,

Крепче его лишь монаший обет.

 

«Сколько нарушено!..» — скажут. Но снова

Верю в незыблемость честного слова.

Всё без него — иллюзорность и дым.

Слово — фундамент. На том и стоим.

О. Альтовская

 

* * *

Да, ты бесчестным не был никогда,

Но честность тоже разная бывает,

И если доброты ей не хватает —

Она всего лишь мёртвая вода.

Н. Рыленков

 

* * *

Кто честность и премудрость обретает,

Тот, право же, вовек не пропадёт.

Ведь честность выполняет обещанье,

А мудрость… никогда их не даёт!

Э. Асадов

 

* * *

Как лучше жить: быть честным или лгать?

Быть честным легче. С правдой — как на крыльях.

А лжец — бедняга — вынужден страдать

И ложь свою всегда запоминать,

Чтоб после вдруг его не уличили.

Э. Асадов

 

* * *

Честные люди, дорогой тернистою

К свету идущие твёрдой стопой,

Волей железною, совестью чистою

Страшны вы злобе людской!

 

Пусть не сплетает венки вам победные

Горем задавленный, спящий народ, —

Ваши труды не погибнут бесследные;

Доброе семя даст плод.

 

Сбудутся ваши святые желания,

Хоть не дождаться поры этой вам

И не видать, как все ваши страдания

Здесь отольются врагам.

 

Вестники правды, бойцы благородные,

Будете жить вы в правдивых сердцах,

Песню могучую люди свободные

Сложат о ваших делах...

А. Плещеев

 

* * *

Все равно не поспеешь никак.

«Ах, не модно!» — напрасные вздохи.

Раньше как-то прилаживал шаг,

А теперь пропускаю эпохи.

 

Век «платформ» на подошве простой

Прошагал, и не мучило это.

И одежду сдаю на покой

От естественной порчи предмета.

 

Молвят: «Просто — не молод». И то!

Но теперь я у встречных нередко

Вижу сердце сквозь толщу пальто

И глаза под нескладною кепкой.

 

Слышу ум неприметно большой,

Чую искренность дел в человеке

И склонюсь перед честной душой,

Модной даже в пятнадцатом веке.

О. Цакунов

 

* * *

Честному трудно на свете прожить:

Стыдно чужое в карман положить,

Стыдно солгать, нахамить и слукавить,

Странника ночью без крова оставить,

Недруга в спину с обрыва столкнуть... —

Честного легче всего обмануть.

 

Грабят его и над ним же смеются,

В душу нагадят, а сердцем утрутся.

Честный с любой стороны уязвим,

Но — если можешь — останься таким!

Лучше уж быть «дурнем в шкуре бараньей»,

Чем сознавать себя гнусною дрянью.

Л. Шафрай

 

* * *

Коль честен в жизни будешь ты,

то, вопреки наветам,

Спасёшься от лихой беды

в греховном мире этом.

А. Джами

 

Пугач

Купила бабушка пугач,

Не отдала Серёже в руки.

— Нет, — говорит, — с тобой хоть плачь!

Ты слишком дерзок и горяч,

Мне не нужны такие внуки.

Ты слишком дерзок и горяч,

Вот я и спрятала пугач.

 

Серёжа взрослый: восемь лет,

И даже восемь с половиной.

И вот проснулся он чуть свет,

Явился к бабушке с повинной:

— Я знаю, где лежит пугач,

Его ты лучше перепрячь,

А то возьму его, пожалуй!

 

Он был и дерзок и горяч,

Но был он честный малый.

А. Барто

 

Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят:

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

 

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я ещё поколебался

С полминуты — и признался.

А. Кушнер

 

Не хочу я маме врать!

Я посуду утром мыла,

Стала чашку вытирать,

И нечаянно разбила.

Как же маме рассказать?

 

Может, я скажу сначала,

Что сама она упала,

Да еще пожму плечом —

Я, мол, вовсе ни при чём.

 

Или все свалю на Вовку.

Будто Вовка чай просил,

Но такой уж он неловкий:

Чашку на пол уронил!

 

Нет, скажу наоборот,

Что расквасил чашку кот.

Непослушный Мурзик был,

Прыгал, прыгал и разбил.

 

Хороши мои уловки,

Только совесть не молчит.

Вдруг коту иль брату Вовке

Из-за этого влетит?

 

Целый день хожу и маюсь:

Что про чашку рассказать?!

Врать бессовестно — стесняюсь.

Лучше я во всём признаюсь!

Не хочу я маме врать!

Т. Дубовская

 

Честность

— Что такое честность?

— Не кривить душой.

— Что такое честность?

— Быть самим собой.

— Что такое честность?

— Добрым, честным быть

И всегда на помощь

К людям приходить.

— Что такое честность?

— Честью дорожить

И своей Отчизне

До конца служить.

Т. Давыдова

 

О честности

Как много зла под мирным небом.

Нечасто встретишь тех, кому

Корыстный умысел неведом

Богатства ради в их дому.

 

Но на душе у них спокойно,

Не страшен им валют обвал,

Куда важнее жить достойно,

Их честность — главный капитал.

С. Тарусина

 

Честность

Честность с рожденья дана,

Душу пронзает укором...

Стать не позволит она

Ни тунеядцем, ни вором.

 

Если ж её потерял

Или продал ненароком...

Этим всю жизнь поломал,

Сам уничтожил до срока.

И. Дарнина

 

Что дел за мной великих нет

Что дел за мной великих нет,

Я соглашусь, не споря.

Но людям не чинил я бед,

Не приносил им горя.

 

Я никому не очернил

Ни праздников, ни буден,

И хлеб, что ел я, честен был,

Хотя порою скуден.

 

Я не вымаливал наград,

С лихвою мне хватало

Того, что был всегда я рад

Траве, деревьям, скалам.

 

Я денег сроду не копил.

И более, чем тыщи,

Ценил ручьи, откуда пил,

И становился чище.

 

Зачем нам славословья мёд,

Отличия и слава?

Я вам не лгал, а кто не лжёт,

Тот петь имеет право.

 

Я вам не лгал и, видя вас,

Мои соседи-горцы,

Не отводил смущённо глаз,

Как это делали подчас

Иные стихотворцы.

К. Кулиев

 

* * *

Не надо врать!.. Что значит — врать не надо,

Когда враньё — как воздуха объём,

И без вранья обрушится громада

Устройства жизни, созданной враньём?

 

Не надо врать — какой приказ жестокий!

Не ври — команда, равная — умри,

Когда вранья громадные потоки —

Со всех сторон, снаружи и внутри

 

Гремучей жизни, созданной враньями,

А кто не вписан в их круговорот,

А кто не врёт, того забьют камнями

Вранья!.. Того угробят — кто не врёт!

 

Не надо врать!.. Что значит — врать не надо,

Когда картина жизни такова,

Когда не врать — смертельно!.. Муки ада —

За невраньё, а за враньё — халва!

 

Моя вина огромна, в ней — три слова:

Не надо врать!.. Прости меня, Творец, —

Я виновата, нить моя сурова,

Но воробей не врёт, не врёт скворец,

 

Душа не врёт малютки соловья

И, задыхаясь от любви, поёт небесно, —

Любовь не врёт!.. Не врёт любовь моя

В картине жизни, врущей повсеместно.

Ю. Мориц

 

* * *

Вкус у неё совсем не сладкий,

скорее горький, будто дым…

Но честность не растят на грядке,

чтоб пожинать её плоды.

 

Не обещая мзды за верность,

она нам приговор несёт:

не оскверняться там, где скверно,

и не сгибаться там, где гнёт.

 

Она всегда не приручима…

Её колючие углы, —

не чтут ни имени, ни чина

и разрывают все чехлы.

 

Она из тех лишь измерений,

где только «да» и только «нет»!

И слов не ищет безразмерных

на промежуточный ответ.

А. Ковтун

 

Вглубь себя

Что ж, многое на свете не прекрасно

На жизненном пути от «А» до «Я»:

Давайте первым делом взором ясным

Смотреть предельно честно вглубь себя.

И. Хентов

 

Честность

Ни за что я лгать не буду!

И хвалю я и корю,

Но всегда, везде и всюду

Только правду говорю.

Я симпатий не ищу,

Коль не нравлюсь, не грущу.

Неподкупность и нелестность —

Вот что отличает Честность.

О. Емельянова

 

Письмо LXXI О честности

Луцилия приветствует Сенека!

Ты через море просишь мой совет,

Но жизнь — быстрее писем на телеге,

Бежит и обгоняет солнца свет.

 

Я дам совет не на день, и не на год,

Ему ты сможешь следовать всю жизнь:

Смотри во всём на истинное благо,

Наметив цель, её одной держись.

 

В том главный грех: все видят только части,

А целиком не видит жизнь никто.

Стрелок пустил стрелу… но как попасть ей,

Когда невидим целостный итог?

 

Без цели — у картин не видно света,

Поэт марает кипами листы,

И морякам попутного нет ветра…

Так, где же цель? — мне восклицаешь ты…

 

Я буду краток, всем давно известно,

В чём скрыта добродетели черта:

И цель, и благо — только в том, что Честно,

Всё остальное — ложь и суета.

 

Будь честным до конца, не только к другу,

Но и к врагу, пощады не ища!

Тогда не одолеть тебя недугам,

А в пытках, ты спокойней палача.

 

Кто честен, будь хоть голоден и наг он,

За серебро Пророка не продаст:

Все бедствия по праву станут благом,

Коль честность добродетель им придаст.

 

Пусть ропщут: С нашей жизнью — несовместно…

Кто не обманет, может пожалеть…

Во все века, одно лишь благо — честность,

Для тех, кто смотрит в душу, не на плеть.

 

«Вся мудрость — в зла и блага различеньи.» —

Сократ изрёк, о нравах говоря.

Пусть молвят: Глуп! Бранят… Не в том мученье,

А, в том, что с ложью встанешь в один ряд.

 

«Быть честным? Неужели всё так просто?

А, как же — пораженья, блеск побед?» —

Всё доброе — во всём того же роста,

Спокойно в славе, не боится бед.

 

Взгляни вокруг, на дальнее, и рядом:

Ждут перемен — и люди, и пути.

Не вечен существующий порядок —

Настанет день и честному взойти!

 

Что неизменно? — Все живое тленно…

И в том увидишь, мужество призвав —

Искусство Устроителя Вселенной,

И замысел, и волю Божества.

 

Весь род людской приходит к смерти, мучась,

Стирают войны стены городов.

Кто честен, лишь ускорит свою участь,

Оставив самый яркий из следов.

 

Великий дух во всем послушен Богу.

Кто претерпел страданья до конца,

С последней чашей, выпитою строго,

Он вновь придёт к обители Отца.

 

Коль в юношах задатки благородны,

То в подвигах оценят красоту.

Так мудрость и нечестность инородны,

Нельзя ничем «улучшить» прямоту.

 

И добродетель прямизне подобна:

Растёт лишь твёрдость, суть не изменя.

Способна обо всём судить подробно:

Она — от Бога, а не «из меня».

 

Пусть немощь, по себе о людях судя,

С издёвкой словом колет мне в глаза,

Пусть мнит: что не под силу мне — не будет…

Перед Отцом нечестным быть нельзя.

 

Чтоб о делах судить, нужна свобода,

Дух твёрдый, от пороков исцелён.

Прямой предмет, концом ушедший в воду,

Для лживых глаз — по кромке преломлён.

 

Спроси о счастье юношу живого:

«Мне счастье — не сгибаться под судьбой!

Подняться средь лежачих, молвить слово,

И честно выходить в тяжелый бой.»

 

Груз бедствия согнуть не может мудрых,

Мудрец без жалоб всё готов снести,

Поскольку он провидит рано утром,

Что день ему способен принести.

 

Две части в мудреце: душа и тело,

Он выбирает лучшую из двух.

Пусть тело в боли бьётся оголтело,

Спокоен, независим твёрдый дух.

 

Не думай, что, природу побеждая,

Мудрец готов пробить и стену лбом…

Но тяготы его не убеждают

Пасть духом и признать себя рабом.

 

Что я хвалю — себя в том убеждаю…

Но, дух мой не настолько закалён,

Чтоб, горести фортуны побеждая,

Идти путём, в который я влюблён.

 

Бывает, что и я презренно трушу,

Произнося о мужестве слова.

Так мудрость, не пропитывая душу,

Её не красит, пачкая едва.

 

Основа для любого побужденья,

Которыми мы дышим и живём,

В неколебимом, истинном сужденьи

Что, кратко — добродетелью зовём.

 

Как добродетель — истинное благо,

В телесных благах благородства нет…

Мне жаль того, что чертит их на флагах,

В своих боях за призраки побед.

 

Несовершенство, с беспокойным сердцем,

Скользит, пытаясь двигаться вперёд…

Так будем же упорны и усердны

В преодоленьи праведных высот.

 

Всё, что я смог — скорей достойно смеха,

Но, продолжаю думать и корпеть:

Я знаю, что большая часть успеха —

В упорстве и желаньи преуспеть.

 

Спешим вдвоём! Не то, теряя время,

И мешкая средь мерзости мирской,

Не мы фортуне в бок впиваем стремя,

А нас она — отправит на покой.

 

Когда, презрев желания и страсти,

Фортуну ты столкнёшь в бездонный ров,

Ты победил! - Ведь нет превыше власти!

Немногие смогли так,

Будь здоров.

Л. Сенека (Поэтический перевод Александра Красного)

 

С английского

Равно

На честных и бесчестных

льётся

Господень дождь с небесной

высоты…

Но честным всё же

больше достаётся!

Бесчестные

Крадут у них зонты!

Б. Заходер

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »