четверг, 24 июня 2021 г.

Новые имена. Цруя Шалев «Боль», «Биография любви»

 


Цруя Шалев – современная израильская писательница и литературный редактор. На сегодняшний день она опубликовала пять романов «Я танцевала, я стояла», «Биография любви», «Муж и жена», «Тера» и «Боль». Романы были переведены на два десятка языков и получили широкую известность во всем мире. Цруя Шалев неоднократно получала литературные премии.

 

В особенности писательницу полюбили в Германии, где ее книгу «Биография любви» назвали одним из лучших романов за последние сорок лет, очень бережно перенесли его на экран в 2007 году, а в 2012 году наградили Шалев за вклад в мировое искусство.



На русский язык Шалев впервые была переведена в 2001 году, когда издательство перевело ее первый роман «Я танцевала, я стояла». Сама писательница не считает это произведение удачным, но читатели оценивают его достаточно высоко. Следующий перевод состоялся лишь спустя восемь лет, когда в России вышел роман «Биография любви». И, наконец, в 2019 году издательство «Синдбад» опубликовало роман «Боль».


Мне посчастливилось познакомиться с двумя романами автора – «Биография любви» и «Боль». Мое внимание к творчеству Шалев привлекли рецензии на сайте книжного интернет-магазина Лабиринт, в которых прозвучали такие слова: «этот роман не для лотков на провинциальной привокзальной площади… Его еще надо уметь прочесть» и «Книгу особенно рекомендую миллениалам… которые закрыли намеренно перед собой дверь в размеренную жизнь ради того чтобы испытать то чувство после которого все теряет вкус». Пожалуй, эти две цитаты наиболее точно, хоть и не исчерпывающе описывают мое впечатление от этого сильного, эмоционального, пугающе искреннего произведения.


Мне «Биография любви» порой представлялась американскими горками. И не только в плане эмоциональном. Но и в плане смысловом. Вот автор описывает любовные переживания девушки, которая ведет себя как сумасшедшая, а потом – бац! – и Шалев уже погружается в размышления на философские темы, переплетающиеся с аллюзиями на библейские сюжеты. И тут передо мной встает вопрос, хватит ли житейского и читательского опыта для осмысления произведения?



На волне впечатления от «Биографии любви», почти утвердившись в желании посвятить Шалев заметку в рубрике «Новые имена», я решила прочесть «Боль». И вновь стопроцентное попадание! Я до сих пор не могу расстаться с ощущением, что нашла своего автора. Еще одного единомышленника в этом огромном мире, где подчас чувствуешь себя одиноким и непонятым. И вдруг появляются книги, песни, фильмы, которые говорят с тобой на одном языке.


Сначала «Боль» показалась мне едва ли не близнецом «Биографии любви» в других декорациях. Однако чем дальше я читала, тем больше понимала, что это очень разные произведения. На первый взгляд об одном и том же, при более глубоком взгляде – совершенно разные. А если начать искать третье дно, то опять-таки приходишь к мысли, что все-таки они об одном, но отнюдь не о том, что так бросается в глаза в самом начале.

Если вкратце, то у любви есть разные уровни понимания и ощущения, на которых она обретает объем, начинает играть новыми красками. От самого простого переживания ощущения, эмоции, до углубления в трансцендентное, сакральное. Так и в произведениях Шалев: глубина книги, идеи и любви – как фундамента произведения и его главного героя, и самого духа, которым пронизан текст – определяется вашей собственной глубиной.



Впрочем, такую литературу нужно читать, а не описывать. Ведь в каждом прочтении рождаются свои смыслы, свои впечатления. Я искренне надеюсь, что ваше знакомство с Цруей Шалев если оно однажды состоится, принесет вам удовольствие и немного углубит ваше понимание внутреннего мира человека. Но настойчиво рекомендовать «Биографию любви» я бы не рискнула, потому что впечатление от этой книги может варьироваться от восторга до отвращения. Начните лучше с «Боли». Приятного чтения!

 

Алина Баришовец, гл.библиотекарь молодежного отдела Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »