суббота, 10 мая 2014 г.

Юлия Друнина «Я родом не из детства – из войны»

90 лет Юлии Друниной

 

10 мая 1924 года, ровно 90 лет назад, в интеллигентной семье на свет появилась Юлия Друнина. Судьба будущей советской поэтессы выдалась нелегкой и трагической. Война наложила свой тяжелый отпечаток на всю ее жизнь и отзывалась страшными воспоминаниями до самого последнего дня, когда поэтесса сама решила, что пора уходить...
Ее пронзительные и искренние стихи находили и продолжают находить отклик в сердцах миллионов читателей. Своей жизнью Юлия Друнина показала пример верной солдатской дружбы, служения высоким целям, своей стране и народу.

Юлия Друнина родилась в Москве. С матерью у Юлии были сложные взаимоотношения, а вот отца она обожала. Для нее он был образцом справедливости, разума, порядочности. С детства Юлия читала много книг, причем совершенно разных жанров – от произведений Лидии Чарской и Александра Дюма до «Одиссеи» Гомера. Начала писать стихи в возрасте 11 лет и никогда не сомневалась, что станет литератором.

Только окончив школу, девочка узнала, что началась война. «Я родом не из детства – из войны», – сказала она когда-то про себя. И действительно, война заслонила собой все. В начале войны устроилась работать санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестер. Опыт, полученный здесь, пригодился для работы в военных госпиталях. 
 
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины...

***
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в "мать"
и "перемать"
Потому что имя ближе, чем "Россия",
Не могла сыскать.

***
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила...

И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко —
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила...

Большинство стихотворений Юлии Друниной написаны на военную тему. В них – все трудности, с которыми встречается женщина на войне. Главные мотивы, которые прослеживаются в ее творчестве – это бесконечное мужество, отвага, взаимовыручка, солдатская дружба и преданность Родине. То, из чего складывалась Победа.

Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

***
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища...
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

В пехотном батальоне Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине.

КОМБАТ
Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули —
Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

Меняется мир, меняются поколения, но что-то общее, глубокое, близкое – остается. Может в этом и есть секрет маленького томика стихов Юлии Друниной, который волнует до глубины души даже невоенное поколение. От ее стихов на глазах выступают слезы, неважно, пишет ли она о войне или о любви. В таких простых, казалось бы, на первый взгляд, строках таится ошеломляющая сила, вдохновляющая человечность, щемящая нежность, пронзительный внутренний свет.


ДВА ВЕЧЕРА
Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел —
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и — улыбнулся мне:
— Ну какой же из тебя
Солдат?
Как была ты, право,
На войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя
Представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били,
Падал снег.
И сказал мне тихо
Дорогой,
На тебя похожий человек:
— Вот лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...

В 1943 году, оказавшись в госпитале после тяжелого ранения (она находилась на волосок от смерти!), Друнина написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Вернувшись на фронт, в одном из боев Друнина была контужена и впоследствии ее признали негодной к несению военной службы. За боевые заслуги она получила орден Красной звезды и медаль «За отвагу».
Пережитые события военных лет стали отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Юлии Друниной и стали сквозной темой в ее стихотворениях.
В начале 1945 года в журнале «Знамя» опубликовали стихи молодой поэтессы. С этого момента и началась литературная карьера Юлии Друниной.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
И хотя пятилетки бегут
Торопясь,
Все тесней эта связь,
Все прочней эта связь.

Я — связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих —
Из котлов окружений,
Пропастей поражений
И с великих плацдармов
Победных сражений.

Я — связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу:
"Нет, ничто не забыто,
Нет, никто не забыт,
Даже тот,
Кто в безвестной могиле лежит".

Что касается личной жизни поэтессы, то она была замужем за Николаем Старшиновым. От их брака в 1946 году родилась дочь Елена. Однако главной любовью всей ее жизни стал известный киносценарист Алексей Яковлевич Каплер. Именно ему, своему второму мужу, она посвятила огромное количество произведений (хотя и меньше, чем о войне).


Что любят единожды – бредни,
Внимательней в судьбы всмотрись.
От первой любви до последней
У каждого целая жизнь.

В счастливом браке они прожили 19 лет. Юлия Владимировна тяжело пережила его уход из жизни в 1979 году. Поэтому стихи того периода пронизаны воспоминаниями, глубокой скорбью и тоской по мужу.

[А. К.]

Мне уходить из жизни -
С поля боя...
И что в предсмертном
Повидаю сне,
В последний миг
Склонится кто - ко мне?
Кем сердце успокоится? -
Тобою,
Твоею сединою голубою,
Прищуром глаз,
Улыбкою родною...
Я б с радостью покинула
Земное
Постылое прибежище свое,
Когда бы верила
В другое бытие -
Во встречу душ...
Лишили этой веры,
Сожгли как инквизиторы,
Дотла...
День за окном
Больной, угрюмый, серый,
Московский снег
Порхает как зола...
И все-таки я верю,
Что ко мне
Ты вдруг придешь
В предсмертном полусне, -
Что сердце успокоится
Тобою,
Твоею сединою голубою,
Что общим домом
Станет нам могила,
В которой я
Тебя похоронила...

В ноябре 1991 года гениальная поэтесса Юлия Друнина добровольно ушла из жизни, не в силах наблюдать за развалом страны. Ушла вслед за любимым мужем и друзьями-однополчанами, оставив после себя стихотворения, наполненные вечными ценностями. Такие ценности как любовь, дружба, стойкость духа, человеческое достоинство чуткость души, не покидающие солдат в самых трудных, порой нечеловеческих условиях, подверглись испытанию войной. Эти же ценности подвергаются испытанию и в современном мире, но иначе. И может быть в этой борьбе нам поможет маленький томик стихов Юлии Друниной, и голос поэта из суровых фронтовых лет не позволит нам сбиться с пути и сохранить человеческое достоинство до конца.
Всего просмотров этой публикации:

1 комментарий

  1. О! Спасибо! Всё из любимого. Ещё с юности.
    А сейчас - да - это просто гимн человеческому достоинству. Камертон....

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »