пятница, 27 ноября 2015 г.

Алексей Апухтин


       Ризой белою, пушистой
       Ели искрятся светло;
       Блещет тканью серебристой
       Льдом одетое стекло:
       Сторона лесов далеких
       Снегом вся занесена,
       И глядит с небес высоких
       Круглолицая луна...

                        А. Н. Апухтин

          27 ноября – 175 лет со дня рождения поэта Алексея Николаевича Апухтина (1840-1893)



ЛЕТНЕЙ РОЗЕ
Что так долго и жестоко
Не цвела ты, дочь Востока,
Гостья нашей стороны?
Пронеслись они, блистая,
Золотые ночи мая,
Золотые дни весны.

Знаешь, тут под тенью сонной
Ждал кого-то и, влюбленный,
Пел немолчно соловей;
Пел так тихо и так нежно,
Так глубоко безнадежно
Об изменнице своей!

Если б ты тогда явилась,-
Как бы чудно оживилась
Песня, полная тоской;
Как бы он, певец крылатый,
Наслаждением объятый,
Изнывал перед тобой!

Словно перлы дорогие,
На листы твои живые
Тихо б падала роса;
И сквозь сумрачные ели
Высоко б на вас глядели
Голубые небеса.
19 июня 1858

* * *
О, боже, как хорош прохладный вечер лета,
   Какая тишина!
Всю ночь я просидеть готов бы до рассвета
   У этого окна.
Какой-то темный лик мелькает по аллее,
   И воздух недвижим,
И кажется, что там еще, еще темнее
   За садом молодым.
Уж поздно... Всё сильней цветов благоуханье,
   Сейчас взойдет луна...
На небесах покой, и на земле молчанье,
   И всюду тишина.

Давно ли в этот сад в чудесный вечер мая
   Входили мы вдвоем?
О, сколько, сколько раз его мы, не смолкая,
   Бывало, обойдем!
И вот я здесь один, с измученной, усталой,
   Разбитою душой.
Мне хочется рыдать, припавши, как бывало,
   К груди твоей родной...
Я жду... но не слыхать знакомого привета,
   Душа болит одна...
О, боже, как хорош прохладный вечер лета,
   Какая тишина!
14 июня 1859

ЛЮБОВЬ
Когда без страсти и без дела
Бесцветно дни мои текли,
Она как буря налетела
И унесла меня с земли.

Она меня лишила веры
И вдохновение зажгла,
Дала мне счастие без меры
И слезы, слезы без числа...

Сухими, жесткими словами
Терзала сердце мне порой,
И хохотала над слезами,
И издевалась над тоской;

А иногда горячим словом
И взором ласковых очей
Гнала печаль - и в блеске новом
В душе моей светилася моей!

Я все забыл, дышу лишь ею,
Всю жизнь я отдал ей во власть.
Благословить ее не смею
И не могу ее проклясть.
1872

* * *
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые...
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного...

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные...
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!
1876

НА НОВЫЙ 1881 ГОД
Вся зала ожидания полна,
Партер притих, сейчас начнется пьеса.
Передо мной, безмолвна и грозна,
Волнуется грядущего завеса.

Как я, бывало, взор туда вперял,
Как смутный каждый звук ловил оттуда!
Каких-то новых слов я вечно ждал,
Какого-то неслыханного чуда.

О Новый год! Теперь мне всё равно,
Несешь ли ты мне смерть и разрушенье,
Иль прежних лет мне видеть суждено
Бесцветное, тупое повторенье...

Немного грез — осколки светлых дней —
Как вихрем, он безжалостно развеет,
Еще немного отпадет друзей,
Еще немного сердце зачерствеет.
Декабрь 1880 (?)
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »