воскресенье, 13 июня 2021 г.

Берёзы: стихи классиков


Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

 

* * *

Л. И. Кашиной

Зелёная прическа,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

 

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

 

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

 

И мне в ответ берёзка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слезы лил пастух.

 

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

 

И так, вдохнувши глубко,

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей"».

С. Есенин

 

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

С. Есенин

 

Печальная берёза

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

 

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, —

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

 

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

А. Фет

 

Ивы и березы

Березы севера мне милы, —

Их грустный, опущенный вид,

Как речь безмолвная могилы,

Горячку сердца холодит.

 

Но ива, длинными листами

Упав на лоно ясных вод,

Дружней с мучительными снами

И дольше в памяти живет.

 

Лия таинственные слезы

По рощам и лугам родным,

Про горе шепчутся березы

Лишь с ветром севера одним.

 

Всю землю, грустно-сиротлива,

Считая родиной скорбей,

Плакучая склоняет ива

Везде концы своих ветвей.

А. Фет

 

Первый лист

Лист зеленеет молодой —

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

 

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым, —

И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым,

Пробились вдруг на свет дневной…

 

О, первых листьев красота,

Омытых в солнечных лучах,

С новорожденною их тенью!

И слышно нам по их движенью,

Что в этих тысячах и тьмах

Не встретишь мертвого листа!..

Ф. Тютчев

 

Северная берёза

Над озером, над заводью лесной —

Нарядная зеленая берёза...

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

 

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады...

«О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»

 

Опять, опять нахмурилось, — опять

Мелькает снег и бор гудит сурово...

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зелёных лент! Ведь солнце будет снова».

И. Бунин

 

* * *

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы, —

И капли сока, точно слёзы,

Текли прозрачною струёй.

 

Но созидающая сила

Ещё изникнуть не спешила

Из зеленеющих ветвей, —

Они, как прежде, колыхались,

И так же нежно улыбались

Привету солнечных лучей.

Ф. Сологуб

 

Береза

Береза родная, со стволом серебристым,

О тебе я в тропических чащах скучал.

Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,

Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.

 

Я был там далеко,

В многокрасочной пряности пышных ликующих стран.

Там зловещая пума враждебно так щурила око,

И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян.

 

Но, тихонько качаясь,

На тяжелом, чужом, мексиканском седле,

Я душою дремал, и, воздушно во мне расцвечаясь,

Восставали родимые тени в серебряной мгле.

 

О, весенние грозы!

Детство с веткой сирени, в вечерней тиши соловей,

Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы,

Зачарованность снов — только раз расцветающих дней!

К. Бальмонт

 

Молитва о жертве

Пилой поющею подточен яркий ствол

Еще не выжившей свой полный век березы.

На землю ниспроверг ее не произвол,

Не налетевшие прерывистые грозы.

 

Она, прекрасная, отмечена была,

Рукой сознательной для бытия иного: —

Зажечься и гореть, — блестя, сгореть дотла, —

И в помыслах людей теплом зажечься снова.

 

Но прежде, чем она зардеет и сгорит,

Ей нужен долгий путь, ей надо исказиться: —

Расчетвертована, она изменит вид,

Блестящая кора, иссохнув, затемнится.

 

Под дымным пламенем скоробится она,

И соки жил ее проступят точно слезы,

Победно вспыхнет вдруг, вся свету предана, —

И огненной листвой оделся дух березы!

 

Я с жадностью смотрю на блеск ее огня: —

Как было ей дано, погибшей, осветиться!

— Скорее, Господи, скорей, войди в меня,

И дай мне почернеть, иссохнуть, исказиться!

К. Бальмонт

 

Острою секирой ранена береза

Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слезы;

Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!

А. Толстой

 

Береза

Средь избранных дерев — береза

Не поэтически глядит;

Но в ней — душе родная проза

Живым наречьем говорит.

 

Милей всех песней сладкозвучных —

От ближних радостная весть,

Хоть пара строк собственноручных,

Где сердцу много что прочесть.

 

Почтовый фактор — на чужбине

Нам всем приятель дорогой;

В лесу он просек, ключ — в пустыне,

Нам проводник в стране чужой.

 

Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, береза, словно

От милой матери письмо.

П. Вяземский

 

Берёза

Помнишь ты у воды над зеркальной рекой

Белый ствол наклоненной березы?

Как поникла она, словно с тихой тоской

Проливая горючие слезы?..

 

Как с тобой мы в заросший кустами обрыв

Приходили четою влюбленной

Посидеть, помечтать, все на свете забыв,

Под березой над речкою сонной.

 

И над нами шумел обнажавшийся лес,

Падал лист золотистый, осенний,

И сквозя в синеве побледневших небес

Облака пролетали, как тени.

 

И о чем же береза грустила тогда

И шепталась с соседней ракитой?

Не о том ли, что нам не сулили года

Ничего кроме жизни разбитой?

 

Не о том ли, что все: и любовь, и мечты,

Все погибнуть должно было скоро,

Ничего нам не дав, кроме слёз, пустоты,

Да в душе рокового укора?

В. Шуф

 

Березы

Стволы сквозь легкое зеленое сиянье

белеют, тонкие, и воздух освежен

грозой промчавшейся. Чуть слышный перезвон

дробится надо мной, чуть слышное журчанье,

и по невидимым качается волнам.

Трава вся в теневых лиловых паутинах,

вся в ослепительных извилинах, а там,

меж светлых облаков, роскошно лебединых,

струится радуга и смутно с высоты

мне улыбается, в лазури нежной тая,

такая нежная, невинная, святая,

что умиленные склоняются листы,

роняя длинные сверкающие слезы, —

и это жизнь моя, и это край родной,

родная красота... и льется надо мной

сиянье легкое, зеленое, — березы...

В. Набоков

 

Береза в воронцовском парке

Среди цветущих, огненных дерев

грустит береза на лугу,

как дева пленная в блистательном кругу

иноплеменных дев.

 

И только я дружу с березкой одинокой,

тоскую с ней весеннею порой:

она мне кажется сестрой

возлюбленной далекой.

В. Набоков

 

Орешник и береза

Два дерева... одно — развесистый орешник —

листвой изнеженной, как шелком, шелестит,

роскошным сумраком любви и лени льстит...

Остановись под ним, себялюбивый грешник!

 

Ляг, позови подруг, беспечных, как и ты.

Не слушай совести, не прекословь мгновенью,

пей темное вино, пой песни упоенью —

да будут в лад шуметь широкие листы.

 

Но если, путник, ты — душою чист и светел

и если долго ты дорогою крутой

неутомимо шел и на пути не встретил

ни друга верного, ни радости простой,

 

тогда не позабудь: есть дерево другое.

Близ дерева греха березу ты найдешь...

На озаренный дождь наряд ее похож,

ее жемчужный ствол — что облачко прямое.

 

Садись в тень жидкую, но продолжай в мечтах

свой путь, и шепотом невинным и тревожным

расскажет каждый лист о милом невозможном,

о дальней родине, о ветре, о лесах...

В. Набоков


Читайте также

Часть 1 — поэма В. Фирсова, где переплелись тема родины, истории и берёзы.

Часть 2 — стихи классиков о берёзе.

Часть 3 — стихи советских поэтов.

Часть 4 — стихи современных поэтов.

Часть 5 — стихи о берёзах и войне.

Часть 6 — стихи для детей.

Часть 7 — песни о берёзе.

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »