понедельник, 10 апреля 2017 г.

«Сокровище русской поэзии» Белла Ахмадуллина

«Сокровищем русской поэзии» назвал поэт Иосиф Бродский Беллу Ахмадуллину. Её творчество стало одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины ХХ столетия. Это было время возрождения советской поэзии. Молодые поэты: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина – в тесном содружестве создавали свои стихи, вызывающие огромный интерес у читателей и живую полемику в прессе. Выступления авторов на эстраде собирали полные залы и бурю аплодисментов, - рассказывает заведующая библиотекой №10 «Радуга» Нина Кондрашина.


Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — Ахат Валеевич Ахмадулин был комсомольским и партийный работником, в дальнейшем крупный ответственный работник Государственного таможенного комитета СССР. Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности. По таким показателям семья Беллы принадлежала к советской элите. Когда началась война, отец был тут же призван. Белла вместе с бабушкой отправилась в эвакуацию. Сначала они поехали в Самару, потом в Уфу и далее в Казань. Там жила вторая бабушка по линии отца, но для девочки она была совсем чужой и незнакомой. В этом городе Белла серьёзно заболела. Неизвестно выжила бы она или нет, ели бы не приезд в Казань матери. Это было в 1944 году. Так закончилась эвакуация. Оказавшись дома, Белла пошла в школу. Бабушка привила внучке любовь к чтению и Белла стала посещать Дом пионеров, где был организован литературный кружок. Белла начала писать стихи, они были по-детски целомудренными и трогательными. Первым журналом, в котором были опубликованы стихи юной поэтессы, оказался журнал «Октябрь». Это произошло в 1955 году.
Позже она посещает занятия в Литобъединении. Через год после окончания школы Ахмадулина стала студенткой, поступив в Литературный институт. После того, как Пастернак был отмечен присуждением Нобелевской премии, его объявили предателем. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало действительной причиной того, что студентка оказалась исключённой из института. Случилось это в 1959 году. Поэтессе удалось устроиться в «Литературную газету» в должности внештатного корреспондента в Иркутске. Находясь в Сибири, она написала рассказ и назвала его «На сибирских дорогах». Его напечатали в «Литературной газете», одновременно вышло несколько её стихов. Она писала об удивительном крае и необыкновенных людях, которые там жили. Вскоре главный редактор газеты поспособствовал тому, чтобы талантливую девушку восстановили в институте. В 1960 она окончила его, при этом получила красный диплом.

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

По улице моей который год
Звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислоняясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот когда от слёз, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

В своей поэзии уже тогда она поднимает вечные темы: любви и смерти, природы и творчества.

В тот месяц май, в тот месяц мой
Во мне была такая легкость
И, расстилаясь над землёй,
влекла меня погоды лётность.

Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб», «Уроки музыки», «Стихи», «Метель», «Свеча», «Тайна», «Утро после луны».

В 1989 году за сборник «Сад» поэтесса была удостоена Государственной премии СССР.

Но, слава богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлёт
обходится мне всё дороже.

Каждый из новых сборников раскрывает новую грань таланта Ахмадулиной. Высокий слог сочетается с архаизмом, а речь таинственна, но хочется понять: о чём «дева плачет».

Мне кажется, со мной играет кто-то
мне кажется, я догадалась, - кто,
когда опять усмешливо и тонко
мороз и солнце глянуло в окно.

Во всём ловлю таинственные знаки,
то след примечу, то заслышу речь.
А вот и лошадь запрягают в санки.
Коль Ты велел – как можно не запречь.

Влетаем в синеву и полыханье.
Перед лицом – мах мощной седины.
Но где же Ты, что вот – твоё дыханье?
В какой союз мы тайный сведены?

Ещё одну грань дарования Беллы Ахмадуллиной открывают воспоминания и эссе, где выписаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Владимира Высоцкого и других. Свои литературные строки она посвящает Андрею Вознесенскому и Булату Окуджаве, Сергею Довлатову и Фазилю Искандеру. В обязательном списке мужья поэтессы: Евгений Евтушенко, Юрий Нагибин, Борис Мессерер.

Потом я вспомню, что была жива,
Зима была и падал снег, жара
стесняла сердце, влюблена была –
в кого? Во что?

Художника дела влекли наружу, в стужу. Я ждала
его шагов. Смеркался день в окне.
Потом я вспомню, что казался мне
труд ожиданья бытия,
но и тогда соотносила я
насущность чудной нежности…

Поэтесса участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре

Поклонники творчества поэты запомнили Ахмадулину и в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.

В России вышло более 30 сборников её стихов. 

За выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность она удостоена многочисленных наград: Ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 и 2 степени, Ордена Дружбы народов, Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства. 
Президент РФ В.Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем. Борисом Мессерер. Тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Умерла в 1010 году. В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет.

Библиография 

· «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
· «Озноб» (Франкфурт, 1968)
· «Уроки музыки» (1969)
· «Стихи» (1975)
· «Свеча» (1977)
· «Сны о Грузии» (1977, 1979)
· «Метель» (1977)
· альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
· «Тайна» (1983)
· «Сад» (1987)
· «Стихотворения» (1988)
· «Избранное» (1988)
· «Стихи» (1988)
· «Побережье» (1991)
· «Ларец и ключ» (1994)
· «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
· «Гряда камней» (1995)
· «Самые мои стихи» (1995)
· «Звук указующий» (1995)
· «Однажды в декабре» (1996)
· «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
· «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
· «Миг бытия» (1997)
· «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996-1999)
· «Возле ёлки» (1999)
· «Влечет меня старинный слог» (2000)
· «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
· «Стихотворения. Эссе» (2000)
· «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
· «Озябший гиацинт» (2008)
· «Пуговица в китайской чашке» (2009)
· «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
· «Ни слова о любви» (2010)
· «Нечаяние» (2010)



Нина Кондрашина 

8 комментариев:

  1. Ирина, я в выходные тоже делала пост о Белле Ахмадулиной. Пока стоит в настройках блога (Расписание). Скоро появится в блоге. Приглашаю посмотреть немного попозже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Обязательно посмотрю

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина! Спасибо за подробный и интересный пост! У меня в библиотеке только одна книжечка. Сегодня давала старшеклассникам на переменах... Сделали удивительное открытие - "это же песни Пугачёвой..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Как хорошо, когда молодежь открывает для себя поэта, и через песни тоже

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина! Прекрасный материал о прекрасном поэте.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Ирина, за этот пост! Прекрасный автор, чудесные поэтические строки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, спасибо, передам Вашу благодарность автору поста - Нине Яковлевне Кондрашиной, которая любит поэзию и представила нам чудесного поэта Беллу Ахмадулину

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...