пятница, 3 апреля 2015 г.

Он слышал, как бабочки дышат

посвящается Народному поэту Урала
АЛЕКСЕЮ ЛЕОНИДОВИЧУ РЕШЕТОВУ

Мы в детстве были много откровенней:
— Что у тебя на завтрак?
— Ничего.
— А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего...
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
— Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего...

Эти простые, трогательные и своевременные стихи написал Алексей Решетов. Рискну предположить, что многим это имя неизвестно. Замечательный уральский поэт Алексей Решетов прожил нелегкую жизнь. Сегодня, 3 апреля, ему исполнилось бы 78 лет.


Я, как волк, появился в апреле
В этом яростном мире большом.
Мне авдотка играл на свирели.
Я лежал на земле нагишом.

Моё знакомство с поэзией Алексея Решетова состоялось  благодаря проекту «Вернём поэзию в библиотеки», который  проходит в библиотеках города, и благодаря Марине Владимировне Волковой – культуртрегеру и идеологу этого проекта. Большое ей спасибо за посвящение меня в среду уральской поэзии.
Теперь читаю и читаю стихи Решетова и не могу начитаться. Они особенные: мужские, но нежные, правдивые, но душевные. Хоть и тревожные, но лёгкие, хоть и грустные, но светлые.

Проснулся я от солнечных лучей.
Цвела трава. В России было лето.
Как хорошо, что этот мир – ничей:
Ходи, дыши, и нет тебе запрета.
Как хорошо, что кто-то нам сберег
Земной простор – леса, озера, тучи! –
Любимая не пустит на порог,
Неплохо и на камушке горючем.
Спешу к земле, как матери родной,
От всех своих досад и треволнений,
И возле первой нивушки ржаной
Надолго опускаюсь на колени.

Алексей Решетов заслуженно считается одним из лучших лирических поэтов России и народным поэтом на Урале. Многие его стихи напрямую связаны с нашим краем, в разные годы он  жил в Перми и Екатеринбурге.

Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То словно разрытая яма,
То будто поверхность стекла,­
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была...
Я плыл в сентябре на пароме,
Открытом, без теплых кабин,
И все человечьи пороки
Казались мне пеной глубин.

Писал ли он об Урале, или о военном детстве, или о женщине, ему веришь, он искренний и настоящий.

Никогда не забуду,
как во время войны
из картошки из мёрзлой
мать пекла деруны.
Деруны на олифе
и сластят, и горчат,
но и этому рады
я и старший мой брат.
Мы сидим в одеялах,
за окошком мороз.
Письмоносец соседке
«смертью храбрых...» — принёс.
И она прибежала к нам —
белее стены.
Мать ее утешает...
И горят деруны.

А это можно назвать гимном  без вести пропавшим:

Ищите без вести пропавших,
Ищите древних, молодых,
Полотна дивные создавших,
В боях Россию отстоявших —
Ищите их! Ищите их!
На душных стенах одиночек,
В полуистлевших письменах
Ищите днём, ищите ночью
Их золотые имена.
Ищите их по белу свету,
Ищите мёртвых и живых!
И если всюду скажут: — Нету! —
Найдите их в себе самих.

***
Я помню: с тихою улыбкой
Скрипач, что на войне ослеп,
Водил смычком над тёмной скрипкой,
Как будто резал чёрный хлеб…

***
Я был пацаном голопятым,
Но память навек сберегла,
Какая у нас в сорок пятом
Большая Победа была.
Какие стояли денёчки,
Когда, без вина веселя,
Пластинкой о синем платочке
Вращалась родная земля.

О любви Алексей Решетов писал без пафоса, душевно, по-земному:

Только чёрные шпалы да рельсы
Между нами на тысячи верст.
Как герои шекспировской пьесы,
Мы с тобою не выживем врозь.
Как боюсь я такой параллели!
Ведь для тех, кто безумно любил,
Не стелили другие постели,
Кроме вырытых наспех могил.
О, моя дорогая подруга,
Отдохнём от мучительных драм.
И читать будем только друг друга
По глазам, по устам, по сердцам.

***
Любимая, стой, не клянись, все равно
Кого-то из нас утомит постоянство.
Но я тебя брошу, как птицу в пространство,
А ты меня бросишь, как камень в окно.

* * *
Чего ты только там не сочинила
В открытке — умоляя и грозя:
Ремонт, ветрянка… Как все это мило!
Я не дурак, я знаю — к вам нельзя.
Здесь, на земле, любовь зовется «шашни».
Зато уж там, на истинном суде,
Забыв об осторожности вчерашней,
При всех богах прижму тебя к себе.

АХ, если бы я могла писать музыку, какие были  бы романсы:

Что-то всё тяжелее ночами.
Спой, соловушка, спой мне, дружок,
Чтобы я отдохнул от печали,
Чтобы юность припомнить я смог.
Чтобы снова весенние громы
Прогремели бы в честь бытия,
И возникла из пены черёмух
Афродита лесная моя.
Чтобы, милостью тайной возвышен,
Легким пламенем райским объят,
Я услышал, как бабочки дышат
И далекие звёзды звенят.
Чтоб уже никакого значенья
До последнего самого дня
Не имели мои злоключенья,
Ибо юность была у меня.

***
Набродиться летними лесами,
Лечь в траву, вздохнуть и замереть
И почти закрытыми глазами
В небо полуденное смотреть.
Ощущать цветов благоуханье
И лучей скользящее тепло.
Думать: это женское дыханье
Чудом в глушь лесную занесло.
И внимать земле и небосводу,
И, вернувшись в хмурое жилье,
Потерять, как женщину, природу,
Мучиться и сохнуть без нее.
Хочу поделиться моими любимыми стихами А. Решетова, которые  позволю себе назвать шедеврами на века:

Блажен имеющий глаза
Не столько для газеты,
Но чтобы видеть небеса -
Закаты и рассветы.
Блажен, кто абсолютно глух
К фальцету скандалиста,
Зато имеет верный слух
Для Шумана и Листа.
Блажен, кому даны уста
Отнюдь не для ворчанья,
Но, как златые ворота,
Для мудрого молчанья.

* * *
Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
Что ненаглядная далече,
Что вьюга окна замела.
Пока в природе двоевластье
Чудной четы — добра и зла,
Исключено сплошное счастье,
Исключена сплошная мгла.


3 апреля в  библиотеке № 11 им. Я. Гашека состоится День Памяти Алексея Решетова. Будем говорить о нём, вспоминать и читать его стихи. Они заслужили бессмертие.
Всего просмотров этой публикации:

11 комментариев

  1. Раздражают не только критиканы, путающие по невежеству критику и критиканство; немалую оскомину вызывают дутые славословцы. Никак не могут понять некоторые, что серебряный рубль не станет империалом, как его не полируй!
    Ни в коей мере не умаляю талант А. Решетова, – глупо отвергать очевидное! – но вряд ли разумно возвеличивать его творчество до небесных высей, а также прочить бессмертие поэзии – пусть очень хорошей, но далёкой от совершенства.
    Дабы не быть голословным, обращаю внимание на досадные упущения в некоторых приведённых стихах.

    «Исключено сплошное счастье,
    Исключена сплошная мгла».

    Хорошая пара строк? Несомненно! Спросите, почему я против? Потому что эта пара строк с двумя повторами не единственная в творчестве. Кабы раз было, так бог с ним, порадовались за пиита, насколько сильно эмоциональное воздействие… Но… повторы стали визитной карточкой, вот в чём беда.
    Какой сокрыт за ними смысл? Простой. Сильное эмоциональное воздействие, словно бур входит в нефтеносный слой, – с каждым разом всё больше и больше нефти… Но не всегда на поверхность выходит нефть, часто – пустопорожние газы и грязь.
    За частыми повторами иной автор может скрывать малый словарный запас или нежелание работать над стихом. Чем вызвано последнее? Уверенностью в собственной непогрешимости? Увы… такое случается сплошь и рядом. А всему виной льстивые словословцы, не ведающие цены словам. Их лесть тем вреднее, чем слабее познания в поэтике. В итоге страдает автор, уверенный в непогрешимости поэтического стиля, а ещё больший вред наносится молодым и неокрепшим творческим душам. Начинающий поэт ставит увенчанного автора вместо иконы и слепо копирует в творчестве недочёты мастера.
    Знаете, в чём ошибка начинающих авторов? Одна из наиболее распространённых? В том, что новоявленный пиит использует нале-направо найденное однажды удачное решение. А в чём частая ошибка маститого автора? Да в том же! Он будет десятилетиями использовать удачную находку стиля, и не заметит, когда его находка обратится в якорь для творчества.
    Вы скажете, что я придираюсь? Нисколько. Вот к чему приводят столь любимые стилевые повторы.

    «Не убивайся, человече,
    Что еле движутся дела,
    Что ненаглядная далече,
    Что вьюга окна замела».
    Что… Что… Что… Господа лирики, столь частые повторы – это моветон! И как легко исправить, – три секунды:
    «Не убивайся, человече,
    Что еле движутся дела,
    и ненаглядная далече,
    а вьюга окна замела».

    Вы заметили? Исчезло нудящее «ЧТО», строфа перестала быть литературной диареей, а приняла естественный поэтический облик.
    Если «Ищите» у автора рассматривается как рефрен, и очень усиливает другие стихи в эмоциональном плане, то другие вирши только теряют от постоянных диарейных повторов.

    «Что-то всё тяжелее ночами…
    Чтобы…
    Чтобы…
    Чтобы…»

    «Я жил далеко на Урале…
    То …
    То…
    То…
    То…
    То…»

    Повторяю, не перечёркиваю большой талант А. Решетова, призываю лишь оценивать объективно талант маститых авторов, надо учиться видеть свои и чужие ошибки. И похвальные слова выбирать следует также осторожно. Мы же не депутаты, чтобы работать на публику, не правда ли?

    И последнее: я не аноним, - Станислав Март (martov.66@mail.ru)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Станислав, а мне стихотворения понравились. И лиричностью, и неизбитостью образов. Как-то Вы очень сурово по его поэзии прошлись. Человека-паука уже нет, а стихи живут. Живут и в душе отзываются. Тепло от них. У Вас не критика получилась, а уличение какое-то. Ему ведь это не поможет в творчестве, а молодые сегодня сами разберутся, что хорошо, а что так себе. Хорошо, если каждый сможет услышать, как бабочки дышат.

      Удалить
    2. Какое-то имя мне придумали - не мое. Я Татьяна Аверкина

      Удалить
    3. Татьяна, где не Ваше имя? В подписи к комментарию? Тогда надо было в Подписи комментария выбрать Имя и в поле Имя ввести свое имя, тогда комментарий был бы опубликован под Вашим именем

      Удалить
  2. Станислав, огромное спасибо за Ваш комментарий. Вы верно хорошо разбираетесь в поэзии, так чётко всё расставили по местам. И вы вольны в своём мнении и высказываниях, также, как и я - автор этого поста о Решетове. После Вашего отзыва захотелось еще раз перечитать его стихи. Опять Вам спасибо! Может быть Вы правы, говоря о возвеличивании и далёкости от совершенства, но мне в поэзии прежде всего важна эмоция, я её получила и захотела поделиться своим восприятием, нисколько не "работая на публику". Разве говорить откровенно всегда означает работать на публику? Да ещё и депутатов зачем-то приплели?
    А что до бессмертия поэзии Решетова...время покажет.
    PS. Хотелось бы услышать Ваше мнение и о других современных поэтах. Как это можно сделать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Martessa.
      Говорить откровенно - это не значит работать на публику. Э... собственно я всё сказал, как говорится, умному достаточно. А депутаты "приплетены" как ярчайший пример работы на публику. :)

      Хотите услышать? извольте. Запостируйте очередной панегирик, следом появиться может новый комментарий. Только зачем Вам это? Хотите разбираться в поэзии, так учите теорию оной. Видите ли, стихи складываются из многого, эмоции - всего лишь малая их часть. Для примера, крик "А!" уже способен выразить те или иные эмоции, но буквы и крика слишком мало, чтобы назваться стихотворением.

      Помнится, стихи прочёл по предложению дамы... В первом сочинении на историческую тему она безбожно переврала исторические факты, я был поражён 100% незнанием фактологического материала. В следующем - посвящённом морской тематике - абсолютно не разбиралась в морской терминологии и очень отдалённо представляла назначение тех или иных приборов и предметов. Также злоупотребляла знаками препинания, особенно восклицательным знаком. Поинтересовался, не любимая ли у неё певица Земфира?

      Она удивилась: как догадались?

      Ответил: всё просто! Что для Вас главное в песне? Музыка? Стихи? Смысл? Скорее всего - искренность, эпатаж и эмоции через край?
      Она: да! Главное в песне, в т. ч. в стихах - это эмоциональность, эпатирование публики искренними переживаниями! Всё остальное ерунда. Земфира - величайшая певица и поэтесса!..

      Я прекратил общение. О чём с ней говорить, если автора бессмысленных, мягко говоря, текстов, она подняла на стихотворный пьедестал? Искренность и эмоциональность - удел ремесленников, а не мастеров, только искренности и эмоциональности слишком мало для произведения искусства. Поэзия есть искусство, а не ремесло, искусством же является и настоящая - не бульварная! - литература. В искусстве не выедешь на громком крике, пусть искреннем и эмоциональном, искусство требует обширных знаний.

      PS: Вижу, пишете с неблагозвучиями. Должен заметить, что столь обожаемый Вами поэт этим не грешил (к великой чести!). Впрочем, это не имеет большого значения, если Вы не занимаетесь литературным творчеством.

      Удалить
  3. Здравствуйте,Станислав.
    Вы правы:не занимаюсь литературным творчеством, и не считаюсь знатоком поэзии. Позвольте поинтересоваться: на каком основании Вы считаете себя таковым? Откуда такие глубинные познания? И кого Вы считаете величайшим поэтом? Про ремесло и искусство.По-вашему, чтобы родилось произведение искусства, сначала нужно изучить тему,получить глубокие знания, составить план,подобрать благозвучные слова, что ещё? Разве это не ремесло? Что за пренебрежение к ремесленникам? Я очень люблю поэзию,я просто читатель, не критик, читаю для души, не для разбора и критики(удел умных), в стихах я нахожу то, что мне нужно и делюсь своими впечатлениями.
    Если для Вас поэзия материал для работы - работайте, разбирайте,исследуйте, критикуйте. Я всего лишь читатель и у меня никто не отнимет моего права читать то, что я хочу, любить то, что я люблю и восторгаться тем, что приводит меня в восторг.

    ОтветитьУдалить
  4. Позвольте скромному читателю просто насладиться достойной поэзией - глубокой, лиричной, душевной...Таковы на мой взгляд стихи А.РЕШЕТОВА,Г.ШПАЛИКОВА,Е.СТЮАРТ,З.МИРКИНОЙ...И пусть их лирика непритязательна и возможно в чем-то тривиальна,но она всегда О ЧЕМ,она трогательна,щемящая,наполненная изнутри переживаниями авторов,их осмыслением жизненного опыта...Такая поэзия сразу проникает в глубины сердца!А техника исполнения...не самое главное для этого.Главное,что эти строки задевают и будят заветные струны наших душ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно с вами согласна. Как Вы понятно и хорошо написали. Так приятно, что ты не одинок в своих представлениях о прекрасном. Спасибо, за то что читаете стихи, знаете эти имена и заходите на блог.

      Удалить
  5. Это великолепные тексты. Мне открыла их моя подруга, Стефания Данилова (кстати, тоже очень заметная и смысловая молодая поэтесса). Спасибо вам, Мартесса, что публикуете Решетова, не даете забыть о нем.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »