вторник, 28 мая 2013 г.

Посидим в тишине

Есть стихи, которые сопровождают нас в детстве, но потом мы вырастаем из них. Проходит время, и мы читаем их своим детям, внукам и снова радуемся им как старым знакомым. Таковы стихи Елены Благининой, 110-летие которой мы отмечаем 27 мая.

Елена Александровна Благинина (1903-1989) родилась в селе Яковлеве Орловской губернии. В этих краях выросли Тургенев и Толстой, Фет и Тютчев, Бунин. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Первые стихи написала в восемь лет. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, который основал поэт Валерий Брюсов.
        В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. Первая книжка для детей «Осень» вышла в 1936 году. В 1939 – сборник «Вот какая мама!», в 1940 – «Посидим в тишине». После войны появляются книжки «Радуга» (1948), «Огонёк» (1950), «Гори-гори ясно!» (1955).
        Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Леси Украинки, Янки Купалы и Якуба Коласа, Натальи Забилы, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко.
      Благинина принадлежит к художникам, фантазию которых волнует правда окружающей жизни. Она видит чудо во всём, что её окружает:
Мне жаль суровых и надменных,
Пусть мир их сложен, пусть богат.
Они чудес обыкновенных
Не видят, видеть не хотят.
Им хлеб – не всласть,
Вода – не в милость,
Им ночь – не в отдых,
День – не в свет.
В них как бы радуга затмилась,
Весь пыл её сошёл на нет.
А мы, не мудрствуя лукаво,
Стоим на страже простоты,
Даря налево и направо
Житейской радости цветы.

        Высшим светом сияют для неё хлеб, вода, день, ночь, радость ходить по земле, слушать пение птиц, видеть красоту природы, и всё это находит отражение в её стихах.

Радуга
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...
Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

        У Благининой есть и сборник стихов для взрослых «Окна в сад». Дом, семья, чувства, которые испытывают дети по отношению к родным и близким – важная сфера лирических интересов Благининой. Одно из лучших семейных стихотворений – «Посидим в тишине»:

Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине…

        В своих стихах она говорит нам о счастье любить родину, дом, семью. Есть и стихи о Великой Отечественной войне (сборник «Почему ты шинель бережёшь?»). Она описывала войну глазами детей, живших в то время  в тылу, отцы которых воевали на фронте, а матери работали на военных заводах.

Баллада о добром свете.
Когда холодною зимой
враг налетел на нас,
пришёл однажды я домой
и вижу - свет погас.
Я в слёзы: - Мама, ведь темно,
ведь долгой будет ночь! -
Она смеётся: - Всё равно
слезами не помочь!
И керосину в пузырёк
стеклянный налила,
скрутила узкий фитилёк
и огонёк зажгла.
И тихий, тихий добрый свет
прогнал ночную тьму.
- У нас темно, сыночек?
- Нет!
Светло у нас в дому!
А в комнате стоял мороз,
и ветер был в гостях.
Мне стало холодно до слёз,
до ломоты в костях.
Я плачу: - Мама, я продрог,
я больше не могу! -
Она смеётся: - Что ж, сынок,
и тут я помогу.
Печурка весело горит,
и варится кулеш.
- Сыночек, - мама говорит, -
погрейся и поешь!
Я кулеша тарелку съел,
я выпил кипятку
и с книжкой весело подсел
к слепому огоньку.
Да разве долго усидишь - 
я разморился весь.
Она опять смеётся: - Чиж!
Под одеяло лезь!
С работы мама прибежит,
а я уж тут как тут;
коптилка на столе дрожит,
по щепкам огонёк бежит,
и в комнате уют.
Я маму супом накормлю
и чаем напою...
И очень я её люблю,
такую светлую мою,
ещё сильней люблю!

        В самые тяжёлые дни Елена Александровна не теряла мужества и не переставала творить добро. В дни гонений она не боялась поддерживать гонимых и безвинно репрессированных – Бориса Пастернака, Лидию Чуковскую, Евгению Таратуту и других. Современники Благининой отмечали её редкое обаяние, строгость, честность, достоинство художника, не стремящегося к славе. Она была признанным учителем и образцом для молодых поэтов, примером стойкости и преданности искусству, смирения и милосердия, гордости и независимости.
У Благининой не было детей, но были племянники, которых она очень любила и участвовала в их воспитании. Обращаясь к ним, она писала:

Запишите мой голос на плёнку!
Вдруг в две тысячи третьем году
Вы услышите тетку Алёнку,
Ту, что будет в раю иль в аду.
Или в той беспредельности мрачной,
Что зовётся небытием,
Или в травинке – простой и невзрачной –
Над иссохшим от зноя ручьём.

        Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она покинула мир в 1989 году, оставив после себя огромное завещание из своих волшебных, очаровательных, светлых и добрых произведений.

        Посидите в тишине, подумайте о жизни, о поэзии, обо всём, что дорого сердцу. Прочитайте своим детям, внукам, выучите с ними что-нибудь из замечательных стихов Елены Благининой. И обязательно познакомьтесь с очень доброй и философской сказкой «Чудесные часы».

Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно —
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…

С добрым утром!

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!

Котёнок
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с yтpа стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!
Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта...
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть - как баpхат,
Хвост - тpyбой...
До чего ж хоpош собой!

По малину
Я надела поясок,
Подвязала туесок,
Побежала по малину
Через луг, через лесок.
Я раздвинула кусты -
Ну тенисты, ну густы!
А малина-то, малина -
Самой крупной крупноты,
Самой крупной крупноты,
Самой красной красноты!
Побродила я часок,
Вижу - полон туесок.
Побежала я обратно
Через луг, через лесок.
Солнце бродит в вышине,
Хорошо ему и мне!

Уморилась

Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья -
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась...
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась...

Черёмуха

- Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.
- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!

Эхо
Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила эхо: - Замолчишь ты? -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: "Ишь ты, ишь ты!"
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: - Ты поёшь нескладно! -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: "Ладно, ладно!"
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь - и всё звенит от смеха,
Замолчу - и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо...

Огонёк

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!

Про хрустальный башмачок
Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.
Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала...
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
"Спать тебе пора давно!"
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок -
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.

Почему они серые?

Мама тесто замесила
Из пшеничной из муки.
Я кусочек попросила,
Стала делать пирожки.
Я леплю,
Я делаю,
Только не пойму:
У мамы-то – белые,
У меня-то – серые…
Не знаю почему.

То-то горе наше!
Мы сварили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша, - 
То-то горе наше!
Замесили тесто, -
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах, -
Не удержишь на вожжах!

БАЮ-БАЮ-БАИНЬКИ..

Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки!
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке!
Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка.
Будет солнце греть,
Будет дочка петь.
Целый день «уа-уа»,
Полюбуйтесь, какова!


Чудесные часы 
Давно это было. У высокой горы, на краю бедной деревушки, жила вдова. Звали её Марта. Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй. Любила Марта только свою козочку Белоснежку да её весёлого козлёнка. 
Как-то вечером сидела Марта на крылечке и вязала чулок. Вдруг ей послышались голоса: 
- Начался падёж скота, Эльза! Слышала? 
- Как не слыхать! Страшно за наших коз, Луиза! 
Это разговаривали крестьянки. Они возвращались с пустыми кувшинами из города. Марта посмотрела им вслед, и сердце её сжалось от предчувствия беды. Вдруг звякнула щеколда у калитки. Марта обернулась и увидела опрятного старичка. Старичок приветливо улыбнулся и сказал: 
- Здравствуйте, фрау Марта. Какой у вас славный домик - ни дать ни взять - сахар на зелёной тарелке. Только уж слишком у вас тихо - хоть бы птица пела, хоть бы часы тикали... 
Услыхав про часы, Марта вспомнила, что у неё есть замечательные старинные часы. Только они давным-давно остановились. 
- А вы не часовщик? - спросила Марта.
- Настоящий часовых дел мастер! - раскланялся старичок.
Марта пригласила старичка в дом. Она достала из сундука часы и показала их мастеру. 
На другой день часы уже весело тикали на белой стене Мартиной комнаты. Часовщик денег за починку не взял, и Марта отблагодарила его вкусным кофе. С этого дня седой гость частенько появлялся в домике старой вдовы. 
Между тем болезнь скота разрасталась, и все в деревне очень беспокоились за своих коз.
Однажды вечером тётушка Марта пошла в лес за хворостом. Она быстро набрала большую вязанку и свернула на знакомую тропу - домой. Но тропа вдруг исчезла. Направо Марта увидела дерево, поваленное грозой, налево - большой круглый камень. Ни камня, ни дерева раньше тут не было. Вдруг слабо потянуло дымком, и Марта пошла в ту сторону, откуда шёл дым. Вскоре она увидела костёр, возле которого сидел часовщик, помешивая грибную похлёбку. 
- Добрый вечер, фрау Марта! - сказал часовщик. - Поужинайте со мной! 
- Спасибо, - сказала Марта, - не могу - спешу засветло попасть домой. 
Тогда часовщик пригласил её в свою избушку. Тётушка Марта, сильно согнувшись, отворила низенькую дверь и очутилась в небольшой, мягко освещённой комнате. В одном углу она увидела ворох сухих листьев, в другом - очаг с потухшей золой. Посередине стоял большой пень, а вокруг - пёнышки поменьше. На серой каменной стене висели огромные часы. На циферблате вместо цифр красовались домики. С удивлением узнала Марта в этих домиках свою родную деревню. Вот и её избушка. Чёрная стрелка часов направлена прямо на неё.
- Это ваша деревня, - сказал часовщик.
- Вижу, - кивнула Марта.
- Эти стрелки обозначают радость и горе. Красная - радость - она двигается редко. А чёрная - горе.
- Почему чёрная двигается к моему дому? - спросила Марта. 
- Фрау Марта! Ваша Белоснежка погибнет.
- А почему именно она?
- Фрау Марта! Вы одиноки. Муж оставил вам небольшое наследство... Ведь правда? 
- Всё равно несправедливо, - волновалась Марта.
Она подошла к часам и передвинула стрелку на дом учителя. У него нет козы, у него только кошка. Если кошка подохнет, не велика беда. И тётушка Марта оглянулась на часовщика. Но никакого часовщика не было, а был хворост за плечами и впереди знакомая тропинка.
На другой день утром Марта надела чёрное платье, разгладила ленты у чепца и отправилась к учителю.
На крыльце сидела жена учителя. Она удивлённо кивнула Марте.
- Фрау Гертруда, - сказала Марта, - позвольте взять у вас какую-нибудь книгу. 
Жена учителя молча пригласила Марту в комнаты.
- Почему вы так печальны, фрау Гертруда?- спросила Марта.
- У нас заболела кошка...
- Вот уж горе-то! Возьмёте другого котёнка.
- Нет, нашу кошку не заменишь. Моя больная дочка всё плачет. Нет, нашу кошку нельзя заменить, фрау Марта!
- Ну ничего, - сказала Марта, - кошки живучи! Утешьте вашу девочку - будет жива её кошка.
И ушла.
...В сумерки поднялась Марта в горы, нашла домик часовщика и, войдя в знакомую комнату, перевела чёрную стрелку на дом корзинщика. У корзинщика не было козы - у него была собака. А разве собаку можно сравнить с козой?
Марта спустилась в деревню. Дома было всё хорошо - козочка здорова, на стене тикали часы.
Рано утром Марта побежала к корзинщику. Она увидела бедную комнату, некрашеный стол, на котором лежали недоплетённая ивовая корзина и острый нож. Пучок ивовых прутьев валялся на скамье. Слепой корзинщик стоял на коленях в углу и дрожащей рукой гладил голову собаки.
- Что с тобой, Дружок? Не подводи меня! Ведь нам пора на рынок! Ну-ну, не вздумай расхвораться!
Марта кашлянула. Старик повернул к ней невидящие глаза.
- Кто тут?
- Я - тётушка Марта. Что это с вашей собакой, сосед?
- Подыхает мой кормилец! Бывало, наплету корзин, прилажу их Дружку на спину, а сам возьмусь за ошейник. И приведёт меня пёс на рынок. Без него мне не жить, тётушка Марта! 
Одиноко показалось Марте дома. Она едва дождалась вечера. А вечером пришла на знакомую тропу. Часовщика опять не было дома. Марта подошла к часам и передвинула стрелку на дом ложечника. У ложечника две козы - хватит ему и одной.
Рано утром взяла Марта вёдра и пошла за водой. Вдруг она услышала детский плач. Плакал мальчик ложечника. Марта заглянула в окошко:
- Здравствуйте, фрау Мария! За что это вы сына шлёпаете?
- Снегурка заболела - молока не даёт. А этот баловень сладкой воды пить не желает. 
- А другая коза?
- От другой молоко идёт на продажу.
- А ложки?
- Их никто теперь не покупает - ведь в городе открыли ложечную фабрику... 
Марта увела плачущего мальчика к себе. Она напоила его молоком от Белоснежки, дала ему разноцветных лоскутков и коробок, и скоро малыш весело смеялся, сидя на полу. 
А вечером поднялась Марта в горы и вошла в дом часовщика. Долго стояла она перед часами. Потом взяла и перевела чёрную стрелку на свой дом.
Утром Белоснежка издохла.
Первым к Марте пришёл корзинщик.
- Не плачьте. Мы все поможем вам!
Потом прибежал сын ложечника:
- Тётушка Марта, твоего козлёнка выкормит наша Снегурка. И опять у тебя будет коза!
Потом пришла жена учителя:
- Не плачьте, фрау Марта! Пойдёмте к нам. Моя дочка поправилась от радости: ведь кошка-то здоровёхонька! Пойдёмте, фрау Марта, пойдёмте! Нечего вам тут сидеть в одиночестве... 
Марта улыбнулась. Она поняла - как хорошо, как радостно жить одной со всеми жизнью.
Всего просмотров этой публикации:

2 комментария

  1. Стихотворение Запишите мой голос на пленку написано Л.Шкода Как не стыдно чужие произведения присваивать!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Строки принадлежат Елене Благининой. Стихотворение называется "Моим племянникам":
      Запишите мой голос на пленку!
      Вдруг в две тысячи третьем году
      Вы услышите тетку Аленку,
      Та, что будет в раю иль в аду.
      Или в той беспредельности
      мрачной,
      Что зовется небытием
      Иль в травинке - простой
      и невзрачной -
      Над иссохшим от зноя ручьем.
      Запишите мой голос...
      Быть может,
      В тех далеких, неведомых днях
      Вашу память он робко
      встревожит
      И напомнит о милых тенях.
      Эти строки цитируются во многих сборниках и статьях о ней. Например,
      Приходько В.А. "Была и буду": О творчестве Е.А.Благининой// Дошкольное воспитание.-1990.-№10.-С.74-78.

      Приходько В.А. "Как была я, так и буду быть: Новое о Елене Благининой.
      Ко всем остальным источникам, в которых эти строки указаны как строки Благининой. у вас претензий нет? Может это вы указываете сведения из непроверенных источников?

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »