четверг, 27 июля 2023 г.

Малосольные огурцы

Сегодня, в Международный день огурца, предлагаем поговорить об огурцах малосольных.

Вкусы у нас у всех разные: кто-то любит огурцы свежие, кто-то соленые или маринованные, а кто-то малосольные  хрустящие, освежающие.

Сначала кратко о пользе. Малосольные огурцы низко калорийны и содержат полезные минералы (кальций, калий, магний, железо, цинк, медь, фосфор, натрий) и витамины (А, группы В, Е, К, С).

Такие огурчики заставляют желудок работать эффективней, нормализуют работу пищеварительной системы, помогают вывести токсины из организма, налаживают работу сердечно-сосудистой системы и щитовидной железы, уничтожают патогенную микрофлору, а также снижают напряжение в мышцах и нервное перенапряжение.

Но не рекомендуются при желчнокаменной и мочекаменной болезнях, хронических заболеваниях ЖКТ, гепатите и с осторожностью при диабете, гипертонии и кормящим мамам, все-таки, хоть и мало-, но сольные…

 

Давайте обратимся у литературе. Конечно, малосольные огурца не могли не оказаться на страницах книг:

  

Михаил Салтыков-Щедрин «Письма к тётеньке», 1882


Хотел писать о том, как легко ходить по улицам в холодном пальто, и какая чувствуется отрада при виде распустившихся перед Мариинской больницей тополей; о том, что мы едим уже сморчки и щи из свежей крапивы, а недавно лакомились даже ботвиньей; о том, что думаем вскорости перебраться на дачу, а там пойдут ягоды, щи из свежей капусты, свежепросольные огурцы…






Ектерина Вильмонт «Секрет мрачного подземелья»


— Даш, я есть хочу, — призналась Оля.

— Я тоже. Давай чего-нибудь купим! Вон там хлеб продают! Я знаю, что мы купим. Малосольных огурчиков! С черным хлебом это будет здорово.

— Правильно, — согласилась Оля.

Они купили в палатке полбуханки черного и попросили продавщицу нарезать хлеб. Затем побрели вдоль ряда, где торговали соленьями. От острого запаха кружилась голова и текли слюнки.

— Даш, ну чего ты, давай вот эти купим, гляди какие аппетитные!

— Нет, они уже слишком соленые!

— А ты почем знаешь?

— По цвету, — пожала плечами Даша. — Вот эти стоит попробовать!

Торговка дала девочкам по кусочку огурца. Оля сразу съела свой, а Даша задумчиво жевала.

— Ну? — в нетерпении спросила Оля.

— Нет, не пойдет! Без черной смородины солили! — определила Даша и перешла к следующей торговке. — О, вот это то, что надо! — одобрительно кивнула она, попробовав маленький огурчик. — Дайте, пожалуйста, полкило! Только помельче, ладно?

— Ладно, — улыбнулась женщина лет сорока, — ты, я вижу, разбираешься.

— Да, я и сама умею солить!

— Что ж покупаешь?

— Да мы просто поесть… Проголодались!

— Дачницы? — спросила женщина.

— Нет, мы тут по делу, а вот шли мимо и слюнки потекли. Городок у вас не очень, а рынок… Роскошный просто!

 

Между тем тетя Шура принесла чугунок картошки, огурцы, свежие и малосольные, хлеб, постное масло и большую бутыль молока.

— О, какой пир! — захлопала в ладоши Оля. Они ведь так и не успели поесть хлеба с огурцами.

— Вот, как чуяла, что нынче гости будут, картошечки побольше сварила. В русской печке она еще тепленькая.

Тетя Шура налила в блюдце постного масла и насыпала туда крупной соли.

— Вот, чистите картошку-то и сюда макайте! Вкусно!

Это и впрямь было удивительно вкусно, девочки с наслаждением все съели и запили молоком.

 

Ектерина Вильмонт «У меня живет жирафа»


Он съехал на обочину.

— Ну что, в машине поедим или на травке?

Она замялась.

— У меня в багажнике есть плед, так что будет удобно. Роса уже сошла…

Ия радостно улыбнулась. Он вытащил из багажника плед и большой термос.

— Давай мне сумку, она тяжелая.

Она отдала ему сумку. Господи, и это происходит наяву?

Они сошли с дороги, он расстелил плед. Ия достала из сумки красивую салфетку, красную в белый горошек, расстелила ее и принялась выгружать из сумки какие-то свертки и коробочки. Потом достала одноразовые тарелки и стаканчики, приборы, и все это белое в красный горошек. Через пять минут импровизированный стол выглядел так, что хоть сейчас снимай рекламу.

— Боже мой, Ия, да ты просто волшебница!

— Прошу вас! Пикник на обочине!

Он рассмеялся, и ему вдруг стало хорошо и легко. Он опустился на плед рядом с ней.

— Что тут у тебя?

— Вот эти пирожки с мясом, эти с картошкой, а есть еще с яблоками. А тут холодный ростбиф и малосольные огурцы, сама вчера солила.

— Боже, как вкусно, — простонал он, откусив кусок пирожка с мясом. — Как ты успела? Ты же столько работаешь?

— Выкроила вчера два часа. Мне хотелось… Я же никогда вас ничем не угощала… — она вдруг залилась краской, смутилась. А он умилился. — Ой, у меня же есть чай…

— Нет, давай лучше кофе выпьем, у меня в термосе хороший кофе. С перцем чили.

— Никогда не пробовала, интересно.

Он налил кофе в красивые стаканчики.

Она взяла стаканчик в руки, понюхала.

— Там сахар есть?

— Что ты! А ты любишь сладкий кофе?

Я как-то не подумал. Извини.

— Но, наверное, с перцем сахар не нужен? — Она отпила глоток. — Странно… Но вкусно. Неожиданно… Но вообще-то я люблю кофе со сливками, сладкий… А это… это мужской кофе. И вам очень идет…

— Кто бы мог подумать, что ты еще так потрясающе готовишь. Твои пирожки просто чудо, а ростбиф… с ума сойти. Он такой ароматный… а огурчики просто песня! Давненько я так не ел! Спасибо тебе, Иечка…

 

Татьяна Устинова, Павел Астахов «Дочки-матери»


– В общем, корзину с кабачками я сегодня привезу на работу, – ворвалась в мои мысли подруга. – Я туда еще помидоры положила, перцы, лук, чеснок, огурцы и один баклажан. Если потушить все вместе, то очень вкусно получится. Только без огурцов.

– Маш, я вообще-то тоже готовить умею, – немного обиделась я.

– Умеешь, кто ж спорит, – покладисто согласилась подруга, – но соте будешь тушить по моему рецепту, чтобы получилось не просто вкусно, а божественно. Поняла?

– Поняла.

– А к огурцам я тебе еще всякой зелени для засолки положила. Не захочешь мариновать, просто зальешь холодной водой, чтобы получились малосольные.

Моя подруга – на удивление практичная особа. У нее в хозяйстве ничего не пропадает, последнему листочку и росточку находится применение. И как у нее после нашей не самой простой в мире работы хватает сил на то, чтобы тащить на своих плечах еще и дачные заготовки, я понятия не имею. Моя Сашка называет это «битвой за урожай», хотя, на мой непросвещенный взгляд, это, скорее, выглядит битвой с урожаем. Бессмысленной и беспощадной.

Я представила, как буду выглядеть в судебной мантии и с корзиной, из которой торчат зонтики укропа, и захохотала в голос. Машка мой смех восприняла как попытку уклониться от засолки огурцов.

– Лена, – сказала она, и голос ее прозвучал отчего-то жалобно, что вообще-то моей подруге несвойственно, – ну, будь ты человеком. Я бы, конечно, могла засолить на тебя огурцы, но у меня на эти банки и дары природы глаза не смотрят, честное слово. Урожай в этом году прет так, что я не знаю, куда от него деваться. Вот давала же себе в прошлом году честное слово, что ни за что не буду сажать столько огурцов, и самое обидное, что его сдержала. В прошлом году восемнадцать кустов было, в этом только десять, а урожай в два раза больше, представляешь? Я уже и рассольника тридцать банок закатала, и двадцать трехлитровок с солеными огурцами в подвал спустила, и маринованные огурцы законсервировала, а они все не кончаются.

 

Поэт Николай Поснов советовал писать стихи так «чтоб запах малосольных огурцов и молоко понюхать можно в кружке».

 

* * *

Расправив солнечные стропы,

Что протянулись за крыльцом,

Раскрылись зонтики укропа

Над сонной тиной огурцов.

 

Ах, этот запах, этот запах –

Ни с чем нельзя сравнить его.

Как он идёт на мягких лапах,

Из детства прямо моего.

 

Как он плывёт волною света,

И как зимой, в конце концов, -

Откроют бочку –

Пахнет летом

И малосольным огурцом!

Н. Поснов

 

И конечно, по традиции – читаем и вкусно едим – несколько рецептов.

 

Сначала наш семейный рецепт. У него своя история. Как-то давно оказалась я в больнице. В нашей палате на 8 человек сложилась теплая атмосфера. И вот как-то одна из женщин попросила мужа принести банку и огурцы и сказала, что мы сделаем малосольные огурцы. Принесли все для засолки – огурцы, зелень, соль, перец и банку. Меня очень интересовали проверенные простые рецепты, и я постаралась все запомнить. Огурцы получились вкуснейшие. Так этот рецепт «прижился» в нашей семье.

Быстрые малосольные огурцы в банке

На 3-х литровую банку – примерно 1,5 кг огурцов, укроп (зонтики), чеснок, лавровый лист, листья черной смородины и хрена, перец горошком, 3 ст.л. крупной соли, кипяток.

На дно банки положить примерно половину зелени (зонтики укропа, зубчики чеснока, листья смородины и хрена, лаврушку). Хорошо вымытые огурцы со срезанными кончиками плотно уложить в 3-х литровую банку, всыпь соль, добавить перец, залить только что вскипяченной водой и закрыть капроновой крышкой. Осторожно покрутить банку, чтобы равномерно растворить соль. Через 8–12 часов можно пробовать.

 

Несколько рецептов из книг:

 

Классика – «Книга о вкусной и здоровой пище» (1954 г)


МАЛОСОЛЬНЫЕ ОГУРЦЫ

Отобрать и обмыть огурцы, сложить в банку, перекладывая их приправами (укропом и чесноком). Залить огурцы охлажденным рассолом (на 1 л воды — 2-3 ст. ложки соли). Огурцы будут готовы через 2 дня. Можно приготовить малосольные огурцы в течение нескольких часов. Для этого нужно обрезать кончики огурцов и залить горячим рассолом.





 

Уральский рецепт – «Овощи на столе – здоровье на сто лет» (Екатеринбург, 1993).


Малосольные огурцы

На 1 кг огурцов: 1 л воды, 2-3 ст. ложки соли, 50 г пряностей (чеснок, укроп, корень хрена, листья смородины).

Огурца среднего размера уложить слоями в чистую стеклянную или эмалированную посуду, пересыпая каждый слой чесноком, укропом, листьями черной смородины. Залить теплым расколом (воду вскипятить с солью, остудить до 20-25 градусов, сверху уложить груз. Огурцы будут готовы через 2-3 дня. По желанию можно добавить кусочек корня хрена.

Чтобы приготовить малосольные огурцы за несколько часов, надо срезать у них кончики (крупные дополнительно разрезать на 2-3 части) и залить кипящим рассолом; а чтобы они остались крепкими, на дно посуды и сверху положить по горсти дубовых листьев. Малосольные огурцы хранятся не более двух недель.

 




Ну и экспресс-рецепт:

Малосольные огурцы в пакете

Малосольные огурцы можно приготовить очень просто и быстро, причем не в стеклянной банке, а в обыкновенном полиэтиленовом пакете.

Ингредиенты на 4 порции:

Полкило огурцов, 1 зубчик чеснока, 1 ч.л. соли, укроп.

У вымытых огурцов отрезать кончики. Положить огурцы в полиэтиленовый пакет.

Укроп и чеснок мелко нарезать.

Добавить к огурцам чеснок, укроп и соль. Пакет завязать и потрясти.

Убрать в холодильник на 4-5 часов. Огурчики готовы. Можно подавать к столу.

Этот вариант отлично подойдет для тех, кто спешит или для пикника на природе.

 

Отмечайте Международный день огурца малосольными огурцами!

 

Читайте также

Международный день огурца

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »