среда, 26 мая 2021 г.

Азбука нравственности в стихах. Хитрость

 

Хитрость — нравственно этическое качество личности, проявляющееся в ловкости, обмане, лукавстве, тайном действии, скрытом поступке, способ обмануть бдительность противника или средство получить какой-либо желаемый иной результат.

 

* * *

Не люблю хитрецов,

Не умею хитрить.

Не могу дурака

Похвалой одарить.

 

Не умею молчать,

Если сердце кипит.

Не меняю на выгоду

Горьких обид.

 

Можно хлеба краюху

Делить пополам.

Половину души

Никому не отдам.

 

Отдавать — так уж всю,

Без остатка, до дна.

Потому что, как жизнь,

Неделима она.

 

Не люблю хитрецов,

Не умею хитрить.

Что подумал о ком-то,

Могу повторить.

 

Всё могу повторить,

Глядя прямо в глаза.

Если б так же всегда

Поступали друзья…

А. Дементьев

 

Хитрец

Он, дескать, глуп. Он, дескать, мал.

А наш глупыш, собой владея,

С большим умом осуществлял

Свои дурацкие идеи.

В. Берестов

 

Лучше хитрость, чем битва

«Лучше хитрость, чем битва», — промолвила грекам Медея.

И пошли аргонавты за женщиной пылкой и милой.

Пусть я в битве погибну и буду лежать холодея,

Но от хитрости женской меня сохрани и помилуй.

 

Я ночами с тобой говорил как поэт и как воин.

Никогда не воскреснут спасенные женщиной греки.

Я не знаю, достоин ли славы, но правды достоин

Перед тем как с тобой и с Отчизной проститься навеки.

А. Гитович

 

Хитрость

Ты,

    хитрость,

          низменная штука,

Когда спесиво действуешь сама,

Но,

       как стратегия

               великого ума,

Ты

      даже гению

             достойная подруга.

Н. Доризо

 

Хитрость

Этой темы коснемся слегка,

Человека понять нам поможет:

Хитрость — развитый ум дурака,

Он иначе развиться не может.

Фазиль Искандер

 

Карусель все вертится…

Карусель все вертится и вертится…

Что-то там темнеет, что-то — светится…

Вертится — способна душу вытрясти:

Карусель построена на хитрости.

 

Ползающий, скачущий, летающий-

Всякий — молчаливый и болтающий

Мчится на одной и той же скорости.

Мальчик скачет на коне — далеко ли?

 

Девочка сидит на быстром соколе.

Он коня подхлестывает прутиком,

Эй, кто там! Свидетелями будьте-ка,

Что вот-вот догонит он подругу!

 

Он уж ей протягивает руку…

Карусель спешит, бежит по кругу…

Девочка со смехом оборачивается,

Будто бы на веточке покачивается…

 

К взгляду взгляд, ладонь к ладони тянется…

Что-то с ними будет? Что-то станется?..

Два бутона рядышком вздуваются…

Шаг меж ними… Только все ль сбывается?

 

Только есть шаги такие в мире,

Что и моря-океана шире:

В них — дорога от земли до солнца,

Время в них, что вечностью зовется.

 

Коль летишь ты на коне крылатом,

А она на соколе куда-то…

Карусель ведь кружится и кружится,

Что-то возникает, что-то рушится.

 

Ведь не все, как хочется, устроено:

Карусель на хитрости и построена.

Стоп! Земля!.. Все остальное — мелочи:

Мальчик, дай скорее руку девочке

 

И держи!.. Пускай вам в счастье верится!..

Шар земной все вертится и вертится!..

Ты, смотри, держи ее, не выпусти!

Шар земной построен ведь на хитрости…

М. Карим

 

Волчья хитрость

По нужде Волк постился:

Собаки стерегли и день, и ночь овец.

Однако же и Волк был не глупец.

Вот думал, думал он и ухитрился,

Да как же? — пастухом, проклятый, нарядился:

Надел пастуший балахон,

Накрыл себя пастушьей шляпой,

И, опершись о посох лапой,

Подкрался в полдень к стаду он.

 

Пастух под тенью спал, собаки тоже спали,

И овцы все почти закрыв глаза лежали,

Любую выбрать мог. «А что? — Волк думает.

— Когда теперь примуся

Душить овец, то вряд отсюда уберуся:

Начнут блеять, а я не унесу и ног;

Дай лучше отгоню подалее все стадо.

Постой, да ведь сказать хоть слово дурам надо:

Я слышал, как пастух с овцами говорил».

И вот он пастуха как раз передразнил:

 

Завыл.

Поднялся вдруг Барбос; за ним Мурза вскочил:

Залаяли, бегут. Мой Волк уж прочь от стада,

Но в амуниции плохая ретирада:

Запутался он в платье и упал.

Барбоска вмиг его нагнал,

Зубами острыми за шею ухватился,

Мурза тут подоспел, за горло уцепился;

Пастух же балахон и шкуру с Волка снял.

 

О святках был я в маскараде:

Гляжу, стоит в кружку какой-то генерал,

В крестах весь, вытянут, как будто на параде

И как о Тактике он врал!

Что ж вышло? это был… капрал.

Жан де Лафонтен

 

Ворона и Лисица

‎Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

 

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

‎На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

‎Да позадумалась, а сыр во рту держала.

‎На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

‎Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

‎И говорит так сладко, чуть дыша:

‎«Голубушка, как хороша!

‎Ну что за шейка, что за глазки!

‎Рассказывать, так, право, сказки!

‎Какие пёрышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

‎Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

‎От радости в зобу дыханье спёрло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

И. Крылов

 

Госпожа и две Служанки

‎У Барыни, старушки кропотливой,

‎Неугомонной и брюзгливой,

Две были девушки, Служанки, коих часть

‎Была с утра и до глубокой ночи,

‎Рук не покладывая, прясть.

‎Не стало бедным девкам мочи:

‎Им будни, праздник — всё равно;

‎Нет угомона на старуху:

Днём перевесть она не даст за пряжей духу;

Зарёй, где спят ещё, а уж у них давно

‎Пошло плясать веретено.

Быть может, иногда б старуха опоздала:

‎Да в доме том проклятый был петух:

‎Лишь он вспоёт — старуха встала,

Накинет на себя шубейку и треух,

‎У печки огонек вздувает,

‎Бредёт, ворча, к прядильщицам в покой,

Расталкивает их костлявою рукой,

‎А заупрямятся, — клюкой,

И сладкий на заре их сон перерывает.

‎Что будешь делать с ней?

‎Бедняжки морщатся, зевают, жмутся

‎И с теплою постелею своей,

‎Хотя не хочется, а расстаются;

На-завтрее опять, лишь прокричит петух,

‎У девушек с хозяйкой сказка та же:

‎Их будят и морят на пряже.

‎«Добро же ты, нечистый дух!»

Сквозь зубы пряхи те на петуха ворчали:

«Без песен бы твоих мы, верно, боле спали;

‎Уж над тобою быть греху!»

‎И, выбравши случа́й, без сожаленья,

Свернули девушки головку петуху.

Но что ж? Они себе тем ждали облегченья;

‎Ан в деле вышел оборот

‎Совсем не тот:

То правда, что петух уж боле не поёт —

‎Злодея их не стало:

Да Барыня, боясь, чтоб время не пропало,

Чуть лягут, не даёт почти свести им глаз

И рано так будить их стала всякий раз,

Как рано петухи и сроду не певали.

‎Тут поздно девушки узнали,

Что из огня они, да в полымя попали.

 

Так выбраться желая из хлопот,

Нередко человек имеет участь ту же:

‎Одни лишь только с рук сживёт,

‎Глядишь — другие нажил хуже!

И. Крылов

 

Хитрость

Живет с умом —

Один,

А с хитростью —

Другой.

Крути —

Переверти:

Богаче —

С хитрецой...

 

Но хитрость —

Не заслуга,

Не творческий

Полет.

Она, скорей, —

Ворюга:

Доверие

Крадет...

В. Хомич

 

Ах, хитрость

Ах, хитрость, разве ты мудра?

Весь твой талант — воображенье,

Рассудка пошлая игра

И вечной зависти шипенье.

И. Гуревич

 

Хитрость

Только разгорелся спор —

Ум нужнее или хитрость? —

Как сплотился разом хор

В дифирамбах слову «скрытность».

 

Мол, открытость не нужна

Там, где ждёшь наград успеха.

Так какого же рожна

Честным быть — лишь ради смеха?

 

Если так — смеяться нам

Над друзьями и врагами:

Смех — прибыток простакам,

Что остались дураками…

 

Долго продолжался шум

В острословиях известных.

И — зарёй средь разных дум:

Хитрость — тот же самый ум,

Только ум людей бесчестных!

С. Бурков

 

Хитрость помогает лишь один раз

(по мотивам Джона Локка)

 

Помогала мне хитрость не раз,

но тянули, как гири, сомненья,

и лицо выдавало волненье,

да предательски дёргался глаз.

 

Хитромудрыми сделал нас быт,

незадачливым хитрость, как в тягость,

только раз, расфуфырившись в благость,

дальше хитрость и с нами хитрит.

 

Наркотически всех поглотив,

раскрутилась вокруг результата.

Только, видимо, совесть измята

и дальнейший наш путь щекотлив.

 

Воспаление хитрости жжёт,

нет последствий, и всё в шоколаде,

вероятно, здоровье в засаде,

но наступит когда-то излёт.

 

Пострадают за хитрость вожди,

мироеды, тартю́фы, бандиты.

Станут карты краплёные биты.

Смоют хитрость с афишек дожди.

 

Извлекая житейский урок:

«Хитрюганы, зашейте карманы,

не юлите дорожкой обманной,

блага ведь на коротенький срок…»

О. Добров

 

Хитрость

Знай: она всегда хитра!

Ищет с самого утра,

С кем бы ей поговорить.

Для чего? Перехитрить!

Е. Санин

 

Стихотворение о хитрости

Кто хитрее всех на свете?

Мы вам хитростью ответим!

Очень хитрый рыжий кот

у нас на коврике живет.

 

Но я хитрей его вдвойне.

Я брата обхитрил в игре.

Брат хитростью не обделен, —

мне пятым погрозил тузом.

 

Вот за стеной живет сосед.

Он очень хитрый домосед.

А бабка у него хитрюга —

вообще хитрее всех в округе!

 

Схитрил с соседом мой прохвост —

и получил пинок под хвост.

Хитрят другие с ним соседи —

только хитрость всю на ветер!

И. Гагин

 

Хитрый ёж

Ай, да сад! чудесный сад.

Всюду яблоки висят,

Розовые, гладкие,

Сладкие-пресладкие!

Видит ёж, вздыхает ёж:

Не достанешь, не сорвёшь...

Ну а всё ж?..

 

Шёл косой попить к реке.

Видит — ёжик на пеньке.

«Что сидишь?»

«Не зря сижу!

Вот сижу и сторожу!

 

Есть на яблоне мешок.

В нем баран, да петушок,

Мед пчелиный вкусный

и кочан капустный!»

 

Говорит косой ежу:

«Что-то я не разгляжу...

Может я и впрямь косой?

Надо сбегать за лисой!»

 

Как услышала лиса,

закричала: «Чудеса!»

И решила: «Мишке мёд,

волк — баранину возьмёт,

Мне, лисице, — петушок,

зайцу — сладкий кочешок,

А ежу — пустой мешок»...

 

Через рощи и леса

скачут заяц и лиса.

За реку Щуканию,

волка звать в компанию.

 

«Вам не нужен ужин?»

Рявкнул серый: «Нужен!

Я поужинать не прочь,

в этом вам могу помочь».

 

Вот бегут они втроем,

через чащу, бурелом,

В дальний лес, медвежий дом.

Мишка спать решил залечь,

покряхтел, залез на печь,

Повернулся на печи —

застонали кирпичи.

 

Вдруг медведя кто-то — толк!

«Здравствуй!» — скалит зубы волк.

Лебезит лисица:

«Мёд тебе не снится?»

 

Через кочки, через пни

в сад торопятся они.

«Ох!» — вздыхает мишка:

«У меня одышка...»

 

Прибежали. «Где мешок?»

«Где баран?» «Где петушок?»

«Мёд пчелиный вкусный

и кочан капустный?»

 

Ёж на ветки показал,

Глаз прищурил и сказал:

«Нелегко мешок найти,

надо яблоню трясти!!

 

Оттолкнул косой лису:

«Отойди-ка, потрясу!»

Не жалел зайчишка лап,

только зря старался, слаб...

 

А лисице не сидится,

стала рыжая сердиться,

Как хвостом ударит вдруг,

только пыль столбом вокруг.

 

Возмутилась рыжая:

«Где мешок? Не вижу я!»

Серый волк рассвирепел,

волк зубами заскрипел,

Изо всех из волчьих сил

ствол от злости укусил...

 

Только зубы — не пила,

крепкой яблонька была.

Рявкнул мишка: «Мой чёред!»

В лапы яблоньку берёт,

Как тряхнёт...

 

Грянул град, ну и град!

Сверху яблоки летят.

Зайцу в глаз, волку в лоб,

По лисице — хлоп-хлоп-хлоп...

 

«Ой-ёй-ёй!» — кричит лиса.

«Разбегайтесь кто куда!»

Звери кинулись в кусты,

видит ёж одни хвосты...

 

А под яблоней — ура!

Яблок целая гора!

Урожай, так урожай,

только тачки нагружай!

 

Будет на зиму запас

у ежей на этот раз.

Стол у ежика накрыт,

пир у ежика кипит.

 

Сели гости в тесный круг:

белка, соболь, бурундук.

Хвалит яблоки енот,

даже песенку поёт:

Ай да Ежик —Хитрец!

Тут и сказке конец.

В. Суслов

 

Лисёнок

Родился весной под старой сосной

В норе между кочек рыжий комочек.

Это Лисёнок родился!

 

Мама Лиса и отец его, Лис,

За воспитанье сыночка взялись.

Папа к нему обратился:

 

«Высунь нос из норы — все хитры, ой хитры!

Всё обман да корысть: от чужого угрызть.

Хитрость — первое дело в лесу».

 

«Зато всех зверей мы, лисы, хитрей.

Будь с первого дня лисой у меня,

Послушайся маму Лису!»

 

...Лисёнок подрос и высунул нос.

Глядь — перед норой иголки горой.

Лисёнок насторожился:

 

«Эй, послушай, гора, ты, наверно, хитра,

Ты себе на уме, ищешь шубу к зиме...

А то б я с тобой подружился!»

 

«Это я-то гора? Это я-то хитра?

Шубу! Скажешь тоже! Я же — кто же? Ёжик!!

Доброе утро, Лисёнок!»

 

«Значит, ты не гора? Значит, ты не хитра?

Отойду от норы, вот уж там — все хитры.

Не разобрал я спросонок».

 

Лисёнок — скок-скок! С жары — в холодок.

«Это кто там хитрит, мою шерстку ветрит?» —

«Что ты, глупый, — ответил Дубок. —

 

Нынче жаркий день, я зову тебя в тень.

Разве я хитрю? Ветерок дарю,

В дождик спрячу, чтоб ты не промок».

 

«И ты не хитер, зелёный шатер.

Я хитрых ищу, а тебя навещу». —

«Стой-стой-стой!» — закричали высоко.

 

«Эй, кто верещит, над ухом трещит?

Я не промах сам, хитрым спуску не дам!» —

«Не шуми, это я, Сорока.

 

Не зря трещу — дальше в лес не пущу:

Там Волчище сидит, на весь свет он сердит.

Страшно в чащу идти одному!»

 

«Видно, ты не хитришь, раз идти не велишь...

Я, конечно, боюсь, только правды добьюсь!

Всё равно я пойду к нему».

 

И опять — скок-скок...

Впереди ручеёк.

«Ишь, хитрый какой, притворился рекой,

Не пускает меня, погляди!»

 

«Я совсем не глубок, — прожурчал Ручеёк, —

Я тебя напою, хочешь — песню спою,

Отдохни у меня, погоди».

 

«Ручеёк, я спешу, будь другом, прошу...

Чтоб не сбиться с пути, ты меня пропусти!»

Обмелел Ручеек: «Проходи!»

 

...В чащобе глухой

Под осиной сухой

Волчище сидел,

Скучным глазом глядел,

Жадно пасть разевал,

Сам себе подвывал.

 

Вдруг Лисёнок в кустах появился.

 

«Да, никак, тут лиса!..

Ты откуда взялся?

Сам пришел, не проспал,

Мне на завтрак попал.

Но сперва поюли,

Языком помели —

Изворотливей лис

Не встречал я подлиз!»

 

Лисёнок остановился.

 

С перепугу икнул,

Носом шмыгнул,

Хвост распушил,

Будь что будет — решил.

И закричал на весь лес:

 

«Ах, Волчище злой,

Подавись ты смолой!

Вот ты где наконец,

Настоящий хитрец!

Ты не друг мне, ты враг,

Не боюсь тебя, дурак!»

Разозлился Волк,

Ка-ак зубами щелк!

«Я тебя прро-учу!

Р-разорву, пр-роглочу!» —

За Лисёнком прыг в кусты.

А того и след простыл.

 

На поляне лесной,

Под старой сосной,

В норе между кочек

Лисёнок хохочет,

Родителей слушать не хочет.

«Меня Ёжик привечал,

Дуб прохладою встречал,

Помогла Сорока в срок,

Подбодрил Ручеёк.

Дружба — первое дело в лесу!

Перед сильным не юлить,

Злого Волка не хвалить,

А с товарищем — дружить

И без хитрости жить.

Без хитрости можно на свете прожить,

Можно прожить!»

Я. Аким

 

Женские хитрости

Звонок вдруг от соседки —

Просит, чтоб помог:

Протёк у дочки Светки

Резиновый сапог.

 

Ну, я пришёл к соседке,

Серьёзно, так, молчком,

Да я бы этой Светке!..

Но мама ни при чём.

 

Сапог привёл в порядок,

А заодно утюг

И Светка была рада:

— Ты настоящий друг!

 

Эх, женская уловка…

И сердца громкий стук:

В кино идти — так Вовка,

А друг — чини утюг!

О. Бундур

 

Чем болен мальчик

Он лежит в постели,

Дышит еле-еле.

Перед ним на стуле —

Капли и пилюли

И с водой,

И без воды,

За едой

И без еды,

Порошки

И банки,

Пузырьки

И склянки.

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит

— Инфлюэнца-симуленца,

Притворенца, лодырит!

С. Маршак

 

Петя утомлён

Петя взял «Родную речь»;

На диван решил прилечь.

— Дайте что-нибудь принять…

Витамины, что ли…

Слабость чувствовал опять

Я сегодня в школе.

Мать меняется в лице,

Витамины А, Б, Ц

Предлагает Пете.

(Витамины А, Б, Ц

Очень любят дети.)

 

Мать на Петеньку глядит

И, вздохнув украдкой,

Просит: пусть он не сидит

Долго над тетрадкой.

— Что ж, пожалуй, ты права, —

Стонет хитрый малый. —

Отдохну часочка два…

Я такой усталый!

 

Сунул в шкаф

«Родную речь»,

И гора свалилась

С плеч.

 

Витамины А, Б, Ц

Катает кошка па крыльце.

А. Барто

 

Тридцать шесть и пять

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!

 

Озабоченно и хмуро

Я на градусник смотрю:

Где моя температура?

Почему я не горю?

Почему я не больной?

Я здоровый! Что со мной?

 

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!

 

Живот потрогал — не болит!

Чихаю — не чихается!

И кашля нет! И общий вид

Такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти

Придется в школу мне идти

И до обеда там сидеть —

Читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать,

Не зная, что мне отвечать…

 

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!

 

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу

И про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть!

Ну, поднимись еще чуть-чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем —

Остановись на `тридцать семь`»!

 

Прекрасно! Тридцать семь и два!

Уже кружится голова!

Пылают щеки (от стыда!) …

— Ты нездоров, мой мальчик?

— Да!…

 

Я опять лежу в постели —

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле —

Тридцать шесть и пять!

С. Михалков

 

Почему Вовка рассердился

Андрюша — вот хитряга —

Без хитростей ни шага!

Он мяч бросал на крышу

Однажды поутру.

Кричат ему: — Ты слышишь,

Кончай эту игру!

 

А он хитрит: — Не слышу. —

И снова — мяч на крышу.

Он кошке дал подножку,

Толкнул её украдкой,

Сказал, что учит кошку

Быть кошкой-акробаткой.

 

Он в саже весь и в копоти,

Хитрит: — Вы мне похлопайте,

Я выхожу на вызовы,

Я клоун в телевизоре.

 

Андрюша — вот хитряга —

Без хитростей ни шага!

— Я спать на травку лягу,

Кровать нехороша…

Рассердился на хитрягу

Вовка — добрая душа.

 

Прибежали все соседки,

Говорят: — Вот случай редкий —

Вовка машет кулаком!

Что случилось с добряком?

 

Взял он за плечи Андрюшу

И давай трясти как грушу!

— Нужно эти хитрости

Из Андрюши вытрясти!..

А. Барто

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »