суббота, 8 сентября 2018 г.

Высокие звёзды Расула Гамзатова



Расул Гамзатович Гамзатов - великий поэт аварского происхождения, публицист, переводчик, политический деятель. Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище. После окончания училища работал учителем, помощником режиссёра Аварского государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор». В 1945-1950 годах Гамзатов учился  в  Московском Литературном институте имени Горького. После его окончания Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.
Вот что  писал о себе поэт: «Я сын маленького, но гордого народа, у сынов которого детство и старость бывают короткими, юность и зрелость очень долгими. По численности мой народ невелик, нас аварцев, всего двести пятьдесят тысяч человек на земле».


Родной язык
Родился я в горах, где по ущелью
Летит река в стремительном броске,
Где песни над моею колыбелью
Мать пела на аварском языке,
Она тот день запомнила,  наверно.
Когда с глазами, мокрыми от слёз,
Я слово «мама», первое из первых,
На языке  аварском произнёс.
Порой отец рассказывал мне сказки.
Ни от кого не слышал я таких
Красивых и волшебных….
По-аварски
Герои разговаривали в них.
Люблю язык тех песен колыбельных
И сказок тех, что в детстве слышал я.
Но рассказал о далях беспредельных
И всех сограждан отдал мне в друзья
Другой язык.
С ним шёл я через  горы,
Чтоб родины величие постичь.
И сердцем всем, сын горца, я привык
Считать родным великий тот язык.

В 1943 году вышла первая книга Гамзатова на аварском языке «Горячая любовь и жгучая ненависть». Эта книга - книга мужества и мудрости, любви и веры: «Не всегда гладко шли мои дороги, не всегда лёгкими были мои годы. Я жил в середине века, в центре мира, в круговороте больших событий. А они были праздничные и трагические, низкие и возвышенные, красивые и уродливые. Каждое потрясение – это, можно сказать, сердцетрясение для писателя. Печаль и радость событий не должны проходить мимо художника. Это всё источники и истоки для писателя. Поэзия не входит в область купли и продажи, она входит в область прекрасного, в  область любви - и ей нет мерила».

Всё, что в нас  хорошего бывает,
Молодостью люди называют.
Пыл души, непримиримость в спорах,
Говорят,  пройдут, и очень скоро.
Говорят, когда я старше буду,
Я горячность юности забуду,
От тревог и от дорог устану,
Говорят, я равнодушным стану.
Сделаюсь спокойным и солидным,
Безразличным к славе и к обидам,
Буду звать гостей на чашку чая,
От друзей врагов не отличая….
Если правда может так случиться-
Лучше мне сегодня ж оступиться,
Лучше мне такого не дождаться-
Нынче ж в пропасть со скалы сорваться!

Гамзатов очень трепетно относился к женщинам, рисуя ее образ в своем творчестве как нечто прекрасное и удивительное. Образ женщины у него всегда светлый, женственный, возвышенный. В его стихах «Мама», «Матери», «Баллада о женщине, спасшей поэта» сквозит безграничное уважение к женщине.


Темами его творчества зачастую становятся человеческие ценности, близкие каждому человеку – любовь к Родине, к природе родного края, любовь к матери, уважение к семейным ценностям и традициям, уважение к настоящей и честной дружбе.
Лично для себя я вновь открыла, после долгого перерыва, творчество этого удивительного поэта. Для меня Расул Гамзатов - интересный, многогранный, талантливый писатель, и, безусловно, великий человек!


Благодаря стихам Гамзатова, читатели узнали и полюбили Дагестан. Писатель считал, что в современном мире, мысли и чувства, музыка и краски художника не должны быть собственностью только той нации, откуда вышел поэт и на языке которой он пишет хотя, конечно  же, он прежде всего должен быть выразителем дум своего народа, быть везде его представителем. В основе поэзии писатель ценил рациональное зерно, но при этом не отбрасывал и эмоции. Стихи Гамзатова переведены на многие языки мира. Он сам переводил на родной аварский язык и поэмы Пушкина, и лирику Лермонтова, и стихи других поэтов.
Ряд стихов Расула Гамзатова стали песнями. С Гамзатовым тесно работали многие композиторы, в том числе Ян Френкель, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова, среди исполнителей песен на его стихи – Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон и другие.
Расул Гамзатов всегда был любим народом. Он ценил жизнь и людей. Великий поэт ушёл из жизни в возрасте 80 лет, но ещё при жизни обессмертил себя своими прекрасными произведениями

Лучше нас
Всего желанней нам на свете
В преддверье собственной зимы,
Чтоб нас вольготней жили дети,
Которых породили мы.
Не вполдуши  живя, а  цельно,
Пусть смолоду, как мы подчас,
Они влюбляются смертельно,
Но мыслят мужественней нас.
Их сон ночной пусть будет слаще
Отцов предутреннего сна.
Пускай им дышится, как в чаще,
Где вечно зелена сосна.
Пусть одобренье чаще слышат,
Да не зазнаются они
И пусть возвышеннее пишут,
Чем мы писали в наши дни.
Адатом совестливость сделав,
Пред правдою не пряча глаз,
Пусть держатся её пределов…
Ну, словом, будут лучше нас.

Приглашаем в библиотеки города для знакомства с творчеством этого замечательного поэта!


Читайте также 
Алена Реут
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »