воскресенье, 27 марта 2016 г.

Король смеха – Аркадий Аверченко


Аркадий Аверченко – русский писатель, сатирик, театральный критик, редактор журнала «Сатирикон». Аверченко называли королем смеха и чистокровным юмористом. Его писательская звезда взошла достаточно стремительно. В 1905 году он был обычным служащим в Харькове, а в 1908 он уже редактор и один из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Его сборники выходили один за другим, в театрах ставили его пьесы, а острые и злободневные фельетоны вызывали резонанс в обществе.
Личность Аверченко была окружена мифами и слухами. В автобиографических рассказах Аверченко подшучивал и над собой, искажал многие факты и детали биографии. К примеру, долгое время не была известна точная дата рождения Аркадия Аверченко. Писатель указывал разные даты в автобиографиях. В разных источниках указаны разные годы и числа. На могиле Аверченко в Праге указан 1884 год рождения. Но чаще всего указывается дата 27 марта 1881 года.

«Еще за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения» – так в сборнике «Веселые устрицы» в 1910 году начал изложение своей автобиографии Аркадий Тимофеевич Аверченко. Эта автобиография составлена из нескольких маленьких частей-рассказиков, описывающих в общих чертах отношение автора к своей жизни, семье, началу трудовой деятельности. Например, о финансовых проблемах, семье и отношении к отцу:
«Отец мой, будучи по профессии купцом, не обращал на меня никакого внимания, так как по горло был занят хлопотами и планами: каким бы образом поскорее разориться? Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость – добрый старик достиг своих стремлений самым безукоризненным образом. Он это сделал при соучастии целой плеяды воров, которые обворовывали его магазин, покупателей, которые брали исключительно и планомерно в долг, и – пожаров, испепелявших те из отцовских товаров, которые не были растащены ворами и покупателями.
Воры, пожары и покупатели долгое время стояли стеной между мной и отцом, и я так и остался бы неграмотным, если бы старшим сестрам не пришла в голову забавная, сулившая им массу новых ощущений мысль: заняться моим образованием. Очевидно, я представлял из себя лакомый кусочек, так как из-за весьма сомнительного удовольствия осветить мой ленивый мозг светом знания сестры не только спорили, но однажды даже вступили врукопашную, и результат схватки – вывихнутый палец – нисколько не охладил преподавательского пыла старшей сестры Любы.
Так – на фоне родственной заботливости, любви, пожаров, воров и покупателей – совершался мой рост и развивалось сознательное отношение к окружающему»

Или о начале трудовой деятельности:
 «Помню первый день моей службы, которую я должен был начать в какой-то сонной транспортной конторе по перевозке кладей.
Я забрался туда чуть ли не в восемь часов утра и застал только одного человека в жилете без пиджака, очень приветливого и скромного.
"Это, наверное, и есть главный агент", – подумал я.
– Здравствуйте! – сказал я, крепко пожимая ему руку. – Как делишки?
– Ничего себе. Садитесь, поболтаем!
Мы дружески закурили папиросы, и я завел дипломатичный разговор о своей будущей карьере, рассказав о себе всю подноготную.
Неожиданно сзади нас раздался резкий голос:
– Ты что же, болван, до сих пор даже пыли не стер?!
Тот, в ком я подозревал главного агента, с криком испуга вскочил и схватился за пыльную тряпку. Начальнический голос вновь пришедшего молодого человека убедил меня, что я имею дело с самим главным агентом.
– Здравствуйте, – сказал я. – Как живете-можете? (Общительность и светскость по Сереже Зельцеру.)
– Ничего, – сказал молодой господин. – Вы наш новый служащий? Ого! Очень рад!
Мы дружески разговорились и даже не заметили, как в контору вошел человек средних лет, схвативший молодого господина за плечо и резко крикнувший во все горло:
– Так-то вы, дьявольский дармоед, заготовляете реестра? Выгоню я вас, если будете лодырничать!
Господин, принятый мною за главного агента, побледнел, опустил печально голову и побрел за свой стол. А главный агент опустился в кресло, откинулся на спинку и стал преважно расспрашивать меня о моих талантах и способностях.
«Дурак я, – думал я про себя. – Как я мог не разобрать раньше, что за птицы мои предыдущие собеседники. Вот этот начальник – так начальник! Сразу уж видно!"
В это время в передней послышалась возня.
– Посмотрите, кто там? – попросил меня главный агент.
Я выглянул в переднюю и успокоительно сообщил:
– Какой-то плюгавый старичишка стягивает пальто.
Плюгавый старичишка вошел и закричал:
– Десятый час, а никто из вас ни черта не делает!! Будет ли когда-нибудь этому конец?!
Предыдущий важный начальник подскочил в кресле как мяч, а молодой господин, названный им до того "лодырем", предупредительно сообщил мне на ухо:
– Главный агент притащился.
Так я начал свою службу».
Таким образом, в 15 лет Аркадий начал работать младшим писцом в транспортной конторе, а уже через год он уехал на каменноугольные рудники. После же переехал в Харьков на службу в правление рудников. Именно в Харькове начинается творческая деятельность будущего сатирика. В 1903 году в газете «Южный край» впервые появился рассказ Аркадия Аверченко «Как мне пришлось застраховать свою жизнь». Вскоре он стал редактировать журнал «Штык», в автобиографии он писал об этом:
«Я стал редактировать журнал "Штык", имевший в Харькове большой успех, и совершенно забросил службу... Лихорадочно писал я, рисовал карикатуры, редактировал и корректировал и на девятом номере дорисовался до того, что генерал-губернатор Пешков оштрафовал меня на 500 рублей, мечтая, что немедленно заплачу их из карманных денег.
Я отказался по многим причинам, главные из которых были: отсутствие денег и нежелание потворствовать капризам легкомысленного администратора.
Увидев мою непоколебимость (штраф был без замены тюремным заключением), Пешков спустил цену до 100 рублей.
Я отказался.
Мы торговались, как маклаки, и я являлся к нему чуть не десять раз. Денег ему так и не удалось выжать из меня!
Тогда он, обидевшись, сказал:
– Один из нас должен уехать из Харькова!
– Ваше превосходительство! – возразил я. – Давайте предложим харьковцам: кого они выберут?
Так как в городе меня любили и даже до меня доходили смутные слухи о желании граждан увековечить мой образ постановкой памятника, то г. Пешков не захотел рисковать своей популярностью.
И я уехал, успев все-таки до отъезда выпустить 3 номера журнала "Меч", который был так популярен, что экземпляры его можно найти даже в Публичной библиотеке»
Уже в 1908 году вышел первый номер журнала «Сатирикон», редактором  которого выступил Аркадий Аверченко.
Александр Куприн говорил позже:
«Сатирикон» сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же — чуткая середина — необыкновенно быстро открыли его».
Благодаря веселому нраву главного редактора и умению заинтересовать людей, все знаменитые писатели и художники начали сотрудничать с журналом. В «Сатириконе» печатались Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, Леонид Андреев, Самуил Маршак, Александр Куприн, Осип Мандельштам, Алексей Толстой, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский и другие, а иллюстрировали издание художники А. Радаков, А. Юнгер, А. Бенуа, Н. Альтман и Ре-Ми (Н.Ремизов).
Аверченко уважал авторскую свободу всех авторов журнала, никогда не правил рукописей: «Пусть сами за себя отвечают». Если автор писал плохо, его переставали печатать, но если писал хорошо, Аверченко защищал его неизменно.
После Октябрьской революции журнал «Сатирикон», который к тому времени назывался «Новый Сатирикон», закрыли и А. Аверченко уехал сначала в Украину, а после через Константинополь в Прагу. Так началась его жизнь в эмиграции. Как сатирик, он гастролировал по городам Европы и писал рассказы. И в отличие от многих других писателей, не потерял себя, не голодал, а много работал, выступал с концертами, был успешен.
Но, по словам современников, они были уже не таким веселыми, как раньше, в них чувствовалась тоска по родине. Это иллюстрирует, к примеру, рассказ «Трагедия русского писателя».
12 марта 1925 года Аркадий Аверченко скончался в Праге, где и был похоронен на Ольшанском кладбище.
Читать рассказы Аверченко очень легко и приятно, они пронизаны незлобной веселостью автора, но при этом они вызывают, наряду со смехом, грустную улыбку.
Приглашаем за сборниками рассказов Короля смеха - Аркадия Тимофеевича Аверченко в библиотеки г. Челябинска




А сейчас можно прочитать интересные факты, связанные с жизнью и творчеством знаменитого русского писателя:

1. В 1906 году Аверченко получил серьёзную травму левого глаза, который перестал видеть и хранил неподвижность. При этом правым глазом Аверченко видел тоже плохо, что создавало большие проблемы для писателя и редактора.
2. В «Сатириконе» была рубрика "Почтовый ящик "Сатирикона", где передразнивали фразы из опусов, не называя имен. Одна такая дразнилка даже вошла в историю: "Вы пишете в рассказе: "Она схватила ему за руку и неоднократно спросила: где ты девал деньги?". Иностранных произведений не печатаем" (1909, № 48). Эту фразу дважды цитировали братья Стругацкие, и ее иногда приписывают им.
3. Однажды Аверченко обещал бутылку шампанского тому, кто подберет самую удачную рифму к его фамилии.
Маяковский в стихотворении «Пустяк у Оки» предложил такой вариант:
«А там, где кончается звёздочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…»
Причём опубликовано это было в "Новом Сатириконе" (1915, № 33).
А другой автор журнала, Василий Князев написал: 
«Крючок приверчен ко
Двери. Дверь заперта. Чудесно!
Твори, Аверченко,
Твори!
Бумага бессловесна»

4. Аверченко много сделал для становления русской кинокомедии. В 1913 году он снялся в фильме "Корифеи русской литературы на охоте". По его сценариям сняты фильмы "Блюститель нравственности" (1914), "Без пуговиц" (1915) и "Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок" (1916).
5. Прозу Аверченко любила семья императора Николая II. 3 февраля 1916 года императрица писала мужу, что дочери читали вслух "рассказы Аверченко о детях". 7 мая 1918 года Николай II записал в дневнике: "Вчера начал читать вслух книгу Аверченко "Синее с золотом". Есть легенда, что Аверченко приглашали в Царское Село выступить перед императорской семьей. Подтверждений нет, даже годы мемуаристы называют разные (от 1910 до 1914). Известно лишь одно – Аверченко не поехал. Как редактор и журналист он был в оппозиции правительству.
6. Аверченко не был женат, законных детей у него не осталось. Тем не менее, биограф Виктория Миленко нашла в Москве двоюродную внучку писателя, Наталию Одинцову (её отец – сын сестры Аркадия Тимофеевича Надежды). Наталия Игоревна рассказала удивительную историю. Ей пришлось разрабатывать курс по синергетике. Она стала читать специальную литературу и обнаружила, что ключевое понятие синергетики – нелинейность – объясняется через рассказ её двоюродного деда "Люди, близкие к населению". "Кто после этого станет утверждать, что Аверченко не современен?"

Источники:
«Аркадий Аверченко» О. Михайлов
«Чистокровный юморист» П. Горелов
http://vm.ru/news/2014/03/11/korol-smeha-10-interesnih-faktov-iz-biografii-arkadiya-averchenko-239123.htm
http://www.chronoton.ru/past/bio/arkadiy-averchenko
Яна Скипина
Всего просмотров этой публикации:

4 комментария

  1. Замечательный рассказ об Аркадии Аверченко. Спасибо, рекомендую ученикам нашей гимназии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рады, что Вам понравился рассказ! Сами узнали много нового из жизни этого интересного человека с богатым чувством юмора :)

      Удалить
  2. Спасибо, Татьяна, за интересную статью. Рекомендую Ваш пост своим читателям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Евгеньевна! Обязательно передадим благодарность автору поста - библиотекарю Яне Скипиной!

      Удалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »