пятница, 19 февраля 2016 г.

«Изгиб гитары желтый…» Олега Митяева

  
«Олег Митяев - одна из наиболее ярких фигур среди бардов нынешнего поколения. Отличительной чертой его песен является обязательное присутствие в них оригинальной, запоминающейся мелодии...».
Александр Городницкий

К 60 - летию российского автора-исполнителя, музыканта и актёра Олега Григорьевича Митяева Михаил Скрябин, библиотекарь библиотеки № 32 им.М.Горького, подготовил рассказ о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка.
Все любители туристических походов, песен у костра и просто хороших компаний, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Она стала одним из гимнов бардовского движения.

Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба — большой и звездноснежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 «Как-то весной на лекции по плаванию я написал песню, в которой были строчки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...», — рассказывает Олег Митяев. — И вот уже больше тридцати лет я пою эту песню на всех концертах.
При всей скромности текста и музыки судьба этой песни... удивительная. Уже через четыре месяца после ее первого исполнения с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Я не верил, тем более что это была моя первая песня, и конечно, не было пределов моей гордости, когда в 1980-м году я слушал ее у нас в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом я случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на нашем вокзале. Я стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель — ее автор. Даже трудно передать, что я тогда пережил... »
Олег Григорьевич Митяев родился 19 февраля 1956 года в городе Челябинске. Отец Григорий Степанович — рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать Лидия Яковлевна — домохозяйка. 
Мама Лидия Яковлевна,  брат Слава, Олег, отец Григорий Степанович Митяевы
В 1963 году Олег поступил в начальную школу №59, затем в 1967-м — в среднюю школу №55. В 1969 году Олег перешел в среднюю школу № 68.

 «Если бы меня в детстве кто-нибудь спросил, кем я хочу стать, то я бы с удовольствием ответил — собаководом, — рассказывает Олег Митяев. — Я тогда не знал, что эта профессия называется кинолог, что мне не помешало приручить всех собак в округе. Я с ними нашел общий язык, всех прикормил. Еще я строил собакам будки, а зимой они меня на лыжах возили по озеру. А когда приезжали отловщики дворняг, то я делал большое тимуровское дело, собирал всех собак и прятал... У меня очень правильные рабоче-крестьянские родители, поэтому дома не было слышно мата и практиковалось уважительное отношение друг к другу. Я очень благодарен своей маме. Я мог психануть по какому-нибудь поводу, выйти, громко хлопнув дверью, но тут же от нее за это получал. И для меня это оказалось полезно, потому что в дальнейшем я научился держать себя в руках».
Увлечение гитарой началось у Олега, как и у многих в то время. Он пытался играть даже без знания аккордов. «Цыганочку» вообще играли на гитаре, где было лишь две струны. После того, как появились все струны, репертуар значительно расширился. Впервые услышав песни Визбора и Дольского, Олег выучил кассеты наизусть, так же было с кассетой Суханова. 
Песня «Марш монтажников» была одной из любимых и во многом из-за этого, Митяев решил стать монтажником и поступил в 1971 году в монтажный техникум. Там он овладел специальностью техник-электрик. Выбор профессии произошёл совершенно случайно, Олегу казалось, что именно это и есть настоящая мужская работа и реальная, настоящая жизнь. Уже начав учиться, он понял свою ошибку, понял, что это не его, особенно, когда столкнулся с такой точной наукой, как сопромат. Молодой человек дал себе обещание, что доучится, не смотря на то, что на учёбу ему приходилось ездить через весь промёрзший Челябинск.
В это время Митяев серьёзно увлёкся плаванием, получив первый разряд. Ему обещали, что при условии занятий спортом, армии можно будет избежать, но получилось всё наоборот. Внезапно его забрали служить в Москву, где он, будучи матросом, в красивой морской форме, служил в охране адмирала флота Советского Союза.
А потом — Институт физкультуры по специализации «плавание».
 «Поразительно, но закончил я его с отличием, у меня не было ни одной четверки, и я получал Ленинскую стипендию», - вспоминает Олег Митяев. - При этом я не так уж блистал знаниями, сколько играл образ знающего человека. Тогда и подумал: «А не актерская ли профессия мне уготована?» Практически все знакомые тогда утверждали, что я учусь не там где надо... Участие в конкурсах художественной самодеятельности и страсть к лицедейству привели меня в театральный институт (ГИТИС), который в 1992-м году я, как ни странно, тоже закончил. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось, так как с 1980 года я сочиняю песни и пою их, где попросят...».
Ещё в годы учёбы в Институте физкультуры, Олег Митяев познакомился с бардом Петром Старцевым, с которым начал выступать.

Булат Окуджава, послушав первые песни Митяева,  скажет: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается — значит зреет открытие».
 «Я бы не стал разделять творчество на авторскую песню, блатняк, джаз, — говорит Олег Митяев. — Это один мир. А то, что кто-то исполняет мои песни, так я давно говорю: пойте на здоровье. Я спокойно к этому отношусь. Кто их поет и как они прозвучат, это не так уж важно. Главное, что они кому-то нравятся...»
Всенародно известные песни Олега Митяева: «Соседка», «Француженка», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», «Давай с тобой поговорим», «Сестра милосердия», «В осеннем парке», «Авиатор», «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Лето — это маленькая жизнь» и множество других.

Посмотри, в каком красивом доме ты живешь,
Я вчера пошел за пивом, прямо обомлел:
Целовал его слепой расплакавшийся дождь,
Извиняясь, что всю зиму гриппом проболел.
Я стоял бы любовался до скончанья дня
Вместе с нашим участковым молча под грибком,
Но в пакетике прозрачном дырка у меня,
И все время утекает пиво из него.

Припев:
Я ушел в апреле, я нашел повод.
Я замерз, укутываясь в твой холод.
И пошел на улицу встречать лето.
Лето — это маленькая жизнь...
Лето — это маленькая жизнь порознь.
Тихо подрастает на щеках поросль,
Дом плывет по лету, а меня нету.
Лето — это маленькая жизнь.

Странно... мы все время были в городе одном,
Ты все там же, в доме на последнем этаже,
А я в различных точках, именующихся дном.
Впрочем, если пить, то нету разницы уже.

Припев:
Я и не заметил, что конец мая,
Что давно повесилась метель злая,
Выпил с участковым и смотрю — лето...
Лето — это маленькая жизнь
Лето — это маленькая жизнь порознь.
Тихо подрастает на щеках поросль,
Дом плывет по лету, а меня нету.
Лето — это маленькая жизнь.

И хотя в окне твоем ночует наша грусть,
Я в мусоропровод бросил два своих ключа,
И к тебе я точно этим летом не вернусь,
Я хожу в кино и в парк культуры по ночам.

Припев:
А ты вернулась с моря, я вчера видел,
Словно прошлой жизни посмотрел видик,
Видик про разлуку, про твое лето.
Лето — то маленькая жизнь.
Жизнь, в которой не было ни дня фальши,
Вряд ли кто-то знает, что дальше.
Только участковый мне кивнет молча...
Лето — это маленькая жизнь.
«Лето — это маленькая, жизнь»

С 1987-го автор-исполнитель стал выступать с  гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым, выпустив совместно несколько дисков и пластинок. А в 1992-ом Тарасов и Митяев вместе с актёрами театра Моссовета принимали участие в постановке «Большой Владимир», где Митяев сыграл роль Маяковского. Премьера проходила в Италии. 

Позже Митяев стал работать с музыкантом-мультиинструменталистом Леонидом Марголиным. Он ездит с гастролями, его концерты длятся обычно около трёх часов. Они больше похожи на импровизацию.
Олег Митяев и Леонид Марголин
 «Писать — для меня значит бездельничать: читать, встречаться с друзьями, подолгу с ними беседовать, иногда выступать, — рассказывает Олег Митяев. — Хотя концертов, откровенно говоря, могло быть и меньше. Но когда собираются полные залы и я знаю, что люди меня ждут, приходится ехать и выступать...»
Олег Митяев и Александр Розенбаум
Олег Митяев и Александр Городницкий

Бард стал Лауреатом многих наград: премии Фонда русской поэзии «Петрополь» (2001, за книгу «Непраздничные вещи»), национальной премии «Овация» (2001, 2008), премии «Золотой Остап» (2003), Царскосельской художественной премии (2003, 2009), премии имени Иосифа Бродского (2015), Ордена «За вклад в культуру» (2011), ордена «Служение искусству» (2013)  и др.
В 2000 году по инициативе Олега Митяева создан благотворительный фонд для поддержки проектов в области культуры и в 2012 году — Ассоциация «Всё настоящее — детям».
Самые известные проекты фонда: Ильменский фестиваль и  Народная премия «Светлое прошлое». Она выдается знаменитым землякам, которые достигли невероятных успехов и своим трудом и талантом снискали народное признание.
Ещё в юности Олег Митяев думал, что у него будет одна жена на всю жизнь. Однако на деле получилось иначе. Не считая свою личную жизнь удачной, он не очень любит о ней рассказывать. От первого брака, который продлился совсем недолго, у него есть сын, которого зовут Сергей. Второй брак тоже распался. Супруга родила ему двоих сыновей – Филиппа и Савву. Сейчас Митяев живёт с третьей женой, воспитывая совместную дочь Дашу. Их брак длится уже четырнадцать лет. Его жена Марина Есипенко – актриса театра Вахтангова. 

Супруги вместе не только хранят свой домашний очаг, но и работают. Марина помогает мужу вести церемонию вручения премии «Светлое прошлое».

Старшие дети Олега Митяева не пошли по его стопам. Сергей, по-прежнему живет в Челябинске, откуда родом и сам знаменитый бард. Отслужив в армии, Сергей вернулся в родной город, женился, и подарил отцу трех внуков – Настю, Олега и Анну. Сейчас он занимается делами фонда Олега Митяева в Челябинске. Филипп, решив сначала стать актером, поступил в Театральное училище им. Щукина, но, проучившись там полтора года, забрал документы и поступил в другой вуз на экономический факультет. Сейчас он работает администратором у своего отца. Младшая, Даша, учится в школе. Дети Олега Митяева, по признанию барда, всегда в поле его зрения, и он помогает им, как может. 
Олег Митяев, жена Мариной Есипенко, дети - Сергей (Вверху), Савва и Даша
Любовь к своему родному Челябинску бард пронёс через всю жизнь. Олег Митяев приезжает сюда, так как не может жить без этого города, без того, чтобы подышать его воздухом и походить знакомыми улицами. Со слов Митяева, ему часто снятся сны о его детстве, его дворе. Счастьем он считает то, что человек живёт на белом свете.

Олег Митяев выпустил 17 авторских книг, одна из которых (сборник его песен) вышла в Германиина немецком языке.
В фондах МКУК «Централизованная библиотечная система» можно познакомиться с книгами Олега Митяева:
Митяев, О. Вечная история : (кн. избр. стихов и песен) / Олег Митяев. - М. : АиФ-Принт, 2003. - 383 с. : ил. - (Золотая коллекция АиФа). Экземпляры в библиотеках: № 11, 32.
Митяев, О. Светлое прошлое : Стихи. Песни. Интервью. Ноты / Олег Митяев. - М. : Локид-Пресс, 2003. - 383 с. : ил. - (Соло ХХ века). Экземпляры в библиотеке: № 32.
Митяев, О. Давай с тобой поговорим : стихи и песни / Олег Митяев. - М. : Эксмо, 2004. - 381 с. : ил. Экземпляры в библиотеках: ЦБ (чз), № 1 , 14 , 22.



А вы любите стихи, песни Олега Митяева?
Всего просмотров этой публикации:

1 комментарий

  1. С Олегом мне довелось общаться в редакции газеты "Кадры культуры" института культуры в 1987 году и в телефонном разговоре на прямой линии "Челябинского рабочего"(2002). В моей коллекции есть много альбомов и сборников О.Митяева :"Митяевские песни(3части),"Ни страны, ни погоста"(на стихи И.Бродского),"Небесный калькулятор","Теперь толкуют о деньгах"(песни на стихи Ю.Визбора), "Концерт в Кремле", а также сборник из серии "Российские барды".Олег Митяев, на мой взгляд ,классик авторской песни наряду с В.Высоцким, Ю.Визбором, Б.Окуджавой. Хочется пожелать Олегу Григорьевичу новых творческих успехов!

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »