вторник, 16 октября 2012 г.

Реформирование библиотек

Книги в библиотеках не нужны?


Наш читатель в комментариях к посту «ЕГЭ: быть или не быть?» предложил: «Хотелось бы обсудить не менее актуальную тему, а именно высказывание министра культуры Мединского насчёт библиотек и их закрытия. Что думают об этом библиотекари и читатели? Действительно ли библиотеки изжили себя и должны превратиться в досуговые центры?»
Приглашаем всех неравнодушных к разговору и вспомним, с чего все началось…

 Москва. 4 октября. INTERFAX.RU -. http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=269234 Районные библиотеки должны реформироваться, книгохранилища больше не актуальны, считает министр культуры РФ Владимир Мединский.
Он добавил, что в ведении министерства культуры находятся несколько крупных библиотек - Ленинка, Иностранной литературы, Салтыкова-Щедрина и др. "Думаю, они будут существовать в веках, как кладези знаний. Недавно ходил в Ленинку. Количество посетителей не уменьшается - только здесь можно найти многое по части диссертации", - сказал министр на брифинге в четверг в Москве.
Вместе с тем, по его словам, городские и районные библиотеки если и будут существовать, то их нужно реформировать в интернет-образовательные центры досугового плана, куда приходят люди пообщаться, спокойно поработать, пройти электронный курс. "Библиотеки книгохранилищ - объективно их перспектива не велика", - считает министр

А как считаете Вы?
Всего просмотров этой публикации:

37 комментариев

  1. Я даже и не знала о такой "ценной" инициативе министра культуры. По-моему, на центральных каналах этот вопрос особо не поднимался. Я считаю, что досуговых центров в наше время более чем достаточно. А вот библиотек не хватает. И хороших книг в них хотелось бы видеть больше, а не рассматривать интернет как заменитель книг. У меня двое маленьких детей, и я отлично знаю, насколько сейчас дороги детские книги. Только библиотеки и спасают. Электронная революция в детском круге чтения вряд ли состоится. Дошкольникам всегда будут интересны и необходимы бумажные книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда ответ сам напрашивается - нужно оставить только детские библиотеки! Остальные сократить до необходимого минимума! А для школьников, нужно развивать школьные библиотеки.

      Удалить
    2. К сожалению, именно детские библиотеки и сокращают в первую очередь. В результате оптимизации их объединяют со взрослыми или юношескими. Не случайно по инициативе детского писателя С. Востокова в 2011 году президенту, премьер-министру и министру культуры РФ было направлено открытое письмо против уничтожения детских библиотек, в котором приведены страшные цифры закрытия детских библиотек по стране. Под этим письмом подписались тысячи граждан страны, известные писатели и политики. Ответа на него так и нет. Так что надо помнить, что взрослые библиотеки сокращаются вместе с детскими отделами.

      Удалить
  2. А что ещё можно было ожидать? Отклики на назначение Мединского министром культуры были неоднозначны. В качестве минусов называлось то, что он далёк от культуры, а в качестве плюсов - что он эффективный управленец. В данном случае он высказывается как управленец, а не как министр КУЛЬТУРЫ. К сожалению, в последнее время отделы культуры и образования, библиотеки всё чаще возглавляют управленцы, а не специалисты. Такие же управленцы в недавнее время массово закрывали детские сады. Но библиотеки не детсады. Их не восстановишь с нуля. Фонды создаются годами. Очередное непродуманное решение с большими последствиями.

    ОтветитьУдалить
  3. У России, как всегда, свой особый путь. Это во всём мире открываются новые библиотеки, создаются программы продвижения и поддержки чтения, публикуются интервью с известными людьми, рассказывающими о своих любимых книгах, фотографии политиков, актёров, спортсменов с БУМАЖНЫМИ книгами в руках. Электронные книги, ридеры - это всё эрзац наподобие пластиковых окон вместо деревянных. Известно, что во всём мире больше ценится всё натуральное, экологичное, и бумажные книги всегда будут цениться выше. Как сказал писатель Захар Прилепин: "Если я захожу в чужую квартиру и не вижу там ни одной книги, я ни за что не буду дружить с её жильцами". Ну а библиотеки без книг - это вообще нонсенс.

    ОтветитьУдалить
  4. Считаю что, бумажные книги должны быть,библиотека это центр культуры как книжных так и электронные, в которой должны присутствовать, а какую выбрать решать читателю. "Пропаганда чтения на государственном уровне обязательно должна быть, любовь в книге же не появляется сама по себе, ее прививают. Как справедливо сегодня заметила директор библиотеки им. Герцена Н.П. Гурьянова, наш президент и лидер партии «Единая Россия»
    Д.М. Медведев ни разу с книгой замечен не был, он рекламирует и продвигает только электронные гаджеты. А ведь это национальный лидер…"
    c сайта http://kasanof.livejournal.com/17894.html

    ОтветитьУдалить
  5. Извиняюсь, привела пример когда еще Д. М. Медведев был президентом, но факт остается фактом!

    ОтветитьУдалить
  6. Говорят, что 2014 год хотят объявить годом культуры. Сколько же библиотек уцелеет к этому году при министре культуры, который идёт вразрез с политикой президента? Кстати, Путин часто упоминает о книгах, которые читает, и об аудиокнигах.

    ОтветитьУдалить
  7. Министр культуры, видимо, не знаком с высказыванием В.В. Путина о библиотеках (20 апреля 2011 г.):
    "У нас рождается больше детей, слава Богу, а вот число детских библиотек сокращается. Как прежде бездумно поступали с детскими садами, о которых я только что сказал, теперь также стали передавать под непрофильное использование помещения для библиотек. Библиотеки должны стать современными информационными, консультативными, просветительскими, досуговыми центрами, а детские библиотеки нам нужно использовать и как важный элемент дополнительного образования.
    Предлагаю уже с 2012 года увеличить финансирование ремонта и
    технического обеспечения музеев и библиотек и, конечно, увеличить
    поддержку российской культуры в целом."

    ОтветитьУдалить
  8. В свете инициатив министра не лишним будет вспомнить происхождение и значение слова "библиотека":
    Библиоте́ка (образовано от греч. biblíon «книга» и thēkē «место хранения») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
    Видимо, теперь предложат переименовывать библиотеки, а вот во что?

    ОтветитьУдалить
  9. Обратите внимание: на нашем голубом экране нет места книге. В Польше, например, принята программа, по которой человек с книгой обязательно должен присутствовать на экране, даже в телевизионных сериалах. А попытайтесь вспомнить, когда в наших, российских, сериалах появлялись персонажи, читающие книги? В популярном у молодёжи цикле "Сумерки" С. Майер упоминаются книги, герои читают, издаются плакаты, где исполнители главных ролей изображены читающими книгу. А в наших, российских, книгах для подростков часто ли можно встретить читающих героев? И дома дети практически не видят взрослых с книгой в руках. В такой ситуации нужно, наоборот, поддерживать и развивать библиотеки, а не закрывать их!

    ОтветитьУдалить
  10. "Согласно последним исследованиям экономистов, чтение приводит к росту валового национального продукта страны". (Я.Л. Шрайберг, директор государственной публичной научно-технической библиотеки России).

    ОтветитьУдалить
  11. Замечательно сказал поэт Иосиф Бродский:
    "Не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое -- пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация -- она платит за это своей историей".
    Нечитающая нация бесперспективна и обречена плестись "в хвосте" у всего мира.

    ОтветитьУдалить
  12. Пишу от имени старшеклассников!Нам в библиотеке хорошо и комфортно, Мы приходим туда общаться,теперь в библиотеке можно изучать языки,часто проводятся мероприятия специально для нас,на которых можно встретиться с уникальными и интересными людьми!!! Интренет кафе итак полно, но мы туда не ходим! Дорого и неинтересно! Тем-более, что интернет почти у всех дома! Почему когда появляется что то интересное для нас,обязательно это нужно закрыть или сделать платным?!

    ОтветитьУдалить
  13. Очень точно в защиту библиотек высказался академик Д.С. Лихачев: «Библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека – жив народ, умрет она – умрет наше прошлое и будущее»

    ОтветитьУдалить
  14. У Д.С. Лихачёва вообще много других актуальных для нашего времени высказываний о роли книги и библиотеки в современном обществе:
    «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры. И потому самое главное в
    культуре любой страны – как бы это ни казалось для кого-то странным, - библиотеки. Даже если погибнут университеты, культура может восстановиться, если есть хорошо организованные библиотеки»
    «Может не быть университетов, никакого высшего образования, но, если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить. Если библиотек не будет, никакое высшее образование ничего не даст».
    Видимо, наш министр культуры Лихачёва не читал.

    ОтветитьУдалить
  15. С одной стороны, если рассматривать со стороны экономики страны - библиотек у нас очень много (особенно,если сравнивать с европейскими странами), точнее много маленьких, где книги, допустим для учебы никуда не годятся, их мало и в основном старые, а художественные - в лучшем случае можно перечитать за год (если читать то, что действительно нравиться, а не все подряд). В этом случае сокращение - мера действительно нужная. А если смотреть со стороны культуры, то увы, народ у нас и так не особо читающий, да и в добавок ленивый и за книгой в центр города не поедет. А в Челябинске культура и так на нуле! Для государства, это, кстати, тоже плюс - безграмотной толпой управлять легче.

    ОтветитьУдалить
  16. К закрытию библиотеки отношусь отрицательно т.к. на пенсию покупать новые книги нет возможности, а от привычки читать уже не отвыкнешь в нашем возрасте. Долгое время беру книги в библиотеке Гоголя, там работают знающие, внимательные люди, профессионалы своего дела. Всегда помогут, подскажут в выборе новых книг. В электронном виде книги книги читать трудно, т.к. из-за возраста проблемы со зрением.

    ОтветитьУдалить
  17. Светлана 1 ноября 2012., 12:13
    Считаю, что библиотеки в городах надо не закрывать и не делать досуговым центром, наоборот, пополнять новой литературой и работать с подрастающим поколением, приобщая к чтению,что даст возможность пробудить в детях патриотизм,о чем говорил недавно Путин В.В.
    Что касается старшего поколения, они вообще могут остаться без чтива, т.к. книгу купить дорого, а интернет не всем доступен материально.

    ОтветитьУдалить
  18. министр предлагает закрыть библиотеки, потому что денег из пенсионного фонда не хватает на материнский капитал, сейчас будут сокращать все что можно

    ОтветитьУдалить
  19. Предложение министра - это очередной шаг к оглуплению нации. В этом же ряду - сокращение часов на литературу в школах. Об этом на встрече с В. Путиным говорила Н. Солженицына. Так мы докатимся до будущего, описанного в книге Р. Брэдбери "451 по Фаренгейту". Жаль, современные подростки не знакомы с этой книгой.

    ОтветитьУдалить
  20. Вот говорят надо сокращать библиотеки,т.к посещаемость их снизилась и читателей стало меньше,а вы не задумывались почему.Финансирование наших библиотек такого,что они не успевают получать новую литературу и они не могут предложить новые книги читателям.А ведь потребность в новом чтиве огромна,многие даже не слышали о новых писателях,о новых произведениях.Да даже сами библиотекари порой незнают новых произведений,т.к. книг нет и пописки на профессиональные журналы тоже нет.А если появятся новые книги,да даже переизданные старые произведения я вас уверяю читатели валом пойдут в библиотеку.Что очень примечательно читатели стали возвращаться к классическим произведениям,даже читают целые собрания сочинений.А представьте что библиотек нет и где все это можно прочитать.Для многих библиотеки это еще и центр общения в прямом смысле слова,т.к появилось очень много одиноких людей которым не хватает общения.так может стоит подумать и не увеличивать число одиноких.

    ОтветитьУдалить
  21. Скоро будет ситуация согласна как в романе Брэдбери и романе Стивена Кинга "Бегущий человек", вот и сбывается то, что раньше казалось невозможным

    ОтветитьУдалить
  22. Я, к сожалению, не читал ни романа Брэдбери, ни "Бегущего человека" Стивена Кинга. Не могли бы вы в блоге рассказать о них подробнее? Может быть есть ещё книги на эту же тему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олег, спасибо за вопрос, подготовим пост об этих книгах.

      Удалить
    2. Вы спрашиваете, о чем роман Рэя Брэдбери «451о по Фаренгейту». О человеке: о его нежелании думать, о его лени, о его страхе и о расплате за «пиксельное мышление». Все лучшее, что создано человечеством, сконцентрировано в книге: мысли, чувства, история, опыт и ошибки. Но книги больше читать нельзя! Их велено сжигать. Их и сжигают, вместе с домом, а, иногда и с владельцем. И доносят на тех, кто прячет книги. Жена на мужа, отец – на сына, дочь – на мать. Власти сами знают, чем должен заниматься народ, о чем он должен думать и какие чувства испытывать. Все должны быть равны и похожи друг на друга, чтобы никому не было обидно, что кто-то лучше его. Все знакомо, не так ли? Инакомыслящих, разумеется, преследуют. Но, конечно, должен же быть какой-то выход из этого кошмара. И он находится. Когда страна гибнет под ядерными бомбами, находятся люди, которые способны сохранить для следующей цивилизации хоть что-то из человеческой культуры. Живые люди-книги. Да, и еще, название книги – это температура горения бумаги. Название стало нарицательным: символом бездуховности, крушения человеческих ценностей, названием общества потребления.
      Тема книги и ее значимости для Человека в положительном, или наоборот, отрицательном значении поднимается, например в антиутопиях: Оруэлл Д. «1984», Элтон Д. «Слепая вера». Имейте в виду, что антиутопия – довольно мрачное чтение. Но, оно того стоит.
      Многим нравится «Кысь» Толстой Т. У меня, например, эта повесть вызвала тошноту. Есть еще клерикальный детектив Умберто Эко «Имя розы». Есть страшный роман нашего современника Елизарова «Библиотекарь», кстати, номинант Буккера и еще книга «Генацид» В. Бенигсена, тоже нашего отечественного современника.

      Удалить
    3. Большое спасибо за такой подробный исчерпывающий ответ. Постараюсь найти все эти книги и прочитать.

      Удалить
  23. У нас в городе (Новомосковск, Тульская область) закрыли 3 библиотеки. Четвертую удалось спасти силами читателей. Решили не останавливаться на достигнутом и писать открытое письмо в министерство Культуры РФ. Ищем единомышленников, готовых защищать библиотеки.

    ОтветитьУдалить
  24. Работая в библиотеке, понимаешь, что читатель уходит... и ничего с этим не сделаешь... но он не перестает быть читателем...просто ему не нужно больше ходить в библиотеку... что вы хотите? прогресс...электронные книги... дешево и сердито... да, мы проводим множество дискуссий, обсуждений книг, интеллектуальных игр, при этом каждый раз рассказывая о новинках... увы... скачаем, прочитаем) просто библиотека должна меняться, потому что меняется мир... и я думаю, что в словах министра есть рациональное зерно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С точки зрения читателя: да не нужны мне интеллектуальные игры, дискуссии и рассказы о новинках! Я хочу приходить в библиотеку ЗА КНИГАМИ! Только проблема в том, что мне всё чаще приходится заказывать книги (особенно новинки) в интернет-магазинах, так как в библиотеках их нет. И это не вина библиотек. Если бы государство выделяло больше денег на комплектование библиотек, то и читатели бы не уходили!

      Удалить
  25. Ирина, не поедет в центр города за книгой не только ленивый, но и тот, для кого поездка на транспорте туда и обратно- деньги не лишние, а если ехать еще и с ребенком? А еще нужно туда попасть во время работы той библиотеки, а у нас читатели и к нам не успевают после работы! А с остальным- согласна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, я с вами отчасти согласна, но если есть желание, то и деньги на проезд найдутся. Да и Челябинск все-таки не Москва. А вот если желания нет, то и 1000 причин найдется, включая черную кошку, которая перебежала дорогу)
      А про режим работы, мне лично жаловаться не приходится. Я хожу в библиотеку им. А.С. Пушкина, она работает до 19.00 плюс в выходные, для меня такой график удобный, если в будни после работы не успеваю, то в выходные всегда, пожалуйста.

      Удалить
  26. Я против такого некультурного министра, верните Михаила Швыдкого

    ОтветитьУдалить
  27. главный библиотекарь. Омск19 января 2013 г. в 18:02

    Почему никто не поднимает вопроса о плановых показателях в библиотеке? Вот что нужно убирать, а не библиотеки закрывать! Дать возможность библиотекарям работать с живыми читателями, а не вынуждать их заполнять формуляры "мёртвых душ"!

    ОтветитьУдалить
  28. Согласна с вами надо плановые показатели в библиотеке убрать, надо работать с живым читателем, в погоне за показателями так называемыми мы и теряем читателя, перед начальством отчёты без конца писать, формуляры заполнять. Детей особенно сейчас надо приучать к чтению, а нашим дорогим учителям не ограничиваться школьной программой а идти дальше страниц учебников.

    ОтветитьУдалить
  29. Что министр культуры выбирает путь Сердюкова, тот в армии таких дел наворотил, этот за библиотеки принялся.

    ОтветитьУдалить
  30. 1. Почему бумажные книги экологичны?
    2. Детям нужны книги, соглашусь, но лучше развивать школьные библиотеки.
    3. За одну минуту в интернете можно купить электронное издание, которое будет качественно оформлено.
    P.S. Комменты выражают эмоции, а не рациональные аргументы. Верещание консерваторов всегда поражает.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »