среда, 8 июня 2016 г.

«Живая» коллекция. Книга + кино

  
Книга английского писателя  Джона Фаулза «Коллекционер» всегда получала положительные отзывы. 
Фаузл - юбиляр 2016 года, родился в 1926 году в небольшом прибрежном городе в Эссексе. Он отлично учился, был прекрасным спортсменом. Окончив Оксфордовский университет, Фаулз преподавал английский язык на греческом острове Спеце, где написал свой первый роман «Волхв»,  посвящённый идеям экспериментальной философии. Около  десяти лет  писатель преподавал английский язык иностранным студентам в Лондоне. С1979 года был куратором музея в Лайм-Реджите. 

Из-под его пера также вышли романы «Женщина французского лейтенанта», «Башня из чёрного дерева», «Червь» и другие.


«Коллекционер» представляет «золотой фонд» библиотеки №10, - рассказывает Нина Кондрашина, заведующая библиотекой №10 «Радуга»Есть книги, к которым со временем меняется отношение в силу каких-то обстоятельств. Перечитывание этой книги вызывает неизменный интерес.
  

Канва сюжета в том, что происходит похищение человека. Мало ли мы читали или смотрели фильмы о похищении людей, но чаще это делается с целью выкупа. Здесь же ситуация совершенно другая. Герой книги, молодой человек по имени Фредерик – коллекционер, он собирает коллекции бабочек, помещает под стекло и любуется ими  Ему важно сделать хорошую аранжировку, важно найти редкую бабочку. Но… наскучило ли ему это занятие, или произошёл сбой в его психике, сам же он считает считает «нашло гениальное озарение», только он решил коллекционировать… девушек. Молодых, красивых, особенных.
«Она сидела на третьей от меня скамейке, читала, а я целых полчаса на неё смотрел. Смотреть на неё было для меня ну всё равно как за бабочкой охотиться, как редкий экземпляр ловить. Крадёшься осторожненько, душа в пятки ушла, как говорится. Будто перламутровку ловишь. Я о ней думал такими словами, как «неуловимая», «ускользающая», «редкостная»… В ней была какая-то утончённость, не то, что в других, даже очень хорошеньких. Она была для знатока. Для тех, кто понимает».

 Место живой коллекции: глубокий подвал, комната без окон в доме на отшибе. Нет, здесь вполне уютно, всё необходимое есть для  жизни: солнечный оранжевый ковёр на полу, мягкая кровать, картины на стенах, вкусная еда,  красивая одежда, судно. «Я держал её там, как пленницу, но по-хорошему, без всяких. Постепенно она узнала бы, какой я, и полюбила». Но в плане похитителя идёт всё не так, как ему мечталось. Ведь он привык иметь дело с бабочками: «Знаете, на что это всё было похоже, вроде охотишься за бабочкой, за нужным экземпляром, а сачка у тебя нет, и приходится брать двумя пальцами, подходишь медленно, медленно сзади, и вот она у тебя в пальцах, и тут нужно зажать торакс, перекрыть дыхание и она забьётся, забьётся… Это не так просто, как бывает, когда усыпляешь их в морилке с эфиром. А с ней было в сто раз трудней – её-то я не собирался убивать, вовсе этого не хотел».

Надо сказать важное: текст романа представлен в виде дневников, поэтому ярко выражены внутренние чувства, мысли героев  и  восприятие ими ситуации. Фредерик совершенно искренне не понимает, что Миранде, так зовут девушку, не нравится, Он же её так любит, он ей всё покупает, он даже стал по её просьбе выводить ночью в сад на 2 часа со связанными сзади руками и заклеенным ртом.
«Вы думаете, я сумасшедший, раз сделал то, что сделал. Я не сумасшедший. Просто вы – единственная. Больше никого нет.  И никогда не было. Только вы». «Скажите, что вам нужно, я, всё, что хотите. вам куплю. Тут она повернулась резко так, плачет, но глаза прямо сверкают и повторяет: «Вон отсюда, вон! Я лучше умру от голода, чем останусь жить в этом подвале. Держите меня на цепях, но там, наверху. Я на всё согласна. Только позвольте мне дышать свежим воздухом и видеть свет дня»». Ужасно. Прямо как сумасшедшая».
 Как бабочка, трепеща крылышками, пытается выпорхнуть из рук ловца, так и наша героиня делает попытки освободиться. Нападает физически, но она так хрупка, пытается соблазнить, но этим только всё портит. Похититель разочарован, оскорблён. Ведь он любит её прекрасную оболочку, он хотел бы созерцать её как богиню, как редкой красоты бабочку.
Миранда  же описывает своего похитителя так: «Выглядит существом абсолютно бесполым. Почтительно ждёт моих приказаний. Рыбьи глаза. Следят. И всё. Никакого выражения. Ему нужна я, мой вид, моя наружность, а вовсе не мои чувства, мысли, душа, тело. Ничего, что есть во мне человеческого». Он – коллекционер. Коллекционерство – огромное, мёртвое нечто, заполняющее всё его существо».

Джон Фаулз - "умственный" писатель. Есть над чем поразмышлять, обсудить. Ну а как заканчивается книга: печальный конец или хэппиэнд, вы узнаете сами, прочитав книгу автора  «Коллекционер».

В 1965 году режиссёром Уильямом Уайлером по роману был снят одноименный фильм.  

Он номинировался на кинопремию Оскар в номинациях «лучшая женская роль», «Лучший сценарий-адаптация» и «Лучшая режиссура». Главные роли исполнили Теренс Стемп и Саманта Эггар. 



Нина Кондрашина
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »