пятница, 15 апреля 2016 г.

Николай Гумилев – экзотичный акмеист

Сегодня, 15 апреля, 130 лет со дня рождения Николая Степановича Гумилева – замечательного русского поэта Серебряного века, литературного критика, переводчика, исследователя Африки.
Предлагаем сегодня поговорить о его творчестве и поэзии вместе с библиотекарем Яной Скипиной.
Николай Гумилев жил в очень интересное время - конец XIX - начало ХХ века. Это время развития мысли, время величайших литературных талантов, особенно в России.
Николай Гумилев – один из создателей и ведущих представителей литературного течения под названием акмеизм. Акмеизм противопоставляет себя символизму и представляет собой возврат к материальности, конкретности образов.
Гумилев, в статье «Наследие символизма и акмеизм» (1913) призывает поэтов вернуться к «вещности» образов и форм. Создателями и последователями акмеизма также считаются такие знаменитые поэты, как О. Мандельштам, А. Ахматова, Г. Иванов, М. Зенкевич и многие другие.
Поэзия Гумилева имеют четкую форму, историю, их можно хорошо себе представить и понять.

Укротитель зверей

Снова заученно-смелой походкой
Я приближаюсь к заветным дверям,
Звери меня дожидаются там,
Пестрые звери за крепкой решеткой.

Будут рычать и пугаться бича,
Будут сегодня еще вероломней
Или покорней… не все ли равно мне,
Если я молод и кровь горяча?

Только… я вижу все чаще и чаще
(Вижу и знаю, что это лишь бред)
Странного зверя, которого нет,
Он — золотой, шестикрылый, молчащий.

Долго и зорко следит он за мной
И за движеньями всеми моими,
Он никогда не играет с другими
И никогда не придет за едой.

Если мне смерть суждена на арене,
Смерть укротителя, знаю теперь,
Этот, незримый для публики, зверь
Первым мои перекусит колени.

Фанни, завял вами данный цветок,
Вы ж, как всегда, веселы на канате,
Зверь мой, он дремлет у вашей кровати,
Смотрит в глаза вам, как преданный дог.

В первых сборниках стихотворений - "Путь конквистадоров" (1905) и "Романтические цветы" (1908) - нашло отражение чувство Гумилева к Анне Горенко (А. А. Ахматовой) - его будущей жене и знаменитой поэтессе. Определяющим для поэзии Гумилева стал образ одинокого завоевателя, противопоставляющего свой мир тусклой действительности. Свою поэзию Гумилев транслировал и в жизнь. В начале Первой мировой войны Гумилев поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.

Я конквистадор в панцире железном…

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду…
Я конквистадор в панцире железном.

И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.

Некоторое время Гумилев обучался в Петербургском университете - на юридическом, а после на историко-филологическом факультете. Одновременно печатается в газете «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и других. Далее Гумилев принимает участие в организации журнала «Аполлон» (1909), в котором вплоть до 1917 ведет постоянную рубрику «Письма о русской поэзии» (вышедшее отдельным изданием - 1923), где зарекомендовал себя как  проницательный критик.
В. Я. Брюсов писал: «Его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта».


Рассматривая творчество Николая  Гумилёва, нельзя не обратить внимание на его любознательность, любовь к экзотике и путешествиям. Известный факт, что Гумилев долго путешествовал по Африке, изучал ее географию, культуру и историю. Гумилев побывал в Африке трижды. В последний раз — с официальной миссией. Его коллекция, представленная в Музее антропологии и этнографии Санкт-Петербурга, принадлежит к числу самых ранних полных коллекций, привезённых российскими путешественниками из Африки. Тема Африки занимает в творчестве Гумилева особое место и во многом определила его становление как поэта. А. Левинсон считает, что акмеизм был придуман Гумилевым именно в Африке. Началом африканской темы выступил небольшой цикл в сборнике «Романтические цветы», открывающемся знаменитым стихотворением «Жираф».

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

В 1918 Гумилев был привлечен М. Горьким к работе в издательстве «Всемирная литература», преподавал в литературных студиях, читал лекции в институтах. Занимался переводами (эпос о Гильгамеше, английская и французская поэзия). В 1921 году издал несколько сборников стихов, в том числе лучшую свою книгу "Огненный столп" (посвящен второй жене - А. Н. Энгельгардт).
Осенью 1920 года Гумилев неопределенно обещает участникам так называемого "таганцевского заговора" свое содействие в случае антиправительственного выступления и номинально вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в исполнение.


Интересные факты:
В 1907 году, когда Николая Гумилева призвали в армию, он не прошёл медицинскую комиссию из-за косоглазия, мешающего стрельбе, однако в 1914 году его признали годным (в первый раз он стрелял с правого плеча, а во второй раз сменил его на левое).

«Деревянный с длинным носом» — так охарактеризовал Гумилёва А.Н. Толстой.

В честь Николая Гумилёва назван астероид.

В 2011 году Почта России выпустила конверт с изображением книг Гумилёва и маркой с портретом поэта.

Стихи Николая Гумилева и информацию о нем можно найти в муниципальных библиотеках города Челябинска.

Источники:
Яна Скипина
Всего просмотров этой публикации:

1 комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »