четверг, 18 июня 2020 г.

Отец и сын – поэты



Высоко в горах Дагестана расположен знаменитый аул Цада, где родились два великих поэта – отец и сын. Гамзат Цадаса и Расул Гамзатов. 


Гамзат Цадаса родился 9 (21) августа 1877 года в ауле Цада в семье крестьянина-бедняка. Его фамилия является псевдонимом и происходит от названия родного аула. В переводе на русский язык «цадаса» означает «огненный». Он рано стал сиротой, его отец Юсупил Магома умер, когда мальчику было 7 лет. Учился в медресе. В течение трёх лет был дибиром, т. е. мусульманским священником и судьей в своём ауле. 
Некоторое время работал на железной дороге и на лесосплаве, был хлеборобом, секретарём редакции районной газеты «Горец». 
С 1925 года Гамзат Цадаса был бессменным депутатом районного Совета депутатов трудящихся. В 1950 года был избран депутатом ВС СССР.
Трудолюбие и талант, жажда знаний помогли сыну бедняка и сироте стать избранным в высший орган государственной власти.

Сын очень гордился своим отцом, чей вклад в развитие аварской культуры был велик. Современный литературный аварский язык появился благодаря писательскому дару Гамзата Цадасы, его глубокому знанию арабского языка. Поэзия и драматургия Гамзата Цадасы стала классикой. Цадаса — первый автор аварских басен, стихов и сказок для детей. Благодаря его переводам аварцы познакомились с поэзией великого русского поэта А.С. Пушкина. 
На Востоке авторитет отца в семье непререкаем. Так было и в семье знаменитого дагестанского поэта Расула Гамзатова. Его отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса стал для сына первым учителем и наставником в поэтическом искусстве.
В детстве Расул любил слушать отцовские рассказы. А песни и легенды аварского народа, услышанные мальчиком от отца, навсегда оставили след в сердце юного поэта. Гамзат Цадаса читал сыну свои стихи, с малых лет Расул знал их все наизусть.
Творческая атмосфера с самого рождения сопровождала Расула Гамзатова. Не случайно своё первое стихотворение он написал, когда ему было всего девять лет.
Также он унаследовал от отца любовь и почитание поэзии А.С.Пушкина и блестяще перевёл на аварский язык множество его произведений.
Расул всегда считал своим самым первым и самым главным учителем родного отца – народного поэта Дагестана Гамзата Цадаса. Ему он посвятил немало своих стихов и одну из своих лучших поэм «Разговор с отцом», она была опубликована в 1952 году, через год после смерти отца в «Литературной газете».

Расул Гамзатов
«Разговор с отцом»
1
С рассветом на кручах цветы запестрели,
И росы в густом разнотравье сверкнули.
А ночью река отразила в ущелье
Созвездья, горящие в горном ауле.
Ну что же, выходит, в дорогу пора мне.
И вновь отправляюсь я утром весенним
Туда, где вода, разбиваясь о камни,
Летит мимо склонов, объятых цветеньем.
Где можно столетье прожить не состарясь,
Где в сакле, что лепится над крутизною,
Земляк мой, совсем еще крепкий аварец,
Сейчас наслаждается сотой весною.
Пора мне! Уже в лепестках красноватых
Цветущие персиковые деревья.
В распахнутом небе цепочки пернатых —
На родину движутся птичьи кочевья.
И счастлива мать: «Журавли прилетают.
Должно быть, и сын мой появится скоро!»
Сестра, повстречавшая ласточек стаю,
Ликует: «Мой брат возвращается в горы».
Я еду. Пожитки уложены наспех.
Прощайте, огни дагестанской столицы!
Прощайте, равнины и ласковый Каспий, —
В источниках горных спешу освежиться.
Я еду… Петляют меж выступов острых
Капризные русла грохочущих речек.
Родными горами рожденные сестры,
Четыре Койсу выбегают навстречу.
Гора — как скакун под седлом белоснежным,
Не тает седло даже в летнее время.
Седая гора среди зелени свежей,
Как прадед, стоит, возвышаясь над всеми.
Деревья, деревья! Их жизнь вековую
Украсили вспышки трехдневных соцветий.
В аулах, что тысячи лет существуют,
Резвятся на солнце трехлетние дети.
Столбы с проводами идут по высотам.
На них восседают скворцы-новоселы.
И, словно ребят обучая полету,
Орел распластался над зданием школы.
Люблю я рассветы в горах и закаты,
И воздух высот — опьяняющий воздух.
Люблю, развалившись на бурке косматой,
В ночи пересчитывать дальние звезды.
Люблю земляка повстречать спозаранок,
Люблю его крепкое рукопожатье,
Люблю золотые улыбки горянок,
Их черные косы, их строгие платья.
Счастливый, хожу по альпийским просторам,
По нивам вершинным, где зреет пшеница.
И пушкинский томик со мною, в котором
Аварский цветок меж страничек хранится.

2
Вот так и бродил я три дня неустанно,
В траве и в ручьях находя свои строки.
Я пел о суровой красе Дагестана,
О смелом джигите, о горной дороге.
О старцах седых, что лезгинку плясали,
Как будто бы жить начинали сначала.
О девушке с гор, что игрой на рояле
Столичную публику очаровала.
Еще описал москвича-агронома,
Парторга, что в поле с рассветом уехал.
О свадьбе писал, где у добрых знакомых
Я славно гулял, и о прочих успехах.
В стихах изложить я стремился все то, что
Мне радует сердце весенней порою.
Послав их в редакцию утренней почтой,
Я ждал с нетерпеньем ответа, не скрою.
«Спасибо! Печатаем без сокращений», —
Гласило письмо из аварской газеты.
И вновь на дорогу глядел я с волненьем —
Кого ожидал я в сиянье рассвета?
Не девушку ждал я, не друга, не брата —
Коня, что покажется за поворотом.
На скачках призы получал он когда-то,
А ныне без всадника тихо бредет он.
Как будто старик, сединой убеленный,
Спокойно идет он, не ведая лени.
Он знает дорогу до почты районной,
Он знает дорогу обратно в селенье.
Как тот ветеран, что на пенсию вышел,
Идет не спеша он, годами испытан,
И ржет он, завидев знакомые крыши,
И цокают громче по камню копыта.
Идет он — не надо ему провожатых,
Он сам — почтальон и в пути независим.
Не требует он персональной зарплаты —
Доставщик газет, извещений и писем.
В мешках, что к седлу приторочены прочно,
Все новости мира, и весточки близких,
Журнал «Огонек», и служебная почта,
И множество всякой другой переписки.
Здесь все, что сближает земные пространства,
Здесь все, что сегодня подписчику нужно.
И наш — на пяти языках дагестанских —
Родной альманах под названием «Дружба».
Дождавшись газеты с моими стихами
(Коня повстречал я рассветною ранью),
В то утро воскресное со стариками
Сидел я, взволнованный, на годекане.
Очки не спеша надевая, газету,
Как будто окно, старики раскрывали,
И взором окидывали планету,
И видели самые дальние дали.
Безмолвствуя скромно, исполнен почтенья,
Сидел я среди собеседников мудрых
И слушал весомые их рассужденья,
О многом узнал я в то ясное утро.
Но горцу мечтается на годекане,
Чтоб люди его скакуна похвалили.
Хотелось и мне, чтоб в достойном собранье
Стихи мои тоже замечены были.
А судьи сидели в спокойствии строгом.
«Стихи ничего… — кто-то молвил, добавив: —
Ты хочешь идти по отцовской дороге?
Ну что же… Ты силы попробовать вправе…
Я помню, Гамзат понимал нас прекрасно.
Ведь так?» Говоривший склонился к соседу,
И тот закивал головою согласно,
Взглянул мне в глаза и продолжил беседу:
«Сынок, ты всегда приезжаешь весною,
О жизни счастливой поешь, о цветенье.
Скажи, ты знаком с иссушающим зноем?
Хоть раз побывал под ненастьем осенним?
Поешь… А когда же ты будешь работать?»
«Вот странный старик, — я подумал с досадой, —
Должно быть, он просто не понял чего-то…
Ведь песня — мой труд… Так чего ж ему надо?»
Пафос, существо этой поэмы – в тесной связи автора с отчим краем. Чувство любви и благодарности к отцу звучат в этом произведении. От него молодой поэт перенял заповедь о том, что стихи обязаны трудиться, о том, что в жизни и поэзии надо всегда выбирать трудные дороги. 
У Расула Гамзатова есть стихотворение о возмездии за неуважение к отцу. Почитание старости, почитание вырастившего тебя отца – традиционные ценности кавказского народа. В кавказских республиках нет домов старости. Бросить или обидеть престарелого родственника считается здесь большим позором. 

Расул Гамзатов.
Всех виноватых все равно 
Постигнет наказанье! 
…Жил-был старик давным-давно, 
Гласит одно сказанье. 

Однажды в поле он с утра 
Работал вместе с сыном. 
Была весенняя пора, 
Цвели, цвели долины. 

И вот еще не схлынул зной 
Среди страды горячей, 
Пришел домой едва живой 
Старик — и чуть не плачет. 

— Сейчас на поле столько дел, 
Чего ж ушел ты с поля?
— …А он как будто онемел 
От горя и от боли. 

— Да что случилось? 
Сын твой где? 
— Посыпались вопросы.
…А у него по бороде Текут обильно слезы:

— Зачем караешь ты меня 
Так беспощадно, боже? 
И до сегодняшнего дня
Зачем, зачем я дожил! 

Ах, сын мой, сын… 
Когда б я знал… 
— Так плачешь ты о сыне? 
Быть может, в бездну он упал 
Или погиб в пучине?.. 
— Он жив…— И головой поник.
— Беда страшней, поверьте! 
— Да что ты говоришь, старик? 
Что в мире горше смерти? 

— Меня ударил сын родной,
— Старик с трудом ответил.
— Скорей бы смерть пришла за мной 
— Как жить теперь на свете?..

— О, пусть утихнут песни рек! 
Пусть онемеют горы! 
Наш гордый край не знал вовек 
Подобного позора! 

Кто руку поднял на отца 
— Того жалеть не смейте! 
Мы предадим, как подлеца, 
Его позорной смерти. 

Он должен быть казнен, распят, 
Он смерть найдет в ущелье. 
В грехе он страшном виноват 
— И нет ему прощенья! 

— Был гнев народа так велик, 
Что горы задрожали. 
…Но тут заговорил старик, 
Исполненный печали: 

— Хотя меня ударил сын, 
К нему явите милость. 
Виновен только я один 
В том, что со мной случилось. 

В те дни, когда я юным был, 
Страстям давал я волю 
И тоже честь свою убил 
На том же самом поле. 

Отца, седого старика, 
Ударил я когда-то… 
Вот эта самая рука 
В несчастье виновата. 

Никто не знал про тот позор
— Ни мать, ни сын, ни братья. 
Но не забыл я до сих пор 
Отцовского проклятья! 

Сказал он: «Будет прям твой путь,
Без горя, зла и жажды. 
Но пусть твой сын когда-нибудь 
С тобой поступит так же!» 

Сбылось проклятье давних дней 
— Нас судят наши дети. 
Я понял, что вине моей 
Прощенья нет на свете!.. 

Моя великая беда 
Пусть всем наукой будет…
— Никто в горах и никогда 
Тот случай не забудет. 

Я не устану без конца 
Твердить врагу и другу: 
Позор тому, кто на отца 
Поднять посмеет руку!

Небольшой дагестанский аул Цада подарил миру сразу двух мастеров слова – Гамзата Цадасу - отца и Расула Гамзатова – сына. Голос Расула был услышан далеко за пределами его родного Дагестана. 

Мысли, стихи и книги Гамзата Цадасы и Расула Гамзатова – советчики и источники жизненной мудрости для многих людей.

Читайте также

Елена Богданова, зав.библиотекой №12 «Порт»

Всего просмотров этой публикации:

Комментариев нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика
Наверх
  « »