пятница, 22 февраля 2013 г.

Эммануилу Казакевичу сто лет

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее…

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно…

Евгений Евтушенко

Эти слова Е.Евтушенко, посвящённые С. Преображенскому, хочется произвести в честь Э.Казакевича, память о котором не угаснет, пока существует наша страна с её героическим и трагическим прошлым. Он подарил многим поколениям читателей множество стихов, три романа, несколько повестей, самая знаменитая среди которых «Звезда». И как символично, что день рождение Э.Казакевича приходится на 24 февраля…

Смотря на его фото, вспоминаются слова А.Т.Твардовского: «Внешний портрет этого интеллигентного человека в очках, с глубокими ранними залысинами и сединой, дающий пред­ставление как бы о кабинетных только склонностях и навы­ках книгочея и домоседа, решительно не совпадал с самыми существенными его чертами поведения и свойствами харак­тера… он был и страстным путешественником, охотником, отлично стрелявшим, водил машину без всяких скидок на любительские права, был весельчаком и остроумцем, душой дружеского застолья, хорошо пел русские народные и солдат­ские песни — недаром одно время ходил запевалой роты. Наконец, он был подлинно храбрым человеком на войне, хотя это никогда не вытекало из его собственных изустных воспоминаний».

И действительно вся его судьба – это ломка стереотипного представления об образе интеллигента. Меня как  вечного поклонника «Звезды», заинтересовало, где он черпал силы, что в восемнадцать лет стать успешным председателем колхоза, пройти войну геройским разведчиком, имея на руках освобождение от армии, спастись от репрессий и получить 2 Сталинские премии при наличии еврейской национальности? При этом его отличал высокий уровень юмора и иронии. Подбивая итоги войны, не без гордости  говорил, что совершил, по меньшей мере, пять подвигов. «Из рядового стал капитаном, из простого бойца – начальником разведки дивизии», «будучи почти слепым, стал прекрасным солдатом и хорошим разведчиком», «не использовал своей профессии писателя и плохое зрение для обустройства жизни подальше от пуль», «не подхалимничал перед начальством», «в наиболее трудные минуты был весел и бодр, не пытался спрятаться от трудностей, а шел им навстречу и побеждал их».

Читать воспоминания об Э. Казакевиче дело очень увлекательное. Видишь образ сильного, талантливого человека, которому была отпущена короткая жизнь…

Но я, как мне кажется,  в этих воспоминаниях нашла ответ на свой вопрос. Меня до глубины души потряс тот факт, что после смерти своего отца Э.Казакевич писал ему письма, в которых делился своими задумками и переживаниями. Значит, настоящим мужчиной его воспитал отличный и настоящий отец, оценка  и поддержка которого ему нужна была многие годы: «Часто я думаю — сколько умных советов я мог бы получить от тебя, если б у меня при твоей жизни хватило бы ума спрашивать у тебя советы! Но ум приходит слишком поздно.

...Вообще ты всегда относился к моим произведе­ниям с большой верой в меня и может быть, недоста­точно критически. Спасибо тебе за это, отец... Ты твоим глубоким пониманием помог мне сохранить веру в себя. И кроме этого «педагогического» смысла, — может быть, ты таки был прав в твоем хорошем мне­нии обо мне? Но этого я еще сам не знаю — это видно будет позже».

Сегодня, накануне 23 февраля, мне хочется поздравить всех мужчин с праздником. Пожелать им быть примером для своих детей, и спросить себя: «А что я сделал для своего сына, что бы он писал мне письма на тот свет?»
Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »