среда, 16 июня 2021 г.

Берёзы и война: 35 стихов

 

Берёзка

Среди полей на перекрёстке

Взлетел крылатый столб огня.

Снаряд ударил в ствол берёзки,

А показалось, что в меня.

 

В июльский полдень под обстрелом,

Я вспомнил детство, отчий дом,

Берёзку, что легко шумела

Своей листвою под окном.

 

Я вспомнил, как она собою,

Нам украшала бедный сад,

Сквозная, чистая — весною,

И золотая — в листопад.

 

…Пусть пулемёты снова брызнут,

Смертельным яростным огнём, —

В бой за берёзку, за Отчизну,

За солнце яркое идём!

 

Идём за милый край отцовский,

И если сгинем мы в боях,

То пусть товарищи берёзку

У нас посадят в головах.

 

Не надо почестей и тризны,

Погибшим в схватках боевых,

Им слово краткое — Отчизна

Дороже было слов иных.

 

Идёт огонь на нас стихией,

Летит трассирующих нить…

Берёзка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить.

Я. Шведов

 

Белая береза

Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

 

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

 

И рано-раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

 

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Родную русскую березу

В обиду больше не дадим.

С. Васильев

 

Белая береза

Как в январе сибирский лес красив!

Трубит сосна. Звенит продрогший ельник.

Шумит сплошной березовый массив —

Высокий прямоствольный бельник.

 

Шагающий под воющей пургой

За хвойными товарищами следом,

Кудрявый, длинноногий и нагой,

Он до сих пор в Сибири был неведом.

 

Его нашли в печальный год войны,

Когда нужда в березе достигала

Невиданной, неслыханной цены,

Почти сравнявшейся с ценой металла.

 

Счастливый изыскатель вдруг напал

На грозный ствол немыслимого роста.

Скрипела рябоватая береста,

Когда его валили наповал.

 

И под веселой плотницкой рукой

Из стояка хорошего обхвата

Он превращался в полоз выгибной

И в вырезное ложе автомата.

 

На запад, в Подмосковье прямиком,

Неслись составы, устали не зная.

И на врага с бойцом-сибиряком

Шла в смертный бой его тайга родная.

С. Васильев

 

Берёза

Былье былое... Грохот боя...

Война... Тяжелые года...

Врывается в село родное,

В мой край непрошено беда.

 

Дымят еще останки хаты,

Вокруг потухшая трава,

А ты, ветвиста и крылата,

Зеленокудрая, жива.

 

А ты стоишь в рубашке белой —

От пепелища в трех шагах.

В упор наведен парабеллум

Рукой жестокого врага.

 

И снова, снова режет выстрел

Тебя, упрямую, насквозь:

Метала ненависти искры

Нечеловеческая злость.

 

И я гляжу — мальчишка русый —

Никак поверить не могу.

Ты показалась слишком русской

Осатаневшему врагу.

В. Михалёв

 

Берёза

Тонкая российская береза

Посредине полымя, огня,

Ничего, что небольшого роста,

Встала, к небу голову подняв.

 

Падал, умирая, ветер сбоку,

Шел стеной расплавленный металл,

Будто бы коса траву осоку,

Убивал деревья наповал.

 

Вся была снарядами изрыта

Черная, чугунная земля.

Били танки кованым копытом

Вкруг нее долины и поля.

 

А она стоит себе, простая,

Будто не бывало ничего —

Белая, лучистая, босая,

Вечной жизни свет и торжество.

С. Орлов

 

Березовая веточка

Вчера, ножом с шинели счистив глину,

Я из окопа вылез и по склону,

Сменившись, с ротой отходил в долину

На отдых ко второму эшелону.

 

Весь снег с горы согнало к той минуте,

И ручейки, спеша, стремились мимо.

И стали резкими на талом грунте

Следы-воронки от разрывов минных.

 

Землею, талым льдом и ветром мая

Пахнуло так, что, опьянев, на камень

Я сел и, ничего не понимая,

Стал робко трогать веточку руками.

 

Все запахи земли перебивая,

От рук моих березовым настоем

Запахло. А березка, оживая,

Напомнила мне самое простое —

 

Под парусами жизни уходящий

Бумажный флот из книжки и тетради

И тот насквозь дождем промытый ящик,

Который я на дерево приладил.

 

Еще гостей в нем нет. Но скоро, скоро

Его займет скворец большеголовый…

Со всех сторон меня теснили горы.

А я сидел, твердя одно лишь слово:

 

«Россия — родина моя, Россия…»

И предо мной бескрайние вставали

Поля, как сны, от солнца золотые,

И города из пепла и развалин.

 

И как бы труден ни был подвиг ратный

На обагренных кровью горных склонах,

Я с камня встал и повернул обратно

К окопу от второго эшелона.

В. Жуков

 

* * *

В атаке наши танки. Напролом!

Не время колебаться — с фланга надо бы…

Спешат за отступающим врагом

И рушатся бетонной кладки надолбы.

 

Дрожит березка тонкая в цвету,

Густые ветви гарью припорошены,

И в этом громыхающем аду

Она пушинкой кажется заброшенной.

 

И танки, всё сметая на пути,

В железной, справедливой исступленности,

Стараются березку обойти.

Безмерна власть ее незащищенности.

РУД НОЙ

 

Оглядка

Вонзилось в память, как заноза:

Есть под Москвой одна береза

Необъяснимой красоты,

Глядит на Истру с высоты.

 

Она стоит как утвержденье,

Что жизнь моя — не наважденье,

Не грохот мрака и огня

В ночных лесах за Кандалакшей,

Где топчет торф и снег размякший

Войны чугунная ступня,

А неотступная защита

Тебя, чье имя не забыто,

Полей, где детство сказкой стало,

Где юность счастье разыскала,

Но не успела рассмотреть

Людей, которые мне дали

Любовь, чтоб видеть эти дали,

За что не страшно умереть…

А. Ковалёнков

 

Слава березам

Мы выбирали берёзы прямые,

стройные в нашей весенней долине,

глядя на слезы деревьев немые,

с сердцем тяжёлым берёзы валили.

Нас укрывали они, согревали,

или ж, к плечу прижимаясь прикладом,

наши берёзы тогда воевали,

жизни спасая нашим солдатам.

 

…В новых лучах золотистого мая,

в роще берёзовой, в роще белёсой

к светлым стволам я щекой прижимаюсь…

И вспоминаю войну и берёзы!

Лео Майер

 

Березка

Его свинцом в бою скосили…

Мы по-солдатски майским днем

Вдали от матушки-России

Поминки справили по нем.

 

И посадили на могиле

Березку русскую бойцы,

Чтоб там по веснам петь любили

В Рязань летящие скворцы.

 

Война прошла. Освободилась

От марев дымных синева,

В пустых окопах поселилась

Такая мирная трава!

 

Мы возвращались, кончив дело,

Дорогами своих побед.

С какой тоской тогда глядела

Березка наша нам вослед!

 

Ведь ей всю жизнь в чужой долине

Стоять у холмика того…

Уйти? Но как же на чужбине

Оставить парня одного!

А. Малькин (Перевод В. Ермакова)

 

Береза

Под березою был похоронен комбат.

Мы могилу травою укрыли.

В ствол березы ударил немецкий снаряд —

И береза упала к могиле.

 

И ветвями своими припала к траве,

Серебристой корою в накрапах,

И вершиной своею — к его голове,

Обращенной и к смерти на запад.

 

Так лежала она, прикрывая собой

Свежий холмик могильной земли,

И ее ни снаряды, ни вихрь огневой

Оторвать от него не могли.

А. Софронов

 

Стоит берёзка фронтовая

Стоит берёзка фронтовая,

Ей не от солнца горячо, —

У ней ведь рана огневая:

Пробила пуля ей плечо!

 

Почти закрыта рана эта

Как бы припухшею корой…

Берёзка зеленью берета

Уже хвастнула пред сестрой.

 

Как северянка, речь заводит,

Всё с переспросом: «Чо да чо?»

И только ноет к непогоде

С закрытой раною плечо!

А. Прокофьев

 

* * *

Вошли в село: ни хат и ни людей,

И потому не сделали привала.

Одна березка — седины белей —

Нас, как сестра, приветливо встречала.

 

Пробитая осколками насквозь,

Губной гармоникой береста пела,

И каждому в той песне довелось

Найти для битв отчетливую смелость.

 

И мы ушли: война вперед звала.

Ту песню с пеплом по полю нес ветер,

И я в ее тоске тогда заметил —

Начало жизни мертвого села.

А. Афанасьев

 

* * *

Ранен я. И поседела

Голова. И кружит зной.

И березка, как сиделка,

Наклонилась надо мной.

 

Знать, глухую боль почуяв

Сердцем девичьем своим,

Наклонилась и врачует

Раны черные мои…

 

Я один. Но не в пустыне.

И несет к моим глазам

Колокольчик в рюмке синей

Исцеляющий бальзам.

 

И ромашки из-за леса,

Улыбаясь и звеня,

Из цветов своих белесых

Бинт сплетают для меня.

 

Ранен я. Какое дело!

За три года не впервой…

И березка, как сиделка,

Наклонилась надо мной.

В. Журавлёв

 

Баллада о берёзе

Это было в минуту жестокого боя.

На израненной, залитой кровью земле

Незнакомого парня заслонила берёзка собою,

И осталась навеки горячая пуля в стволе.

 

Упадали снега, и весенние зори вставали,

И шумели дожди, и росло деревцо,

И кольцо за кольцом —

Будто годы её бинтовали —

Нарастало над раной живое кольцо за кольцом.

 

И когда по снегам уходили неслышные годы,

Ранним утром грачи приносили на крыльях весну,

Лес войну забывал — у берёзы одной на погоду

Ныла рана в стволе, не давая забыть про войну.

 

Отгремела война, и под сенью крыла кружевного,

Не пугаясь грозы, что грохочет, как бой, вдалеке,

Тянет ветви подлесок, и не слышавший этого слова

на берёзовом милом, весёлом своём языке.

Я. Циняев

 

Берёзка

По большаку неслись машины мимо,

Но я вдогонку им не крикнул: «Стой!»

И надо мною небо в клочьях дыма

Вторые сутки бредило бедой.

 

А пули воздух резали и хлёстко

Стегали почерневшую кору,

И, раненый, я стройную берёзку

В халате белом принял за сестру.

 

И, словно, подойдя ко мне по ближе,

Она коснулась моего плеча.

Я, может, потому тогда и выжил,

Что белую берёзку повстречал.

 

Нет, не впустую годы пролетели,

Я счастлив тем, что мирный воздух пью.

Стоит берёзка с шрамами на теле,

Листвой зелёной боль прикрыв свою.

И. Ржевский

 

Песнь старой берёзы

Её мы встретили под Брянском,

Приметив статную красу.

Там три могилы партизанских

В сыром и пасмурном лесу.

 

Печален ствол, печальна крона

Берёзы строгой и седой.

И проржавевшие патроны

У ног рассыпаны войной.

 

Её лица суровый мрамор,

Годами тронутый слегка,

Незаживающие шрамы

Избороздили на века.

 

О чём поёшь? Какие грозы

На долю выпали твою?

И, вздрогнув, молвила берёза:

«Я плачу. Разве я пою?»

В. Кузнецов

 

В Трептов-парке белые березы

В Трептов-парке белые березы,

Словно вдовы русские, стоят

И роняют слезы,

А не росы

На могилы братские солдат.

О березы!

Вас печаль России,

Вдовья неизбывная тоска

Сквозь ненастья, горем залитые,

Привела сюда издалека.

Привела,

Поставила навеки

У ступеней скорбной тишины.

С той поры вы, не смежая веки,

Навеваете солдатам сны.

Снятся им рязанские раздолья,

Астраханских плавней камыши

И бодрящий сердце нам до боли

Бой курантов в утренней тиши.

О березы,

Белые березы!

Часть России,

Часть моей души!

Солнце не потушит ваши слезы,

Ветерок в листве не прошуршит…

Тяжелы шлифованные плиты

И суровы, как возмездья сталь.

Сын России с красного гранита

Через вас глядит в родную даль.

Видит он Россию до Вилюйска,

Слышит он свою родную речь…

 

Тишина.

И слышно,

Как до хруста

Он сжимает обнаженный меч!

Н. Агеев

 

Красные надгробья

Берёза ласкает надгробные плиты.

В дыхании ветерка

Спите, герои,

Спокойно спите.

И пусть над вами лавину событий

Бесшумно проносит река.

 

Оттуда, где плещет Волга,

Оттуда, где катится Дон,

Ушли эти воины.

Спать им долго –

Укрой их, берёза, своим пологом,

Да будет тихим их сон,

 

Сергея, Ивана, Петра, Николая.

Над ними, листвой шевеля,

В себя приняла земля родная,

Стань матерью им родной.

 

Остановись возле этой берёзы,

На плиты эти взгляни-

И вспомни о тех,

Кто развеял угрозы,

И в землю эту пролей свои слёзы,

Как пролили кровь они.

 

Спите, герои,

Время – память о вас.

Й. Фодор

 

Березка в Освенциме

Березка над кирпичною стеной,

Случись,

     когда придется,

               надо мной!

Случись на том последнем перекрестке!

Свидетелями смерти не возьму

Платан и дуб.

И лавр мне ни к чему.

С меня достаточно березки.

 

И если будет осень,

              пусть листок

Спланирует на лоб горячий.

А если будет солнце,

               пусть восток

Блеснет моей последнею удачей.

 

Все нации, которые — сюда,

Все русские, поляки и евреи,

Березкой восхищаются скорее,

Чем символами быта и труда.

 

За высоту,

За белую кору

Тебя

последней спутницей беру.

Не примирюсь со спутницей

                       иною!

Березка у освенцимской стены!

Ты столько раз

          в мои

             врастала сны!

Случись,

     когда придется,

               надо мною.

Б. Слуцкий

 

Памятное место

Без боли колет воздух туя.

Береза бело-золотая,

Сама себя живописуя,

Пылает, блещет, облетая.

 

Маляр, баварец белокурый,

В окне открытом красит рамы,

И веет от его фигуры

Отсутствием душевной драмы.

 

В просторном помещенье печи

Остыли прочно и сурово.

Грядущих зол они предтечи

Иль знаки мёртвого былого?

 

Слежу я за спокойной кистью

И воздух осени вдыхаю,

И кружатся в смятенье листья

Над бывшим лагерем Дахау.

С. Липкин

 

Брасовские аллеи

От знакомых запахов хмелею

И вокруг во все глаза гляжу.

По шумливым Брасовским аллеям,

Словно в детство, заново вхожу.

 

Этот шум и это птичье пенье

Мне теперь особенно нужны.

Принимаю как благословенье

Матери — орловской стороны.

 

— Добрый день! — кричу в ответ березам,

Задевая ветки вещмешком.

Здесь юнцом худым, русоволосым

Я с дружками бегал босиком…

 

Будто мы таким же тесным строем,

Как ушли, могли б прийти назад,

И сейчас из наших мест герои

В Трептов-парке вовсе не лежат,

 

Будто вы, березы, не стонали

В тон залетным плакавшим ветрам,

Будто вы от горя не роняли

На дорогу слезы по утрам.

 

Так шумите, став подобьем арок,

Чтоб под сень соединенных крон

Принесли живые, как подарок,

Весть, что недруг нами побежден!

 

Так шумите, ветки, как знамена,

Опуская в скорби до земли.

Вспоминайте павших поименно,

Что до ваших арок не дошли.

Н. Родичев

 

Растёт в Волгограде берёзка

Ты тоже родился в России —

краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне — берёза,

берёза — под каждым окном.

На каждой весенней поляне —

их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде берёзка —

увидишь, и сердце замрёт.

 

Её привезли издалёка

в края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

к огню волгоградской земли!

Как долго она тосковала

о светлых лесах на Руси —

лежат под берёзкой ребята, —

об этом у них расспроси.

 

Трава под берёзкой не смята —

никто из земли не вставал.

Но как это нужно солдату,

чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал — светло, как невеста,

и помнил — навеки, как мать!

Ты тоже родился солдатом —

тебе ли того не понять.

 

Ты тоже родился в России —

берёзовом, милом краю.

Теперь, где ни встретишь берёзу,

ты вспомнишь берёзку мою,

её молчаливые ветки,

её терпеливую грусть.

Растет в Волгограде берёзка.

Попробуй её позабудь!

М. Агашина

 

Береза

Над лесом красная ракета

Прожгла ночную тишину.

И зашепталось с ветром лето,

Внезапно вспомнив про войну.

 

Такой же дымчато-кровавый

В ревущий орудийный шквал

И мой отец у переправы

Бойцов в атаку поднимал.

 

На той земле от стали жесткой

Шумят листвою деревца.

И среди них растет березка

И сердце моего отца.

Ю. Гребеньков

 

Берёзки

За окном кружились перелески

В угасавшем пламени зари,

Проводник, поправив занавеску,

Объявил спокойно: «Поныри!»

 

Всё мне здесь и памятно и близко,

Я прошёл солдатом этот край.

За селом, вдали на перекрёстке

Полевых, едва заметных троп,

Я узнал знакомые берёзки,

У которых рыл себе окоп.

 

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

 

С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

 

— Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез...

М. Селезнев

 

Береза

Я видел берёзу в бою, под огнем.

Она розовела с рассветом.

Неяркое солнце ласкало ее

Скользящим, трепещущим светом.

 

Весенняя, юная, чистая жизнь

Была в ее листьях разлита…

И вдруг кто-то крикнул: «Ребята, ложись!»

Над нами неслись «мессершмиты».

 

Я бросился наземь. А пули: цви, цви!..

И сердце в груди холодело.

И, кажется мне, захлебнулся б в крови,

Но спас меня ствол нежно-белый.

 

Упала без стона береза-солдат,

Но корни недаром пустила…

Там нынче березы другие шумят,

Вобрав ее гордую силу.

Л. Виноградов

 

Березка

Для меня березка — часть России,

Есть она, и будет, и была…

…Вот березку росы оросили,

И она стоит белым-бела.

 

Ты, березка, искренне поведай

Эту быль подснежникам весны,

Как ждала меня, ждала с победой

Сорок с лишним месяцев с войны!

 

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня!

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в березку, ждущую меня.

 

…Снова у родного перекрестка

Я стою, взволнованный, с утра, —

Вот она, заветная березка,

Белая, как будто медсестра.

Я. Пинясов (Перевод П. Панченко)

 

Березка

Отрывок из стихотворения «Ржев, город российский»

 

Уж четверть века позади,

Какой же след найду я

От тех боев? А мне:

— Найди! —

Все павшие диктуют.

 

И я иду. И предо мной —

Нетленный памятник,

Живой…

 

Березка молодая,

Ты ждешь меня, родная?..

Меж двух огней она одна

Цвела, не понимая:

Зачем идет, ревет война,

Живую кровь плеская?

 

У командира счет простой.

— Зачем ориентир такой?

Убрать! — И кончен разговор.

Боец, исполни приговор…

 

Но крутит ус седой солдат.

Да слыханное ль дело

Убить березку? Ей бы в ряд

С девчонками — да в добрый в сад

За ландышами смело!

 

Подумал так. И так сказал:

— Смотрю я на березку, —

В сережках вся да в слезках,

Не в детстве ль я ее встречал?..

 

В ней и в дожди косые

Я слышу песнь России.

В ее зеленых волосах —

России юность и краса.

 

Она мне дочь, сестра, жена,

Она сильна, свежа, нежна.

Родился с нею я и рос,

Вся жизнь прошла среди берез.

 

И как же мне не каяться,

Коль загублю красавицу?

Нет, не возьмет моя рука

Ни топора, ни молотка…

 

Суровый командир смущен.

Да, да, не в рощах вырос он, —

В степи безлесной, дальней,

Песчаной и печальной.

 

Калмычки грудь сосал он, мал,

Не ведавший о рощах.

Но он России сок впитал,

Взращен России мощью.

 

— Ну, что же, будь по-вашему, —

Сказал он, понимая,

Какая боль щемящая

Сейчас солдат ломает.

 

Его березка услыхала,

Как знамя, вся затрепетала.

А вскоре завязался бой,

Фашисты рвутся на разбой,

Швыряют мины палачи.

И вот березонька кричит.

От боли и упала.

К нам — «Отомсти!» — взывала.

 

Солдаты — из окопов вон,

И на штыки фашистов.

Наш гнев велик,

Не станет он

Щадить врагов нечистых!..

 

Воды так много утекло

С тех пор, как мы расстались.

Седин в виски нам намело,

А может — блеска стали.

 

Иду. Найду иль не найду?

Ищу. Один за всех грущу.

 

И вдруг ее встречаю.

Она, она! Живая!..

— Деревья умирают стоя, —

Слыхал я от людей.

Так нам бы всем! Но что я,

С фантазией моей?

 

Березка черной стала,

А белая была

И мертвая стояла,

И мертвая жила!..

 

Как часовой России

Над павшими в бою.

И туча оросила

Всю черноту твою.

 

Стоишь ты, Мать-Россия,

Одна среди могил,

И мертвая — красивая,

И гром-то не убил

Красы твоей и стати!

Я к ней спешу, спешу.

Ужель ее то платье?

Зеленый слышу шум.

Да целый лес тут вырос!

Жизнь отдала другим…

А та ж, как прежде, сырость

И прели серый дым.

 

Иду, солдат бывалый,

По роще молодой…

Так молодость стояла

За этот мир живой.

 

И там, где капли алые

Ронял в бою комбат,

Дрожат росинки малые,

Созрели и дрожат.

 

Ведь это капли силы

Товарищей твоих,

Не вставших из могилы,

Но навсегда — живых...

Морхаджи Нармаев (Перевод В. Гришаева

 

* * *

То ли ветер в глаза, то ли слёзы…

Я опять под Москвою стою.

Разрослась, постарела берёза,

Но легко я её узнаю.

 

Помню, помню: в дыму горьковатом

Не с любимой сидел я под ней —

Я солдатом лежал с автоматом

У её узловатых корней.

 

В небе облачко тихо проплыло,

Снова ждали мы трудного дня,

И берёза ветвями прикрыла

От недоброго взгляда меня.

 

А потом на исходе рассвета,

Когда стали опушки видны,

Зашипела на небе ракета.

Будто злая планета войны.

 

И окуталась дымом долина,

И завыл, заворочался бой!..

Рядом с нами ударила мина:

Мне осколок, берёзе — другой.

 

Прянув книзу в испуганной дрожи,

Снова деревце прямо встает.

Сок её ощущаю на коже,

Кровь моя по берёзе течёт.

 

То ли ветер в глаза, то ли слёзы…

Я опять под Москвою стою.

Разрослась, постарела берёза.

Узнаю я её, узнаю!

 

Нас братала военная осень,

Мы родные, берёза, с тобой —

Ведь недаром под сердцем мы носим

Два осколка от мины одной.

 

Нам с тобой в запас пока рано,

То, что было, нам спать не велит:

Ноют наши военные раны,

Наша память, как рана, болит.

 

Притаились далёкие грозы.

Тишина в подмосковном лесу…

Если что, ты надейся берёза:

Заслоню, обогрею, спасу.

Якуб Кулмый

 

* * *

Склонилась к речке старая береза,

И седину увидела свою.

И вспомнила, какие были грозы,

В каком была изранена бою.

 

Давным-давно подростком безответным

Она тянулась к свету и теплу.

И вдруг беда. То было страшным летом.

Огнем пахнуло по её челу.

 

Как выстояла, выжила, родная?

Откуда силу грозную взяла?

Склонилась к речке голова седая,

В рубцах и шрамах вся она была.

М. Длуговский

 

Подмосковные берёзки

На шоссейном перекрестке

Хороводницы-березки

Шелком зелени шумят.

Их развесистые ели

От мороза, от метели,

Как сестер, хранят.

 

И не треплет ветер хлесткий

Подмосковные березки —

Им в Сибири хорошо!

Хоть тайге самой здесь тесно,

Но она дала им место,

И у них теперь — лужок.

Их сюда из Подмосковья,

Что омыто было кровью,

Привезли сибиряки.

И растут они, сестрички,

По плечам бегут косички,

Как весною ручейки.

 

К небу тянутся березки

Средь тайги на перекрестке,

А народ сибирский мой —

Добродушный и суровый —

Их увидит, вспомнит снова

Оборону под Москвой.

 

Напирали вражьи тучи.

И тогда своих могучих

Собрала тайга сынов

От Амура до Урала.

И как мать их провожала

За порог до поездов.

 

И пришла Сибирь полками,

Ощетинилась штыками

В обороне под Москвой,

Как сама тайга густая,

Коренастая, прямая,

С русской славой и душой.

И Москву от вражьей силы

Русской грудью заслонили

Богатырские полки…

 

И с тех пор на перекрестке

Больше, крепче вас, березки,

Любим мы, сибиряки.

Н. Агеев

 

Российская березка

Родной земли священная полоса.

Рябой курган от стали и свинца.

И там растет российская березка

У изголовья павшего бойца.

 

Он в бой ходил в мороз и ветер хлесткий

И до победы общей не дожил.

Спасибо тем, кто посадил березку,

И тем, кто песню про нее сложил.

 

У той березки всем хватает места —

Живым и мертвым, что упали в пыль.

Обнял ее седой защитник Бреста,

А сын к щеке прижал его костыль.

 

Здесь можно слез солдатских не заметить,

Но равнодушья не простит она.

Видна березка наша всей планете

И каждому в отдельности видна.

 

Ты и моя, березка, не устану

Стоять всю жизнь до самого конца

Лицом к тебе, к Мамаеву кургану,

К однополчанам моего отца.

В. Демидов

 

* * *

Война прошла, но подвиг вечен.

Как цепь сражавшихся солдат

Кто опален, кто изувечен —

Березы русские стоят.

 

Стоят, как прежде, белоноги.

И люди, — боже, их прости! —

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить березы на пути.

 

Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!»

И хвать по дереву сплеча!

Топор сорвался с резким звуком.

Свинец тяжелый повстречав.

 

Застыли люди. Значит, скольких

Спасли березы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, бойцах.

 

Ведь это в них летели пули

В те дни военных страшных гроз…

И люди в сторону свернули,

Ушли от раненых берез.

 

Забыта прежняя тревога.

Слабеет память о войне.

Проходит ровная дорога

От тех березок в стороне.

 

Опять по ней идут обозы,

Навалом яблоки лежат.

И белоствольные березы

О славе прошлого шумят.

В. Потемкина


Лесная быль

Задумалась берёзка,

Былые вспомнив дни,

Кудрявую причёску

К родной земле склонив.


Сок её, как слёзы,

Веткой не смахнуть.

Эх, русская берёза,

Ты вспомнила войну.


Железа вечный холод

Ей душу бередил.

Заржавленный осколок

В берёзкиной груди.


Она в бою жестоком

Солдата сберегла

И тем шальным осколком

Изранена была.


И если вдруг случится,

Что рядом будет путь,

Ты в пояс поклониться

Берёзке не забудь.

М. Рябинин

 

* * *

Ты ее увидишь — и забьется сердце…

Сколько о березе сложено стихов!

Может быть, довольно? Но куда же деться,

Если песня в сердце созревает вновь?

 

Потому что помню: в новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходил на фронт,

И березы тихо мне вослед глядели,

Русский посылая до земли поклон.

 

Потому что помню небо в грозных грозах.

И когда упал я, ранен, чуть живой,

Надо мной склонилась белая береза

Доброй милосердия сестрой.

 

И во мне воскресли молодые силы,

Солнце засияло, засветлела высь!

Красота России, чистота России

В ней, в березе белой, на века сплелись.

И. Светличный

 

Читайте также

Часть 1 — поэма В. Фирсова, где переплелись тема родины, истории и берёзы.

Часть 2 — стихи классиков о берёзе.

Часть 3 — стихи советских поэтов.

Часть 4 — стихи современных поэтов.

Часть 5 — стихи о берёзах и войне.

Часть 6 — стихи для детей.

Часть 7 — песни о берёзе.

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »