вторник, 16 июля 2013 г.

«Последний романтик ушедшего века»


Так сказал о себе известный российский поэт Андрей Дмитриевич Дементьев. 
Сегодня этому замечательному, любимому всеми Поэту исполняется 85 лет.
Литературный дебют - стихотворение «Студенту» - состоялся 65 лет назад. В настоящее время издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет. На стихи Андрея Дементьева написано более 100 песен, среди них такие популярные и любимые песни, как «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери», «Алёнушка», «Яблоки на снегу», «Каскадеры», «Натали», «Признание», «Доброта», «Я тебя рисую», «Давай попробуем вернуть» и др.

Благодаря Андрею Дементьеву журнал «Юность», которому писатель отдал  21 год жизни, открыл немало талантливых писателей, печатал романы, повести, стихи современных мастеров литературы – В. Аксенова, А. Арканова, В. Астафьева, Б. Ахмадулиной, Б. Васильева, Ю. Друниной, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, В. Максимова, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Л. Филатова и др.
Андрей Дмитриевич любит чтение, классическую музыку, особенно творчество Шопена и Чайковского, классический балет, живопись Сурикова, исторические фильмы. Увлекается футболом, плаванием, гимнастикой.
По читательской популярности поэзия А. Д. Дементьева занимает первое место среди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов. И в честь 85-летия А.Дементьева в родном городе поэта, в Твери, открывается первый в России Дом поэзии.
Книги А.Дементьева
в электронном каталоге ЦБС

Никто не расскажет лучше о жизни писателя, чем сам Андрей Дементьев – хотите узнать больше – возьмите почитать автобиографическую прозу Дементьева «Ни о чем не жалейте вдогонку» (М., 2009) в наших библиотеках. Она не только знакомит читателей с фактами творческой биографии любимого поэта, но живо и ярко рисует целую эпоху "шестидесятников" с ее романтикой, проблемами.

Актуальные высказывания А. Дементьева о нашем времени:

«Я очень критически отношусь к тому, что сейчас происходит у нас в стране. Что меня сейчас волнует? Прежде всего образование. Та реформа, те новые стандарты, которые попыталось предложить Министерство образования, вызвали резкое неприятие со стороны очень многих серьёзных людей. Как можно воспитать гармоничную личность, изъяв из обязательной школьной программы нашу великую литературу, историю или русский язык?! Ведь именно они формируют духовное начало человека, его умение мыслить, анализировать. Если эти стандарты будут приняты, то лет через 20 в разные сферы нашего хозяйства, науки, искусства придёт новое поколение - не оформившиеся внутренне люди, непрофессиональные. Россию уже сейчас можно назвать страной непрофессионалов - за что ни  возьмись».

«А как можно отказаться от истории? Ведь это же вековой опыт народа! И меня сейчас очень беспокоит эта негласная установка в обществе: начинать всё с чистого листа. Что стране нашей, новой России, - 20 лет! Как 20 лет?! Нам тысячи лет! Это системе, которая пришла к власти, да - ей 20 лет. Но система сегодня одна, завтра другая. А мы-то всё равно остаёмся государством с  богатой многовековой историей. Я вспоминаю слова Пушкина: «Кто забудет прошлое, тот  подлец». Правильно! Опыт предков необходим  нам  для осмысления сегодняшнего и завтрашнего дня. Иначе мы превратимся  в описанных  Чингизом Айтматовым манкуртов, потерявших связь со своими корнями».

«Мой отец был бедный крестьянин из тверской деревни. Но знаете, как он воспитывал меня? Каждый вечер перед сном садился ко мне на краешек кровати и читал книги. Каждый вечер! Сказки Пушкина, рассказы Лескова, романы Жюля Верна, Дюма, «Маугли» Киплинга. Так он сформировал у меня привычку на всю жизнь - читать. И эту же привычку я старался  привить своим детям. Именно с этого – с любви к чтению – и надо начинать жизнь, на мой взгляд».

«Знаете, как сказал один классик: «Великой страна может называться тогда, когда каждый в этой стране может сказать, что он счастлив». А вы знаете, какое количество людей в России сейчас не могут сказать это про себя? Подавляющее большинство. Вот что опасно! Вот что обидно! А я хочу, чтобы каждый был счастлив. Хотя хорошего в России достаточно. Я ведь много езжу. И честно скажу: страна наша держится на фанатиках. Библиотекари, учителя, музейщики… Платят этим людям копейки – на такой подвижнической работе не нахалтуришь, не подзаработаешь. А значит, делают они это бескорыстно! И тех, кто готов пожертвовать своим благополучием, чтобы помочь попавшим в беду людям, тоже много. И это залог того, что мы не пропадём».

* *  *
Я радуюсь тому, что я живу.
Я радуюсь снегам и майским радугам.
И птицам, прилетевшим в синеву.
И солнцу в небе бесконечно радуюсь.

Я радуюсь твоим глазам в ночи,
Когда они так близко счастьем светятся.
Когда слова, как руки, горячи…
Я рад всему, во что с тобой нам верится.

Пусть никогда не покидает нас
Подаренная нам земная радость.
Хоть у судьбы велик ее запас, -
Храни ту радость и душой, и взглядом.

Я радуюсь, что встретилась любовь.
Хотя казалось – встреча не случится.
Я радуюсь, что мой услышан зов,
Когда рассвет упал на наши лица.

И чтобы ни пришлось изведать мне,
Я все приму, к чему был небом призван.
Нет ничего прекрасней на земле,
Чем просто радоваться жизни.

* * *
Я иногда спохватываюсь вдруг: 
Уходят годы – сделано так мало!
А жизнь меня и била, и ласкала.
Но оглянуться вечно недосуг.
И суета – как океан за бортом…
У каждого из нас такой режим,
Что мы сперва принадлежим заботам,
А уж потом себе принадлежим.
И как бы не сложилась жизнь вначале,
И чтоб не ожидало нас потом, -
Благословляю все ее печали,
Рассвет и вечер за моим окном.

* * *
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить.
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

* * *
При рожденье каждого из нас
В небе зажигается звезда...
Чтобы свет ее в душе не гас,
Жизнь должна быть честно прожита.
Если ж вы нарушили завет –
Многое изменится в судьбе...
Берегите тот небесный свет.
Если не хотите зла себе.

НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЙТЕ
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

* * *
Обычное дело, обычный исход:
Кончаются сутки. Кончается год.
Кончается детство у школьной доски -
И вот у тебя серебрятся виски.
Над городом годы плывут чередой,
Над тем, где когда-то ты был молодой.
Кончается полдень. Кончается ночь.
Уходит беспечная молодость прочь.
Обычное дело. И нынче, как встарь,
Кончается август и снежный январь.
Кончается отпуск. Кончается даль.
Худеет опять на стене календарь.
Обычное дело. И, как ни крути,
Кончаются в мире любые пути.
За ниточку времени как ни держись,
Кончается все... Не кончается жизнь.

* * *
Я последний романтик ушедшего века.
Потому и живу по законам любви.
И душа моя, как одинокая ветка,
Что теряет последние листья свои.

Я упрямый романтик ушедшего века.
Верил я, что для счастья воспрянет земля.
Но от веры осталась лишь горькая метка,
Как от взрыва воронка, – в душе у меня.

Смотрят предки вослед, удивлённо и строго.
Нашу жизнь не понять им в далёкой дали...
Разбрелись земляки по нежданным дорогам.
И дороги опять мимо Храма прошли.

Обманулась душа, разуверилось сердце
От ушедших надежд, от нахлынувшей тьмы...
Я пытаюсь в минувшие годы всмотреться,
Где ещё оставались наивными мы.

Я последний романтик ушедшего века...
И таким я останусь уже навсегда.
Пролегла через судьбы незримая веха
Нашей веры, надежды, потерь и стыда.

***
Мне б научиться легко расставаться
С тем, что уже не продолжится вновь:
С эхом недавних похвал и оваций,
С верностью, не удержавшей любовь.
Мне б научиться легко расставаться
С теми, кто предал в отчаянный час…
С улицей детства в цветенье акаций,
С песней, которая не удалась.
Я же пока тяжело расставался
С теми, с чем проститься настала пора –
С музыкой нашего первого вальса,
С прошлым, что было грядущим вчера.

***
Все суета. И только жизнь превыше,
Когда она достойна и чиста.
И кто-то в ней уже на финиш вышел,
А чья-то жизнь лишь только начата.
Все суета. Престижный чин и кресло…
Пускай другие гибнут за металл.
Не занимать бы лишь чужого места,
Не млеть от незаслуженных похвал.
Все суета - и клевета, и зависть,
И неудачи в собственной судьбе.
Лишь одного я вечно опасаюсь -
При всех властях не изменять себе.

***
Скучаю по Советскому Союзу.
Грущу по незабытым временам,
Когда впервые мне явилась Муза,
Когда душа молилась именам...

Мы были и доверчивы, и робки.
И простодушны были, и смелы.
Как мнут теперь нас на дорогах пробки,
Так мяли в прошлом властные углы.

Я не хочу возврата к давним страхам:
Под чьим-то взглядом петь или дружить.
Былая жизнь вдруг обернулась прахом.
Но что-то же под ним осталось жить.

Скучаю по Советскому Союзу...
Не по тому, что нам держал петлю,
А по тому, что подарил мне Музу.
И не сводил всю нашу жизнь к рублю.
Скучаю я по молодости нашей.
Что не умела рвать завидный куш.
Скучаю по наивности вчерашней
И по всеобщей родственности душ.

К цинизму мы тогда не привыкали
И думали не только о себе...
И не копались наглыми руками
В чужой беде или в чужой судьбе.

А ныне на экране взлёт нежданный
Империи цинизма, страха, зла...
Я не хочу, чтоб с этого экрана
Мне прямо в душу чья-то кровь текла.

* * *
Пришли плохие времена.
Авторитет России продан…
Идет холодная война
Между властями и народом.
Идет холодная война
От пораженья к пораженью.
Ни та, ни эта сторона
Не проявляют сожаленья.
И станут биться до конца.
Одни, – чтоб выжить на пределе.
Другие – в поисках лица,
Чтоб люди верить захотели.
Но их надежда не сбылась.
Нас так обманывали часто,
Что как бы ни менялась власть,
Здесь не меняются несчастья.
Идет холодная война…
И гибнут вера и надежды.
И власть опять обречена.
А я кричу – «Россия, где ж ты?!»

* * *
В России отныне есть два государства:
Одно – для народа, другое – для барства.
В одном государстве шалеют от денег.
В другом до зарплаты копеечки делят.
Меж ними навеки закрыты границы.
О, как далеко огородам до Ниццы!
Не ближе, чем отчему дому – до виллы.
Когда-то таких поднимали на вилы.
В России отныне есть два государства.
В одном одурели от бед и от пьянства.
В другом одурели совсем от другого…
Но мне не к лицу неприличное слово.
Элитные жены – принцессы тусовок.
Российские бабы – Российская Совесть.
Однажды мое государство взъярится.
Пойдет напролом и откроет границы.
И будет в России одно Государство.
А все остальное – сплошное лукавство.

* * *
Я прожил нелегкую жизнь:
Репрессии, голод, война…
Мне сердце шептало:
«Держись!
Иные придут времена…»
Пришли…
Но не те, что я ждал.
Пришли времена «воротил»,
Эпоха ворюг и менял,
И вновь этот мир мне не мил.
А нас – ту великую часть,
Что держит страну на плечах,
Ввергают, как прежде, в напасть,
Чтоб свет в наших душах зачах…
Я прожил нелегкую жизнь.
И злобится память моя.
А сердце мне шепчет:
«Держись…»
Держусь за таких же, как я.


Фото с сайта http://andreydementiev.com/photo.html
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »