четверг, 26 октября 2017 г.

С юбилеем, Михаил Придворов!


Сегодня с Днем рождения поздравляем Михаила Робертовича Придворова. Это имя в 2008 году открыло для нас издательство Марины Волковой, выпустив в свет первую детскую книгу поэта «Важные дела». В шутку Михаил Придворов написал: «Люблю писать стихи для детей, но то, что отбраковывается, остается для взрослых»:
В твоих ресницах путаться своими,
Забыть про всё, который день и год.
Не помнить ничего, ни даже имя,
Ни даже снег и холод непогод.

В твоих руках распутывать тропинки
И пальцами водить туда-сюда,
Чтоб таяли небесные крупинки
И согревалась талая вода.

В твои глаза уйти и заблудиться.
Увидеть всё, что замкнуто ключом.
Вернуться вновь и путаться в ресницах,
И пальцы греть и думать не о чём.
              (Письмо №19. Сборник «Письма в никуда»)

Родился Михаил Робертович в городе Миассе. Но школьные годы прошли в разных городах, потому что папа был военным. После школы продолжил учиться в Челябинском политехническом институте на факультете «летательные аппараты». После окончания института Михаил остался работать в институте в лаборатории гидродинамики. Однако мечта о работе в ракетостроительной промышленности разбилась о жизненные трудности. Сложная жизнь 90-х годов заставила молодого инженера освоить много разных профессий и даже в 1999 году получить второе высшее экономическое образование.
На вопрос «Как Вы стали поэтом?» Михаил Придворов отвечает так: «7 августа 2001 года, в возрасте 39 лет я шел по улице и смотрел по сторонам. Вдруг в голове возникло непонятное движение мыслей, которое неожиданно оформилось в короткие строчки. Довольно глупые, но в рифму. На следующий день случилось то же самое. Стих вышел не менее примитивный. Дальше – хуже. Победить их я не мог и уже собрался идти к доктору по голове, но стишки неожиданно стали обретать смысл. Мне стало жалко бороться с этими неуклюжими гостями, и я разрешил им приходить на ум. С тех пор стихи обрели некоторое изящество и симпатичные формы, а я привык к их визитам…».
Когда вокруг не будет ни души,
Когда в своей заблудишься тени,
Возьми и ничего не напиши,
Возьми и никому не позвони.

Когда уйдёт единственный трамвай,
Когда вертушка выплюнет CD,
Возьми и никому не открывай,
Возьми и никуда не уходи.

Когда стоят бессменно ноябри,
Когда вороны каркают «банзай!»,
Возьми и ничего не говори,
Возьми и никуда не исчезай.

Когда твои часы зайдут в тупик
С одиннадцати ночи до восьми,
Возьми, не отпуская ни на миг,
Меня хотя бы за руку возьми.
              (Письмо №27. Сборник «Письма в никуда»)

              ***
ПОКА ОНА СПАЛА
Под медленный мотив
Гарделя или Пресли,
Читая детектив
Она уснула в кресле.
Всевышнему хвала,
Что тихо было в мире,
Пока она спала,
Одна в своей квартире.
Бунгало на Куру
Не рушило торнадо,
Не делали дыру
В чужих домах снаряды.
Не падал метеор
В далёкой Алабаме,
Не объявлял террор
Мулла Омар Обаме,
Пираты Сомали
В проливе Лаперуза
На русские рубли
Накушались от пуза.
Шахтёры всей земли
Обрушили забои,
Но выбраться смогли
Не жертвуя собою.
И даже НЛО
В Китае не упало.
Китайцам повезло,
И повезло немало.
Париж уже не жгли,
И даже без царапин
Был старый «Жигули»
В гараж поставлен папин.
Законтрили фонтан
На скважине залива
И брошенный роман
Закончился счастливо.
Узнает ли она,
О всём об этом, если
Не выскользнет из сна
В своем уютном кресле.
              (Сборник «Письма в никуда»)

Особая любовь поэта – это кошки. «Кошек я люблю, они много лет жили у меня дома. Я наблюдал за ними очень долго, пока не научился описывать в стихах их приключения и придумывать разные истории с их участием. Кошки друзей, свои собственные, просто уличные бродяги – очень хорошие персонажи для веселых или грустных сказок…»:

КТО СЪЕЛ СМЕТАНУ
- Кто сидит такой невинный,
Не похожий на пингвина,
Семь кило без половины,
Не поднять и не подвинуть?

Кто молчит, как будто в танке?
Кто сметану съел из банки?
Кто с балкона смотрит в сад
И облизывает зад?

- Мыр. Не я, уж вы поверьте!
Вот. Во рту моем проверьте.
Белый след на черном цвете?
Спал. Не помню. Может, дети
Нос измазали сметанкой.
Нет. Не надо тыкать банкой.
Нет. Не ел, но, может, нюхал.
Может, слушал правым ухом.
Может, даже глянул раз.
Но во сне. Закрывши глаз.

А куда сметану дели,
Ну не знаю, в самом деле!
Правда, правда! Честно, честно.
И вообще, я сам не местный…
Да и съел всего-то треть.
(вздыхая)
Силы не было терпеть.
              (Сборник «Кошкина книга»)

              ***
КОШМАРНЫЙ СОН МАТРОСА
Кот Матрос упал с балкона,
Где весь день на солнце дрых.
(Много спать – вполне законно,
Если есть за четверых)

Приземлился очень мягко
На подстриженный газон.
Подскочил и громко мявкнул,
Мол, какой ужасный сон!

Что, мол, спал и тихо муркал,
А потом об землю «Хрясь!»
И теперь в зубах окурки
И на белой шерсти грязь.

Оглянулся для порядка,
Пшикнул как дырявый шар.
Сверху – небо, снизу – грядка,
А вокруг сплошной кошмар!

По-шпионски, по-пластунски,
Ободрав на пузе пух,
Кот в подвальной щели узкой
Перевел кошачий дух.

Там сидел три дня и ночи,
Размышляя между дел,
Что домой охота очень,
Что сейчас собаку б съел…

На кота нашла икота,
Он мяукал, боже мой!
- Мяу! Ик! Да, здесь я, вот он!
Мяу! Ик! Хочу домой!

Мы кота искали долго.
Нет нигде его, беда!
Он не нитка, не иголка,
Чтоб исчезнуть без следа.

Лишь на утро в воскресенье,
Неожиданно и вдруг
К «моряку» пришло спасенье
В виде теплых детских рук.

Мы кота кормили мясом,
Мыли в ванной целый час.
Кот орал охрипшим басом
И кусал за пальцы нас.

И теперь до слез отмытый,
Обожравшийся как слон,
На балконе мирно спит он
И, возможно, видит сон.

Сон о том, что очень просто
Потерять все, что имел.
Похудеть, усохнуть в росте
И остаться не удел.

А обратно вверх подняться
Очень трудно, как ни влазь.
Вот какие вещи снятся
Тем, кто пал с вершины в грязь.

Кот во сне цеплялся крепко
За перил сосновый брус.
Врос в балкон как в землю репка
И сопел тихонько в ус.

Пусть свобода духом манит.
Кто бы что ни говорил,
Согласимся, между нами,
Жизнь прекраснее с перил.
              (Сборник «Кошкина книга»)

              ***
ПЕВЕЦ
Носом чую, зима догорает. Ура!
Ставлю ухи и когти на карту,
Снег растаял на крышах, настала пора
Отмечать приближение марта.

Вот доем колбасу и другую еду,
Молоко долакаю коровье,
А потом, не спеша, на прогулку пойду,
Поорать для души и здоровья.

По кустам побродить, воробьёв погонять,
На берёзу забраться с разгона.
Возвратиться домой, подремать и опять
Поорать попротивней с балкона.

Этот вой – размягченье холодных сердец.
Не смотри, что он дик и истошен.
Я – дворовый поэт, полосатый певец
Для домашних и уличных кошек.

Не кидайте тяжёлым и мокрым в меня,
Я мишень для бросков небольшая
И ору на балконе во тьме без огня
Никому отдыхать не мешая.
              (Сборник «Кошкина книга»)

Мы гордимся, что такой поэт живет в Челябинске. Михаил Придворов был в нашей Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина на МЯУ-эстафете, читал замечательные, легкие и веселые стихи из «Кошкиной книги».


И наша библиотека получила "кошачью" открытку с автографом Михаила Придворова! 

Пожелаем Михаилу Робертовичу вдохновения на долгие годы, 
творческих успехов и новых стихов на радость нам, читателям!


Стихи для детей из «Кошкиной книги»:
ХИТРЫЙ ЗВЕРЬ
Маме с папой незнакомый,
Очень мягок и пушист,
У меня завелся дома
Поддиванный шебуршист.

Подковерный проползунчик
И зашкафный стенолаз –
Он любитель разных штучек,
Чтобы прятать всё от нас.

Он трусы мои ворует,
С ниткой швейную иглу.
Обувь чистую, вторую
Закопал в своем углу.

Он таскает все нарочно
И потом всю ночь грызёт.
Что найду, достану срочно,
Если очень повезёт.

Дома мне никто не верит,
Все смеются надо мной:
- Нет в лесах такого зверя,
И в домах, само собой.

Как же нет, а кто таскает
Водолазку и ремень,
И дырявыми носками
Кто питается весь день?

Я не буду жить как прежде,
Положу с собой в кровать
Все игрушки и одежду,
Пусть попробует забрать.

Пусть полезет, я с размаху
Отпихну его за дверь.
Я ни капли не неряха.
Всё уносит хитрый зверь.

  ***
КОТ И ПРИВЕДЕНИЕ
Под лесенкой, под лесенкой
Ужасно интересненько.
Там пыль и запустение,
Там бродит приведение.
Туда заходит чёрный кот,
Проверить бабушкин комод.

В нем прячет приведение
Кошачьи сновидения,
Обрывочки бумажные,
В которых что-то важное.
И где-то там укрылась мышь
Среди коньков и старых лыж.

Чудесненькая лесенка.
Под лесенку залезем-ка,
С сопеньем и пыхтением,
Поближе к сновидениям.
С трудом удерживая смех,
Легко укроемся от всех.

И может быть до ужина
Не будем обнаружены
Котом и привидением.
Да. Есть такое мнение,
Бояться их – большая честь.
Ведь это мы – они и есть…

  ***
ВЫБРАЖУЛЯ
- С виду я не очень прост,
У меня есть длинный хвост.
Я красивый и пушистый,
Если встану в полный рост.

Я, порой, бываю смел,
Я однажды крысу съел.
А вы слышали как в марте
Я у вас на крыше пел?!

Я хозяин всех мышей,
Я котов гонял взашей.
Оцарапал двух бульдогов
От хвоста и до ушей.

Бросьте ваш ленивый сон,
Я – дворовый чемпион.
Выходите пообщаться
Поскорее на балкон.

- Ах, какой вы плут и хам!
Я к дворовым женихам
Отношусь не очень лестно,
В том числе, и к их стихам.
Я не думаю о вас.
Но, возможно, в поздний час
В приоткрытое окошко
Я кивну вам пару раз.

  ***
КОТЁНОК МУР
У котёнка Мура
Меховая шкура.
Тёплая одёжка –
Беленькая стёжка.

Мур – любитель лени.
Влезет на колени
И мурлычет: - Нате,
Спинку кисе гладьте.

В доме у котёнка
Мало работёнки.
Нет мышей воришек,
А еды – излишек.

У котёнка Мура
Вредная натура,
Хитрые глазищи,
Что испортить ищет.

У котёнка – вот те –
Сантиметр когти!
Отрывает стоя
На стене обои.

Он у нас недавно,
Он такой забавный.
Не смотрите хмуро
На котёнка Мура.

Стихи для взрослых из «Писем в никуда»:

ПРО ОСЕНЬ
Лист последний, сух и жёлт,
В мае мягок был как шёлк.
Выкипал всё лето в кроне,
Тёрся ливнями до крови,
Ветром мят и солнцем пален
До коричневых окалин.

Лист осенний, сух и жёлт,
Стал не нужен и тяжёл.
Вдоль прожилок отморожен,
Серой пыли не дороже,
Как заблудшая душа
Опускался вниз, шурша.

Снег осенний, сух и желт,
Целый день с деревьев шёл.
Стал от дыма воздух едок.
В паутине голых веток
И над арками аллей
Стало небо тяжелей.

***
КАК ВАС, ДЕВУШКА, ЗОВУТ?
Перестаньте нервно комкать
В пальцах галстука хомут.
Подойдите к незнакомке
И спросите, как зовут.
Подойдя, скажите громко,
Заглянув глаза в глаза:
- Дорогая незнакомка,
Я двумя руками «за».
За содействие прогрессу,
За культурный диалог,
За взаимность интересов
И за мягкий уголок.
То, что в будущем сокрыто,
Проясняться будет здесь.
Может быть, как раз и мы-то
Друг для друга в жизни есть.
Хватит ноздри конопатить.
Утолите сердца зуд:
- Ночь, фонарь, аптека…кстати,
Как вас, девушка, зовут?

  ***
ТОНКИЕ ОТТЕНКИ
Голубоглазые блондинки
Не любят мрачные оттенки.
Они потягивают спинки,
Когда ложатся спать у стенки.

Зеленоглазые шатенки
В своих изысках слишком тонки
И кофе пьют всегда без пенки,
Не торопливо, как эстонки.

А кареглазые брюнетки,
Порою ветреней кокотки,
И в голосах их как монетки
Звенят волнующие нотки.

Лишь рыжих стиль совсем не ясен
И вариациях несносен.
Но я влюбляться в них согласен,
Когда подкатывает осень.

  ***
ЛЕТНЯЯ АРИФМЕТИКА
Распустили липы лапки,
Укрывая парк в тени,
На забытой всеми лавке
Мы сидим с тобой одни.

Отколупываем краску,
Выковыриваем гвоздь,
Режем ножиком с опаской:
Не заметят нас небось.

Я твоё оставил имя
На рассохшейся доске,
Ты же ступнями босыми
Пишешь имя на песке.

Я добавить к половинке
Знак ровно не тороплюсь.
Жду, когда ты на тропинке
Нарисуешь пяткой плюс.

  ***
ПИСЬМО №2
Я живу внутри кота,
Ты – внутри собаки, может.
Между нами пустота
Смыслы вычурные множит.

Крутит кот веретено,
По следам собака кружит.
Я мяукаю в окно,
Ты скулишь в ответ снаружи.

Между нами темнота
Непонятная и злая.
Я живу внутри кота
И с ума схожу от лая.

  ***
ПИСЬМО №9
Когда ты вернёшься из дальних краёв,
Докрасишь в квартире окошко своё,
И может быть дома местами
Немного уютнее станет.

Когда ты придёшь, вернётся тепло,
И голубь удариться клювом в стекло,
И крикнет: «Откройте! Ну, что вы,
Не видите, я же почтовый!»

Когда ты вернёшься, устроят салют,
Ветра не подуют, дожди не прольют,
И город голодной лисицей
В ногах твоих будет крутиться.

Когда ты вернёшься, река под мостом
Прозрачнее станет в стремленьи пустом
Понравиться. Может быть, с нею
И небо в глазах посинеет.

Когда ты вернёшься, звезда упадёт
И кто-то её очень быстро найдёт.
Очистив от пыли и гари,
Тебе непременно подарит.

Когда соберёшься из дальних краёв,
Я буду ночами считать муравьёв,
Чтоб сны, ожиданием грея,
Тебя возвращали скорее.

  ***
ПИСЬМО №12
Подняться наверх за труды не сочти,
Девятый этаж – это космос почти.
Там спутник, по небу летая,
Всё слышит от нас до Китая.
Девятый этаж – это пик Эверест.
Оттуда в окошко всё видно окрест.
И даже фарватер изучен
Меж двух отдаленных излучин.
Девятый этаж – это зубья домов
И облачных стопок пятнадцать томов
Дымами и маревом серым
Врастают в небесные сферы.
Твой космос утратит законченный вид
Когда его вспорет поток Леонид,
И ты разглядишь из квартиры
Всё небо в тире и пунктирах.
Когда же от горных высот зазнобит,
Спускайся на землю с холодных орбит.
Земляне воскликнут: «Алоха!
Здесь тоже бывает неплохо».

Наталья Иванова, главный библиотекарь краеведческого отдела ЦБ им. А.С. Пушкина

20 кошачьих стиховСтихотворные коты Михаила Придворова
Всего просмотров этой публикации:

6 комментариев

  1. Ирина, я очень люблю стихи вашего челябинского поэта Михаила Придворова. У него много кошачьих стихов! Сразу видно, что поэт тоже обожает кошек. Можно мне из вашего поста взять несколько стихов для своего Блога Кота Васьки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, конечно, Вам, как автору Блога Кота Васьки "кошачьи" стихи сегодняшнего юбиляра Михаила Придворова очень близки! Наш блог рад поделиться с Блогом Кота Васьки стихами (не забудьте сделать ссылочку на наш блог).

      Удалить
  2. Ирина, сотрудники армавирской ЦБС и армавирские ребятишки имели счастье познакомиться с добрыми и позитивными стихами и побывать на мастер-классах поэта во время армавирского этапа автопробега "Километры и книгобайты" С юбилеем любимого поэта! Счастья и здоровья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо! Как хорошо, что есть такие проекты, как автопробег "Километры и книгобайты" Марины Владимировны Волковой!

      Удалить
  3. Ирина, каюсь, этот пост как-то пропустила, но после того, как прочитала "кошачью" лирику) Михаила Придворова в Блоге Кота Васьки, от души повеселилась и сразу отправилась к вам, читать остальное. Большое спасибо за знакомство с замечательным автором! Обязательно буду перечитывать эти его стихи и ждать новых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, знакомиться с новыми поэтами и стихами никогда не поздно! А мы постараемся и дальше представлять читателям нашего блога стихи Михаила Придворова и других челябинских поэтов.

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »