вторник, 17 октября 2023 г.

Юстис Рей: «Писательство слишком личная штука»

Интервью с молодым автором

Знакомство с новыми авторами важно для многих читателей, так как помогает расширить кругозор, найти для себя нового любимого писателя или книгу, которая станет частью их жизни. Сегодня я предлагаю вам компанию молодой талантливой писательницы Юстис Рей, издавшую уже три книги – дилогию «Духовка Сильвии Плат» и роман «Параллельная вселенная Пеони Прайс».

 

1. О Вас сложно найти информацию в интернете, и у наших читателей появилась отличная возможность познакомиться с Вами поближе, поэтому, для начала, могли бы вы немного рассказать о себе и своём творчестве? Вы предпочитаете, чтобы к Вам обращались по имени или по авторскому псевдониму?

 

Начну с конца: можно обращаться как угодно.

Информацию обо мне найти достаточно просто, – я же веду соцсети, несмотря на желание забиться в уголок и накрыться пледиком.

Мне 28 лет, я Весы, живу в Беларуси, люблю кино и неплохо в нем разбираюсь. У меня нет домашних животных и детей, зато есть муж, хотя из нас двоих «домашнее животное» скорее я. Вообще жалею, что приходится покидать дом. Тут же так уютно и есть все необходимое. 

 

2. Когда и как Вы начали писать – было ли это мечтой детства или Вы пришли к этому со временем?

 

Нет, в детстве я хотела стать парикмахером и делала всем прически, а потом – учителем, а потом юристом. В общем, во мне было намного больше прагматизма, чем сейчас. К тому же я росла в небольшом городе, начало 2000-х – в сознании окружающих и в моем не было опции писательства – это что-то далекое, на богатом и не про нас.

Я всегда придумывала истории в голове, но не воспринимала их всерьез, начала писать только в старших классах, села однажды и накатала первую страницу. Она была плохой, и я знала об этом, но кайфовала от процесса, не думая ни о каких публикациях, издании и одобрении.

 

3. Писательство – это Ваша основная профессия, или Вы относитесь к этому, как к хобби?

 

Писательство едва ли можно назвать профессией, особенно в странах СНГ. Финансы авторов поют романсы, и приходится работать где-то еще, чтобы не остаться на обочине жизни. Но, с другой стороны, это и не хобби. Хобби – это что-то легкое, приятное и не требующее мастерства, но, когда твои книги продаются за денежку, тебя сожрут с потрохами, если ты окажешься любителем.

Так что писательство – это моя часть, очень большая, которая в большинстве случаев не отвечает взаимностью. Поэтому порой создается впечатление, что это хроническое заболевание или пагубная зависимость. 

 

4. Что является для Вас вдохновляющим? Кто оказал на Вас большое влияние, как на автора?

 

Вдохновение сильно переоценено, и я стараюсь на него не полагаться. Но, если я в ресурсе, то меня может вдохновить что угодно. Больше всего в этом плане я ценю отклик читателей: их сообщения, отзывы, фотографии, видео – это очень ценно.

Что касается влияния, то, наверное, жизнь: моя семья, родной город, школа, одноклассники, кассеты с гнусавым переводом – все те вещи, которые формируют костяк личности. В моем детстве не было Ютуба, Тиктока и мотивационных блогеров. 

 

5. Расскажите подробнее о процессе написания произведений. Как Вы писали книги? Что Вас вдохновляло, что давалось тяжело, и были ли моменты, когда писать становилось особенно трудно и невозможно было сконцентрироваться?

 

Идея появляется, идея маринуется в чертогах разума, идея переносится на бумагу, зачастую становясь не тем, чем была изначально, редактура, редактура, редактура...

Да писать вообще нелегко, так что все давалось тяжело, особенно с первой книгой. Что я делаю? Зачем? Почему? Кто я? Что я? Никто не даст ответов. И даже если подойти к делу ответственно и выучить теорию, это не даст гарантий и не сделает тебя гением. Как говорил А. П. Чехов: «Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы». Насчет гонораров я бы поспорила, но совершенно точно писателем человека делает жизнь.

Концентрация... как будто не совсем правильное слово в плане писательства. Когда идея интересна и есть какой-никакой график, концентрация приходит по умолчанию. А вот редактура и корректура требуют концентрации, но они не так изматывают.

 

6. Было ли сложно донести книгу до читателей?

 

Я написала историю, которую очень любила, и опубликовала в интернете, но в самом начале отклика не было – ну и ладно. Со временем у меня появились читатели, а потом – спустя долгие месяцы – мне ответили из издательства. Вот. Всё. Те, кому история понравилась, купили бумажную книгу, потом о ней узнали еще пару человек, а потом еще.

Думаю, я могла бы сделать больше, особенно когда смотрю на авторов, которые сейчас приходят в издательства: прогревы, боксы, блогеры, рассылки. Но мне до сих пор кажется, что это какой-то юношеский максимализм и незнание, что за это по головке никто не погладит и спасибо не скажет, да и выхлоп – минимальный. Никто до сих пор не знает, как сделать из книги бестселлер, не потратив при этом бюджет страны третьего мира.

Когда выходила моя первая книга, у меня даже странички в соцсетях не было, я совершенно не понимала, как это все работает, и никто не сказал. Меня напечатают! Что еще надо? Но все гораздо сложнее, издание – это не конец, а только начало. 

 

7. В Вашей самой известной книге «Духовка Сильвии Плат» действие происходит в стандартном небольшом городке Америки. Почему локацией для своего романа Вы выбрали именно Америку? Проводили ли Вы какие-то исследования жизни маленьких американских городов, может быть, даже посещали один такой?

 

Назвать Корк стандартным было бы... преуменьшением, как и американским. Я не думаю, что он в полной мере похож на какой-то город в Америке или где-либо еще. Это город из моей головы, если хотите. В Америке я никогда не была, разве что в Google Картах.

Но почему Америка? Я выросла на американских фильмах и зарубежной литературе, получила диплом романо-германского филолога – мне интересна зарубежная культура. Когда я работаю над книгой, мне должно быть(!) интересно, а панельные девятиэтажки, дыры в асфальте и месиво из грязи и снега меня не особо настраивают на творческий лад.

Говорят же, что нельзя работать в той комнате, где спишь. Так вот это что-то из этой оперы. Мне приятно представлять моих героев там, где меня нет, создавая мир, который работает только по моему сценарию.

 

8. Центральной тематикой вашего романа и его продолжения является религия. Кто-то из персонажей её теряет, кто-то, наоборот, обретает. Почему Вы решили, что Флоренс необходимо обрести веру?

 

Флоренс не обретает веру. Не ту, о которой обычно идет речь, когда мы говорим слово «религия». И во второй части, в «Культе», это становится совершенно очевидным.

В конце «Духовки Сильвии Плат» Флоренс скорее позволяет себе смириться с тем, что людям это нужно, в том числе Сиду. 

(Сид, Крушина Светлана)

 

9. Концовка произведения была определена изначально или Вы пришли к ней по ходу написания романа?

 

Я знала, что все должно быть плохо для одного из персонажей, но не подозревала, как именно. Долго накидывала варианты, и в результате пришел правильный.

 

10. Ваша первая книга была издана целых 3 года назад! А сколько времени Вам понадобилось, чтобы написать её? Оглядываясь назад, находите ли Вы моменты, которые хотели бы изменить?

 

В целом на «Духовку» ушло 4 года, как раз потому, что я не понимала, что делаю и зачем. Просто писала, когда ко мне приходило вдохновение.

Я нахожу такие «неудачные» моменты во всех своих рукописях даже через час/день/неделю, и ругаю себя за них: тут можно лучше, тут вычеркнуть, вот здесь не дожала. Если бы не «Культ», я бы не решилась перечитать «Духовку». Но сейчас я прихожу к мысли, что все так, как и должно быть. У меня трехлетней давности не могло быть тех навыков и знаний, которые есть сейчас, – на тот момент я сделала все, что могла. Через год я буду еще лучше, так работает опыт.

 

11. Над каким произведением вы работаете сейчас?

 

Редактирую и параллельно выкладываю на Фикбук роман «Желая Артемиду». Это мрачная история с атмосферой дарк-академии, элементами мистики и детектива, символизмом и отсылками на мифы, древнюю культуру и классическую литературу. На данный момент мой самый объемный и жесткий роман, к тому же он написан от третьего лица – и для меня это испытание, но оно того стоит.

 

Ознакомиться с уже написанными главами вы можете, перейдя по ссылке

 

12. Ваши романы полны разнообразных и интересных героев. С каким персонажем своих книг Вы бы хотели встретиться и поговорить? Что бы вы сказали герою при личной встрече?

 

Они все часть меня, а с собой я могу поговорить всегда, и для этого даже не нужно произносить слова ртом. И прежде, чем ответ на вопрос узнают они, его должна узнать я.

Но если была бы возможность оживить персонажа, отделив от себя, то я пообщалась бы с Ричардом Бэрлоу из «Параллельной вселенной Пеони Прайс». Он писатель, я писатель, мы жаловались бы друг другу на тяжкую писательскую долю за стаканчиком чего-нибудь горячительного.

 

13. Если бы у Вас был выбор, по какой из Ваших книг вы бы хотели увидеть фильм? Кого рассматриваете в качестве актеров на главные роли?

 

Да по всем, но в первую очередь по дилогии «Духовка Сильвии Плат». У меня есть Pinterest с визуализацией героев, но сейчас они уже староваты для роли старшеклассников, так что я бы с радостью рассмотрела не особо известных актеров, какими были Паттинсон и Стюарт до «Сумерек». 

 

Многие писатели сами большие любители книги и чтения. Это не обошло стороной и нашу гостью, поэтому мне захотелось немного поинтересоваться её читательским опытом.

 

1. Могли бы вы рассказать немного о том, что Вам нравится читать, чтобы наши читатели познакомились с вами чуть ближе?

 

Зарубежную литературу. С русской у меня не складывается еще со школы, порой совершаю набеги на Достоевского, но это несерьезно. Мне интересна современная классика и то, что вскоре ей станет. Нравится присутствие женщин в литературе, которые пишут не только романы о любви. Донна Тартт и Маргарет Этвуд сейчас в топе моего списка. 

 

2. Кого из авторов вы чаще всего читаете и почему?

 

Нет такого. Я непостоянный читатель, сегодня хочу вот это, а через неделю уже совершенно другое или вообще не буду читать. Позволяю себе выбирать, не ограничиваясь никакими авторами, планами и челленджами.

 

3. С кем из авторов прошлого или современности Вы бы хотели создать коллаборацию? Почему?

 

Ни с каким. Писательство слишком личная штука, каждая история – часть меня. И как туда уместить видение другого человека, пусть даже очень талантливого? Не знаю.

Но если бы я могла с кем-то просто встретиться, я бы встретилась с Донной Тартт, и сказала бы, что «Маленький друг» не так плох, как все говорят. Хотя понятия не имею, зачем ей эта информация, не думаю, что она тусит на LiveLib и плачет в подушку из-за отрицательных отзывов диванных критиков.

 

4. Есть ли у вас любимая цитата из Ваших книг? Из книг других авторов?

 

«Не критикуют только тех, кто ничего не говорит, не делает и никем не является» («Духовка Сильвии Плат»).

 

«Все животные равны, но некоторые животные равнее других» («Скотный Двор», Джордж Оруэлл)

 

5. Если бы вы могли спасти только одну книгу в мире, то какую?

 

Никакую. Тогда пусть уж все исчезают. Я за справедливость.

 

6. Расскажите о своих любимых книгах и порекомендуйте самое интересное для наших читателей.

 

Советовать не берусь – вкусы у всех разные, но позволю себе составить список произведений, которые в свое время что-то изменили в моем сером веществе (может, они помогут и кому-то еще):

«Цветы для Элджернона», Дэниел Киз

«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери

«Скотный двор», Джордж Оруэлл

«Пигмалион», Бернард Шоу

«О дивный новый мир», Олдос Хаксли

«Коллекционер», Джон Фаулз

«Преступление и наказание», Фёдор Достоевский

«Слепой убийца», Маргарет Этвуд

«Дорога», Кормак Маккарти

«Щегол», Донна Тартт

«Патрик Мелроуз», Эдвард Сент-Обин 

 

Я благодарю Юстис за такие интересные ответы и желаю ей авторского процветания! Расскажите, стало ли вам интересно ознакомиться с произведениями писательницы?

 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте , а также на социальные сети Юстис, читайте и делитесь впечатлениями!

 

Кристина Хохрова, библиотека №3

Всего просмотров этой публикации:

6 комментариев

  1. очень живое и интересное интервью! спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, очень рада, что Вам понравилось!

      Удалить
  2. Спасибо за интервью!
    Благодаря таким разговорам, книга может открыться с новой стороны

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, полностью с Вами согласна! Иногда после знакомства с автором книга может стать полнее и многограннее!

      Удалить
  3. Недавно прочла Духовку и так здорово, что можно узнать еще и об авторке! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, благодарю Вас за отзыв! Очень здорово, что с нашей помощью вы познакомились с авторкой поближе!

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »