суббота, 22 августа 2015 г.

Эффект Брэдбери


Эффект Брэдбери – это когда ты весь день не можешь оторваться от книги, читаешь, забыв про дела, и не замечаешь, как наступил вечер. А потом… Ты ищешь взглядом следующий рассказ, перелистываешь очередную страницу и… продолжаешь читать. Звуки иногда возвращаются к тебе, и тогда ты слышишь шум дождя за окном, пение птиц, звук проезжающего автомобиля, музыку, играющую где-то рядом, тихо и ненавязчиво, но они не мешаю тебе читать. Постепенно усталость берёт своё, и ты откладываешь книгу с большим сожалением, но понимаешь – это был особенный, неоценимый день, это было то, что бывает очень редко и трудно представить, что когда-нибудь повториться. Ну, кто еще мог так писать? Эффект Брэдбери – он настолько силён, что остаётся терпкое послевкусие и желание поделиться с кем-то близким своими впечатлениями, - рассказывает библиотекарь абонемента художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Галина Фортыгина.


       Так и у меня, всё совпало, почти весь день шёл дождь и умиротворял мои мысли. А я весь день читала прозу Брэдбери: «Мне грустно, когда идёт дождь», «Запах сарсапарели», «Дракон», «Здравствуй и прощай», «Рассказ о любви», «Маленький убийца», «Сладкий дар», «Лекарство от меланхолии», «Кошкина пижама». А потом ещё чуть-чуть: «Здесь могут водиться тигры», «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого», Золотые яблоки солнца», «Лучшее из времён», «Озеро» и ещё, и ещё. А сколько осталось? В этот день книга Брэдбери стала для меня лекарством для души…



«Я не могу назвать писателя, чья жизнь была бы лучше моей. Мои книги все изданы, мои книги есть во всех школьных библиотеках и, когда я выступаю перед публикой, мне аплодируют еще до того, как я начну говорить», - собственно это слова Брэдбери о самом себе. Что ж, справедливо, и сегодня в день рождения писателя, все аплодисменты только ему!

22 августа 1920 года родился замечательный писатель Рэй Дуглас Брэдбери, автор, чьи книги уже более полувека находят своих читателей в разных концах мира. Многочисленные повести и рассказы, яркие и увлекательные, принесли автору не только славу рассказчика, но и философа, мыслителя, психолога. Рэй Брэдбери прожил долгую и плодотворную писательскую жизнь. О том, что хочет стать писателем, понял в двенадцать лет и всю жизнь занимался только этим делом. Брэдбери (по собственному признанию) всю жизнь делал то, что любил, и любил то, что делал и писал не меньше, чем тысячу слов в день.
В 1931 году он написал свой первый рассказ, а в 1942 году был опубликован рассказ «Озеро» – этот рассказ считается первой работой Брэдбери в его собственном, уникальном стиле. 1947 год – первый сборник «Тёмный карнавал». 1950 год – первый коммерческий успех и всемирная слава – выходит первая повесть из цикла «Марсианские хроники».

       1951 год – выходит второй авторский сборник рассказов «Человек в картинках», Брэдбери было важно, чтобы на обложке не был обозначен жанр «научная фантастика», он рвался в «большую литературу». Позже, в различных интервью он неоднократно отвечал на вопрос «считает ли себя писателем-фантастом?»: «Я считаю себя писателем "идей". Это нечто иное. Такая литература впитывает любые идеи: политические, философские, эстетические. Я из категории мечтателей-выдумщиков нового. Они появились еще в пещерном веке. Тогда человечество было совсем примитивным, искало пути к выживанию – оттуда и берет начало НФ. Топор, нож, копье – все это было фантастикой. Идея развести костер сначала зарождалась в мозгу, а уж потом воплощалась в реальность. Всегда были носители идей, мечтатели, что-то придумывающие, создающие, продвигающиеся к более сложному. Именно в этот ряд я себя и ставлю».



1953 – необычайно плодотворный для Брэдбери. Он пробует себя в кино как сценарист, на экраны выходит фильм «Чудище с глубины в 20 000 саженей». Сценарий основан на его же одноимённом рассказе, который позже стал известен под названием «Ревун». В этом же году выходит фантастический фильм «Оно пришло из далёкого космоса» по сценарию Брэдбери. Это первый фильм студии «Universal» в формате 3D. Также 1953 год в жизни Брэдбери ознаменован тем, что выходит его знаковая повесть «451 градус по Фаренгейту». Она стала одной из самых известных работ Брэдбери. А имя автора узнали и за пределами Америки. «451 градус по Фаренгейту», по мнению автора, «страшная сказка, обернувшаяся реальным кошмаром» – в ней описывается общество, одержимое потреблением, массовой культурой, умертвляющее книги – сюжет почти пророческий!
А писатель очень ценил книги в их классическом варианте, с шелестом страниц и запахом бумаги и очень любил библиотеки. Известен такой факт из его биографии: после школы, Брэдбери решил не поступать в колледж, пообещав себе библиотечное образование. В 1971 году вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м». Да и со своей женой (поженившись, они прожили вместе всю жизнь) Брэдбери познакомился в книжном магазине, её он считал «неким библиотекарем своей жизни».
Также в 1953 году Брэдбери был приглашён в Ирландию для работы над сценарием фильма «Моби Дик» по роману Мелвилла. Поездка оказывает огромное влияние на писателя, даёт массу идей для новых рассказов, позднее неофициально названных «Ирландским циклом» и объединённых в повесть «Зелёные тени, белый кит».

1957 – выходит повесть «Вино из одуванчиков». «Вино из одуванчиков» началось с того, что я написал маленький пассажик о крылечках американских домов. Вторая точка – рецепт, как делать вино из одуванчиков. Его вырезал мой дед из одного журнала, когда мне было три года. Вот вторая точка. Фейерверки, запуск змея, хеллоуин, провинциальные похороны – все эти точки мало-помалу населяли полотно, и в один прекрасный день я посмотрел и изумился: «Кажется, я написал картину!» – вспоминал позже писатель.



1962 – выходит одно из центральных произведений Брэдбери: повесть «Надвигается беда». Событие значительно тем, что это первое по-настоящему объёмное прозаическое произведение писателя, изначально задуманное и реализованное как длительное повествование. До этого Брэдбери по доброй воле работал только в короткой форме.
«Мои истории вели меня по жизни. Они звали, я шёл на зов. Они подбегали и кусали меня за ногу – я отвечал тем, что записывал все, происходящее во время укуса. Когда я заканчивал, идея разжимала зубы и убегала прочь». Да, Брэдбери – мастер короткой прозы, рассказы (исследователи творчества Брэдбери подсчитали, что их более 450) составляют основную часть его творчества, даже его большие произведения скроены, в основном, из коротких зарисовок, связанных между собой. Рассказы Брэдбери – это то, за что его признают мэтром литературы, любят и перечитываю снова и снова. Они написаны так, что, кажется – автор не сочинял их, не выдумывал, а взял из жизни, они очень яркие, эмоциональные, герои в них всегда переживают какой-то душевный надрыв. Сюжеты многих стали хрестоматийными.

1966 – на экраны выходит самая известная из экранизаций произведений Брэдбери – фильм «451 градус по Фаренгейту» великого режиссёра Франсуа Трюффо.
1967 – Брэдбери посещает Космический центр имени Джонсона в Хьюстоне, чтобы написать статью об астронавтах по заказу журнала «Life». Там он знакомится с будущими членами миссии «Аполлон» – среди этих шестидесяти молодых людей уже присутствовал экипаж первых покорителей Луны. Совершенно неожиданно выясняется, что многие из астронавтов обожают «Марсианские хроники» и преклоняются перед талантом Брэдбери: многие из них выбрали профессию именно благодаря его книгам.
1971 – экипаж миссии «Аполлон-15» называет кратер на Луне в честь повести Брэдбери: «Одуванчиковым кратером». В 1992-м году в честь Брэдбери также назовут астероид.
1973 – выходит первый сборник стихов Брэдбери «Когда слоны в последний раз во дворике цвели»: долгое время Брэдбери не чувствовал уверенности в себе как в поэте, и только в возрасте 53 лет представил публике сборник разноплановых стихотворений.
1992 – впервые вручается «Награда имени Брэдбери» (Ray Bradbury Award) – приз за лучший киносценарий от Ассоциации американских писателей в жанре научной фантастики и фэнтези (SFWA). Первым награждённым стал Джеймс Камерон за сценарий к фильму «Терминатор-2».
1999 – Брэдбери переносит инсульт. До конца жизни он будет частично парализован: работать у него будут только один глаз, одно ухо и одно лёгкое. Перемещаться он будет только в инвалидной коляске. Но даже это событие не даст ему повода бросить работу, до конца жизни он будет диктовать новые книги своей дочери – поразительное жизнелюбие и оптимизм!
2003 – 24 ноября от рака лёгких умирает жена Рэя Брэдбери Маргарет.
2004 – Рэй Брэдбери получает «Национальную медаль искусств» из рук президента США Джорджа Буша и его жены. В Белом доме, куда его сопровождали его дочери и биограф Сэм Уэллер, ему оказали очень тёплый приём. Брэдбери называет этот день лучшим в своей жизни.
2007 – Брэдбери получает Пулитцеровскую премию. В этом же году выходит повесть «Лето, прощай». Скорее всего никто не ожидал, что любимое всеми «Вино из одуванчиков» будет иметь продолжение – но это именно так. Повесть «Лето, прощай» была частью «Вина из одуванчиков», но редактору (в далёком 1957 году) рукопись показалась слишком длинной, и он попросил урезать первоначальный вариант. Долгое время писатель хранил, ждал, дописывал оставшуюся часть, и спустя полвека она вышла в свет.


2009 – выходит последний прижизненный сборник рассказов: «У нас всегда будет Париж».
2011 – впервые книга Рэя Брэдбери официально выходит в электронном виде: сломлено длительное сопротивление писателя самой идее чтения книг с экранов. Этой книгой стал роман «451 градус по Фаренгейту».
5 июня 2012 – день смерти писателя Рэя Брэдбери.
22 августа 2012 – в честь 92-го дня рождения НАСА называет в честь Рэя Брэдбери посадочную площадку на Марсе (Bradbury Landing), куда приземляется марсоход «Curiosity».

Как-то Брэдбери спросили: как бы вы представились тем читателям, которых ещё нет на этом свете? На что он ответил: «Давайте вообразим, что я совершаю на машине времени путешествие в минувшие века. В Багдаде я пошел бы гулять по рыночной площади и заглянул бы на ту улочку, где сидят старики, рассказывающие сказки. Вот там, среди заслушавшихся мальчишек и старых рассказчиков, я и хотел бы занять свое место, чтобы тоже рассказывать, когда придет моя очередь. Потому что это старая традиция, замечательная, добрая старая традиция. И если лет через сто на мою могилу придёт мальчишка и карандашом напишет на плите: «Здесь лежит человек, который рассказывал сказки», я буду счастлив. О другом имени я не прошу»
И ещё, по словам Брэдбери, у него была такая мечта: в один прекрасный день зайти в библиотеку и увидеть там свою книжку. Пусть писателя уже нет на этом свете, но мечта его сбылась с лихвой: его книги есть во всех библиотеках и на бесчисленных полках всех книжных магазинов!



До встречи в библиотеке!

Вся информация по хронологии событий из жизни Рэя Брэдбери взята из источника: http://raybradbury.ru/person/life_chronicle/
http://raybradbury.ru/: сайт, посвящённый Рэю Брэдбери
Рэй Брэдбери, писатель-фантаст, отмечает 90-летний юбилей // Секретарское дело.– 2010.– №9.– С. 44.
Стародубец, А. Меня воспитали библиотекари / А. Стародубец// Эхо планеты.– №31.– С.36-37.

Обзор подготовлен библиотекарем абонемента художественной литературы 
Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Галиной Фортыгиной.


Цитаты, афоризмы Рэя Брэдбери 
  • Без библиотек, что у нас есть? У нас нет ни прошлого, ни будущего. (Without libraries what have we? We have no past and no future).
  • Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно. .
  • Никогда не подвергай сомнению чудеса, когда они происходят.
  • Я не люблю машины. Я ненавижу Интернет, ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга.
  • ... В годы вашей жизни — живите. Не ставьте на себе крест. Не ходите с кислой физиономией.
  • Россия станет сверхмощной державой только благодаря тому, что люди научатся любить самих себя. В этом убеждает меня русская литература, русские фильмы.
  • …люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы.
  • Главное для меня — не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное.

Читайте также

Рэй Брэдбери. «Каждый человек должен что-то оставить после себя»

Рэй Брэдбери – дзен в искусстве написания книг

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »