воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Я весь пред тобою, Россия!

15 февраля – 105 лет Николаю Рыленкову

* * *
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Это мое любимое еще со школы стихотворение Николая Рыленкова.
Поэзия Рыленкова простая, искренняя, музыкальная, затрагивает сердце и душу.
Николай Иванович Рыленков родился 2 (15 по новому стилю) февраля 1909 года в крестьянской семье, в деревне Алексеевке Смоленской области. В биографических повестях «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу» он рассказал о поре своего становления. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. В 1930 году поступил в Смоленский педагогический институт, после окончания которого работал сельским учителем. Он печатается в областных журналах, знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба. В 1933 году выходит первая книжечка поэта «Мои герои». В предвоенные годы Рыленковым были написаны и выпущены книги лирики «Встречи», «Дыхание», «Истоки», «Берёзовый перелесок».
Участник Великой Отечественной войны 1941—1945, и на фронте Николай Рыленков оставался лириком, не столько живописующим батальные сцены, сколько рисующим мир чувств и настроений воина. Военная лирика Николая Рыленкова была такой же негромкой, «домашней», как и его лучшие довоенные стихи.
С особой силой талант Рыленкова раскрылся в его любовной и пейзажной лирике. Такие его книги, как «Корни и листья», «Жажда», «Рябиновый свет», «Пятое время года», «Снежница», отмечены печатью подлинной самобытности и высокой поэтической культуры. Он воспел Россию, родную ему Смоленщину с удивительной лирической проникновенностью. О чём бы ни писал Николай Рыленков, в какие бы высокие области духа ни уводил нас, он всегда возвращает нас на землю, в мир, где человек и природа живут «по соседству».
Важнейшую часть послевоенной лирики Николая Рыленкова составляют его песни. Читателю хорошо известны ставшие, по сути, уже народными песни «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветёт, то ли речка течёт», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха» и другие. Он – автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве», песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей
Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года, подготавливая к печати новый сборник стихотворений «Журавлиные трубы». Он похоронен в Смоленске, родном городе, с которым связана вся его творческая жизнь.
Поэзия Николая Рыленкова несёт нам аромат поля и луга, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки, образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.

* * *
Куда не посмотришь – родные
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома…
Я знаю – за это сурово
С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже – отвечу
За всё: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни, которым впервые
Внимают родные края…
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя. Совесть моя!

* * *
Мы в молодости все себе прощаем,
Судя других безжалостным судом!
Свои ошибки вспомнив, обещаем,
Что все исправим как-нибудь потом.
А жизнь идет. Пути ее суровы,
А старость взыщет весь наш долг судьбе.
Мы будем все другим простить готовы
И ничего уж не простим себе.

* * *
Записал народ в свою книгу книг,
Справедливость во всём любя:
— Глупый больше требует от других,
Мудрый — от самого себя.

* * *
Уйдёшь от всех ты, кто тебя ни судит,
Но не уйдёшь от совести своей.
Она вернёт с пути, в ночи разбудит.
Не только слово — мысль подсудна ей.

* * *
Избави бог от поздних сожалений,
Когда нельзя поправить ничего.
Нам так отрадно сквозь туман осенний
Увидеть праздник лета своего.
Но, поразмыслив, мы под звон метели
Всё чаще станем вспоминать о том,
Что сделать мы могли и не сумели,
Что проглядели в лете золотом.
Скорей бы хлынул паводок весенний,
Чтоб год начать, минувшему не льстя.
Избави бог от поздних сожалений,
Когда поправить ничего нельзя.

* * *
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоёмы в озёрах,
А в лесу древесины запас;
Кто не может с речушкой сдружиться,
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает, как пахнет душица
На поёмном лугу вечерком;
Никогда не намокнет под ливнем,
Босиком по росе не пройдёт
И под небом пронзительно-синим
Не забудет про дни непогод.
И — о чём бы они ни старались, —
Есть присловье одно про таких:
Ни себе, ни другим не на радость
Суетливые хлопоты их!
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши.
Кто не любит родную природу —
Тот не знает народной души!

* * *
В юности мы спрашивали часто:
На какой тропе искать нам счастья?
И постигли, побродив по свету,
Что особых троп у счастья нету.
Где б ни шли мы — счастье с нами рядом,
Только надо видеть зорким взглядом,
Только слышать чутким ухом надо,
Чтоб узнать его, моя отрада.
Счастье — непредвиденный заране
Огонёк, мерцающий в тумане,
В знойный полдень родничок студёный,
Путь далёкий, до конца пройдённый.
Сладкий вздох перегоревшей муки,
Верность, сохранённая в разлуке,
Встреча у отцовского порога,
А наутро — новая дорога.
Новые тревоги и заботы,
Новых троп крутые повороты,
Что всегда ведут к родному краю,
А иного счастья я не знаю.

* * *
Морозы – декабрю, метели – февралю,
Капели первые – задумчивому марту.
А я б сказать не мог, что больше я люблю,
Читая по ночам небес открытых карту.
Всю жизнь влечёт вперёд круговорот времён,
Зимою ждёшь весны, весною просишь лета,
И говоришь всегда, часов заслышав звон,
Что песня лучшая твоя еще не спета.

* * *
Я, признаться, жить хотел бы долго,
Каждый день по-новому ценя,
Чтобы непогашенного долга
Не осталось в жизни у меня.
Чтобы ежедневно, ежечасно,
Вспоминая путь свой средь тревог,
Всех, кого обидел я напрасно,
Чем-нибудь порадовать бы смог.
Ну, а если это невозможно
И до срока не свалюсь без сил,
Пусть хоть знают те, кому я должен,
Что со всех дорог я к ним спешил.
Не владевший рогом изобилья,
Заходивший часто за предел,
Про свои долги не позабыл я,
Только заплатить не все успел.


А какие стихотворения Николая Рыленкова нравятся вам?
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »