вторник, 30 июля 2019 г.

Владимир Суслов: «Я родился в пору зрелых ягод…»



30 июля исполняется 90 лет со дня рождения уральского поэта, члена Союза писателей России, подполковника Владимира Алексеевича Суслова (1929-2004).

«Я родился в пору зрелых ягод 30 июля 1929 года в Златоусте восьмым ребенком. Мои предки по отцовской линии жили в этом славном городе с его основания. Мать крестьянка из-под Увильдов – село Кузнецкое. Отец знал много народных песен и стихов, а мама – сказок. Видимо, это и сказалось на моем развитии», – писал о себе поэт.
В 1941 году, после окончания начальной школы, Владимир Суслов работал на Златоустовском абразивном заводе – вручную гнул кольца для абразивных кругов. С 1943 по 1945 года учился и одновременно работал (точил поковки для ротного миномета) в ремесленном училище. Награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”. Вот как вспоминал об этом Владимир Алексеевич:
«Когда окончил четвертый класс, началась война. Ремесленное училище. Токарный станок. Мины для ротного миномета».
До призыва в армию в 1950 году учился в сельскохозяйственной школе при Опытной станции (ныне пос. Тимирязевский), в вечерней школе рабочей молодежи, работал агрономом. В 1952 году окончил Военное авиационное училище им. Марины Расковой в г. Энгельсе, в 1963 – заочное отделение Литературного института им. М. Горького.

«После окончания Литературного института им. А. М. Горького в составе железнодорожных войск принимал участие в строительстве железных дорог Ивдель-Обь, Харанор-Приаргунск, Байкало-Амурской магистрали. На дороге от Ивделя до Конды у меня прорезался поэтический голос».

Высокую оценку творчество Суслова получило на 4-м Всесоюзном совещании молодых писателей, его стихи были опубликованы в журналах “Советская женщина”, “Крестьянка”, “Мурзилка”. Книги Суслова выходили в издательствах Москвы, Иркутска, Екатеринбурга, Самары, Челябинска. В 1977 уволился из армии. Награжден 13 медалями.

В Краеведческом отделе Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина есть 2 сборника стихов Владимира Алексеевича: «Стихотворения» (1996) и «Вербное воскресенье» (2001).
«Стихотворения»

Первый сборник с простым названием «Стихотворения» с первых страниц показывает нам твердую гражданскую позицию автора, его небезразличие к происходящему в это время в общественной жизни и политике:
Мне говорят: стихи бросать пора.
А я пишу, хлебнув из кружки чаю,
Чтоб не зияла черная дыра
Меж тем, что я отстаивал вчера
И тем, что я сегодня защищаю.

***
Сани мчатся, мчатся сани.
А куда? Не знаем сами!
Снег – не снег, а серебро.
На беду иль на добро?

Мчатся дальше, мчатся пуще.
Снег в лицо летит все гуще.
Ну и выдался денек!
Яма – там, а тут – пенек.

И с разбега, и с разгону,
Испугав собой ворону,
Развернулись сани – ух!
Зуба нет иль нету двух?

Треснул мир. Разбиты сани.
И вокруг не белизна,
А залитая слезами,
Тьма стоит, не видно дна.

А ведь начали неплохо,
Мчались быстро, рвались ввысь.
Вот и рухнула эпоха,
Кверху дном взлетела жизнь.

Есть в сборнике и небольшая поэма о советской эпохе под названием «Сказ без прикрас о партийных вождях и немножко о нас» (1990-1992). Приведу здесь небольшие отрывки:

Аты-баты, шли дебаты:
Тот ли нет ли держим путь?
Дайте лучше мне, ребята,
Про шпионов что-нибудь.
Мне от этакого чтива
Каждый раз не по себе.
Но страшнее детектива
«Краткий курс ВКП(б)».
Тут такие, брат, интриги,
Позакручен так сюжет,
Что еще подобной книги
В мире не было и нет.

В этом произведении автор с неповторимой горькой иронией рассказывает о революции, о советских лидерах, о жестокости эпохи Сталина, при этом признавая его заслуги. Негативно отзывается о Хрущеве, Брежневе, Горбачеве. Острой и безжалостной критике подвергает В. Суслов и современность:

А сказать бы нам открыто,
Что пришли всем вопреки
К государственным корытам
Подлецы большой руки.
Жрут и ржут, подкинув жару,
Веси русские дробя…
Стыдно стало за державу,
За военных, за себя.
И доверчивых калеча,
Восхваляя жизнь в аду,
Душат всех, кто им перечит,
Подсекая на ходу.
Где та волость, где та область,
Где великая страна?
Наша дружба раскололась,
Единению – хана!
Горе в горле слезы сушит,
Совесть пламенем горит.
Боже, кто же наши души
Образумит, примирит?..

Можно соглашаться или не соглашаться с автором по поводу его политических взглядов. Но стоит отметить, что Владимир Алексеевич Суслов – очень многогранный поэт. Сборник «Стихотворения» заканчивается разделом «Моим маленьким друзьям»:

ВОРОБЕЙ
Снежок скрипит на улице.
Мороз стучится в дом,
И воробей ссутулился
На ветке за окном.
Чирикнет и кивнет в окно.
Что надо? Не пойму!
Наверно, очень холодно
Без валенок ему.

ДРУЗЬЯ
Я хотел купить конфет,
Но в кармане денег нет.
- Хрюша, кругленький бочок,
Одолжи свой пятачок!

ПЕТУШОК
- Кукареку, ку-реку!
Я реку пересеку
Вброд, вот!

Ах ты, Петя-петушок,
Петя-хвастунишка!
Хвастать хвастайся, дружок,
Да смотри, не слишком!


Познакомимся теперь с книгой В. Суслова «Вербное воскресенье». Автор посвятил этот сборник своей покойной жене.

«Памяти моей Оленьки, моему ангелу-хранителю, самому дорогому человеку, с которым вместе прожили пятьдесят три года…»

ОЛЕ
Прости меня, что я тебя не спас.
Но где тут разумение людское?
Слепая сила разлучила нас,
Лишив меня и счастья, и покоя.

Прости меня, я боль свою глуша,
Кричу неслышно у разверстой тверди.
И не свеча, а светится душа,
Твоя душа, что неподвластна смерти.

Прости меня – мою любовь возьми!
Среди цветов лежишь ты, как живая…

Отныне средь святых ты пребывая,
Поладишь с ними так же, как с людьми.

2 сентября 2000 г.
Крым, Первомайское

Это последняя прижизненная книга Владимира Суслова. В ней нет политики. В этих стихах, уже на склоне лет, автор обращается к своему внутреннему миру, пытается осознать свой личный опыт, раскрывает перед читателем свои переживания. Много стихов посвящены его семье, жизни, родному Златоусту.

***
Милая, ты чувствуешь тепло?
Слышишь, март на лужах бьет стекло?
Видишь, как деревья на рассвете
К солнцу тянут худенькие ветви?

Ходит ветер на пушистых лапах,
Бродят пни по взгоркам в рыжих шляпах,
Бьет в ладошки ручеек лесной…
Пахнет воздух сказкой и весной.

***
Жить да жить, как говорится,
И не дуть бы в ус,
Но все видится, все снится
Горный Златоуст.

То мне грезится былинный
Синий Таганай,
То я вижу, как долиной
Катит воды Ай.

То я праздную победу,
То кляну беду…
И все еду, еду, еду,
Все иду, иду…


ДОМА
Так у русских в роду искони,
Как бы ни было там тесновато,
В день приезда желанной родни
Собирает всех батина хата.

И сегодня средь низеньких крыш
Бьет веселье в сплетение улиц.
То ты соколом в небе паришь,
То сидишь, от смущенья ссутулясь.

Там, где был я, конечно, не рай,
Жарковато от взрывов и дыма…
- Что ты, брат мой, сидишь, запевай! –
А какую, глядит, все едино.

Я припомню старинный мотив,
Затяну громче всех наудачу
И, рукою лицо заслонив,
Сам не знаю, пою или плачу.

КОСОТУРКА
Неисправимо грустный вид
У края, где провел я детство.
Колодец плесенью повит,
Куда любил журавль глядеться.

Где дом был – груда кирпича,
Заросшая густой крапивой,
Да от пожарки каланча
Стоит на взгорке сиротливо.

Какой убогий уголок
Вдали от шумной магистрали!
А было время, все кто мог,
Сюда почайпить забегали.

И так смотрел он лихо вдаль,
Служа бездомному народу,
Как будто эта магистраль
Жить без него не сможет сроду.

Теперь лишь ивы поутру
У загрязненного болота,
Вздыхая тихо на ветру,
Еще надеются на что-то.

Прочитать другие стихи Владимира Алексеевича Суслова вы можете в Краеведческом отделе Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина. Я думаю, что такое разностороннее и яркое творчество никого не оставит равнодушным.

Олег Винковский,
библиотекарь отдела краеведческой работы
ЦБ имени А.С. Пушкина
Всего просмотров этой публикации:

4 комментария

  1. Ирина, здравствуйте! Спасибо за знакомство с уральским поэтом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Переадресую Вашу благодарность нашему библиотекарю-краеведу Олегу Винковскому

      Удалить
  2. Здравствуйте, спасибо за информацию. Я помню эту книгу красного цвета « сказ без прекрас о партийных вождях» . Эту книгу мой дед купил в электричке Челябинск-Шумиха, в середине 90-з.Автор сам продавал книгу в электричке, я все ещё помню некоторые строчки из книги. Вечная память поэту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за воспоминание! Еще один штрих к портрету уральского поэта. Поэты, писатели живы, пока читают их стихи и книги. Давайте читать стихи Владимира Алексеевича Суслова и помнить его...

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »